Файл: Международный валютный фонд цели, организация и направления деятельности.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МВФ может хранить активы, включая золото, в депозитариях, назначаемых пятью государствами-членами, имеющими наибольшие квоты, и в иных депозитариях по выбору МВФ. При этом все переводы золота производятся с должным учетом расходов на перевозку и предполагаемых потребностей МВФ. В чрезвычайных обстоятельствах Исполнительный совет может перевести все или любую часть авуаров Фонда в золоте в любое место, где им может быть обеспечена адекватная защита.
Центральные банки государств являются основными органами валютного регулирования, тесно взаимодействуют с МВФ.
Целью международного валютного контроля является обеспечение соблюдения условий валютного регулирования МВФ при осуществлении валютных операций. В соответствии с Договором о создании МВФ члены МВФ взяли на себя обязательства вводить валютные ограничения только по согласованию с МВФ. Это обязательство отражено в статьях IV и V Договора о МВФ, где предусматривается необходимость максимально широкой отмены подобных ограничений. Договор о МВФ решительно выступает против практики регулирования международных платежей с помощью односторонних мер или двусторонних соглашений [3].
В Договоре акцент делается на совместных действиях членов МВФ и их международном сотрудничестве в валютно-финансовой сфере, а коллизионные нормы призваны обеспечить в рамках частных обязательственных отношений действие ограничений международному движению платежей и капиталов одних стран - членов МВФ в другие. Такой подход основан на признании частноправового характера международного движения платежей и капиталов, на которое государство хочет и должно оказывать воздействие, вводя ограничения.
Договор о МВФ ограничивает компетенцию МВФ в том, что касается валютного контроля, поскольку государства вправе ограничивать движение капитала, но это не должно оказывать отрицательного влияния на текущие сделки и задерживать перевод платежей.
Договор о МВФ нацелен на достижение путем финансирования сбалансированного экономического роста во всем мире. Подобное финансирование, кроме положительных факторов, чревато зависимостью от иностранных кредиторов и делает экономику государств подверженным отрицательному влиянию колебаний цен на мировых рынках и изменений ситуации на международных валютных рынках. Свободная конвертируемость валют членов МВФ изначально лежит в основе его функционирования. По этой причине Бреттон-Вудское соглашение запрещает странам-членам вводить ограничения на платежи и переводы по текущим сделкам без согласия МВФ. В МВФ существует резкое различие между ограничениями на текущие международные платежи и на движение капиталов. То же самое справедливо и в отношении ОЭСР, которая разработала отдельные кодексы, касающиеся либерализации международных платежей и международных капиталов.
Таким образом, подводя итоги первой главы, можно сказать следующее. В середине XX века перед мировой общественностью стояла цель – создание регулятора мировой системы экономических отношений, который не только бы выполнял функции надзора и контроля, но и всячески способствовал процветанию и улучшению экономического положения стран во всем мире, давал возможность слаборазвитым государствам перейти в разряд развивающихся, сохранял баланс и финансовую стабильность во всем мире, боролся с проявлениями бедности. Таким институтом стал Международный валютный фонд.
Основными направлениями деятельности МВФ являются экономический надзор, кредитование, техническая помощь и подготовка кадров. Ее главная цель состоит в сохранении стабильности международной валютной системы – системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам покупать друг у друга товары и услуги. Это необходимо для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни.
2 Исследование деятельности Международного валютного фонда
2.1 Анализ роли МВФ в мировой экономике и международной валютно-финансовой системе
В современном мире международная валютно-финансовая система постоянно изменяется и развивается, корректируются определенные моменты, связанные с ее функционированием. Более того, мировая валютно-финансовая система подвержена различному роду факторов, негативно влияющих на нее. Это может быть применение различных санкций, ухудшение политической и геополитической ситуаций в мире, а также проявление экономического кризиса как такового. Для того чтобы валютно-финансовая система развивалась в нужном направлении и должным образом, требуется ее эффективное регулирование. Данным видом деятельности занимается такая мировая финансовая организация, как Международный Валютный Фонд. В настоящее время перед мировой экономикой стоит вопрос, непосредственно касающийся повышения экономического роста. Проблема заключается в том, как именно Международный валютный фонд может повлиять на темпы экономического роста всей экономики в целом.
На сегодняшний день рост мировой экономики находится на относительно низком уровне. Увеличение экономического роста может быть достигнуто благодаря трансформации мировой валютно-финансовой системы. Международный валютный фонд ищет пути и способы повышения мирового экономического роста в современных условиях. Главный вопрос состоит в том, принятие каких мер позволит увеличить рост экономики и обеспечить финансовую устойчивость. Одним из приоритетных направлений деятельности МВФ является осуществление долговой политики, поскольку наблюдается высокий уровень закредитованности стран. Это проводится с целью усиленного поиска странами внутренних источников финансирования, нежели извне. Второй способ заключается в реализации макропруденциальной политики через повышение безопасности потоков капитала, укрепление мировой системы финансовой защиты и роль СДР.
