Файл: Курсовая работа Особенности организации работы в природном уголке с детьми дошкольного возраста.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ᅟнаблюдений. ᅟПо ᅟопределению ᅟП.Г. ᅟСаморуковой, ᅟнаблюдение ᅟ– ᅟэто ᅟспециально ᅟорганизованное ᅟвоспитателем, ᅟцеленаправленное, ᅟболее ᅟили ᅟменее ᅟдлительное ᅟи ᅟпланомерное, ᅟактивное ᅟвосприятие ᅟдетьми ᅟобъектов ᅟи ᅟявлений ᅟприроды ᅟ[19, ᅟс.261].
По ᅟмнению ᅟС.Н. ᅟНиколаевой ᅟ[20, ᅟс.183], ᅟнаблюдение ᅟкак ᅟцелостный ᅟпедагогический ᅟпроцесс ᅟстановится ᅟсовместной ᅟинтеллектуальной ᅟдеятельностью ᅟдетей ᅟи ᅟвоспитателя, ᅟв ᅟкоторой ᅟумственные ᅟдействия ᅟвзрослого ᅟнаправлены ᅟна ᅟпланирование ᅟи ᅟорганизацию ᅟнаблюдения, ᅟна ᅟрешение ᅟвоспитательно ᅟ– ᅟобразовательной ᅟзадачи, ᅟа ᅟумственные ᅟусилия ᅟдетей ᅟ– ᅟна ᅟполноценное ᅟвосприятие ᅟобъекта, ᅟ
на ᅟпоиск ᅟи ᅟполучение ᅟнужной ᅟинформации. ᅟПри ᅟтакой ᅟсхеме ᅟсовместной ᅟинтеллектуальной ᅟдеятельности ᅟнаблюдение ᅟстановится ᅟметодом ᅟэкологического ᅟвоспитания, ᅟпосредством ᅟкоторого ᅟу ᅟдошкольников ᅟформируются ᅟкруг ᅟконкретных ᅟэкологических ᅟзнаний ᅟоб ᅟобъектах ᅟнаблюдения ᅟи ᅟотношения ᅟк ᅟним.
С.Н. ᅟНиколаева ᅟвыделяет ᅟследующие ᅟтипы ᅟнаблюдений: ᅟодноразовые, ᅟмногоразовые, ᅟпериодические ᅟи ᅟциклические. ᅟПо ᅟопределению ᅟавтора ᅟцикл ᅟ– ᅟэто ᅟряд ᅟвзаимосвязанных ᅟнаблюдений ᅟза ᅟконкретным ᅟобъектом природного уголка природном уголке или ᅟучастка ᅟдетского ᅟсада ᅟ[14, ᅟс.196].
Цель ᅟнаблюдений ᅟдостигается ᅟлишь ᅟтогда, ᅟкогда ᅟсоблюдаются ᅟследующие ᅟправила (Приложение 1):
- ᅟ
компактное ᅟпроведение ᅟцикла: ᅟодно ᅟнаблюдение ᅟдолжно ᅟследовать ᅟза ᅟдругим ᅟбез ᅟбольших ᅟразрывов ᅟво ᅟвремени. ᅟСодержание ᅟкаждого ᅟследующего ᅟнаблюдения, ᅟнаслаиваясь ᅟна ᅟпредыдущее, ᅟукрепляет ᅟобщую ᅟсистему ᅟзнаний ᅟоб ᅟобъекте.
- ᅟпреобладание ᅟвизуального ᅟисточника ᅟзнаний ᅟнад ᅟсловесным: ᅟдети ᅟдолжны ᅟполучать ᅟинформацию, ᅟрассматривая ᅟобъект, ᅟа ᅟне ᅟсо ᅟслов ᅟвоспитателя. ᅟВопросы ᅟи ᅟочень ᅟкороткие ᅟпояснения ᅟпедагога ᅟнаправляют ᅟвнимание ᅟдошкольников ᅟи ᅟпобуждают ᅟих ᅟназывать ᅟувиденное. ᅟОтсюда ᅟвытекают ᅟорганизационные ᅟтребования ᅟк ᅟнаблюдению.
- ᅟв ᅟкаждом ᅟконкретном ᅟслучае ᅟмогут ᅟодновременно ᅟ
участвовать ᅟстолько ᅟдетей, сколько спокойно расположится вокруг объекта, чтобы беспрепятственно его рассматривать. В зависимости от размера объекта и его расположения в наблюдении обычно одновременно могут участвовать от 3-5 до 15 человек.
