Файл: Курсовая работа фио студента Группа, факультет Научный.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Свойственная умственно отсталым слабость регулирующей функции мышления часто обусловливает их некритичность по отношению к своим и чужим поступкам и действиям. Низкий уровень самосознания во многих случаях приводит к тому, что они начинают обдумывать действие не до, а после его выполнения. Часто это приводит к неумению спланировать свои действия.
Одной из личностных структур является характер. Вследствие слабости деятельности коры головного мозга, недоразвития эмоционально-волевой сферы, интересов, убеждений характер умственно отсталых так же отличается своеобразием. Стоит отметить, что недоразвитие характера при умственной отсталости довольно частое, но не обязательное вторичное отклонение. В силу органического поражения мозга умственно отсталым недоступен высокий уровень обобщений. Им свойственна склонность к стереотипным действиям.
У умственно отсталых детей недоразвита любознательность, нет потребности в приобретении знаний. С опозданием и с трудом формируются высшие духовные интересы. Особенности формирования мировоззрения у данных детей обусловлены свойственные им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей. В результате они сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали. И лишь подростковому возрасту формируются нормы морали.
Деятельность рассматривается как проявления активности человеческой личности. В деятельности совершается становление и развитие личности. Всем видам деятельности умственно отсталых присущи следующие недостатки [12]:
1. Нарушение целенаправленности, которое во многом объясняется плохой ориентировкой в условии задачи, неумением преодолевать встречающиеся трудности, непониманием значимости результатов деятельности.
2. Трудность переноса прошлого опыта в новые условия.
3. Узость мотивации, возникающая вследствие низкого уровня осознания мотивов и целей деятельности; неустойчивость, скудность, ситуативность, одномоментность мотивов, а также неумение планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты.
4. Недостаточное понимание словесной инструкции, низкая произвольность внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом и др.
У умственно отсталых школьников имеются затруднения формирования учебных и трудовых навыков. Отмечается слабая дифференцировка уже выработанных условно-рефлекторных связей. При их формировании у умственно отсталых требуется большое количество повторений. И они имеют тенденцию утрачиваться.
Недоразвитие психики обусловливает вместе с тем различные трудности процесса формирования навыков письма у учеников.
Внимание как таковое не является самостоятельно существующим психическим процессом и не относится к свойствам личности. Оно характеризует степень сосредоточенности и направленности различных психических процессов. Проблема внимания имеет принципиально важное значение. Слабая сосредоточенность внимания олигофренов объясняется нарушениями концентрации процесса возбуждения. Сложности распределения и переключения внимания обусловливаются патологической инертностью процессов возбуждения и торможения [1].
Процесс познания начинается с ощущений и восприятий. Ощущения - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений действительности. Для умственно отсталых детей характерно отклонения в развитии познавательной деятельности, в частности ее сенсорно-перцептивной организации.
У умственно отсталых детей могут быть нарушены все звенья анализатора. У учащихся дома - интерната чаще, чем у учеников массовой школы, отмечается патология органов чувств. Наблюдается нарушение проприоцептивных, тактильных и болевых ощущений. недифференцированность ощущений, отклонения в порогах чувствительности, снижение адаптации органов чувств [2].
Восприятие - целостное отражение непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений окружающего мира. У умственно отсталых детей отмечается нарушение избирательности, целостности, обобщенности, осмысленности, темпа, точности, полноты, константности восприятия. Умственно отсталые дети не стремятся детально изучить предмет. При описании какого-либо предмета школьники с умственной отсталостью обнаруживают недостаточную обобщенность восприятия.
Речь каждого человека индивидуальна, своеобразна, в ней проявляются особенности мыслительной деятельности, характера, темперамента и других сторон психики.
У умственно отсталых детей значительно чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, встречаются различные недостатки речи. Учащиеся начальных классов имеют выраженные дефекты устной речи. К наиболее распространенным из них относятся косноязычие, гнусавость, заикание. Эти недостатки обусловливают недоразвитие коммуникативной функции речи, вследствие чего снижена потребность в общении, ситуативная мотивация речевого общения.
В коммуникативной функции речи умственно отсталых оказываются дефектными все ее стороны: информационная, эмоционально-выразительная, регулятивная. Бедность словаря, примитивность письменной речи. Учащиеся испытывают значительные затруднения в установлении существенных признаков предметов, в отражении общих свойств явлений, в формировании понятий. Детям с нарушениями интеллекта трудно поступать согласно словесной инструкции, планировать деятельность в речи, использовать речь в целях контроля, дать словесный отчет о проделанной работе.
В памяти выделяют три процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение прошлого опыта и текущих событий. У умственно отсталых учащихся память формируется в процессе деятельности так же, как у нормальных школьников. Нарушение процесса сохранения у олигофренов выражается в быстром угасании образованных связей и сформированных ассоциаций. Зачастую сохраняется не смысловое целостное содержание запоминаемого материала, а отдельные фрагменты, броские по цвету, форме, звучанию и т. д.