Важно подчеркнуть, что одна из главных задач МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютно-финансовой системы, которая отражает состояние мировой экономики в целом.
Согласно МВФ, чтобы поддержать экономический рост в будущем, центральным банкам в странах с развитой экономикой следует сохранять мягкую денежно-кредитную политику. Однако лишь этого будет недостаточно для восстановления активного роста в странах, где наблюдается снижение темпов роста производительности и старение населения. Правительствам данных стран необходимо вкладывать денежные средства в образование, технологии и инфраструктуру для увеличения производственного потенциала.
Далее очень важно привести динамику экономического роста в разрезе развитых стран, развивающихся стран, стран с развивающимся рынком, а также прогноз экономического роста на период 2020г.
Со второй половины 2018 года наметилась тенденция к замедлению роста мировой экономики, в течение 2019 года этот тренд усиливался среди большинства стран. Риски ухудшения динамики мировой экономики отмечались многими экспертами, однако итоговая статистка оказалась существенно слабее, чем ожидалось ранее. Так, учитывая влияние различных факторов, МВФ пять раз понижал прогноз темпов роста мировой экономики на 2019 год, Всемирный банк в течение 2019 года корректировал вниз свой прогноз трижды. В результате, по предварительной оценке МВФ, по итогам года динамика мировой экономической активности замедлилась до 2,9% (3,6% в 2018 году), впервые с 2009 года опустившись ниже 3% [25].
В первом полугодии 2020 года пандемия коронавируса нанесла серьезный урон экономикам практически всех стран. В марте–апреле, когда наблюдался пик пандемии, строгие карантинные меры привели к приостановке деятельности компаний и сжатию спроса, что отразилось на показателях выпуска, занятости и объемах торговли.
Во II квартале большинство международных организаций пересмотрели свои прогнозы развития мировой экономики на 2020–2021 гг. в сторону ухудшения. Согласно оценкам ОЭСР, мировой ВВП сократится за 2020 год на 6%, по прогнозам Всемирного банка – на 5,2 %, МВФ – на 4,9 %, Fitch – на 4,6%, и, таким образом, мировая экономика окажется в глубочайшей рецессии за последние восемьдесят лет (таблица 2.1.1) [22].
Таблица 2.1.1 - Прогнозы темпов роста мировой экономики на 2020 год
| Прогноз на 2020 год, в % к 2019 году | |||||||
Всемирный банк | МВФ | Fitch | ||||||
Прогноз от 08.01.20 | Прогноз от 08.06.20 | Прогноз от 14.04.20 | Прогноз от 24.06.20 | Прогноз от 26.06.20 | Прогноз от 29.07.20 | |||
Мир | 2,5 | -5,2 | -3,0 | -4,9 | -4,6 | -4,6 | ||
США | 1,8 | -6,1 | -5,9 | -8,0 | -5,6 | -5,6 | ||
Япония | 0,7 | -6,1 | -5,2 | -5,8 | -5,0 | -5,0 | ||
Германия | - | - | -7,0 | -7,8 | -6,7 | -6,3 | ||
Франция | - | - | -7,2 | -12,5 | -9,0 | -9,0 | ||
Италия | - | - | -9,1 | -12,8 | -9,5 | -9,5 | ||
Испания | - | - | -8,0 | -12,8 | -9,6 | -9,6 | ||
Великобритания | - | - | -6,5 | -10,2 | -7,8 | -9,0 | ||
Еврозона | 1,0 | -9,1 | -7,5 | -10,2 | -8,2 | -8,0 | ||
Развитые страны | 1,4 | -7,0 | -6,1 | -8,0 | -6,4 | -6,3 | ||
Китай | 5,9 | 1,0 | 1,2 | 1,0 | 0,7 | 1,2 | ||
Бразилия | 2,0 | -8,0 | -5,3 | -9,1 | -6,0 | -7,0 | ||
Мексика | 1,2 | -7,5 | -6,6 | -10,5 | -7,4 | -9,1 | ||
Индия | 5,8 | -3,2 | 1,9 | -4,5 | -5,0 | -5,0 | ||
Россия | 1,6 | -6,0 | -5,5 | -6,6 | -5,0 | -5,8 | ||
Турция | 0,0 | -3,8 | -5,0 | -5,0 | -3,0 | -3,9 | ||
Саудовская Аравия | 1,9 | -3,8 | -2,3 | -6,8 | - | - | ||
Южная Африка | 0,9 | -7,1 | -5,8 | -8,0 | -5,5 | -6,7 | ||
Развивающиеся страны | 4,1 | -2,5 | -1,0 | -3,0 | -1,7 | -4,6 |
Спад в группе развитых стран за текущий год оценивается Всемирным банком на уровне 7%, МВФ – на уровне 8%, при этом он будет неравномерным. Так, ВВП Японии сократится, по прогнозам МВФ, на 5,8%, тогда как Италии и Испании – на 12,8%. При этом Fitch дает более оптимистичную оценку падения ВВП группы развитых стран на уровне 6,3%, обусловленную менее глубоким прогнозируемым спадом в странах еврозоны – на 8%, против 9,1%, 10,2% и 8,7% по оценкам Всемирного банка, МВФ и Еврокомиссии соответственно. Предпосылками для более оптимистичного прогноза Fitch послужили, в частности, данные за июнь о более стремительном, чем ожидалось, восстановлении экономической активности в Европе и дополнительный пакет фискального стимулирования, принятый в Германии в июне. Согласно оценкам МВФ рост ВВП развитых стран в следующем году достигнет 4,8%, в соответствии с прогнозами Всемирного банка – 3,9%, Fitch – 4,0%.
