Файл: 1. теоретические основы формирования доходной части бюджетов при расчётах предприятий с бюджетом и внебюджетными фондами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 341

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современные теоретики утверждают, что полноценное развитие современных муниципальных образований может быть обеспечено лишь той политикой, которая способна вынуждать «развитые территории постепенно переходить на самофинансирование, а экономически ослабленные так же постепенно формировать свою инфраструктуру, с тем чтобы впоследствии иметь возможность самостоятельно формировать свою доходную базу» [18, с.124]. Очевидно, что, замыкаясь только на налоговом управлении местной экономикой, достичь таких целей нереально. Налоги играют важную роль в местной экономической политике, но панацеей, «средством от всех болезней» этот инструмент не является. Анализ налоговых отношений показывает, что сегодня их использование в стимулировании местной экономики связано с определёнными противоречиями, причиной которых является экономическая сущность муниципального образования, как субъекта, интегрированного в экономическое пространство страны и региона, а также экономическая сущность самих налоговых отношений, депрессивное влияние налогов на экономическую активность, двойственность функционального назначения налогов - они в одно и то же время являются и инструментом выравнивания территориальных диспропорций, и инструментом стимулирования местной экономики. Поэтому целостное исследование местной экономики в аспекте сбалансирования хозяйственной системы удовлетворения потребностей субъектов экономики муниципального уровня предполагает изучение альтернативных налогам инструментов и принципов местной экономической политики. Муниципалитеты имеют возможность привлекать средства из экономики и без использования налогов - за счёт развития арендных отношений, повышения эффективности деятельности муниципальных предприятий, активной муниципальной инвестиционной политики, создание внебюджетных фондов, развития иных форм «муниципального предпринимательства». Муниципалитеты должны «зарабатывать». Преимущества данного вида их деятельности заключаются в возможности максимального согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов муниципального уровня. В идеальной модели при расширении и повышении эффективности коммерческой деятельности муниципалитета поставщики благ, потребляемых муниципальными организациями, получают сбыт своей продукции, потребители товаров, работ и услуг муниципальных организаций извлекают выгоду из усиления конкуренции на соответствующих рынках, создаются дополнительные рабочие места, где работники получают доход в виде заработной платы. Очевидно, что повышение продуктивности использования муниципальной собственности путём муниципального предпринимательства и активная инвестиционная политика муниципалитетов предполагает рост экономической активности, который изъятием средств из местной экономики не характеризуется, а, наоборот, основан на их инъекции. Именно местное правительство, как
крупнейший распорядитель собственности в муниципалитете, может существенно ускорить экономическое развитие путём целенаправленной инвестиционной политики, муниципального предпринимательства и усиления за счёт этого конкуренции на соответствующих рынках, воздействуя, прежде всего, на скорость выравнивания нормы прибыли между отраслями местного хозяйства. Очевидно, что бюджетные рычаги должны использоваться для реализации инвестиционных целей, что будет способствовать стабильности финансовой базы муниципалитетов.

Выводы: Муниципальная собственность занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления. Одной из составных частей муниципальной собственности является местный (муниципальный) внебюджетный фонд.

Образование муниципального внебюджетного фонда является необходимой частью развития местного бюджета.

В связи с расширением для местных органов власти возможностей по объединению средств предприятий и местных бюджетов на развитие социальной инфраструктуры актуальной стала проблема объединения этих средств. Один из возможных путей концентрации средств предприятий на финансирование общерегиональных мероприятий — образование муниципальных внебюджетных фондов экономического и социального развития (приложение 6).

Бюджетирование на муниципальном уровне представляет собой систему организационных мероприятий по претворению в жизнь определённой модели бюджетного процесса в муниципальном образовании. Потребности социально-экономического развития говорят о необходимости внедрения принципов бюджетирования, ориентирующих на конкретный результат. Реализация указанного положения важна не только на федеральном и региональном, но и на муниципальном уровне. Для повышения эффективности бюджетирования на муниципальном уровне целесообразно решение вопроса о разработке и практическом применении универсальных программных продуктов, позволяющих автоматизировать бюджетный процесс. Местный бюджет по своей природе имеет организационные (самостоятельность, сбалансированность, широкая сфера влияния, гибкость и действенность и др.) и экономические характеристики (местный бюджет является крупнейшей составной частью местных финансов). Именно экономические характеристики показывают специфику местного бюджета. Они позволяют отграничивать само понятие местного бюджета от бюджетов федерального и регионального уровня. Действующая экономическая классификация подразумевает разделение доходов местного бюджета на собственные и регулируемые, а также на налоговые и неналоговые. Такой подход к группировке доходов позволяет осуществлять анализ результатов бюджетной политики с точки зрения зависимости муниципальных бюджетов от бюджетов вышестоящих уровней, а также эффективности налогового механизма пополнения местных бюджетов. Расходы местных бюджетов должны соответствовать требованиям актуальности, целесообразности, финансовой и материальной возможности реализации. Местные бюджеты являются социально ориентированными. Социальная направленность их расходов обостряет противоречия между сферой производства как базой доходов бюджетов и социальной сферой. Потребуется немало усилий и времени, прежде чем в ходе реформирования коммунального хозяйства, образования и здравоохранения, направленного на снижение их затратности, последствия данного противоречия будут минимизированы. Активизация экономических отношений муниципального заимствования в современных условиях хозяйствования будет являться стимулом, положительно влияющим на увеличение объёмов местного бюджета, а также реализацию процессов расширенного воспроизводства в муниципальных образованиях.



