Файл: 1. теоретические основы формирования доходной части бюджетов при расчётах предприятий с бюджетом и внебюджетными фондами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 348
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.2. Анализ влияния внебюджетных фондов на
формирование местного бюджета
Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют представительные органы местного самоуправления [16, с.90].
Формирование и использование местных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации”, “Бюджетным кодексом Российской Федерации”, а также другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, уставами и иными правовыми актами муниципальных органов местного самоуправления.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию местных финансов:
- регулируют отношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами -- в рамках федеральных целевых программ;
- участвуют в решении вопросов местного значения путём выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;
- распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;
- разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;
- оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;
- осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации.
Государство предоставляет органам местного самоуправления определённые финансовые гарантии, необходимые для обеспечения эффективной деятельности. В целом, содержанием финансовых гарантий органам местного самоуправления является процесс формирования доходов муниципальных образований, порядок их распределения и контроль за использованием. Важнейшей гарантией является гарантия финансовой самостоятельности, проистекающая из распределения власти и полномочий в государстве.
Гарантия финансовой самостоятельности в вопросах местных органов власти включает в себя наличие собственных источников доходов и независимое ведение бюджета под правовым контролем вышестоящих уровней власти.
В интересах государства на финансовую самостоятельность местных органов власти накладываются необходимые ограничения. Так, муниципальное образование должно следовать основным направлениям общегосударственной политики. Могут устанавливаться определённые ограничения на отдельные параметры местных бюджетов, например, максимальный объем заимствований. Также устанавливаются пределы полномочий местных властей взимать налоги. Однако ограничения финансовой самостоятельности муниципальных образований не должны препятствовать эффективному функционированию местной финансовой системы. От того, насколько эффективно финансовое управление на уровне местного самоуправления, во многом зависит своевременность выплаты заработной платы, наличие электричества, воды и тепла в домах, т.е., фактически, все вопросы жизнеобеспечения населения, и в конечном итоге -- социальная стабильность. Учитывая высокий уровень ответственности за управление общественными средствами при осуществлении финансовой политики важно руководствоваться методами научного управления финансами [26, с.96].
Разработка проекта и исполнение местного бюджета осуществляются соответствующей местной администрацией в соответствии с действующим законодательством, а в пределах расходов, предусмотренных на содержание представительных органов, - самостоятельно представительным органом МСУ.
Вмешательство иных органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения бюджета не допускается, если иное не предусмотрено законодательством (например, наличие бюджетного финансирования при реализации региональных программ).
Минимальный размер местного бюджета в части текущих расходов определяется исходя из сохранения обеспеченности расходов по местному бюджету в предыдущем финансовом году с учётом увеличения расходов, вызванного решениями вышестоящих органов власти и управления.
При недостаточности средств, поступающих от закреплённых источников, для осуществления функций, возложенных на органы МСУ органы государственной власти области принимают решение о передаче в местный бюджет в соответствии с действующим законодательством отчислений от регулирующих источников доходов, а также предоставлении дотаций и субвенций.
В случае непредставления компенсации или гарантийных обязательств органами государственной власти и управления, органами МСУ вышестоящего территориального уровня представительный орган по представлению местной администрации может принять решение о неисполнении данного решения на соответствующей территории. О таком решении незамедлительно информируются соответствующие органы государственной власти и управления. Такое решение о неисполнении не может быть принято в отношении решений по ликвидации последствий стихийных бедствий и в иных случаях подобного рода в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Доходы местных бюджетов, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, остаются в распоряжении соответствующих органов МСУ, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению. В частности могут формировать муниципальные внебюджетные фонды.
Местные внебюджетные фонды являются некоммерческими учреждениями, осуществляющими финансовые операции и не преследующие цели получения прибыли [18, с.120].
Один из возможных путей концентрации средств предприятий на финансирование общерегиональных мероприятий — образование муниципальных внебюджетных фондов экономического и социального развития.
Положения о муниципальных внебюджетных фондах, включающие порядок формирования, использования и контроля за использованием средств фондов, утверждаются органами местного самоуправления самостоятельно.
