Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Не прошло и четверти XXI века, а человечество за это время совершило несколько технологических прорывов. Наибольшее развитие происходит в информационной сфере: сначала мы стали вырабатывать информацию в гигантских объёмах, а теперь понимаем, как с ней работать. Научно-технический прогресс делает жизнь комфортнее, веселее, безопаснее, активнее, и вот какие достижения играют в этом ключевую роль.
Примерами научно-технического прогресса могут выступать следующие достижения в области науки.
Искусственные органы и протезирование.
Первая операция по замене биологического сердца на искусственное была успешно проведена в 2001 году. Внутренние органы заменялись и раньше, но с переходом в новое тысячелетие реальным стала сложная имплантация. Электроника уменьшается, но вмещает в себя больше функций, развиваются нанотехнологии, системы и их отдельные компоненты сообщаются через интернет.
Так возможности трансплантации и имплантации расширяются в двух направлениях: становятся реальностью операции, которые раньше были фантастикой, а протезы становятся эффективнее, безопаснее и дешевле.
Помимо прогресса, естественно есть и регресс в данной сфере. Инфекции, связанные с искусственными органами, синтетическими сосудами, суставами или устройствами внутренней фиксации, обычно требуют повторного вскрытия и могут привести к ампутации, остеомиелиту или смерти. Инфицированные сосудистые протезы сердца, брюшной полости и конечностей приводят к ампутации или смерти в 25–50 % случаев. Внутривенные катетеры, периотонеальный диализ и урологические устройства, используемые более нескольких дней, часто инфицируются или вызывают вторичные инфекции, локализующиеся в тканях. Пожилые люди или люди с ослабленным иммунитетом еще более уязвимы к инфекции. Частота инфицирования всего искусственного сердца приближается к 100 %, когда сердце имплантируется более чем на 90 дней. Использование и развитие имплантированных искусственных органов находится на критическом этапе из-за инфекционных осложнений.
Социальные сети.
Начиная с 1950-х гг. почти одновременно в разных странах начали разрабатываться концепции глобальных вычислительных сетей. Наибольшую известность приобрели два американских проекта: ARPANET и NSFNET. Первая из них была создана по заказу военного ведомства и была закрытой. А вот NSFNET принадлежала Национальному фонду науки и подключение к ней было свободным. В начале 1990-х гг. в неё уже входило более 7,5 тыс. мелких сетей, пятая их часть находилась за пределами США. Именно NSFNET стала каркасом Интернета, когда Фонд науки передал её в коммерческое использование.
С началом распространения персональных компьютеров среди пользователей Интернета росла доля частных лиц. Они чаще всего использовали сеть не для решения научных или производственных задач, а для личного общения, обмена и скачивания на свой компьютер текстов, иллюстраций и другой информации. Ответом на их запросы стало развитие электронной почты. Первая программа для её отправки была разработана ещё в 1971 г., а первый бесплатный массовый почтовый сервис — Hotmail — начал функционировать в 1996 г. Широкое распространение получили новостные рассылки, доски объявлений, была разработана система доменных имён.
В 1991 г. общедоступной стала Всемирная паутина (www — World Wide Web). Вскоре она превратилась в основного поставщика информации в Интернете, и сейчас эти два термина часто используются как синонимы.
Проект Всемирной паутины в 1989 г. предложил Тим Бернерс-Ли. Суть проекта заключается в возможности обмена информацией из гипертекстовых документов (веб-страниц), размещённых в Паутине, с помощью гиперссылок. Первоначально проект использовалась во внутренней сети Европейской организации по ядерным исследованиям, где тогда работал Бернерс-Ли. Он создал первый в мир веб-сайт, браузер для чтения веб-страниц, написал программу для первого веб-сервера. Тим Бернерс-Ли изначально рассматривал своё изобретение как свободною систему. Консорциум Всемирной паутины, который он возглавляет, принципиально не патентует технические стандарты, которые разрабатывает, и не берёт денег за их использование.
Распространение Всемирной паутины положило начало возникновению социальных сетей — онлайн-платформы, которые используется для общения, знакомств, связей между людьми, имеющими схожие интересы или офлайн-связи, а также для развлечения и работы. Самой популярной из современных соцсетей является Facebook, созданный в 2004 г. Марком Цукербергом. Широкое распространение получили также Twitter и Instagram.