Также в природном уголке может быть организована экспериментальная деятельность. Экологическое образование с помощью элементарной поисковой деятельности имеет большое развивающее значение. Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
В условиях детского сада может быть использован только элементарный (несложный) опыт. П.Г. Саморукова относит его к практическим методам ознакомления дошкольников с природой [18, с.295]. Его элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование.
Несложные опыты используют для установления детьми причин тех или иных явлений связей и отношений между предметами и явлениями. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.
В процессе организации опытов нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления, поэтому, как только появятся заметные изменения (например, побледнеют и вытянутся побеги растений в темном месте), необходимо сразу изменить условия.
Таким образом, в природном уголке с дошкольниками организуются наблюдения, опыты, уход за растениями.
2.2. Совместная деятельность воспитателя и детей младшего дошкольного возраста в уголке природы
Вбар оно раб ток младшей группе бар оно раб ток полученные в раз так нос предшествующих группах еще оно еще сон представления о но еще оно кот еще природе расширяются. еще оно еще сон Прививаются трудовые но еще оно кот еще навыки по но еще оно кот еще уходу за оно как раз нос растениями: с еще оно еще сон помощью воспитателя бар оно раб ток дети так нос поливают комнатные оно как раз нос растения, вытирают но еще оно кот еще большие листья, еще оно еще сон сеют крупные оно как раз нос семена цветов, оно как раз нос сажают лук, еще оно еще сон поливают растения но еще оно кот еще на грядках.
Уход за еще оно еще сон комнатными растениями еще оно еще сон малышам еще оно как раз нос недоступен: воспитатель но еще оно кот еще делает это но еще оно кот еще сам, но оно как раз нос обязательно в еще оно еще сон присутствии детей, раз так нос привлекает их но еще оно кот еще внимание к еще оно еще сон своим действиям, оно как раз нос предлагает посмотреть, оно как раз нос как льется оно как раз нос вода из бар оно раб ток лейки, как оно как раз нос она впитывается бар оно раб ток в землю; но еще оно кот еще некоторые дети оно как раз нос могут и бар оно раб ток немного помочь раз так нос взрослому: подержать раз так нос лейку, налить оно как раз нос в нее но еще оно кот еще воды, вытереть но еще оно кот еще широкий лист оно как раз нос влажной тряпочкой. раз так нос В процессе раз так нос работы необходимо еще оно еще сон объяснять детям, бар оно раб ток что поливают бар оно раб ток растения и бар оно раб ток вытирают пыль бар оно раб ток с листьев оно как раз нос для того, бар оно раб ток чтобы они оно как раз нос лучше росли.
Ухаживая в оно как раз нос присутствии детей оно как раз нос за комнатными еще оно еще сон растениями, необходимо бар оно раб ток привлекать внимание но еще оно кот еще
По ᅟмнению ᅟС.Н. ᅟНиколаевой ᅟ[20, ᅟс.183], ᅟнаблюдение ᅟкак ᅟцелостный ᅟпедагогический ᅟпроцесс ᅟстановится ᅟсовместной ᅟинтеллектуальной ᅟдеятельностью ᅟдетей ᅟи ᅟвоспитателя, ᅟв ᅟкоторой ᅟумственные ᅟдействия ᅟвзрослого ᅟнаправлены ᅟна ᅟпланирование ᅟи ᅟорганизацию ᅟнаблюдения, ᅟна ᅟрешение ᅟвоспитательно ᅟ– ᅟобразовательной ᅟзадачи, ᅟа ᅟумственные ᅟусилия ᅟдетей ᅟ– ᅟна ᅟполноценное ᅟвосприятие ᅟобъекта, ᅟ
на ᅟпоиск ᅟи ᅟполучение ᅟнужной ᅟинформации. ᅟПри ᅟтакой ᅟсхеме ᅟсовместной ᅟинтеллектуальной ᅟдеятельности ᅟнаблюдение ᅟстановится ᅟметодом ᅟэкологического ᅟвоспитания, ᅟпосредством ᅟкоторого ᅟу ᅟдошкольников ᅟформируются ᅟкруг ᅟконкретных ᅟэкологических ᅟзнаний ᅟоб ᅟобъектах ᅟнаблюдения ᅟи ᅟотношения ᅟк ᅟним.
С.Н. ᅟНиколаева ᅟвыделяет ᅟследующие ᅟтипы ᅟнаблюдений: ᅟодноразовые, ᅟмногоразовые, ᅟпериодические ᅟи ᅟциклические. ᅟПо ᅟопределению ᅟавтора ᅟцикл ᅟ– ᅟэто ᅟряд ᅟвзаимосвязанных ᅟнаблюдений ᅟза ᅟконкретным ᅟобъектом природного уголка природном уголке или ᅟучастка ᅟдетского ᅟсада ᅟ[14, ᅟс.196].
Цель ᅟнаблюдений ᅟдостигается ᅟлишь ᅟтогда, ᅟкогда ᅟсоблюдаются ᅟследующие ᅟправила (Приложение 1):
- ᅟ
компактное ᅟпроведение ᅟцикла: ᅟодно ᅟнаблюдение ᅟдолжно ᅟследовать ᅟза ᅟдругим ᅟбез ᅟбольших ᅟразрывов ᅟво ᅟвремени. ᅟСодержание ᅟкаждого ᅟследующего ᅟнаблюдения, ᅟнаслаиваясь ᅟна ᅟпредыдущее, ᅟукрепляет ᅟобщую ᅟсистему ᅟзнаний ᅟоб ᅟобъекте.
- ᅟпреобладание ᅟвизуального ᅟисточника ᅟзнаний ᅟнад ᅟсловесным: ᅟдети ᅟдолжны ᅟполучать ᅟинформацию, ᅟрассматривая ᅟобъект, ᅟа ᅟне ᅟсо ᅟслов ᅟвоспитателя. ᅟВопросы ᅟи ᅟочень ᅟкороткие ᅟпояснения ᅟпедагога ᅟнаправляют ᅟвнимание ᅟдошкольников ᅟи ᅟпобуждают ᅟих ᅟназывать ᅟувиденное. ᅟОтсюда ᅟвытекают ᅟорганизационные ᅟтребования ᅟк ᅟнаблюдению.
- ᅟв ᅟкаждом ᅟконкретном ᅟслучае ᅟмогут ᅟодновременно ᅟ
участвовать ᅟстолько ᅟдетей, сколько спокойно расположится вокруг объекта, чтобы беспрепятственно его рассматривать. В зависимости от размера объекта и его расположения в наблюдении обычно одновременно могут участвовать от 3-5 до 15 человек.
Также в природном уголке может быть организована экспериментальная деятельность. Экологическое образование с помощью элементарной поисковой деятельности имеет большое развивающее значение. Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
В условиях детского сада может быть использован только элементарный (несложный) опыт. П.Г. Саморукова относит его к практическим методам ознакомления дошкольников с природой [18, с.295]. Его элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование.
Несложные опыты используют для установления детьми причин тех или иных явлений связей и отношений между предметами и явлениями. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.
В процессе организации опытов нельзя доводить живые объекты до гибели, нарушать их жизненно важные проявления, поэтому, как только появятся заметные изменения (например, побледнеют и вытянутся побеги растений в темном месте), необходимо сразу изменить условия.
Таким образом, в природном уголке с дошкольниками организуются наблюдения, опыты, уход за растениями.
2.2. Совместная деятельность воспитателя и детей младшего дошкольного возраста в уголке природы
Вбар оно раб ток младшей группе бар оно раб ток полученные в раз так нос предшествующих группах еще оно еще сон представления о но еще оно кот еще природе расширяются. еще оно еще сон Прививаются трудовые но еще оно кот еще навыки по но еще оно кот еще уходу за оно как раз нос растениями: с еще оно еще сон помощью воспитателя бар оно раб ток дети так нос поливают комнатные оно как раз нос растения, вытирают но еще оно кот еще большие листья, еще оно еще сон сеют крупные оно как раз нос семена цветов, оно как раз нос сажают лук, еще оно еще сон поливают растения но еще оно кот еще на грядках.
Уход за еще оно еще сон комнатными растениями еще оно еще сон малышам еще оно как раз нос недоступен: воспитатель но еще оно кот еще делает это но еще оно кот еще сам, но оно как раз нос обязательно в еще оно еще сон присутствии детей, раз так нос привлекает их но еще оно кот еще внимание к еще оно еще сон своим действиям, оно как раз нос предлагает посмотреть, оно как раз нос как льется оно как раз нос вода из бар оно раб ток лейки, как оно как раз нос она впитывается бар оно раб ток в землю; но еще оно кот еще некоторые дети оно как раз нос могут и бар оно раб ток немного помочь раз так нос взрослому: подержать раз так нос лейку, налить оно как раз нос в нее но еще оно кот еще воды, вытереть но еще оно кот еще широкий лист оно как раз нос влажной тряпочкой. раз так нос В процессе раз так нос работы необходимо еще оно еще сон объяснять детям, бар оно раб ток что поливают бар оно раб ток растения и бар оно раб ток вытирают пыль бар оно раб ток с листьев оно как раз нос для того, бар оно раб ток чтобы они оно как раз нос лучше росли.
Ухаживая в оно как раз нос присутствии детей оно как раз нос за комнатными еще оно еще сон растениями, необходимо бар оно раб ток привлекать внимание но еще оно кот еще