Файл: Курсовая работа фио студента Группа, факультет Научный.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Материалы: мягкая игрушка в качестве микрофона.
1. Ритуал приветствия.
2. Работа по теме.
1) Беседа «Неверные средства общения».
— Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стараться его понять. От того, каким образом мы ведем себя в общении, зависит, сможет ли партнер по общению понять нас, легко ли будем нам общаться друг с другом.
— Как вы думаете, что может помешать нам эффективно общаться? Какие средства в общении являются неэффективными?
Психолог подводит ребят к выводу о том, что в общении люди должны чувствовать себя на равных, иначе общаться довольно тяжело и непросто.
2) Упражнение «Сидящий и стоящий».
Один ребенок сидит, другой стоит. Задача: постараться в этих условиях вести разговор. Через некоторое время дети меняются местами, чтобы иметь возможность сравнить ощущения при общении «сверху» и «снизу». После выполнения этого упражнения дети также делятся впечатлениями. Игра направлена на то, чтобы показать детям значение неверных средств общения.
Анализ упражнения:
— Что ты чувствовал, когда разговаривал, сидя на стуле? Какие чувства испытывал, ведя беседу стоя?
— Какое положение в разговоре понравилось, а какое – нет? Почему?
— Как ты думаешь, с чем связаны такие ощущения? Если бы вы с партнером общались на равных, что бы изменилось?
—Общался ли ты подобным образом в жизни с позиции «сверху» или «снизу»? С какими людьми и при каких обстоятельствах (в какой ситуации)?
3) Упражнение «Спиной друг к другу».
Психолог предлагает подросткам разделиться на пары и сесть на пол спиной к спине. Участникам надо постараться вести разговор. Через несколько минут им нужно повернуться и поделиться своими ощущениями.
Анализ упражнения:
— Легко ли общаться, не видя человека? Что ты чувствовал, общаясь в таком положении?
— Хотелось ли тебе повернуться раньше времени и разговаривать, видя своего собеседника? А может быть, тебе вовсе не хотелось продолжать разговор в таком положении?
3. Анализ занятия:
— Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?
— Что нового ты сегодня узнал?
— Что хотел бы в себе изменить?
4. Ритуал прощания.
Занятие 8. «Предотвращение конфликтов».
Цели:
-
отработать ситуации предотвращения конфликтов; -
закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации.
Материалы: мягкая игрушка в качестве микрофона, ручки и листы бумаги по числу участников.
1. Ритуал приветствия.
2. Работа по теме.
1) Беседа «Предотвращение конфликтов».
— Кто может рассказать о своих успехах в предотвращении конфликтов?
— Вспомните, что мешает позитивному общению людей?
— Поднимите руку те, кто чувствует в себе достаточно сил для того, чтобы не допускать конфликтных ситуаций?
2) Упражнение «Перетягивание каната».
Игра проводится в парах. Играющие перетягивают воображаемый канат, пока один не перетянет.
Анализ упражнения:
— Что помогло тебе победить в перетягивании каната? А что помешало тебе выиграть?
3) Отработка навыков предотвращения конфликтов.
Психолог предлагает каждому самостоятельно подобрать и написать на листах бумаги свои варианты выхода из проблемных ситуаций. Предлагаются следующие ситуации:
— Тебя публично обвинили в том, чего ты не делал.
— Мама, придя с работы очень усталой, начинает отчитывать тебя за беспорядок в квартире.
— Учитель поставил тебе несправедливо заниженную отметку.
— Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.
— На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль.
На работу дается 10 минут. Затем каждый участник зачитывает свои варианты выхода из проблемных ситуаций, а потом происходит групповое обсуждение.
4) Упражнение «Петухи».
Игра проходит в парах. Все игроки, прыгая на одной ноге, пытаются толкнуть другого так, чтобы он встал на обе ноги.
3. Анализ занятия:
— Считаешь ли ты себя конфликтным человеком?
— Какие способы предотвращения конфликтов тебе подходят?
— Что хотел бы изменить в себе?
4. Ритуал прощания.
Занятие 9. «Что оказалось самым важным для меня».
Цели:
-
развивать невербальные навыки общения; -
развивать творческие способности; -
развивать процесс самопознания; -
закрепить навыки взаимодействия; -
закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации; -
дополнительно проработать те темы, которые оказались наиболее актуальными для участников группы.
Материалы: мягкая игрушка в качестве микрофона, мяч.
1. Ритуал приветствия.
2. Работа по теме.
1) Беседа «Что нужно для того, чтобы общение состоялось».
— Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы общение состоялось?
