Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан
НАО «Карагандинский Индустриальный Университет»
Кафедра «История Казахстана, социально-гуманитарные дисциплины и физическое воспитание»
РЕФЕРАТ
Прогресс и регресс в науке
(реферат по дисциплине «История и философия науки»)
Выполнил:
маг. гр. МЧиЦМ-22нм
Сороцкий В.Д.
Проверил:
ст. преподаватель
Черкашин В.Г
Темиртау, 2023
Содержание
-
Введение -
Научный прогресс и научные революции -
Понятие регресса -
Самые значимые достижения научно-технического прогресса в XXI веке и их регресс -
Заключение -
Список использованной литературы
Введение
Прогресс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, повышение уровня организации, усложнение способа организации, характеризуется увеличением внутренних связей. Противоположность — регресс.
Понятие прогресса было введено в начале 19 века. социальные теории, особенно социальная эволюция как описано Огюст Конт и Герберт Спенсер. Он присутствовал в Просвещение с философия истории. Как цель, социальный прогресс защищался различными сферами политических идеологий с различными теориями о том, как его достичь.
Содержание законов прогресса понималось по-разному: если Георг Фридрих Вильгельм Гегель или Огюст Конт рассматривали развитие идей, ведущее к улучшению, то Карл Маркс, напротив, обращал внимание на рост материальных средств производства. Иммануил Кант считал источником изменений природу человека. Зачастую предлагались более сложные каузальные версии, выводы не всегда были формализованы.
Прогресс это равномерное развитие следующих составляющих:
-
социальной — процесс приближения общества к свободе, равенству и справедливости; -
материальной — процесс развития материального производства и системы социальных отношений, влияющих на удовлетворение материальных и духовных потребностей, полноту раскрытия личностного потенциала людей (Карл Маркс, «Критика Готской программы», «Капитал», марксизм). -
духовной — процесс личностного роста: переход от материалистических к постматериалистическим ценностям (пирамида потребностей по Маслоу, постматериализм). -
научной — процесс непрерывного, расширяющегося и углубляющегося познания окружающего мира, его освоение как в микрокосмос, так и в макрокосмос, освобождение познания от рамок экономической целесообразности, совершенствование норм и оценок научной деятельности.(Томас Кун, Структура научных революций, Смена парадигм; Имре Лакатос, Научно-исследовательская программа).
Регресс - переход от высшего к низшему, снижение уровня организации, исчезновение способности выполнять те или иные функции или действия. Регресс подразумевает также моменты полного застоя, изменения, ведущие к возвращению прошлых форм и структур, зачастую изживших себя.
Начиная с середины 19 века понятия прогресса и регресса постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и неживой материи.
-
Научный прогресс и понятие регресса
С понятием научного прогресса связывают, прежде всего, процесс развития (приращения, наполнения) знания. Эта исторически наиболее раннее представление доминирует и в настоящее время, хотя уже не окрашено оптимистической верой в бесконечность и гуманистическую респектабельность данного процесса. Оно является основой одной из концепций («теорий») научного прогресса, получившей название кумулятивизм.
Кумулятивизм – это концепция развития научного знания в соответствии с которой он представляет собой непрерывный процесс накопления нового знания на основе имеющегося. В ней утверждается:
Во-первых, что каждый последующий шаг может быть сделан лишь с учетом предыдущих достижений;
Во-вторых, что новое знание точнее, адекватнее старого;
В-третьих, что в старом знании имеют ценность только те элементы, которые соответствуют современным теориям, и в целом соотношение содержания новой и старой теории подчиняется принципу соответствия, согласно которому старая теория включается в новую в качестве ее частного (предельного) случая.
Основы этой концепции были заложены Э. Махом, П. Дюгемом, О. Кантом. В более позднее время ее развивали Р. Карнан и К. Поппер, А. Эйнштейн, М. Планк, А. Пункаре, Н. Бор, устраняя из нее прямолинейный схематизм и чрезмерную нагруженность инерцией логико-методологических реконструкций в ущерб факторам реальной истории науки.
