Файл: Курсовая работа социально гигиенические проблемы в формировании здоровья школьников студент 313 группы.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 234
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основная социальная функция подростков - учащихся профессионально-технических училищ, заключается в освоении предусмотренных программой обучения теоретических знаний и профессиональных трудовых навыков, вплоть до получения производственного разряда. Поэтому дети и подростки, полностью соответствующие этим требованиям, должны быть отнесены к I группе.
Лица, которые не могут по состоянию здоровья полностью осуществлять свою социальную функцию, не попадают в I группу, и отнесение их к одной из остальных (II-V) групп основывается на наличии у них отклонений в здоровье и вызванной этими отклонениями степени ограничения в выполнении социальных функций.
Многие школьники, которые с врачебных позиций не могут считаться здоровыми, на деле вполне справляются со своими социальными функциями и представляют собой полноценных членов общества. Такой подход снимает и противоречие между результатами оценки здоровья школьников по педиатрическим группам здоровья, согласно которой около 50% учащихся попадают в разряд больных, и фактом благополучного окончания школы большинством учащихся: подавляющее число школьников относятся к I и II социально-гигиеническим группам здоровья. [3, с. 56].
Принадлежность к той или иной социально-гигиенической группе здоровья определяется не фактическим выполнением индивидом его социальной функции, а состоянием здоровья, допускающим это выполнение без чрезвычайного напряжения компенсаторных механизмов.
Разделение детских контингентов на социальные группы здоровья не исключает группировку детей по врачебным группам здоровья. При характеристике детской популяции и оценке влияния на организм ребенка различных факторов целесообразно применять деление наблюдаемых контингентов на педиатрические группы здоровья. Для решения же сопричастных с гигиеной педагогических или народно-хозяйственных задач более полезна группировка детей по признаку социальной дееспособности, т.е. разделение их на социально-гигиенические группы здоровья.
Значительное внимание зарубежных педиатров привлекают медикосоциальные проблемы школьной неуспеваемости. Ученые изучают эпидемиологию синдромов и отклонений, служащих причиной неуспеваемости (минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, умственная отсталость, неврозы).
Во всем мире одной из наиболее распространенных форм девиантного поведения детей является синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети школьного возраста с этим синдромом, прежде всего, привлекают к себе внимание постоянной двигательной активностью, как в школе, так и дома. Они не любят сидеть на одном месте, неорганизованные, их поведенческие реакции часто парадоксальны. Помимо повышенной активности, у них отмечаются невозможность сконцентрировать внимание, импульсивность и рассеянность, вспыльчивость, изменчивость настроения и плохая успеваемость. Такие дети часто завязывают контакты с незнакомыми людьми, а в чужом окружении стараются привлечь внимание неправильными, своеобразными способами. Нарушения в поведении являются постоянными в любой обстановке. [2, c. 35].
Если в прошлые годы в начальных классах расторможенных, ни секунды не сидящих на месте детей было 1-2, то сейчас их насчитываются десятки. Эти дети быстро успевают настроить против себя всех, кого только можно, и в первую очередь педагогов, у которых нередко пропадает всякое желание заниматься с такими детьми. Не секрет, что многие педагоги пытаются объяснить отсутствие успехов у этих детей не только неусидчивостью, но и недостаточным интеллектом. Последнее утверждение совершенно не соответствует действительности. [10, с. 67].
В Великобритании диагноз «гиперкинетический синдром» ставят у 1- 2% детей. В Чехии этот синдром диагностируется у 2-12% детей школьного возраста. В Австралии в начальной школе дефицит внимания и гиперактивность наблюдаются у 4-10% детей.
Эпидемиологические исследования, проведенные в различных штатах США, показывают, что от 3 до 20% детей школьного возраста в общей популяции страдают гиперактивностью, а в некоторых исследованиях приводятся данные 24-40%. Эпидемиологическими исследованиями, проведенными сотрудниками кафедры гигиены детей и подростков ММА имени И.М. Сеченова в городах Российской Федерации, установлена распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди учащихся 1-2-х классов на уровне 34% среди мальчиков и 22% среди девочек. В целом распространенность указанного синдрома среди школьников Российской Федерации составила 28%.
-
Значение социально-гигиенического воспитания в формировании здорового образа жизни детей
Современная Российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Помимо объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.
Гигиеническое обучение и воспитание является важным условием сохранения и укрепления здоровья и должно носить комплексный и непрерывный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям, направленным на:
-
улучшение собственного физического и психического здоровья; -
отказ от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих; -
нетерпимое отношение к людям, наносящим ущерб своему здоровью и здоровью окружающих; -
сознательное участие в формировании здоровьесберегающей среды.
В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренного изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов здорового образа жизни, приведения их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей и подростков в период их обучения в школе целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности. [11, с. 42].
Более чем у половины учащихся школ не закреплены целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки: соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены. Следует также отметить, что качество применения этих навыков с возрастом снижается.