В обобщённом виде проблемы бюджетирования на муниципальном уровне сводятся к вопросу нехватки финансовых ресурсов для выполнения социальных обязательств. Решению данных проблем может способствовать активное использование возможностей муниципалитетов по стимулированию инвестиционных процессов. Немаловажное значение при этом имеет грамотное распоряжение бюджетными ресурсами. Инвестиционная политика органов местного самоуправления должна основываться на принципах совместного использования муниципального и частного капитала. Несмотря на ведущую роль налогов и сборов в формировании местного бюджета в управлении местными финансами не следует всецело полагаться на данный источник доходов. Налоги имеют перераспределительный характер. Именно их использует вышестоящая власть для сглаживания территориальных социально-экономических диспропорций. И такая ситуация будет постоянно, пока есть неравенство в экономическом развитии территорий. По нашему мнению, существенному переосмыслению подлежит функциональная роль неналоговых доходов. Муниципалитетам следует более эффективно использовать находящееся в их распоряжении имущество, использовать современные способы экономии затрат, получения дополнительных доходов и стимулирования местной экономики. Именно в этом заключается их ресурс, способный снять зависимость от регулирующих доходов. Принимаемые сегодня на муниципальном уровне бюджетные решения имеют особую социально-экономическую значимость. Многомерный статистический анализ объективных данных показал, что роль расходов муниципальных бюджетов сопоставима по своему значению относительно роста общественного благосостояния с таким признанным критерием как рост валового внутреннего продукта. Исходя из названного положения о роли и значении местного бюджета для общественного благосостояния наиболее актуальным целевым ориентиром является его рост, опережающий инфляционные темпы. На выявление результатов в достижении этой цели и должен быть направлен финансовый анализ местного бюджета, где роль предприятий, пополняющих бюджет и внебюджетные фонды будет базовой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая взаимоотношения предприятий с бюджетом и внебюджетными фондами мы приходим к заключению, что основной источник доходной части госбюджета - это налоговые поступления, т. е. обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Основным документом в налоговой сфере является Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В данном законе содержатся основные понятия, принципы и правила налогообложения, которые должны использоваться и учитываться в принимаемых подзаконных актах по вопросам налогообложения. В федеральном законодательстве приведен перечень различных налогов и сборов, которые могут быть установлены федеральными, региональными и местными органами власти.


Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), а так же муниципальных бюджетов и необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др.

Налог – обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством. Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчёта и сбора налога.

Функции налогов – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Существует 7 основных функций налогов: регулирующая; фискальная; стимулирующая; распределительная; контрольная; учётно-контрольная; социальная.

Налоговая система РФ включает общий налоговый режим и специальные налоговые режимы. Специальным налоговым режимом считается особый порядок внесения и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, который устанавливается Налоговым кодексом РФ. При традиционной системе налогообложения юридические лица уплачивают в бюджет налог на прибыль, НДС, налог на имущество, ЕСН и другие налоги и сборы. К специальным налоговым режимам относятся: упрощённая система налогообложения; единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за федеральным, региональными и местными бюджетами является исходной базой формирования доходов бюджетов различных уровней. Это обеспечивает самостоятельность бюджетов, как на уровне региона, так и на уровне местного самоуправления.

Правила распределения налогов между субъектами Федерации и местными властями определяются ежегодным законом о бюджете соответствующего субъекта. Местный бюджет - это главная финансовая база местных органов власти. Бюджетные и имущественные права, предоставленные местным органам власти, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении.


Все что выходит за рамки местного бюджета может быть использовано при создании муниципальных внебюджетных фондах, которые формируются в порядке и на условиях, установленных законодательством местного самоуправления.

Средства, полученные за счёт взносов предприятий, должны, как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения.

Основными задачами местных внебюджетных фондов являются решение вопросов экономического и социального развития на территории муниципального деления. Кроме того создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы; эффективное использование средств на формирование рынка жилья: содействие развитию производственной базы домостроения, обеспечение дорожного строительства, поддержание общественных инициатив.

Создание эффективной системы бюджетных отношений между различными уровнями власти становится сегодня одним из условий сохранения единства Федерации. В настоящее время объем налоговых доходов, закреплённых за региональными и местными органами управления, не соответствует расходам, также закреплённым за этими органами власти. Ещё более усугубляя ситуацию, ответственность за решение социальных проблем постоянно перекладывается на регионы, возможности которых постепенно сужаются.

В настоящее время основная часть бюджетных доходов регионов формируется за счёт отчислений от федеральных налогов. Федеральные же налоги, где бы они ни собирались, "принадлежат" Федерации. Поэтому в настоящее время Федерация делится своими доходами с регионами для того, чтобы региональные власти могли лучше исполнять возложенные на них функции. Выход, возможно, заключается в том, чтобы каждый уровень - федеральный, региональный и местный - имел собственные налоги и самостоятельно устанавливал налоговые ставки. Тогда можно будет реально осуществлять свои полномочия, отвечать за положение дел в своём регионе. Кроме того, необходимо повысить роль законодательных властей регионов в формировании бюджета всего государства, а их исполнительных властей - в проведении согласованной политики исполнения бюджета на местах.