— Необходимо, прежде всего, видеть и слышать своего собеседника. Нужно поддерживать разговор и иметь возможность пользоваться жестами и мимикой. Если мы лишены хотя бы одного из этих средств, то общаться нам будет довольно тяжело.
-
Упражнение «Дискуссия».
Группа разбивается на тройки. В каждой тройке обязанности распределяются следующим образом. Первый участник играет роль «глухого-и-немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении – зрение, а также жест и пантомима. Второй играет роль «глухого-и-паралитика». Он может говорить и видеть, но не может двигаться и показывать жестами. Третий – «слепой-и-немой». Он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагаются задания: договориться о месте встречи в Москве, о подарке имениннику или о том, в какой цвет красить забор.
Во время игры часто возникают комические ситуации. Благодаря им складывается атмосфера эмоционального раскрепощения и беззаботности. Стремление подростков прийти к общему решению и интенсивное творческое взаимодействие между ними способствует сплочению группы. Игра помогает участникам значительно расширить групповой репертуар способов взаимопонимания.
Анализ упражнения:
— Тяжело было играть доставшуюся тебе роль?
— Легко или трудно было договориться?
— Что самое сложное в этом упражнении для тебя?
— Что новое ты для себя открыл?
3) Упражнение «Зеркало и обезьяна».
Участники разбиваются на пары и встают друг напротив друга. Один из участников – «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой – зеркало, где отражаются все движения обезьяны. Через некоторое время участники меняются ролями.
Это упражнение можно выполнять всем одновременно, но лучше, чтобы пары работали по очереди. Это позволит обсудить упражнение с остальными участниками группы.
Анализ упражнения:
— Какая роль тебе далась легче, «обезьяны» или зеркала? А какая – понравилась больше?
— Легко или сложно было повторять движения зеркала? Что ты при этом чувствовал?
После обсуждения проводится небольшая беседа о том, как важно уметь внимательно относиться к тому, с кем мы общаемся, так как движения собеседника могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.
4) Упражнение «Никто не знает».
Психолог обращается к подросткам:
— Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…» Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.
Анализ упражнения:
— Что ты чувствовал, когда рассказывал про себя другим?
— Легко или сложно было открываться перед другими?
3. Анализ занятия:
— Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?
— Что хотел бы изменить в себе?
4. Ритуал прощания.
Занятие 10. «Общение в радость».
Цели:
-
развивать невербальные навыки общения; -
закрепить навыки позитивного общения; -
развивать положительную самооценку; -
закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации; -
развивать творческие способности; -
закрепить полученные навыки; -
подвести итоги тренинга.
Материалы: мягкая игрушка в качестве микрофона.
1. Ритуал приветствия.
2. Работа по теме.
1) Заключительная беседа «Общаться – это здорово».
Психолог говорит о том, что общаться – это здорово, если это общение в радость, если мы относимся друг к другу дружелюбно, хотим и умеем внимательно слушать другого, обращаем внимание на его жесты и мимику.
— На наших занятиях мы учились позитивному общению. Позитивное общение – это общение без ссор и конфликтов. Если мы попали в конфликтную ситуацию, то знаем, как надо правильно себя вести, как умело выходить из конфликта.
— А теперь давайте закрепим полученные знания и навыки и продемонстрируем их на основе упражнений.
-
Упражнение «Вместо ссоры – помирились».
— Разбейтесь на пары, повернитесь друг к другу спиной. Представьте себе, что вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулаки, глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. Надуйте щеки как можно сильнее. Затем быстро развернитесь к тому, кто с вами в паре, и пальцами «сдуйте» его надутые щеки. Смешно, весело, ругаться уже неохота. Ура! Можете обнять своего друга.
Анализ упражнения:
— Какие чувства вы испытывали, стоя спиной друг к другу? А какие – после того, как развернулись и «сдули» щеки друга?
— Что понравилось в упражнении?
3) Упражнение «Мостик дружбы».
Психолог просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, ведущий может сам встать в пару с кем-нибудь из детей и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами или ладошками). Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик вдвоем, вчетвером и т.д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».
Анализ упражнения:
— Вам понравилось строить «Мост дружбы»?
— Какой мост был самый красивый: мост, построенный вдвоем, вчетвером или совместно со всеми?
4) «Чувствую-себя-хорошо».
— Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую-себя-хорошо». Воспроизведите их в своем воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, что вы кладете эти чувства в надежное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете.
Анализ упражнения:
— Какие ситуации ты представил? Какие были ощущения?
3. Анализ тренинговых занятий:
— Что нового ты узнал на наших занятиях?
— Что хотел бы изменить в себе? Что уже удалось изменить?
— Какие упражнения из всех занятий тебе запомнились и понравились больше всего? Почему?
4. Ритуал прощания.