Существующие в настоящее время программы гигиенического обучения и воспитания могут обеспечить только экстенсивный этап обучения, т.е. сообщение знаний, но не интенсивный - закрепление этих знаний них реализацию в своем поведении. Кроме того, многие программы для подростков по вопросам здорового образа жизни разрабатываются без участия специалистов и содержат спорные сведения по нетрадиционным методам оздоровления, неприемлемые для подростков. Все это подтверждает необходимость анализа и пересмотра существующих программ гигиенического обучения и воспитания подростков как с точки зрения их содержания, так и предусматриваемых ими форм и методов обучения, для разработки и дальнейшего внедрения комплексных модульных программ, способствующих формированию здорового образа жизни подростков.
Принципы гигиенического воспитания, формирования здорового образа жизни:
Принцип актуальности – принцип гигиенического воспитания, ориентирующий его на обеспечение индивидов, групп лиц, наиболее важной и своевременной гигиенической информацией.
Актуальность гигиенической информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, в т. ч. задачами здравоохранения, а также проблемами местного (регионального, городского и т. д.) характера.
Принцип актуальности в гигиеническом воспитании предполагает отражение насущных проблем, связанных со здоровьем человека, экологией, гигиенической культурой, социальными нормами и ценностями и т. л
Принцип научности – принцип гигиенического воспитания, предусматривающий осуществление теоретической и практической деятельности в этой области на основе научно обоснованных данных. В соответствии с этим принципом в гигиеническом воспитании используются данные общественных наук (педагогики, психологии, социологии и др.), которые позволяют дать гигиеническую информацию в удобной, понятной, интересной для населения форме.
При разработке содержания гигиенического воспитания особо важная роль принадлежит медицинской науке: гигиеническая информации должна соответствовать современному состоянию и последним достижениям медицины, быть научно обоснованной, объективной, достоверной, избегать сенсационных сообщений, не имеющих научных доказательств.
Принцип доступности – принцип гигиенического воспитания, предполагающий соответствие его содержания, методов, форм, средств социально-культурном у уровня, интересам и потребностям индивида, группы яиц, социальной общности. Данный принцип предполагает оптимальный для усвоения объем информации и рациональность методики обучения. Большое значение для реализации этого принципа имеют дидактические подходы к их уничтожению материала: переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, четкое формулирование обобщений и выводов.
Доступность информации достигается также эмоциональной, образной речью, отсутствием в ней непонятных медицинских терминов и наименований, использованием в качестве примеров жизненных фактов, применением изобразительных средств.
Принцип положительного ориентирования – принцип гигиенического воспитания, предполагающий формирование типов поведения и стилей жизни, ориентированных на положительные эталонные образцы, одобряемые в обществе. В соответствии с этим принципом в процессе гигиенического воспитания следует уделять значительное внимание позитивным с точки зрения здоровья стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа — показ положительных примеров — более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья поведения. [18, с. 37].
Принцип единства теории и практики – принцип гигиенического воспитания, предполагающий возможность использования полученных индивидом или группой лип знаний на практике. Реализации принципа способствует иллюстрирование материалов по гигиенической тематике фактическими данными
, анализ конкретных практических ситуаций с использованием теоретических сведений, а также, по возможности, практическая отработка желательных способов поведения в различных ситуациях. Согласно принципу, следует стремиться к тому, чтобы гигиеническое воспитание осуществлялось в условиях, позволяющих реализовать полученные знания в жизни, проверить их на собственном опыте и другие.
Этапы обучения и формирования устойчивых навыков ЗОЖ:
-
й этап – выработка навыков использования той информации, которую получает подросток в повседневной жизни. В качестве примера можно привести знания о риске, связанном с табакокурением, личностное осознание ценности хорошего здоровья и т.д. Учитель может проводить на своих уроках групповые дискуссии и консультации. При проведении уроков очень важно принимать во внимание возрастно-психологические особенности ребенка и то, какая группа для него является референтной. В младшем школьном возрасте это родители, в подростковом – сверстники. -
й этап – изменение отношения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить подростка к принятию правильного решения на основе всеобъемлющей информации. Он должен решить.-
Являются ли вредные привычки серьезным риском для его здоровья. -
Что он приобретет, отказавшись от вредных привычек (например, хорошее здоровье или успехи в спорте). -
Что он в этом случае потеряет.
-
Важной частью обучения навыкам здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Поскольку фор- жирование собственного стиля поведения в подростковом возрасте во многом базируется на поиске примера для подражания, на этом этапе обучения важно использовать так называемые положительные социальные ролевые модели.
-
й этап – принятие решения. Подросток должен самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни, и учителю следует ему в этом помочь. Подросткам нужно научиться правильно оценивать поступающую информацию. Они должны уметь сознательно сделать выбор в конкретной ситуации, взвесить все «за» и «против». Большую помощь на этом этапе оказывают ролевые игры. -
й этап – подростком принято решение. Здесь очень важна поддержка родителей и учителей. Кроме целенаправленных занятий в школе, должны проводиться общешкольные мероприятия. Так, целесообразны организация викторин, конкурсов рисунков, например по антитабачной пропаганде и т.п.