Файл: Курсовая работа социально гигиенические проблемы в формировании здоровья школьников студент 313 группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 237

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспитание высокой санитарной культуры населения — одной из составных частей здорового образа жизни - дело государственной важности.

В формировании санитарной культуры ведущая роль принадлежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обуче­нию, что закреплено в законодательном порядке. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содер­жит специальную статью 36 «Гигиеническое воспитание и обучение». В ней определено, что в целях повышения санитарной культуры насе­ления, профилактики заболеваний, для распространения знаний о здоровом образе жизни должны проводиться гигиеническое воспита­ние и обучение граждан.

Гигиеническое воспитание и образование граждан должно осу­ществляться в процессе:

  • воспитания и обучения в ДОУ и других образовательных учреж­дениях;

  • профессиональной гигиенической подготовки и аттестации долж­ностных лиц и работников организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей;

  • при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников путем включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях.

Гигиеническое обучение и воспитание детей в образовательных учреждениях складывается из классной, внеклассной и внешкольной работы, осуществляемой преподавателями всех предметов, медицинс­ким персоналом учреждений, руко­водителями кружков, клубов, объединений. Классная работа ведется в соответствии с образовательными стандартами, учебными програм­мами, методическими рекомендациями. В основном вопросы гигиены освещаются в процессе преподавания природоведения, основ безопас­ности жизнедеятельности, труда, физической культуры, естествознания, биологии (образовательные учреждения), а также охраны труда, техники безопасности (образовательные учреждения с профессиональным обу­чением). Тематика занятий определяется учебными программами.

Для проверки эффективности гигиенического обучения и воспи­тания можно использовать данные успеваемости по дисциплинам, которые включают разделы гигиены, контрольные, тестирование и анкетирование, однако нельзя отказываться и от наблюдений (осо­бенно в младших классах) за сформированностью гигиенических навыков и умений.


В деле формирования здорового образа жизни дети являются наибо­лее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Существенно и то, что у детей и подростков естественной является учебная деятельность, поэтому вопросы фор­мирования здорового образа жизни могут быть органично включены в учебно-воспитательный процесс. Необходима также преемственность на всех этапах формирования здорового образа жизни детей и подрост­ков (семья, школа, средние специальные и высшие учебные заведения, трудовые коллективы, неформальные объединения).

Гигиеническое воспитание родителей проводится в основном в виде лекций и бесед на родительских собраниях, индивидуальных бесед и консультаций. Необходимо также и наличие в медицинском каби­нете научно-популярной литературы, памяток, рекомендаций для родителей. Наиболее актуальные темы для работы с родителями - «Как облег­чить адаптацию первоклассника к школе», «Режим дня школьника» «Выбор профессии и здоровье», «Гигиена полового воспитания», «Профилактика вредных привычек», «Охрана нервно-психического здоровья школьников», «Физкультура и здоровье».

Гигиеническое обучение персонала ведется по нескольким направ­лениям. Для учителей организуются лекции, беседы, индивидуальные консультации. Обязательной формой является посещение медицинским персоналом уроков с последующей их гигиенической оценкой и разбо­ром с учителями, а также выступления на педагогических совещаниях. Необходима и подборка соответствующей литературы для учителей и воспитателей. Для технического персонала наиболее рациональным считается поэтапное обучение с соблюдением преемственности.

Работники образовательных учреждений обязаны проходить гиги­еническую подготовку и сдавать зачет (1 раз в 2 года по установленной программе).

Программа очно-заочного гигиенического обучения работников школ включает следующие основные разделы:

  • здоровье детского и подросткового населения, условия его фор­мирования. показатели состояния здоровья индивидуума и кол­лектива;

  • гигиена режима дня и учебно-воспитательного процесса;

  • гигиена физического воспитания;

  • гигиена трудового обучения;

  • гигиена питания детей и подростков;

  • гигиенические требования к строительству, реконструкции, благоустройству, содержанию и оборудованию школ, гимназий, лицеев;


  • гигиенические требования к учебной мебели и оборудованию;

  • гигиеническое обучение и воспитание.

Правовую базу охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпиде­миологического благополучия детей и подростков составляют:

  • законы Российской Федерации;

  • указы Президента Российской Федерации;

  • постановления Правительства Российской Федерации;

  • санитарные нормы и правила;

  • постановления глав администрации и местного самоуправления.

Определение основных требований к обеспечению здоровья насе­ления, задач по улучшению состояния здоровья является глобальной проблемой.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье детей младшего школьного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Необходимо выделить две оздоровительно - развивающие линии, рекомендованные в учебно-воспитательном процессе современной школы - это развивающие формы оздоровительной работы, приобщение детей к физической культуре. Исходя из представлений о ребенке, как целостном организме, посреднике и преобразователе значимых для него природно–экологических и социально-экологических связей. Образовательно-оздоровительный эффект усматривается нами в воспитании у ребенка способностей регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности, которая носит творческий характер. Целью успешной работы педагога можно назвать успешность создания медико-психологических, социально-педагогических условий, формирование гигиенической культуры ребенка в рамках школьной программы, предполагающих решение следующих задач:

1. Укрепление здоровья ребенка, совершенствование его душевного развития и защитных свойств, улучшение органической и умственной работоспособности.

2. Воспитание у детей личной физической культуры, вооружение первоначальными знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитие потребности в физическом совершенствовании, воспитании чувства заботы о своем здоровье и привычки к здоровому образу жизни.

3. Обеспечение душевного и психологического благополучия, комфортного состояния, связанного с двигательной деятельностью, расширение возможностей ребенка в освоении окружающего мира. Учебно-воспитательный процесс строится на основе психодиагностики, психопрофилактики и коррекции [2, с. 154].


Задачами гигиенического воспитания младших школьников является воспитание культуры здоровья и привычек здорового образа жизни, формирование системы понятий, направленных на осознание ребенком своего “Я”, возможностей своего организма, зависимости его здоровья от действий, поступков, привычек. Эти задачи реализуются во время проведения занятий, бесед, подвижных игр, исследовательской работы на основе спокойных, доброжелательных взаимоотношений [16, с. 167].

Формы работы варьируются: проводятся викторины, экскурсии на природу, приобщаются к работе родители, большое внимание уделяется индивидуальным интересам детей. Одним из основных компонентов гигиенического образования является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, опирающегося на опыт самопознания. В ходе занятия дети приобретают основы медицинских знаний. Происходит тесное общение со своим организмом, со своим телом, с внутренними “жильцами” — органами. Формирование умений и навыков в закаливании своего организма, способности противостоять заболеваниям [10, с. 358].

Основная задача здоровьесберегающей педагогики – такой режим труда и отдыха школьников, при котором у детей сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего периода занятий. Решить эту задачу невозможно без правильной организации условий внешней среды, ибо на здоровье, а как следствие и на работоспособность школьников большое влияние оказывает гигиеническое состояние учебных помещений. Микроклиматические параметры кабинетов и мастерских должны обеспечивать адекватность терморегуляции в организме, газовый состав воздуха – нормальную оксигенацию тканей, освещенность – оптимальное функционирование зрительной системы [6, с. 19].

Оптимальные условия воздушной среды – важный фактор сохранения здоровья и работоспособности человека. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать значительные нарушения в организме: перегревание или переохлаждение тела, гипоксию, возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности [17, с.8].

В процессе работы с детьми младшего школьного возраста необходимо соблюдать некоторые правила и рекомендации ведущих педагогов в области гигиенического воспитания: