Файл: Курсовая работа Особенности организации работы в природном уголке с детьми дошкольного возраста.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наблю-дения
Рассматривание картин, демонстрация фильмов
Игра
Труд в при-роде
Эле-ментарные опыты
Рассказ
Беседа
Чтение
- Кратковременные
- Длительные
- Определение состояния предмета по отдельным признакам
- Восстановление картины целого по отдельным признакам
Дидактические игры:
-предметные,
- настольно-печатные,
- словесные,
- игровые упражнения и игры-занятия
Подвижные игры
Творческие игры (в т.ч. строительные)
Индивидуальные поручения
Коллективный труд
Рисунок 3 - Методы ознакомления дошкольников с природой
Воспользуемся классификацией методов обучения, дифференцируемых по источнику знаний, которые получают дети. Данная классификация была сформулирована Е. Я. Голант, Д. О. Лоркипанидзе и Е. И. Петровским и предполагала использование следующих групп методов для формирования природоохранной культуры:
Наглядные методы - позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе, они с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Словесные методы - используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
Практические методы - используются для уточнения представлений детей, углубления их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы.
1.Наглядные методы.
Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в которой участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребёнка.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач:
- Формирует у детей знания о природе.
- Учит наблюдать.
- Развивает наблюдательность.
- Воспитывает эстетические чувства.
В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие -- в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); наблюдения на сельскохозяйственные объекты -- в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой, установить связи между отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.
Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит решению одной из важных задач умственного воспитания.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).
Подготовка воспитателя к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Если наблюдается животное, необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно. Например: при наблюдении за кроликом, для него сооружается достаточно просторный загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. На пол следует постелить коврик, иначе животное будет скользить по гладкому полу. Для того, чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, воспитатель в работе с малышами использует стихи, малые формы фольклора, а со старшими в течение занятия ещё и чтение отрывков из художественных произведений. наблюдение должно протекать в определённой последовательности. Используя различные приёмы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного - и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом. Приведу пример:
Наблюдение за рыбками в аквариуме.
Цель: Уточнить представления детей о внешнем виде рыб: тело покрыто чешуёй, на теле, спинке, боках, брюшке и хвосте - плавники; рыбы живут в воде. Учить отмечать особенности рыб разного вида, устанавливать различие (по величине, форме тела, цвету, поведению в аквариуме) и сходство.
- По каким признакам? (наличие общих частей тела, характер движения; тело покрыто чешуёй, живут в воде).
Организация наблюдения. В аквариум, в дополнение к прежним, запускают новых рыбок. Все дети рассаживаются возле него.
Ход наблюдения. Воспитатель предлагает вспомнить, как называются рыбки, живущие в аквариуме, а также рассказать, как дети ухаживали за ними, обращает внимание на то, что в аквариуме появились новые обитатели «Какие они?» - спрашивает педагог. Если дети затрудняются ответить, задаёт дополнительные вопросы: «Большие рыбки или маленькие? Какого они цвета? Где у них плавники? Как рыбки плавают?» После этого сообщает название новых рыб, предлагает ребятам сравнить их с теми, которые жили раньше, установить различие и сходство. Можно бросить корм и посмотреть, как берут его рыбки, как они плавают. По мере надобности воспитатель задаёт дополнительные вопросы. Спрашивает каких рыб ещё знают дети, где живут рыбы. соответствующими вопросами подводит их к выделению существенных признаков рыб и обобщению. Затем сообщает правила ухода за новыми рыбками. В конце занятия даёт задание понаблюдать, как рыбки берут корм, сколько съедают, могут ли жить дружно со старыми рыбками.
Рассматривание картин. При ознакомлении с природой в младших группах используются сюжетные и предметные картины (дикие, домашние животные; овощи, фрукты).
В старшей рассматриваются и художественные картины («Золотая осень» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова, «Зима» Шишкина и т.д.), они необходимы для развития эстетического восприятия и чувств детей.
Предметные и сюжетные картины помогают закреплять и уточнять представления о ранее виденном (Например: на прогулке наблюдают за птицами, а затем в группе рассматривают соответствующую иллюстрацию, повторяют названия птиц и их характерные признаки). Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
Демонстрация диафильмов, кино- и телефильмов
- позволяют расширить объём знаний о природе, обеспечивает более устойчивое усвоение знаний. Хочется отметить роль кино- и телефильмов, которые позволяют показать дошкольникам природу в естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, рост и развитие растений и животных. В настоящее время особенно широко используются компьютеры, что делает учебный процесс более привлекательным.
Демонстрация моделей. Модели — это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки и структуру. Существуют различные виды моделей.
а) Предметные - различные предметы и конструкции (аквариум-модель водоёма), заводные игрушки (позволяют сформировать у детей представление о внешнем виде и движении), игрушки-аналоги).
б) Предметно-схематические - в них существенные связи, признаки и отношения представлены в виде предметов-макетов. (Например, чтобы изобразить цвет листьев используют полоски цветной бумаги соответствующего цвета, а форму листа - с помощью различных фигур)
в) Графические - условно передают признаки, связи отношения природных явлений (календари природы, экологическая пирамида, модель длинные-короткие ноги и т.п)
Демонстрация моделей используется для описания нового объекта (ребёнок смотрит на модель, чтобы ничего не забыть), сравнения объектов (нахождение сходства и отличий), для обобщений и на этой основе систематизации знаний. Наглядные методы способствуют формированию у детей чётких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности.
2.Словесные методы имеют определённое значение для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эмоционального и эстетического отклика на её объекты. С помощью их систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие знания.
Рассказ - используется в целях первичного ознакомления детей с объектами, предметами природы. Его цель -создать у детей точное, конкретное представление о том или ином объекте природы. Рассказывать надо образно и красочно, употребляя слова, знакомые и близкие детям. Рассказ должен привлекать внимание детей, стимулировать развитие мышления, познавательных процессов, воображения Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов. Это помогает детям понять его смысл.
Беседа как метод ознакомления детей с природой.
Беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями:
- для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);
- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе.
В каждой беседе решается задача развития речи детей.
Беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.
Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т.д.
Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач.
Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т.д. Итоговая беседа организуется воспитателем, начиная со средней группы. Она проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми.
Следующий словесный метод - чтение художественных произведений. В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринимать невозможно. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе. Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В.В. Бианки, М.М. Пришвин, К. Паустовский, Н. Сладков. Павлова ввела новый жанр - экологические сказки, которые в увлекательной форме знакомят с существами, населяющими планету Земля, учит понимать их потребности, отношения, раскрывает тайны сложных явлений и чудесных превращений в природе. Дальнейшее развитие экологическая сказка получила у Шорыгиной и Рыжовой.
3.Практические методы.
Игра — это метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод воспитательно-образовательной работы. Выдающие педагоги (Леонтьев, Эльконин, Запорожец). называли игру ведущей деятельностью дошкольников?