Файл: Курсовая работа социально гигиенические проблемы в формировании здоровья школьников студент 313 группы.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основоположником советской системы воспитания здорового образа жизни школьников официально считается И.И. Мильман. Основная идея разработанной им системы состоит в том, что главная цель формирования здорового образа жизни учащихся в образовательном учреждении состоит в формировании у них гигиенических навыков. Им был разработан цикл уроков здоровья, который позднее был преобразован его многочисленными учениками и последователями в серию учебных пособий. Содержанием этих методических разработок стали: личная и социальная гигиена, санитария, сохранение работоспособности человека в условиях умственного и физического труда, увеличение продолжительности жизни.
Этот круг тематики в целом сохранен в современных школьных учебниках и вузовских курсах по основам медицинский знаний и валеологии.
Здоровье детей и подростков формируется под влиянием многих факторов, в том числе и социальных, сложных и многообразных, постоянно изменяющихся. Не случайно, поэтому, в изучении данной проблемы используют многодисциплинарные подходы, позволяющие всесторонне проанализировать социально-гигиенические аспекты образа жизни и выявить их непосредственное влияние на здоровье детей и подростков. [7, с. 57].
Фундаментальные основы здоровья ребенка закладываются в семье, образ жизни которой во многом зависит от социально-экономического развития общества. В последние годы в России увеличилась распространенность факторов социального риска (воспитание детей в неблагополучных и неполных семьях, беспризорность, безнадзорность, неустойчивое финансовое положение, отсутствие постоянной работы у родителей, низкий уровень жизни в целом).
Происходившее в последние десятилетия негативные изменения в уровне жизни многих слоев населения, социальные потрясения, ухудшение качества общедоступной медицинской помощи, изменения окружающей среды привели к негативным трансформациям основных составляющих образа жизни многих семей и ухудшению показателей здоровья детского населения. В настоящее время немало семей, для которых проблематичен доступ к высококачественным услугам здравоохранения, образования, удовлетворительным жилищным условиям, адекватному питанию. Особенно высокому риску подвергаются малоимущие и маргинальные группы населения, семьи мигрантов и вынужденных переселенцев.
Из факторов неблагоприятно воздействующих на здоровье детей, подростков и молодежи, выделяют следующие:
-
Невысокий уровень жизни многих семей; -
Большую занятость родителей на работе и, как следствие, дефицит внимания к собственным детям; -
Снижение культуры населения; -
Прогрессирующее разрушение института семьи и плохое здоровье родителей; -
Загрязнение окружающей среды; -
Тиражирование средствами массовой информации вредных привычек; -
Морально-нравственная деградация и криминализация общества и др.
Постоянное снижение основных показателей состояния здоровья учащихся как в процессе обучения в школе, так и изначально приходящих в нее, заставляет исследователей этой проблемы обращать внимание не только на внутренние школьные факторы, но и на особенности образа жизни детей в семьях.
Анализ факторов, определяющих здоровье детей, показал, что значительное влияние на здоровье ребенка оказывают болезни, перенесенные им после первого года жизни и количество заболеваний за последний год перед школой. На втором месте находятся факторы, действующие на ребенка на первом году жизни. Из показателей эмоционально-поведенческого профиля со здоровьем коррелируют качество сна и закаливание ребенка. Среди факторов беременности и родов выделились токсикоз первой половины беременности, преждевременные роды, вес плода при рождении. Степень влияния других факторов оказалась выражена меньше. Так, среди бытовых и производственных вредностей выделились: начало посещения ребенком дошкольного учреждения и употребления алкоголя родителями. Среди наследственных — повышенное артериальное давление у матери, экологических — наличие в районе проживания экологически вредных производств. [17, с. 28].
Определяя необходимость разработки эффективных мероприятий по снижению воздействия негативных факторов на здоровье человека, важно отметить, что этот процесс должен включать все уровни общественной жизни.
В борьбе с негативными факторами важно обеспечить достойную систему медицинского обслуживания, направленную не только на устранение последствий этих факторов, но и на профилактику, а также эффективные меры защиты.
Изучив научную литературу по исследуемой проблеме, можно сказать, что на сегодняшний день ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни, являются:
1. Развитие у детей представлений о здоровом образе жизни.
2. Рационально организованный режим дня и сбалансированное питание.
3. Оптимальный двигательный режим, занятия физической культурой и закаливающими процедурами.
4. Благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия.
5. Пример семьи и педагогов.
При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
- 1 2 3
Социально-гигиенические аспекты здоровья школьников
Роль факторов окружающей среды в развитии неблагоприятных эффектов в значительной степени зависит от возраста детей, характера заболевания и нозологической формы болезни, а также от профессиональной принадлежности родителей. Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов. Одни и те же факторы, одни и те же уровни и их интенсивность оказывают различное влияние на развитие заболеваемости в разных возрастных группах. Это определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли факторов риска, планирования и осуществления профилактических и оздоровительных мероприятий.
Таким образом, по мнению академика РАМН Г.И. Сидоренко и профессора Е.Н. Кутепова, не существует стандартных величин факторов риска. Вклад факторов (социальных, биологических, поведенческих, антропогенных) зависит от характера изучаемых объектов (лицо - случай - длительность заболевания), нозологических единиц, характера заболевания (острое или хроническое).
Однако не всегда имеется возможность провести математический анализ взаимосвязи и взаимообусловленности состояния здоровья теми или иными социально-гигиеническими и биологическими факторами. Важно и логически установить связь между показателями состояния здоровья детских и подростковых коллективов и группой действующих факторов. Для практических целей можно пользоваться условной классификацией социально-гигиенических факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма (табл. 1).
Таблица 1.
Социально-гигиенические факторы, влияющие на состояние здоровья детей
Благоприятные (оздоровительные) | Неблагоприятные (факторы риска) |
|
|
Распределение детей и подростков на группы здоровья информативно при изучении и оценке динамики здоровья, при сравнении здоровья детской популяции разных городов, районов с разной степенью загрязненности атмосферного воздуха, при изучении влияния на детей учебной нагрузки, влияния на подростков некоторых производственных факторов и т.д.
Однако характеристика состояния здоровья популяции с помощью указанных групп здоровья не может полностью удовлетворить гигиенистов. Это обусловлено тем, что отнесение каждого индивида к той или иной группе характеризует его главным образом с позиций чисто врачебных, а не социальных, что дли гигиены, педагогики не менее, а может быть, даже более важно. Немногие дети могут быть отнесены к I группе здоровья. Наряду с этим подавляющее большинство детей II группы здоровья хорошо адаптированы в социальном и функциональном отношении и по сути дела здоровы.
Профессор СМ. Громбах предложил группировку популяции населения, которая на основании состояния здоровья каждого индивида отражает возможность осуществления им основных присущих ему социальных (общественно-трудовых и семейно-бытовых) функций. Согласно этой классификации, популяция делится на 5 групп, каждую из которых характеризует следующее:
-
свободное, неограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций; -
частичное, в узком направлении, ограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций; -
ограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций; -
резко ограниченное осуществление присущих данному лицу социальных функций; -
невозможность осуществления присущих данному лицу социальных функций.
Естественно, возникают вопросы, как применить эту группировку к детскому населению, что считать его основными социальными функциями и что служит показателем степени возможностей реализации этих функций и соответственно основанием для отнесения детей к той или иной группе?
По мнению С.М. Громбаха, основными социальными функциями детей школьного возраста являются выполнение всех требований школьного обучения, включая освоение общеобразовательных предметов, трудовое обучение, физическое воспитание.
Основные социальные функции детей дошкольного возраста - воспитание и обучение в детском саду, включая регулярное посещение его, соблюдение режима, полное овладение предусмотренными программой воспитания в детских образовательных учреждениях навыками.