Муниципальные внебюджетные фонды формируются за счёт следующих источников:
1) добровольных взносов юридических и физических лиц;
2) доходов от аукционов, за исключением доходов от приватизации предприятий, реализации имущества (актива) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий муниципальной собственности, а также незавершённых строительных объектов;
3) штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причинённый ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются по целевому назначению на проведение природоохранных, профилактических и оздоровительных мероприятий;
4) штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности
, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причинённый при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию в сохранности памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
5) иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством РФ [19, с. 60].
Так муниципальный валютный фонд формируется за счёт добровольных валютных взносов юридических и физических лиц и других поступлений. Не могут быть направлены в муниципальные внебюджетные фонды налоги и другие платежи, предусмотренные законодательными актами органов государственной власти и правовыми актами органов МСУ для зачисления в местный бюджет.
Средства внебюджетных фондов находятся на специальных счетах, открываемых органом МСУ и (или) органом управления внебюджетным фондом в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым назначением. Право распоряжения средствами внебюджетного фонда в соответствии с положением о данном фонде принадлежит органу МСУ или, если это предусмотрено положением, органу управления данного фонда. В орган управления внебюджетным фондом могут входить представители органов МСУ, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, иные заинтересованные лица.
Примером может служить «Фонд общественных инициатив» созданный Администрацией Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в 2017 году и поддержанный постановлением Губернатора Костромской области от 29.12.2017 № 275 «О конкурсном отборе муниципальных образований Костромской области в целях реализации проектов развития, основанных на общественных инициативах» по направлениям деятельности «Местные инициативы» и «Дорожная деятельность». В рамках направления «Местные инициативы» поддерживаются проекты развития, предложенные жителями Чернопенского сельского поселения и направленные на решение вопросов по организации благоустройства территории поселения, включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм. К участию деятельности фонда привлечены местные предприятия реального сектора экономики, такие как «ОАО «ПЗ»Чернопенский», ООО «Костромская пивоваренная компания», КФХ Коростелёво, КФХ Буравлев В.А., ИП Бахтдавлатова А.П., ЗАО «Санаторий «Серебряный плёс», ООО «Люкс», ООО «Лунево –сервис», ООО «Темп», ООО «Агроторг» и другие. Определён уровень паевых взносов и мера государственно-частного партнёрства (ГЧП).
Уровень софинансирования расходных обязательств муниципального образования Костромской области за счёт средств местного бюджета и внебюджетного фонда и других источников на софинансирование проекта должен составлять не менее 50% от общей стоимости проекта развития, основанного на общественных инициативах, в программе “Местные инициативы” (из них не менее 20% от общей стоимости проекта – за счёт средств внебюджетного фонда и иных источников).
В номинации «Дорожная деятельность» участвуют проекты, предложенные жителями Чернопенского сельского поселения и направленные на решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения. Уровень софинансирования расходных обязательств муниципального образования за счёт средств местного бюджета на софинансирование проекта, составляет не менее 50% от общей стоимости проекта.
Роль муниципального внебюджетного фонда можно определить исходя из его экономически-социального назначения [29, с.166]. Социальная сущность выражается в том, что подобные внебюджетные фонды выступают значимой формой аккумулирования и использования денежных средств, которые предназначены для обеспечения финансовых функций местного самоуправления.
Рассмотрим динамику исполнения бюджета муниципального внебюджетного фонда «Фонд общественных инициатив» с 2017 по 2020 год (таблица 3.4).
Таблица 3.4 позволяет сделать вывод, что согласно данным муниципальной статистики доходы внебюджетного фонда с 2017 по 2020 гг. выросли на 1390,6 тыс. руб., что составляет 14,5%, а расходы - на 1031,3 тыс. руб. или на 10,2%. К 2019 году расходная часть выросла на 474,2 тыс. руб. и почти осталась на таком же уровне в 2020 году. Наибольшее пополнение бюджета фонда было в 2020 году и составило 11289,9 тыс. руб. Основными причинами роста доходов бюджета является увеличение суммы паевого взноса, в таблице представлены данные показывающие увеличение к 2020 году на 1555,6 тыс. рублей или на 24,5%. Этот рост способствовал переходу бюджета из состояния дефицита в профицит, то есть рост доходов превысил рост расходов. Согласно динамике представленной в таблице, сумма нераспределённых средств составила 309,3 тыс. рублей или 166,8%.