Реальная история науки, сопряженная с анализом ее социокультурных условий развития и личностных факторов научного творчества, далеко не всегда подтверждала основные постулаты кумулятивизма. Как реакция на это (крайности кумулятивизма и факты истории науки) возник антикумулятивизм.
Антикумулятивизм – это концепция развития научного знания, отрицающая его непрерывность и преемственность. В ней так же, как и в кумулятивизме, признается факт изменения, развития научного знания, во-первых, исключаются причинно-следственная связь старого и нового знания; во-вторых, ставится под сомнение более высокая когнитивная ценность (степень полноты и достоверности) нового знания по сравнению с прежним; в-третьих, меняется представление о ключевых факторах изменения знаний (решающее значение придается не логико-гносеологическим, а социокультурным, политическим, социально- и индивидуально-психологическим факторам). Её основоположником и классическим представителем был Т. Кун. В той или иной мере ее придерживались М. Полани, П. Фейерабенд и более поздние поспозитивисты.
Наиболее общей основой концептуального синтеза предметно-когнитивного и инструментального содержания научного прогресса является рациональный базис познавательной деятельности. Характеризуя данную гносеологическую реалию в понятийной форме, прежде всего следует разграничить понятия "творческий потенциал субъекта науки" и "рациональный базис познавательной деятельности". Объем первого из них шире, поскольку включает ресурсы индивидуально-чувственного уровня (первичные и вторичные образы-представления, а также соответствующие психологические механизмы их образования и развития). Объем понятия "рациональный базис познавательной деятельности" составляет совокупность рациональных ресурсов творческого потенциала субъекта науки. Это, во-первых, добытое конкретными науками истинное предметное знание, конкретно-научные и общенаучные формы знания, средства и методы исследования. Во-вторых, это система предпосылочного знания, включающая основания научного поиска, философские идеи, принципы и категории, выражающие специфику познавательного отношения человека к миру, естественные и искусственные языки науки, логические формы, правила и законы, стиль научного мышления в целом. В-третьих, это система мировоззренческих представлений о наиболее общих законах природы, человеческого общества и мышления, включающая совокупность онтологических, познавательных, социально-политических, нравственных, эстетических принципов, идеалов и убеждений, тем или иным способом воздействующих на познавательный процесс, а также естественный язык.
В качестве классического направления исследований научного прогресса, в русле которого осуществляется концептуальный синтез предметно-когнитивного и инструментального аспектов научного прогресса, остается изучение процессов диффенциации и интеграции научного знания.
Дифференциация научного знания, во многом обусловленная динамикой методов научного познания, точнее, переносом методов из более развитой (существующей) науки в другую (формирующуюся), область познания, рано или поздно воспроизводит ситуации, аналогичные описанным выше: заимствуемые методы и сопряженные с ними концептуальные представления работают "до поры, до времени", после чего нуждаются в дальнейшем сопряженном развитии. Так, открытие спектрального анализа как метода физического познания и применение его в области астрономии привело к возникновению астрофизики и астрохимии, связавших между собой физику (оптику), химию и астрономию. Но поскольку эти науки изучают развивающиеся, эволюционные объекты, они не могут обойтись лишь концептуальными представлениями и методами физического познания. В настоящее время астрофизика достигла такого уровня, когда исследование ее предмета требует новых концептуальных представлений и методов, о чем, как о необходимости так называемой "новой физики" говорят как представители классического, так и неклассического (бюроканского) направлений в космологии и астрофизике.
Интеграция научного знания — это процесс концептуального взаимодействия наук, результат которого — наиболее общие концептуальные схемы исследуемой реальности. Концептуальное взаимодействие наук, происходящее в условиях их интеграции, есть одновременно процесс становления системы методов, основанных на общих концептуальных представлениях, возникших в результате взаимодействия. В этой системе доминируют методы науки, оказавшей преимущественное воздействие на процесс формирования общей концептуальной схемы.
-
Понятие регресса
Как уже было сказано, регресс понимается как тип развития, характеризующийся переходом от высшего к низшему, снижением уровня организации, исчезновением способности выполнять те или иные функции или действия. Регресс подразумевает также моменты полного застоя, изменения, ведущие к возвращению прошлых форм и структур, зачастую изживших себя. Он составляет противоположность прогрессу.
Эти две формы общественного развития тесно связаны и часто сменяли друг друга в истории человечества, иногда чередуясь с периодами застоя.
В современной науке критерием общественного прогресса является уровень развития производительных сил, соответственно, и регрессивные явления определяются в первую очередь по признакам экономического упадка.
Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, -одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым является Россия, большое значение имею общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.
Общество в своем развитие может достичь как прогресса, так и регресса. Это происходить как резко, так и медленно. Первый прогресс который произошел с человеком — это прямохождение. Человек в результате долгой работы над собой достиг больших высот в своем развитии.
Тема общественного и научного регресса периодически возникает в философских дискуссиях. Однако посвящено ей сравнительно небольшое число работ. Среди основных необходимо выделить статьи таких авторов как Э. Боринг, М. Ментис, Й. Пейненбург и С. Венмакерс, М. Себастиан, Н. Холберг и Т. Фелин, а также недавние работы отечественных ученых и, в частности, Л. Н. Дейнека, И. С. Дмитриева, А. М. Жирнова, Н. А. Никиташиной, А. М. Тюкмаевой и И. В. Балиева. В совокупности эти литературные данные указывают на принципиальную возможность научного регресса и при этом подтверждают идею о том, что он может быть связан с действием социального фактора (социальной детерминацией научного познания). Тем не менее эти представления довольно разрозненны и зачастую носят сугубо концептуальный характер. В этой связи философия нуждается в рассмотрении конкретных примеров, иллюстрирующих научный регресс и условия его проявления.
Данный термин встречается в совершенно различных сферах человеческой деятельности. Оно присутствует в социологии, политологии, экономике, биологии, медицине, философии, психологии, в юридических науках и т.д.
В биологии регресс означает упрощение строения определенных живых организмов, реализуемое с целью приспособления с изменяющейся внешней среде и условиям существования.
В экономике регресс – это экономический упадок. В математике данное понятие обозначает зависимость среднего случайного значения от иных (иной) величин. В социологии регресс – это совокупность изменений в общественной сфере, ведущих к снижению общего социального уровня населения.
В психологии регресс означает определенный механизм психологической самозащиты, при котором индивид возвращается к более раннему уровню своего развития, поведения и мышления. Подобное изменение происходит в момент стрессовой или необычайно трудной ситуации. Также в психологии регресс может означать отказ индивида от принятия какого-либо решения, совершения необходимого поступка. Для людей в подобном состоянии характерна повышенная зависимость от мнения окружающих, а также нежелание замечать настоящее положение дел.
В геологии регресс – это медленное и постепенное отступание воды от берегов, происходящее как результат поднятия суши или же опускания морского дна. Или из-за снижения объема океанических вод.
В медицине регрессом называется исчезновение или уменьшение симптомов заболевания. Вплоть до наступления полного выздоровления пациента.
Несмотря на то, что данное понятие встречается во многих науках, ему все же присущи некоторые общие характерные признаки. В частности, это обязательное движение в обратную сторону, от сложного к более простому, постепенное снижение уровня системы. Возможно возвращение к более ранним формам организации.
В процессе изучения регресса раскрывается закономерность, характерная для всех наук: все в мире развивается волнообразно, циклично, и периоды подъема обязательно сменяются периодами спада. Это говорит о том, что два понятия – регресс и прогресс – не столько противоположны, сколько дополняют друг друга. Не бывает постоянного прогресса, как не бывает и постоянного снижения уровня организации.
-
Самые значимые достижения научно-технического прогресса в XXI веке их регресс