Люди находили друг друга в интернете и объединялись в сообщества с 1990-х годов. Но именно появление Facebook как сети, в которой каждый имеет свой цифровой профиль, стало началом эпохи соцсетей. Они ценны для человечества не тем, что сокращают расстояния, помогают общественной деятельности и подстёгивают развитие мобильных технологий. Социальные сети - ценнейший источник больших данных для изучения и влияния на общество: от персонализированной рекламы до предвыборных кампаний.
Но и здесь присутствует регресс, который сейчас объяснится. Несколько лет назад психологи одного из зарубежных университетов провели очередное исследование по причинам и, самое главное, последствиям (существующим и вероятным) столь массового увлечения такого явления как социальная сеть и выложили результаты. В лапы учёным попались студенты общим числом более полутора сотен. Им предложили опросные листы с диаметрально противоположным выбором ответа. Например, в одной строке стояли варианты «У меня есть физические недостатки» и «Я люблю полюбоваться своим телом». Или «Порой просто необходимо посоветоваться» против «У меня немного проблем, так как мне на них наплевать». После этого был проведён мониторинг испытуемых по социальному поведению в Facebook, данные были соотнесены с результатами тестов. Целью психологов было одно – можно ли выделить поведение,
характерное именно для социальной сети, которое содержит признаки поведения Нарцисса и привести сложные человеческие эмоции к наглядному математическому списку, которые так любит статистика. И простой обыватель тоже. Результаты оказались примечательными. Уровень нарциссизма зашкаливал на всех этапах. О самовлюблённости автора учётной записи делали вывод уже по самому только факту создания аккаунта. Количество размещённых новостей, записей и медиафайлов находилось (по мнению проверяющей группы) в прямой зависимости от пагубного действия, которое возымели на личность социальные сети. Кстати, по результатам исследования попался и негативный оттенок. Неожиданно оказалось, что среди тех, кто обожал размещать смешные видеоролики и фотографии, большинство характеризовались как одиночки и противопоставлялись психологами самовлюблённой братии.
Университет Мичигана также провёл определённые исследования в этой области и обнаружил, что такие «обвешанные» реальными, но одновременно и виртуальными партнёрами, на самом деле не обременены количеством друзей, которые могут выслушать в глаза и подержать за руку. Что не мешает, однако, еженощно посещать социальные сети и кликать во вкладках по кнопке «Добавить друга», тратя безвозвратно уходящее время на виртуальную жизнь. Социальные сети тех из нас, кто здоров физически и способен адекватно мыслить, делают асоциальными и разрывают реальные узы. Проводимые исследования отметили одну негативную тенденцию. Стоило лишь реально дружившим людям добавить друг друга в список виртуальных друзей, социальная сеть уравнивала этих и остальных людей на виртуальной лестнице общения. С другом, с которым можно поговорить, не отходя от монитора, уже неинтересно говорить напрямую. Можно недослушивать, реальные эмоции заменяют смайлы, которые выставляются с каменным лицом. Вычитывая проблемы, мы можем попивать чай с шоколадкой, откровенно зевая. Социальные сети для тех, кто резко ограничен в свободе общения – реальный выход в огромный океан знакомых и «друзей», но для тех, кто имеет возможность посидеть за чашкой кофе виртуальный друг – кладезь проблем, жилетка для вытирания слёз либо объект, на который будет направлена тирада типа «опять понты дешёвые!». Причём каждый из собеседников это понимает.
Мобильный интернет.
Сети 3G и 4G делают обмен информацией простым, быстрым и безопасным в любой точке планеты, в которой можно установить телекоммуникационную вышку. Стандарт 4G был установлен в 2008 году и сделал возможным передачу больших данных с миниатюрного устройства. Это дало дополнительный толчок для перехода людей от компьютеров к смартфонам и планшетам – видеоконференции, файлшеринг, онлайн-игры, HD-телевидение, облачные сервисы и IP-телефония стали доступны и в них.
