Файл: Курсовая работа фио студента Группа, факультет Научный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Материалы: мягкая игрушка в качестве микрофона.

1. Ритуал приветствия.

2. Работа по теме.

1) Беседа «Невер­ные средства общения».

— Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стараться его понять. От того, каким образом мы ведем себя в общении, зависит, сможет ли партнер по общению понять нас, легко ли будем нам общаться друг с другом.

— Как вы думаете, что может помешать нам эффективно общаться? Какие средства в общении являются неэффективными?

Психолог подводит ребят к выводу о том, что в общении люди должны чувствовать себя на равных, иначе общаться довольно тяжело и непросто.

2) Упражнение «Сидящий и стоящий».

Один ребенок сидит, другой стоит. Задача: постараться в этих условиях вести разговор. Через некоторое время дети меняются местами, чтобы иметь возможность сравнить ощущения при общении «сверху» и «снизу». После выполнения этого упражнения дети также делятся впечатлениями. Игра направлена на то, чтобы показать детям значение невер­ных средств общения.

Анализ упражнения:

— Что ты чувствовал, когда разговаривал, сидя на стуле? Какие чувства испытывал, ведя беседу стоя?

— Какое положение в разговоре понравилось, а какое – нет? Почему?

— Как ты думаешь, с чем связаны такие ощущения? Если бы вы с партнером общались на равных, что бы изменилось?

—Общался ли ты подобным образом в жизни с позиции «сверху» или «снизу»? С какими людьми и при каких обстоятельствах (в какой ситуации)?

3) Упражнение «Спиной друг к другу».

Психолог предлагает подросткам разделиться на пары и сесть на пол спиной к спине. Участникам надо постараться вести разговор. Через несколько минут им нужно повернуться и поделиться своими ощущениями.

Анализ упражнения:

— Легко ли общаться, не видя человека? Что ты чувствовал, общаясь в таком положении?

— Хотелось ли тебе повернуться раньше времени и разговаривать, видя своего собеседника? А может быть, тебе вовсе не хотелось продолжать разговор в таком положении?

3. Анализ занятия:

— Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?

— Что нового ты сегодня узнал?

— Что хотел бы в себе изменить?

4. Ритуал прощания.
Занятие 8. «Предотвращение конфликтов».

Цели:

  1. отработать ситуации предотвращения конфликтов;

  2. закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации.


Материалы: мягкая игрушка в качестве микрофона, ручки и листы бумаги по числу участников.

1. Ритуал приветствия.

2. Работа по теме.

1) Беседа «Предотвращение конфликтов».

— Кто может рассказать о своих успехах в предотвращении конфликтов?

— Вспомните, что мешает позитивному общению людей?

— Поднимите руку те, кто чувствует в себе достаточно сил для того, чтобы не допускать конфликтных ситуаций?

2) Упражнение «Перетягивание каната».

Игра проводится в парах. Играющие перетягивают воображаемый канат, пока один не перетянет.

Анализ упражнения:

— Что помогло тебе победить в перетягивании каната? А что помешало тебе выиграть?

3) Отработка навыков предотвращения конфликтов.

Психолог предлагает каждому самостоятельно подобрать и написать на листах бумаги свои варианты выхода из проблемных ситуаций. Предлагаются следующие ситуации:

— Тебя публично обвинили в том, чего ты не делал.

— Мама, придя с работы очень усталой, начинает отчитывать тебя за беспорядок в квартире.

— Учитель поставил тебе несправедливо заниженную отметку.

— Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.

— На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль.

На работу дается 10 минут. Затем каждый участник зачитывает свои варианты выхода из проблемных ситуаций, а потом происходит групповое обсуждение.

4) Упражнение «Петухи».

Игра проходит в парах. Все игроки, прыгая на одной ноге, пытаются толкнуть другого так, чтобы он встал на обе ноги.

3. Анализ занятия:

— Считаешь ли ты себя конфликтным человеком?

— Какие способы предотвращения конфликтов тебе подходят?

— Что хотел бы изменить в себе?

4. Ритуал прощания.
Занятие 9. «Что оказалось самым важным для меня».

Цели:

  1. развивать невербальные навыки общения;

  2. развивать творческие способности;

  3. развивать процесс самопознания;

  4. закрепить навыки взаимодействия;

  5. закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации;

  6. дополнительно проработать те темы, которые оказались наиболее актуальными для участников группы.

Материалы: мягкая игрушка в качестве микрофона, мяч.

1. Ритуал приветствия.

2. Работа по теме.

1) Беседа «Что нужно для того, чтобы общение состоялось».

— Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы общение состоялось?



— Необходимо, прежде всего, видеть и слышать своего собеседника. Нужно поддерживать разговор и иметь возможность пользоваться жестами и мимикой. Если мы лишены хотя бы одного из этих средств, то общаться нам будет довольно тяжело.

