Файл: 1. теоретические основы формирования доходной части бюджетов при расчётах предприятий с бюджетом и внебюджетными фондами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 338
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 ч. I НК РФ) [3, с.8].
Таким образом, отличием между понятиями налогов и сборов является то, что налог устанавливается и вводится законом, при этом, не имея целевого назначения. При уплате сборов или пошлины существует специальная цель и интересы. Пошлины и сборы уплачиваются только в том случае, если плательщик обратился в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг.
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Функции налогов, в свою очередь производны от функций финансов и выполняют те же задачи, охватывая при этом более узкие рамки. Исходя из этого, функции налогов группируют в два блока: основные и дополнительные.
К основным функциям относятся:
-фискальная;
-экономическая (регулирующая); -контрольная.
К дополнительным функциям относятся:
-распределительная;
-стимулирующая (дестимулирующая);
-накопительная [28, с.38].
Подробнее рассмотрим каждую из функций.
Фискальная функция является одной из первых и основных функций. Ее суть заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создаётся материальная основа для существования и функционирования государства.
Исходя из литературных данных, практически до 1930-х гг. фискальная функция была единственной функцией, относимых к налогам. Это обусловлено тем, что фискальная функция создаёт объективные предпосылки для повышения роли государства в регулировании экономики страны.
На определённом этапе экономического развития в содержании налогов также начала проявляться регулирующая функция. Регулирование налогов является важным аспектом в экономике государства. Данная функция занимается решением тех или иных задач налоговой политики, применяя при этом налоговые механизмы.
При распределении ВВП налоги используются в качестве одного из главных инструментов, процесс распределения включает в себя: введение новых и отмену старых налогов, изменение налоговой базы и ставки [9, с.148].
С помощью регулирующей функцией налогов можно влиять на развитие социально-экономических процессов. Например, стимулирование или сдерживание экономического роста, снятие социальной напряжённости, усиление или ослабление капитала, расширение или сужение платёжеспособности населения и т.д.
Также регулирование налоговых ставок, введение преференций, установление налоговых льгот, направленны на поддержку и стимулирование малого предпринимательства, производство продукции сельскохозяйственного и социального назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.
Контрольная функция налогов осуществляется органами, которые отвечают за правильное исчисление и своевременной уплатой налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчётности.
Органами, осуществляющими налоговый контроль, являются:
- Федеральная налоговая служба;
-Федеральная таможенная служба;
-Федеральная служба по налоговым и экономическим преступлениям МВД России [12, с.34].
Что касается дополнительных налоговых функций, то рассматривая распределительную функцию, можно отметить, что она схожа с фискальной и регулирующей функциями. Задачей данной функцией является наполнение казны для дальнейшего распределения полученных средств.
Стимулирующую функцию иногда рассматривают как разновидность регулирующей функции, она создаёт направления для развития или свёртывания производства деятельности.
Накопительная функция заключается в создании условий для накопления как юридическим, так и физическим лицам, которое проявилось бы в увеличении производственных мощностей. Достигается это путём снижения имущественных налогов, предоставления налоговых льгот. Данная функция переплетается со стимулирующей функцией, только разница в том, что стимулирующая функция связана с деятельностью плательщиков, а накопительная направлена на конечный результат, определяет цель деятельности и имеет более статичный характер.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:
-
объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога; -
субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством должно уплатить налог; -
источник налога - то есть доход, из которого выплачивается налог; -
налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога; -
ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога [11, с.5].
В соответствии с Налоговым кодексом в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы на пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК
РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении региональных налогов законодательными (представитель-ными) органами государственной власти субъектов Российской федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местных налогов и сборов в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления определяются следующие элементы налогообложения: ставки в пределах, установленных НК РФ; порядок и сроки уплаты; формы отчётности по данным налогам; налоговые льготы. К местным налогам относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор [34, с.44].
К исходным принципам построения налоговой системы принято относить:
-формирование доходов бюджета в процессе перераспределения ВВП;
-установление равных обязанностей и ответственности перед бюджетом для хозяйствующих субъектов всех форм собственности;
-установление оптимального соотношения между величиной дохода, уплачиваемого с организации, и той части, которая остаётся у них на саморазвитие производства, социальной сферы и материального стимулирования работников.
Формирование доходов бюджета в процессе перераспределения ВВП. На стадии первичного перераспределения ВВП формируются доходы физических и юридических лиц. Перераспределение доходов идёт через налогообложение в целях группировки определённой доли в бюджете для последующего использования на общегосударственные цели.
Необходимость установления одинаковых обязанностей и ответственности перед бюджетом определяется необходимостью налогообложения доходов физических и юридических лиц в одинаковых условиях. В процессе последующей деятельности организации будет происходить дифференциация доходов, а значит и доля взысканий в бюджет.
Величина дохода, взимаемая с хозяйствующего субъекта в бюджет через налоги, и сумма, которая остаётся для собственного развития и существования, должны быть экономически оправданы и в то же время обеспечивать бюджет государства в необходимом объёме, а также на развитие самих предприятий. Необходимость расширения производства и укрепления экономики предприятий нуждаются в установке таких пропорций [25, с.138].
Основными принципами функционирования налоговой системы являются:
-одноразовое налогообложение одного и того же объекта;
-каждый налог должен иметь целевое назначение, которое направлено на покрытие конкретных видов расходов;
-применение новых налогов должны идти на покрытие новых расходов, а не в счёт погашения старых;
-условия налогообложения должны быть простыми и понятными;
-уплата налогов должна происходить в удобное для налогоплательщика время и понятным для него методом;
-отчётность правительства об использовании налогов.
Основными задачами учёта расчётов по налогам и сборам являются:
- контроль над соблюдением установленных правил формирования налоговой базы, применением налоговых льгот, налоговых ставок;
-
правильность исчисления налогов и сборов и своевременность расчётов с бюджетом; -
своевременность и точность отражения в учётных регистрах расчётов по налогам и сборам, а также периодическая сверка данных учёта [21, с.130].
1.2. Формирование статей государственных и муниципальных
бюджетов с условием расчётов предприятий
с бюджетом и внебюджетными фондами
Государственный бюджет - основной финансовый план государства на текущий год, утверждаемый законодательными органами власти и имеющий силу закона.
По материальному содержанию государственный бюджет -централизованный фонд денежных средств государства, по социально-экономической сущности - основной инструмент перераспределения национального дохода для выполнения государственных функций.
Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей (приложение 1). Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет даёт чёткую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объёму его потребностей.
Говоря о местных бюджетах нужно понимать, что они составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) − это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам ведения местного самоуправления. Иными словами, местный бюджет − один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь, лёгкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения. То есть, местный бюджет − это центральный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование,