Файл: Курсовая работа социально гигиенические проблемы в формировании здоровья школьников студент 313 группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Читинский педагогический колледж»
Специальность 49.02.01 Физическая культура

КУРСОВАЯ РАБОТА
Социально - гигиенические проблемы в формировании здоровья школьников

Выполнил:

студент _313_группы

Телющин Данила Игоревич

Руководитель: ________________

подпись

/Булгакова Е.В./

«______»______________2023г

Допущена к защите

Зав. заочным отделением _________

подпись

/Нестерова Т.А./

«_____»_______________2023г.

Оценка____________________

«______» ___________________2023г.

Чита

2023

СОДЕРЖАНИЕ





Введение…………………………………………………………………………3

  1. Понятие «здоровье школьника», факторы, влияющие на состояние здоровья детей …………………………………………………………………7

  2. Социально-гигиенические аспекты здоровья школьников………….......12

  3. Значение социально-гигиенического воспитания в формировании здорового образа жизни детей………………………………………………...17

Заключение …………………………………………………………………...26

Список использованных источников………………………………….......29






ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Наука, занимающаяся изучением здоровья человека, называется валеология. Необходимость поддержания здоровья учащихся является актуальной проблемой современности. В стенах школы дети проводят одиннадцать лет, это период жизни человека, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. Практически все в организме человека: и его развитие, и анатомо-физиологическое строение, и основные жизненные функции – в конечном счете находится под определенным контролем со стороны генных структур. Поэтому, особое место в современных исследованиях занимает изучение взаимодействия генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей здоровья человека.


В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение: здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, духовное и социальное благополучие. Выделяют несколько компонентов здоровья: соматическое, физическое психическое, социальное и нравственное.

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%).

Факторы, влияющие на причины здоровья ученика: интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объёма учебной нагрузки), состояние лечебно-оздоровительной работы в школе, состояние внеурочной воспитательной работы в школе, уровень психологической помощи учащимся, состояние микроклимата в школе и дома.

Создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей школы [12].

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. [7].



Проведенные в последние годы гигиенические исследования указывают на две основные причины ухудшения здоровья школьников. Первая из них связана с характером образовательного процесса в школе, построенном без учета актуализирующихся потребностей учащихся. Вторая причина связана с неспособностью самих учащихся должным образом заботиться о собственном здоровье, что также говорит о недостатках в системе школьного образования — на сегодняшний день школа плохо занимается гигиеническим образованием детей.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Теоретической и методологической основой рассмотрения вопроса является: положение И. И. Брехмана о методах активного формирования здоровья; С. А. Козловой о формировании представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода; Н. А. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной об основах безопасности детей дошкольного возраста; В. Т. Кудрявцева, Б. Б. Егорова об идеях развивающей педагогики оздоровления; А. Г. Татарниковой, В. В. Колбанова о формировании необходимых знаний умений и навыков для организации здорового образа жизни.

Проблема исследования: как влияют социально - гигиенические проблемы на сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях общеобразовательной школы?

Объект исследования: процесс сохранения и укрепления здоровья школьников в условиях общеобразовательной школы.

Предмет исследования: социально - гигиенические проблемы в формировании здоровья школьников.

Цель исследования: изучить социально - гигиенические проблемы, влияющие на здоровье школьников в условиях общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие «здоровье школьника», факторы, влияющие на состояние здоровья детей.

  2. Охарактеризовать социально-гигиенические аспекты здоровья школьников.

  3. Рассмотреть значение социально-гигиенического воспитания в формировании здорового образа жизни детей.

Методы исследования:

  • теоретический метод (сравнение, систематизация, анализ, синтез, обобщение).


Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников.

  1. Понятие «здоровье школьника», факторы, влияющие на состояние здоровья детей


Обсуждение проблемы формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников целесообразно начать с выявления сущности такого основного понятия, как «здоровье».

На сегодняшний день известно более ста различных определений понятия «здоровье». Так, в исследовании П.И. Калью анализируется 79 определений здоровья человека, сформулированных специалистами различных научных дисциплин. Автор отмечает шесть типов сущностных элементов определения здоровья:

1. Здоровье как норма функционирования организма на всех уровнях его организации.

2. Здоровье как динамическое равновесие жизненных функций организма.

3. Здоровье как полноценное выполнение основных социальных функций, участие в жизни общества и трудовая деятельность.

4. Способность организма адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

5. Отсутствие болезненных изменений и нормальное самочувствие.

6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.

Чаще всего здоровье рассматривается как нормальное функционирование организма на всех уровнях организации и отсутствие болезненных состояний и изменений. Например, в «Большой медицинской энциклопедии» здоровье трактуется как «естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием выраженных болезненных изменений»» (Петровский). [11, с. 93]

В последние десятилетия, благодаря работам таких известных отечественных учёных, как О.Л. Богинич (Богинич, 2008), А.А. Борисова (Борисова, 2012) и многим другим, представление о здоровье существенно изменилось.

Здоровье стало пониматься как процесс формирования и поддерживания динамического равновесия функций организма на соматическом и психическом уровнях на основе биохимических и информационно-психологических адаптационных механизмов. [3, с.375].

Так, И.И. Брехман одним из первых предложил информационнопсихологическую трактовку сущности здоровья: «Здоровье человека – это его способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной и структурной информации». [17, с. 28].


В.П. Казначеев подчеркивает, что здоровье – это динамическое состояние, «процесс сохранения и развития физиологических свойств, потенций психических и социальных». Процесс максимальной продолжительности жизни при оптимальной трудоспособности и активности.

С точки зрения ведущих российских учёных, это определение является неконкретным. Предлагается более развёрнутая формулировка: «Здоровье – это целостное многомерное динамическое состояние (включая его 10 позитивные и негативные показатели), которое развивается в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции». [4, с. 67].

В своей трактовке понятия «здоровье» академик Б.Н. Чумаков акцентирует внимание на интегрированных показателях индивидуума. «Здоровье человека – это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни». [8, с. 36].

Многообразие формулировок свидетельствует о том, что здоровье – это интегрированное сложное динамическое состояние человеческого организма, определяющее его адаптационные возможности в условиях изменяющейся биологической и социальной среды.

Анализируя публикации разных авторов, занимающихся данной проблемой, можно выделить составляющие здоровья каждого человека:

1. Психоэмоциональное здоровье – это способность адекватно оценивать и воспринимать свои чувства и ощущения, сознательно управлять своим эмоциональным состоянием.

2. Интеллектуальное развитие человека определяет уровень созидательной активности в различных областях научной и творческой деятельности. Личность с высоким уровнем интеллекта использует все источники, средства и знания для совершенствования своего мастерства, наращивание творческого потенциала. Интеллектуальный рост – это одна из форм развития человеческого развития (Амосов, 2003). [1, с. 333].

3. Социальная составляющая здоровья личности определяет характер её взаимоотношения с обществом, родными и близкими (Гебекова, 2015). [6, с. 18].

Современное понимание здоровья в науке и обществе основывается на междисциплинарном синтезе знаний медицины, психологии, философии, педагогики и требует применения комплексного подхода. Здоровье перестало быть проблемой индивидуально-личного бытия. Оно приобретает значение сложного социокультурного явления. На первый план исследований выходят факторы, определяющие здоровье в рамках конкретных культур и сообществ. Эти тенденции должны найти своё адекватное воплощение в деятельности образовательного учреждения по сохранению и развитию здоровья учащихся (Плахов, 2012). [12, с. 90].