Падение ВВП группы развивающихся стран прогнозируется Всемирным банком на уровне 2,5%, МВФ – на 3% и Fitch – на 4,6%. Большинство стран группы столкнется с отрицательными темпами роста в текущем году. Как и в группе развитых стран, сильны межстрановые различия, что связано с несколькими ключевыми факторами: разным характером протекания пандемии и эффективности сдерживающих мер, различиями в структуре экономики, зависимости от внешнего финансирования, включая денежные переводы, а также от трендов роста экономики в докризисный период. В Китае, где наблюдается восстановление после резкого спада в I квартале, рост в 2020 году прогнозируется МВФ и Всемирным банком на уровне 1%, что в немалой степени обусловлено активной государственной поддержкой экономики. Сокращение индийской экономики в текущем году ожидается на уровне 4,5% (по оценкам Всемирного банка – на уровне 3,2 %), что связано с длительным периодом ограничительных мер, а также медленным восстановлением. В Латинской Америке, где многие страны все еще испытывают трудности со сдерживанием пандемии, две крупнейшие экономики – Бразилия и Мексика – потеряют, по оценкам МВФ, 9,1% и 10,5% ВВП в 2020 году соответственно. Страны-экспортеры нефти столкнутся с двойным ударом – из-за последствий пандемии и резко снизившихся цен на нефть – в результате чего экономики России, Саудовской Аравии и Нигерии в текущем году сократятся, согласно прогнозам МВФ, на 6,6%, 6,8% и 5,4 % соответственно [22].
В 2021 году рост в развивающихся странах достигнет 5,9% по прогнозам МВФ, 4,6% – по оценкам Всемирного банка и 3,4% – согласно Fitch, что во многом отражает быстрое восстановление экономики Китая. Рост группы без учета китайской экономики в 2021 году, согласно оценкам МВФ, составит 4,7% и, таким образом, ожидаемый уровень ВВП развивающихся стран останется несколько ниже докризисного уровня 2019 года [22].
Фундаментальная неопределенность в отношении развития пандемии остается основным фактором, определяющим дальнейшее развитие мировой экономики и препятствующим оценке баланса рисков. Спад ВВП может оказаться менее глубоким в случае, если нормализация экономической ситуации будет происходить быстрее, чем ожидается (например, если в Китае восстановление инвестиций будет происходить более быстрыми темпами). Улучшению ситуации будет также способствовать более быстрая разработка вакцины или появление новых эффективных методов лечения, которые позволят избежать строгих карантинных мер во втором полугодии.
Между тем остаются и существенные риски ухудшения ситуации. В первую очередь опасность состоит в повторных вспышках в тех странах, которые прошли пик пандемии, что потребует дополнительных мер сдерживания. Более продолжительное, чем ожидалось, снижение экономической активности может привести к серьезным проблемам, таким как повсеместные банкротства предприятий и рост безработицы. Возможное ужесточение финансовых условий может привести к долговому кризису, так как уровень долговой нагрузки как частного, так и государственного сектора существенно вырос.
Делая вывод по вышесказанному, важно заметить тот факт, что мировой подъем по-прежнему имеет относительно слабый и неустойчивый характер. В связи с этим МВФ делает акцент на необходимости проведения согласованной, комплексной и координированной политики с целью стимулирования экономического роста, обеспечения его более равномерного распределения, а также придания ему большей стабильности.
Необходимо понимать, что МВФ имеет важное значение для всей международной финансовой системы. Эта система служит основой, которая способствует обмену товарами и услугами и движению капитала, а также поддерживает устойчивый рост мировой экономики. Для того, чтобы она эффективно функционировала, должны учитываться потребности как отдельных стран, так и всей мировой экономики в целом в условиях постоянно меняющихся экономических и финансовых связей.
2.2 Оценка деятельности Международного валютного фонда в России
В советское время Россия для формирования и развития экономики и рыночных отношений выбрала путь демократии, с этого момента начался переход от плановой системы экономики к свободной, рыночной. Россия столкнулась с массой сложных экономических, политических и социальных вопросов, для разрешения которых необходимо было создавать условия для появления и развития самостоятельных экономических субъектов, расширить законодательную базу хозяйственной деятельности, формировать эффективную банковскую систему, достигнуть стабильность макроэкономических показателей. Для успешного реформирования российской экономики требуется привлечение иностранного капитала и мобилизация ресурсов. Следовательно, повышается значимость взаимодействия с мировыми финансовыми институтами.