  1. Упражнение «Дискуссия».

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке обязанности распределяются следующим образом. Первый участник играет роль «глухого-и-немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении – зрение, а также жест и пантомима. Второй играет роль «глухого-и-паралитика». Он может говорить и видеть, но не может двигаться и показывать жестами. Третий – «слепой-и-немой». Он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагаются задания: договориться о месте встречи в Москве, о подарке имениннику или о том, в какой цвет красить забор.

Во время игры часто возникают комические ситуации. Благодаря им складывается атмосфера эмоционального раскрепощения и беззаботности. Стремление подростков прийти к общему решению и интенсивное творческое взаимодействие между ними способствует сплочению группы. Игра помогает участникам значительно расширить групповой репертуар способов взаимопонимания.

Анализ упражнения:

— Тяжело было играть доставшуюся тебе роль?

— Легко или трудно было договориться?

— Что самое сложное в этом упражнении для тебя?

— Что новое ты для себя открыл?

3) Упражнение «Зеркало и обезьяна».

Участники разбиваются на пары и встают друг напротив друга. Один из участников – «обезьяна», которая смотрится в зеркало, другой – зеркало, где отражаются все движения обезьяны. Через некоторое время участники меняются ролями.

Это упражнение можно выполнять всем одновременно, но лучше, чтобы пары работали по очереди. Это позволит обсудить упражнение с остальными участниками группы.

Анализ упражнения:

— Какая роль тебе далась легче, «обезьяны» или зеркала? А какая – понравилась больше?

— Легко или сложно было повторять движения зеркала? Что ты при этом чувствовал?

После обсуждения проводится небольшая беседа о том, как важно уметь внимательно относиться к тому, с кем мы общаемся, так как движения собеседника могут отражать его внутреннее состояние и отношение к тому, что происходит вокруг.

4) Упражнение «Никто не знает».

Психолог обращается к подросткам:


— Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…» Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.

Анализ упражнения:

— Что ты чувствовал, когда рассказывал про себя другим?

— Легко или сложно было открываться перед другими?

3. Анализ занятия:

— Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?

— Что хотел бы изменить в себе?

4. Ритуал прощания.
Занятие 10. «Общение в радость».

Цели:

  1. развивать невербальные навыки общения;

  2. закрепить навыки позитивного общения;

  3. развивать положительную самооценку;

  4. закрепить навыки поведения в конфликтной ситуации;

  5. развивать творческие способности;

  6. закрепить полученные навыки;

  7. подвести итоги тренинга.

Материалы: мягкая игрушка в качестве микрофона.

1. Ритуал приветствия.

2. Работа по теме.

1) Заключительная беседа «Общаться – это здорово».

Психолог говорит о том, что общаться – это здорово, если это общение в радость, если мы относимся друг к другу дружелюбно, хотим и умеем внимательно слушать другого, обращаем внимание на его жесты и мимику.

— На наших занятиях мы учились позитивному общению. Позитивное общение – это общение без ссор и конфликтов. Если мы попали в конфликтную ситуацию, то знаем, как надо правильно себя вести, как умело выходить из конфликта.

— А теперь давайте закрепим полученные знания и навыки и продемонстрируем их на основе упражнений.

  1. Упражнение «Вместо ссоры – помирились».

— Разбейтесь на пары, повернитесь друг к другу спиной. Представьте себе, что вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулаки, глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. Надуйте щеки как можно сильнее. Затем быстро развернитесь к тому, кто с вами в паре, и пальцами «сдуйте» его надутые щеки. Смешно, весело, ругаться уже неохота. Ура! Можете обнять своего друга.

Анализ упражнения:

— Какие чувства вы испытывали, стоя спиной друг к другу? А какие – после того, как развернулись и «сдули» щеки друга?


— Что понравилось в упражнении?

3) Упражнение «Мостик дружбы».

Психолог просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, ведущий может сам встать в пару с кем-нибудь из детей и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами или ладошками). Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик вдвоем, вчетвером и т.д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».

Анализ упражнения:

— Вам понравилось строить «Мост дружбы»?

— Какой мост был самый красивый: мост, построенный вдвоем, вчетвером или совместно со всеми?

4) «Чувствую-себя-хорошо».

— Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую-себя-хорошо». Воспроизведите их в своем воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, что вы кладете эти чувства в надежное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете.

Анализ упражнения:

— Какие ситуации ты представил? Какие были ощущения?

3. Анализ тренинговых занятий:

— Что нового ты узнал на наших занятиях?

— Что хотел бы изменить в себе? Что уже удалось изменить?

— Какие упражнения из всех занятий тебе запомнились и понравились больше всего? Почему?

4. Ритуал прощания.