Файл: Курсовая работа фио студента Группа, факультет Научный.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Занятие 4. «Наши сходства и различия».
Цели:
Материалы: мягкая игрушка в качестве микрофона, листы бумаги и карандаши по числу участников.
Дети сидят по кругу.
— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.
2. Работа по теме.
1) Беседа «Наши сходства и различия».
Ведущий задает вопрос всем участникам:
— Как вы считаете, люди похожи друг на друга? А чем они могут быть похожи? (характером, стилем жизни, манерой поведения, общими взглядами, тем, что живут на планете Земля и т.д.)
— В то же время, этим же самым люди могут друг от друга отличаться (разные характеры, разные взгляды и т.д.)
— Как вы думаете, с какими людьми проще общаться – с теми, кто похож на вас или с теми, кто от вас сильно отличается? С кем легче найти общий язык?
— А хотели бы вы, чтобы все люди были друг на друга похожи и во всем всегда понимали друг друга? Не было бы скучно жить в таком мире?
— А что будет, если все люди станут настолько разными и непохожими друг на друга, что у них не найдется ничего общего? Представьте себе это. Смогут ли они тогда общаться между собой, что-то делать вместе?
Психолог подводит ребят к выводу, что все мы в чем-то похожи друг на друга, а в чем-то сильно отличаемся. И это хорошо, потому что каждый человек – это маленькая вселенная, со своими особенностями и индивидуальными качествами. Очень здорово в чем-то быть похожим на других, а в чем-то дополнять их.
2) Упражнение «Все мы чем-то похожи...»
В ходе этой игры очень красиво проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительных детей.
Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что вы искренне заинтересованы в этом, разместив в классе получившиеся в результате игры списки и возвращаясь, время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других.
Инструкция. Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра...», «У каждого из нас ее мягкая игрушка...», «Любимый цвет каждого из нас — синий. «У каждого из нас мама ходит на работу...», «Мы все очень любим макароны...», «Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает», «В каникулы мы все любим, ездить на море...» и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
Анализ упражнения:
— Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
— Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?
— Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
— Как вы работали в своей команде?
— Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
— Какими должны быть твои друзья - похожими на тебя или совсем другими?
3) Упражнение «Ролевая гимнастика».
Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление, она способствует расширению поведенческого репертуара подростков.
Психолог обращается к подросткам:
— Мы сами можем выполнять одни и те же вещи по-разному, т.е. быть разными в разных ситуациях. Давайте попробуем в этом убедиться.
Психолог предлагает подросткам:
А) Рассказать известное стихотворение следующим образом:
- шепотом;
- с пулеметной скоростью;
- со скоростью улитки;
- как робот;
- как иностранец.
Б) Походить как:
- младенец;
- глубокий старик;
- лев.
В) Посидеть как:
- пчела на цветке;
- наездник на лошади;
Г) Нахмуриться как:
- осенняя туча;
- рассерженная мама;
- разъяренный лев.
Д) Улыбнуться как:
- кот на солнышке;
- само солнышко.
Анализ упражнения:
— Каким образом тебе понравилось рассказывать и слушать стихотворение?
— А каким образом тебе понравилось ходить, сидеть, хмуриться и улыбаться?
3. Анализ занятия.
— Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?
— Что нового ты сегодня узнал?
4. Ритуал прощания.
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Занятие 5. «Как сделать так, чтобы тебя поняли без слов».
Цели:
Материалы: игрушка в качестве микрофона.
Ритуал приветствия.
2. Работа по теме.
1) Беседа «Как можно общаться без слов».
Психолог обсуждает с подростками, с помощью каких средств можно общаться с другими людьми. Обычно ребята сразу же называют речь. Психолог спрашивает их, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жестов, мимики передать свое эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чем думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая произведения. Можно попросить детей дома попробовать угадать настроение автора, читая какую-нибудь книгу или слушая музыку, а на следующей встрече поделиться своими впечатлениями.
2) Упражнение «Что я люблю делать...»
В этом упражнении дети имеют возможность рассказать что-нибудь о себе, проявив при этом оригинальность и артистизм. Поскольку игра построена на принципе отгадывания, она нравится детям и развивает их любознательность.
Часто дети младшего школьного возраста — гениальные актеры. В этом упражнении вы можете задействовать эту их склонность, одновременно создавая для остальных ситуацию загадки. Однако не у всех детей в равной мере развиты артистические наклонности, поэтому очень важно, чтобы участие в игре было только добровольным. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы дети начали высказывать свои предположения лишь после того, как выступающий ребенок завершил свою пантомиму.
Инструкция: Мне хочется, чтобы мы лучше узнали друг друга. Для этого я хочу предложить вам следующую игру. Один из нас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам это. Все остальные внимательно смотрят
, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, поблагодарив нас за внимание, мы можем начать высказывать наши догадки. После того как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий. Давайте выступать начну я.
Анализ упражнения:
— Из выступлений каких детей тебе удалось понять, что они любят делать?
— Кто из детей любит делать то же, что и ты сам?
— Кто удивил тебя своими увлечениями?