При отсроченном и моментальном воспроизведении обнаруживаются привнесения и замещения; нередко воспроизведенный материал искажается [3].
Благодаря мышлению человек не только познает предметы, но и отражает различные связи и отношения, раскрывает объективные закономерности, устанавливает сущность явлений, ведет целенаправленный поиск решения возникшей проблемы.
Отличительной особенностью отражательной деятельности умственно отсталого ребенка является нарушение его познавательной деятельности. Прежде всего, это нарушение обобщенного и опосредствованного познания. Они часто неадекватно осознают существо задания, упрощают его или искажают. Используемые способы решения оказываются примитивными и неэффективными.
В процессе выполнения решения обнаруживаются тенденции соскальзывания, ухода от поставленной цели, застревания на каком-то частном фрагменте проблемы. Процесс решения нередко сводится к совокупности проб и ошибок. Низка критичность мышления на всех этапах решения мыслительной задачи. Свойственен низкий уровень обобщений.
Чувства являются своеобразной формой отражения человеком окружающего мира и проявляются в различных переживаниях. В чувствах и эмоциях человек проявляет личностное отношение к предметам, явлениям, к процессу и содержанию познания.
Чувства умственно отсталых детей недостаточно дифференцированы. Детям с умственной отсталостью чаще присущи крайние, полярные чувства: они либо радуются и всем довольны,
либо огорчаются, плачут, сердятся. У них редко проявляются разнообразные оттенки чувств. Присуща умственно отсталым и выраженная неадекватность чувств. Одни из них очень легко, поверхностно реагируют на объективно тяжелые жизненные ситуации. У них наблюдаются также и быстрые переходы от одного настроения к другому. Другие чрезмерно и долго переживают по всякому незначительному поводу [6].
На начальных ступенях развития интеллекта обнаруживается более или менее непосредственная зависимость его от аффекта. Но по мере развития личности ребенка эти отношения меняются.
У учащихся с трудом и в гораздо более позднем возрасте формируются высшие духовные чувства: чувство долга, чести, ответственности, коллективизма и др. Их нравственные чувства отличаются малой степенью осознанности, часто существуют на уровне знания [10].
Воля - это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.
Умственно отсталые не могут самостоятельно поставить перед собой цель, недостаточно осознают поставленные перед ними цели, не умеют спланировать свою деятельность, выбрать способ выполнения деятельности. Их действия слабо мотивированы.
Умственно отсталые дети малоинициативны. Они не в состоянии управлять волевыми действиями, действовать в соответствии с перспективными целями. Умственно отсталый ребенок не может подчинить свое поведение определенной задаче, спланировать свои действия. У умственно отсталых отсутствует самостоятельность и целеустремленность. Они не могут проявлять волевое усилие и преодолевать встречающиеся трудности. Дети с нарушениями интеллекта легко внушаемы, легко отвлекаются от выполнения нужного дела.
1.2. Особенности конфликтов среди подростков
Подростковый возраст наполнен повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют свои эмоции, их поведение иногда импульсивно и нестабильно. В психологии этот период принято называть переходным, трудным, критическим возрастом [14].
Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он начинает интенсивно расти, увеличивается масса тела, интенсивно растут кости скелета, развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия.
Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом. Помимо развития ведущего вида деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, которые охватывают в этом периоде все стороны развития подростков: изменения касаются моральной сферы, в плане полового созревания, так же развития высших психических функций, изменения в эмоциональной сфере [9].
Главным и специфическим новообразованием считается чувство взрослости у подростков. Они себя представляют уже не как ребенок. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Выделяют фазы кризисов:
- предкритическую;
- критическую;
- посткритическую.
Кульминация кризиса приходится на критическую фазу. Выделяют два этапа в критической фазе, второй из которых является этап конфликта.
На этом этапе представления подростка о взрослости сталкиваются с внешними ограничителями. После конфликта с помощью рефлексии подросток начинает видеть недостатки собственных способностей. Из этого можно сделать вывод, что конфликт выступает как средство развития, и на данном этапе с помощью рефлексии подросток может разглядеть в себе новые способности.
Конфликт появляется на определенной стадии кризиса как механизм. Нельзя исключать появление конфликта и в другие периоды жизни подростка. Конфликт служит основой ситуации обучения. Его продуктивная функция представляет собой педагогическое построение взаимодействия с окружающим миром.
Подросткам присуща высокая потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотиватором поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности в большинстве случаев приводит к правонарушениям и конфликтам. Бывает, что подростки начинают бунтовать. Примером может послужить, когда таким способом подросток выражает свое несогласие с определенными поступками окружающих. В таком случае он бунтует, потому что не имеет других средств выразить свое несогласие, либо они исчерпаны. Если подросток удостоверится в эффективности своего метода протеста, то бунт станет его основной формой общения с окружающими [11]. Не исключены случаи, когда подросток становится предметом травли. Причиной тому может служить неумение подростков выстраивать отношения.