Файл: Курсовая работа социально гигиенические проблемы в формировании здоровья школьников студент 313 группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основная социальная функция подростков - учащихся профессионально-технических училищ, заключается в освоении предусмотренных программой обучения теоретических знаний и профессиональных трудовых навыков, вплоть до получения производственного разряда. Поэтому дети и подростки, полностью соответствующие этим требованиям, должны быть отнесены к I группе.

Лица, которые не могут по состоянию здоровья полностью осуществлять свою социальную функцию, не попадают в I группу, и отнесение их к одной из остальных (II-V) групп основывается на наличии у них отклонений в здоровье и вызванной этими отклонениями степени ограничения в выполнении социальных функций.

Многие школьники, которые с врачебных позиций не могут считаться здоровыми, на деле вполне справляются со своими социальными функциями и представляют собой полноценных членов общества. Такой подход снимает и противоречие между результатами оценки здоровья школьников по педиатрическим группам здоровья, согласно которой около 50% учащихся попадают в разряд больных, и фактом благополучного окончания школы большинством учащихся: подавляющее число школьников относятся к I и II социально-гигиеническим группам здоровья. [3, с. 56].

Принадлежность к той или иной социально-гигиенической группе здоровья определяется не фактическим выполнением индивидом его социальной функции, а состоянием здоровья, допускающим это выполнение без чрезвычайного напряжения компенсаторных механизмов.

Разделение детских контингентов на социальные группы здоровья не исключает группировку детей по врачебным группам здоровья. При характеристике детской популяции и оценке влияния на организм ребенка различных факторов целесообразно применять деление наблюдаемых контингентов на педиатрические группы здоровья. Для решения же сопричастных с гигиеной педагогических или народно-хозяйственных задач более полезна группировка детей по признаку социальной дееспособности, т.е. разделение их на социально-гигиенические группы здоровья.

Значительное внимание зарубежных педиатров привлекают медикосоциальные проблемы школьной неуспеваемости. Ученые изучают эпидемиологию синдромов и отклонений, служащих причиной неуспеваемости (минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, умственная отсталость, неврозы).

Во всем мире одной из наиболее распространенных форм девиантного поведения детей является синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети школьного возраста с этим синдромом, прежде всего, привлекают к себе внимание постоянной двигательной активностью, как в школе, так и дома. Они не любят сидеть на одном месте, неорганизованные, их поведенческие реакции часто парадоксальны. Помимо повышенной активности, у них отмечаются невозможность сконцентрировать внимание, импульсивность и рассеянность, вспыльчивость, изменчивость настроения и плохая успеваемость. Такие дети часто завязывают контакты с незнакомыми людьми, а в чужом окружении стараются привлечь внимание неправильными, своеобразными способами. Нарушения в поведении являются постоянными в любой обстановке. [2, c. 35].


Если в прошлые годы в начальных классах расторможенных, ни секунды не сидящих на месте детей было 1-2, то сейчас их насчитываются десятки. Эти дети быстро успевают настроить против себя всех, кого только можно, и в первую очередь педагогов, у которых нередко пропадает всякое желание заниматься с такими детьми. Не секрет, что многие педагоги пытаются объяснить отсутствие успехов у этих детей не только неусидчивостью, но и недостаточным интеллектом. Последнее утверждение совершенно не соответствует действительности. [10, с. 67].

В Великобритании диагноз «гиперкинетический синдром» ставят у 1- 2% детей. В Чехии этот синдром диагностируется у 2-12% детей школьного возраста. В Австралии в начальной школе дефицит внимания и гиперактивность наблюдаются у 4-10% детей.

Эпидемиологические исследования, проведенные в различных штатах США, показывают, что от 3 до 20% детей школьного возраста в общей популяции страдают гиперактивностью, а в некоторых исследованиях приводятся данные 24-40%. Эпидемиологическими исследованиями, проведенными сотрудниками кафедры гигиены детей и подростков ММА имени И.М. Сеченова в городах Российской Федерации, установлена распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди учащихся 1-2-х классов на уровне 34% среди мальчиков и 22% среди девочек. В целом распространенность указанного синдрома среди школьников Российской Федерации составила 28%.


  1. Значение социально-гигиенического воспитания в формировании здорового образа жизни детей


Современная Российская школа не обеспечивает всех необходи­мых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Помимо объективных причин такая ситуа­ция объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.

Гигиеническое обучение и воспитание является важным условием сохранения и укрепления здоровья и должно носить комплексный и непрерывный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям, направленным на:

  • улучшение собственного физического и психического здоровья;

  • отказ от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

  • нетерпимое отношение к людям, наносящим ущерб своему здо­ровью и здоровью окружающих;

  • сознательное участие в формировании здоровьесберегающей среды.


В последние годы выдвигаются требования пересмотра и коренно­го изменения программ, средств и методов гигиенического обучения и воспитания, внедрения принципов здорового образа жизни, приведе­ния их в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями жизни населения. В качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей и подростков в период их обучения в школе целесообразные для их возраста гигиенические навыки и при­вычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности. [11, с. 42].

Более чем у половины учащихся школ не закреплены целесооб­разные для их возраста элементарные гигиенические навыки: соб­людение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, достаточный сон, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены. Следует также отметить, что качество применения этих навыков с возрастом снижается.

Существующие в настоящее время программы гигиенического обучения и воспитания могут обеспечить только экстенсивный этап обучения, т.е. сообщение знаний, но не интенсивный - закрепление этих знаний них реализацию в своем поведении. Кроме того, многие программы для подростков по вопросам здорового образа жизни раз­рабатываются без участия специалистов и содержат спорные сведения по нетрадиционным методам оздоровления, неприемлемые для под­ростков. Все это подтверждает необходимость анализа и пересмотра существующих программ гигиенического обучения и воспитания подростков как с точки зрения их содержания, так и предусматрива­емых ими форм и методов обучения, для разработки и дальнейшего внедрения комплексных модульных программ, способствующих фор­мированию здорового образа жизни подростков.

Принципы гигиенического воспитания, формирования здо­рового образа жизни:

Принцип актуальности – принцип гигиенического воспитания, ориентирующий его на обеспечение индивидов, групп лиц, наиболее важной и своевременной гигиенической информацией.

Актуальность гигиенической информации определяется совре­менными задачами по поддержанию здоровья, в т. ч. задачами здраво­охранения, а также проблемами местного (регионального, городского и т. д.) характера.

Принцип актуальности в гигиеническом воспитании предполага­ет отражение насущных проблем, связанных со здоровьем человека, экологией, гигиенической культурой, социальными нормами и цен­ностями и т. л


Принцип научности – принцип гигиенического воспитания, пре­дусматривающий осуществление теоретической и практической деятельности в этой области на основе научно обоснованных дан­ных. В соответствии с этим принципом в гигиеническом воспитании используются данные общественных наук (педагогики, психологии, социологии и др.), которые позволяют дать гигиеническую инфор­мацию в удобной, понятной, интересной для населения форме.

При разработке содержания гигиенического воспитания особо важная роль принадлежит медицинской науке: гигиеническая информа­ции должна соответствовать современному состоянию и последним достижениям медицины, быть научно обоснованной, объективной, достоверной, избегать сенсационных сообщений, не имеющих науч­ных доказательств.

Принцип доступности – принцип гигиенического воспитания, предполагающий соответствие его содержания, методов, форм, средств социально-культурном у уровня, интересам и потребностям индивида, группы яиц, социальной общности. Данный принцип предполагает оптимальный для усвоения объем информации и ра­циональность методики обучения. Большое значение для реализации этого принципа имеют дидактические подходы к их уничтожению материала: переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, четкое формулирование обобщений и выводов.

Доступность инфор­мации достигается также эмоциональной, образной речью, отсутс­твием в ней непонятных медицинских терминов и наименований, использованием в качестве примеров жизненных фактов, применени­ем изобразительных средств.

Принцип положительного ориентирования – принцип гигиенического воспитания, предполагающий формирование типов поведения и сти­лей жизни, ориентированных на положительные эталонные образцы, одобряемые в обществе. В соответствии с этим принципом в процессе гигиенического воспитания следует уделять значительное внимание позитивным с точки зрения здоровья стилям жизни, их благотвор­ному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа — показ положительных примеров — более эффективна, чем показ отрица­тельных последствий негативного в отношении здоровья поведения. [18, с. 37].

Принцип единства теории и практики – принцип гигиенического воспитания, предполагающий возможность использования получен­ных индивидом или группой лип знаний на практике. Реализации принципа способствует иллюстрирование материалов по гигиени­ческой тематике фактическими данными
, анализ конкретных прак­тических ситуаций с использованием теоретических сведений, а также, по возможности, практическая отработка желательных спосо­бов поведения в различных ситуациях. Согласно принципу, следует стремиться к тому, чтобы гигиеническое воспитание осуществлялось в условиях, позволяющих реализовать полученные знания в жизни, проверить их на собственном опыте и другие.

Этапы обучения и формирования устойчивых навыков ЗОЖ:

  1. й этап – выработка навыков использования той информации, которую получает подросток в повседневной жизни. В качестве при­мера можно привести знания о риске, связанном с табакокурением, личностное осознание ценности хорошего здоровья и т.д. Учитель может проводить на своих уроках групповые дискуссии и консуль­тации. При проведении уроков очень важно принимать во внимание возрастно-психологические особенности ребенка и то, какая группа для него является референтной. В младшем школьном возрасте это родители, в подростковом – сверстники.

  2. й этап – изменение отношения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить подростка к принятию правильного решения на основе всеобъемлющей информации. Он должен решить.

    1. Являются ли вредные привычки серьезным риском для его здо­ровья.

    2. Что он приобретет, отказавшись от вредных привычек (напри­мер, хорошее здоровье или успехи в спорте).

    3. Что он в этом случае потеряет.

Важной частью обучения навыкам здорового образа жизни явля­ется выработка навыков общения, помогающих налаживать отно­шения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Поскольку фор- жирование собственного стиля поведения в подростковом возрасте во многом базируется на поиске примера для подражания, на этом этапе обучения важно использовать так называемые положительные социальные ролевые модели.

  1. й этап – принятие решения. Подросток должен самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни, и учителю следует ему в этом помочь. Подросткам нужно научиться правильно оценивать поступающую информацию. Они должны уметь сознательно сделать выбор в конкретной ситуации, взвесить все «за» и «против». Большую помощь на этом этапе оказывают ролевые игры.

  2. й этап – подростком принято решение. Здесь очень важна под­держка родителей и учителей. Кроме целенаправленных занятий в школе, должны проводиться общешкольные мероприятия. Так, целе­сообразны организация викторин, конкурсов рисунков, например по антитабачной пропаганде и т.п.