— Трудно ли было объяснять что-либо другим без слов?
— Трудно ли было тебе отгадывать?
3) Упражнение «Через стекло».
Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.
Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора им можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно» или «Принеси мне, пожалуйста, стакан воды, я очень хочу пить» и т.п., или дети сами придумают свое сообщение. Анализ упражнения:
— Легко ли тебе было объяснять жестами то, что ты хотел сказать? А легко ли было понять то, что изображал жестами другой? Что было легче?
3. Анализ занятия.
— Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?
— Что нового ты сегодня узнал?
4. Ритуал прощания.
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Занятие 6. «Мои положительные качества».
Цели:
Материалы: мягкая игрушка в качестве микрофона, карточки с названием сказочных персонажей, сумочка и зеркальце.
1. Ритуал приветствия.
2. Работа по теме.
1) Беседа на тему «Мои положительные качества».
2) Упражнение «Посмотри на хорошего человека».
Для этого упражнения понадобится сумочка и зеркальце (6 - 9 см). Зеркальце крепится так, чтобы при открытии сумочки взгляд падал именно на него.
Участники интригуются словами психолога о том, что у него в сумочке находится портрет самого хорошего, удачливого, симпатичного, любимого и любящего человека на свете. Потом участникам предлагается отгадать, чей это портрет. После того, как все предположения и аргументация иссякнут, участникам предлагается по очереди заглянуть в сумочку и посмотреть на портрет. При этом комментировать увиденное нельзя, чтобы остальные подростки раньше времени не догадались, чей портрет там изображен. Получится, что каждый из участников увидит собственное отражение в зеркале, а значит, самого себя.
Анализ упражнения:
— Кто согласен с увиденным? А кто не согласен? Почему?
— Какие чувства у вас вызвало увиденное?
3) Упражнение «Роль».
Каждому участнику предлагается представить себя в определенной роли, например:
Задача тех, кому достались роли: войти в помещение, занять какую-либо позицию, например, сесть на стул и проговорить одно-два предложения так, чтобы в них не было прямых указаний на ролевую позицию. Задача зала — расшифровать предлагаемую роль.
Анализ упражнения:
- Определите каждый для себя, насколько успешно вы сыграли свою роль.
- Кому из вас было сложно представить себя в доставшейся вам роли и почему?
- Какие качества и особенности характера были присущи вашей роли? Обладаете ли вы этими качествами? Или, может быть, хотели бы ими обладать?
- Какая из увиденных вами ролей вам понравилась больше и почему? Что вам больше всего запомнилось?
- Какую роль вам было легко угадать, а какую сложно? Почему?
3. Анализ занятия:
— Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?
— Что нового ты сегодня узнал о себе?
4. Ритуал прощания.
Занятие 7. «Неверные средства общения».
Цели:
Цели:
-
развивать навыки взаимодействия в группе; -
развивать навыки самопознания и восприятия себя и других; -
создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе.
Материалы: мягкая игрушка в качестве микрофона, листы бумаги и карандаши по числу участников.
-
Ритуал приветствия.
Дети сидят по кругу.
— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.
2. Работа по теме.
1) Беседа «Наши сходства и различия».
Ведущий задает вопрос всем участникам:
— Как вы считаете, люди похожи друг на друга? А чем они могут быть похожи? (характером, стилем жизни, манерой поведения, общими взглядами, тем, что живут на планете Земля и т.д.)
— В то же время, этим же самым люди могут друг от друга отличаться (разные характеры, разные взгляды и т.д.)
— Как вы думаете, с какими людьми проще общаться – с теми, кто похож на вас или с теми, кто от вас сильно отличается? С кем легче найти общий язык?
— А хотели бы вы, чтобы все люди были друг на друга похожи и во всем всегда понимали друг друга? Не было бы скучно жить в таком мире?
— А что будет, если все люди станут настолько разными и непохожими друг на друга, что у них не найдется ничего общего? Представьте себе это. Смогут ли они тогда общаться между собой, что-то делать вместе?
Психолог подводит ребят к выводу, что все мы в чем-то похожи друг на друга, а в чем-то сильно отличаемся. И это хорошо, потому что каждый человек – это маленькая вселенная, со своими особенностями и индивидуальными качествами. Очень здорово в чем-то быть похожим на других, а в чем-то дополнять их.
2) Упражнение «Все мы чем-то похожи...»
В ходе этой игры очень красиво проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительных детей.
Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что вы искренне заинтересованы в этом, разместив в классе получившиеся в результате игры списки и возвращаясь, время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других.
Инструкция. Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра...», «У каждого из нас ее мягкая игрушка...», «Любимый цвет каждого из нас — синий. «У каждого из нас мама ходит на работу...», «Мы все очень любим макароны...», «Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает», «В каникулы мы все любим, ездить на море...» и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
Анализ упражнения:
— Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
— Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?
— Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
— Как вы работали в своей команде?
— Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
— Какими должны быть твои друзья - похожими на тебя или совсем другими?
3) Упражнение «Ролевая гимнастика».
Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление, она способствует расширению поведенческого репертуара подростков.