Но даже помимо такого большого количества плюсов или большого толчка прогресса, есть и тот самый регресс. В интернете информация не всегда достоверная, поэтому многие люди могут находиться в заблуждении и даже вступать в дискуссии с другими людьми на те или иные темы. Также с появлением мобильного интернета многие люди, особенно дети, проводят очень много времени у компьютера, а иногда и не спят по ночам. Отсюда у большинства появились значительные проблемы со сном, здоровьем и в каких-то моментах даже с нервной системой, так как организм человека не успевает как следует перезапустить все свои циклы. С мобильным интернетом виды мошенничества стали расширяться и развиваться. Интернет стал отличной почвой для развития мошенничества. Так как на сегодняшний день у многих привязаны карты, счета, аккаунты и прочие важные объекты к интернету, то мошенники могут очень аккуратно и ювелирно развести на деньги, развести на личные данные или даже на доступ к банковским картам.
Электрические автомобили и беспилотные машины.
Большинство экологических и политических проблем Земли вызваны соперничество за ресурсы и нерациональным их использованием. Электромобили – путь прочь от нефтегазовой зависимости и переход к возобновляемой энергии. Вообще, многие связывают популярность электрических машин с ценой на нефть. Но, если раньше топливо было дорогим, то начиная с 2014 года, оно начало падать. Это некая проблема. Ведь раньше считали, что ресурсы нефти черпаются очень быстро, а стоят непомерно дорого. Теперь, когда стоимость барреля упала со 100 долларов до неполных 40, есть вероятность падения популярности электромобилей. Когда топливо дорожало, люди задумывались об альтернативе. В наше время такая необходимость отпала. Да и в случае поднятия стоимости горючего, молодое поколение предпочтет электрической машине велосипед.
Беспилотные автомобили – лишь наиболее обсуждаемый продукт развития робототехники и машинного интеллекта. Технологии, на которых они держатся, применяются в промышленной, бытовой, общественной роботизации. Сейчас производятся беспилотные поезда, самолёты, летательные и подводные аппараты, промышленные роботы (сборочные и складские), домашние приборы и т.п.
Виртуальная и дополненная реальность.
Перенесение из ощутимого мира в искусственно созданный с помощью VR-технологий – это не только о развлечениях и любопытном опыте. Виртуальная
реальность помогает сегодня моделировать процессы, которые нельзя воспроизвести в реальности. Она также используется для обучения – лётчики, машинисты, космонавты, операторы сложного оборудования сначала практикуются в виртуальных условиях.
Дополненная реальность решает другие важные задачи. Её используют для создания спецтехники, например, очков для работы в сложных условиях. Кроме того, она открывает широкие перспективы в лечении зрения, глазном протезировании.
Но виртуальная реальность – прогресс человечества, если использовать ее ради отдыха, развлечений, развития, просвещения, обучения. Но это же изобретение вызовет регресс человечества, если каждый представитель закроется в своей комнате, надев шлем. Виртуальная реальность имитирует человеческие чувства, жизнь. На мой взгляд, имитация – насмешка над правом человека на жизнь. Это сложно назвать достойной жизнью представителя человеческого рода.
Если погрязнуть там навечно, то род просто вымрет, а если изредка возвращаться в реальность, то в ней будет накапливаться все больше проблем: трудности в общении, неспособность реагировать на изменяющиеся условия и смиряться с тем, что изменить нельзя. Зависимость от виртуального мира приводит к дезадаптации, десоциализации в реальном мире.
С точки зрения обучения, развития, подготовки людей виртуальная реальность имеет большой потенциал, приносит неоспоримую пользу. Но важно помнить, что в реальной жизни случаются непредвиденные обстоятельства, в ней нельзя контролировать все условия. Нужно помнить, что искусственный мир приближен к реальному миру, но это лишь иллюзия.
Искусственный интеллект.
Самым главным достижением научно-технического прогресса является искусственный интеллект, который по сей день развивается, улучшается и изучается учёными.
Искусственный интеллект – технология, которая не развивается независимо от перечисленных выше. Он дополняется и дополняет, становясь одним из связующих элементов современной технической эволюции.
Теоретическим фундаментом для развития информационных технологий стала кибернетика. Это сравнительно молодая наука — её развитие началось в 1940-х гг. на стыке математики, ряда технических дисциплин, эволюционной биологии и неврологии. Она изучает закономерности получения, хранения и преобразования информации, общие для человека, других живых организмов, общества в целом и электронных машин.