Психолог обращается к подросткам:
— Мы сами можем выполнять одни и те же вещи по-разному, т.е. быть разными в разных ситуациях. Давайте попробуем в этом убедиться.
Психолог предлагает подросткам:
А) Рассказать известное стихотворение следующим образом:
- шепотом;
- с пулеметной скоростью;
- со скоростью улитки;
- как робот;
- как иностранец.
Б) Походить как:
- младенец;
- глубокий старик;
- лев.
В) Посидеть как:
- пчела на цветке;
- наездник на лошади;
Г) Нахмуриться как:
- осенняя туча;
- рассерженная мама;
- разъяренный лев.
Д) Улыбнуться как:
- кот на солнышке;
- само солнышко.
Анализ упражнения:
— Каким образом тебе понравилось рассказывать и слушать стихотворение?
— А каким образом тебе понравилось ходить, сидеть, хмуриться и улыбаться?
3. Анализ занятия.
— Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?
— Что нового ты сегодня узнал?
4. Ритуал прощания.
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Занятие 5. «Как сделать так, чтобы тебя поняли без слов».
Цели:
-
создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие и сплочение тренинговой группы; -
развивать невербальные навыки общения, учиться познавать себя через восприятие другого; -
развивать творческие способности.
Материалы: игрушка в качестве микрофона.
Ритуал приветствия.
2. Работа по теме.
1) Беседа «Как можно общаться без слов».
Психолог обсуждает с подростками, с помощью каких средств можно общаться с другими людьми. Обычно ребята сразу же называют речь. Психолог спрашивает их, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жестов, мимики передать свое эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чем думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая произведения. Можно попросить детей дома попробовать угадать настроение автора, читая какую-нибудь книгу или слушая музыку, а на следующей встрече поделиться своими впечатлениями.
2) Упражнение «Что я люблю делать...»
В этом упражнении дети имеют возможность рассказать что-нибудь о себе, проявив при этом оригинальность и артистизм. Поскольку игра построена на принципе отгадывания, она нравится детям и развивает их любознательность.
Часто дети младшего школьного возраста — гениальные актеры. В этом упражнении вы можете задействовать эту их склонность, одновременно создавая для остальных ситуацию загадки. Однако не у всех детей в равной мере развиты артистические наклонности, поэтому очень важно, чтобы участие в игре было только добровольным. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы дети начали высказывать свои предположения лишь после того, как выступающий ребенок завершил свою пантомиму.
Инструкция: Мне хочется, чтобы мы лучше узнали друг друга. Для этого я хочу предложить вам следующую игру. Один из нас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам это. Все остальные внимательно смотрят
, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, поблагодарив нас за внимание, мы можем начать высказывать наши догадки. После того как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий. Давайте выступать начну я.
Анализ упражнения:
— Из выступлений каких детей тебе удалось понять, что они любят делать?
— Кто из детей любит делать то же, что и ты сам?
— Кто удивил тебя своими увлечениями?
— Трудно ли было объяснять что-либо другим без слов?
— Трудно ли было тебе отгадывать?
3) Упражнение «Через стекло».
Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.
Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора им можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно» или «Принеси мне, пожалуйста, стакан воды, я очень хочу пить» и т.п., или дети сами придумают свое сообщение. Анализ упражнения:
— Легко ли тебе было объяснять жестами то, что ты хотел сказать? А легко ли было понять то, что изображал жестами другой? Что было легче?
3. Анализ занятия.
— Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?
— Что нового ты сегодня узнал?
4. Ритуал прощания.
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Занятие 6. «Мои положительные качества».
Цели:
-
сформировать чувство уверенности в себе, повысить самооценку, помочь каждому участнику осознать себя в новом качестве; -
научить гармонично воспринимать самого себя и других в общении; -
проработать положительные модели поведения в общении.
Материалы: мягкая игрушка в качестве микрофона, карточки с названием сказочных персонажей, сумочка и зеркальце.
1. Ритуал приветствия.
2. Работа по теме.
1) Беседа на тему «Мои положительные качества».
2) Упражнение «Посмотри на хорошего человека».
Для этого упражнения понадобится сумочка и зеркальце (6 - 9 см). Зеркальце крепится так, чтобы при открытии сумочки взгляд падал именно на него.
Участники интригуются словами психолога о том, что у него в сумочке находится портрет самого хорошего, удачливого, симпатичного, любимого и любящего человека на свете. Потом участникам предлагается отгадать, чей это портрет. После того, как все предположения и аргументация иссякнут, участникам предлагается по очереди заглянуть в сумочку и посмотреть на портрет. При этом комментировать увиденное нельзя, чтобы остальные подростки раньше времени не догадались, чей портрет там изображен. Получится, что каждый из участников увидит собственное отражение в зеркале, а значит, самого себя.
Анализ упражнения:
— Кто согласен с увиденным? А кто не согласен? Почему?
— Какие чувства у вас вызвало увиденное?
3) Упражнение «Роль».
Каждому участнику предлагается представить себя в определенной роли, например:
-
Добрая фея; -
Добрый волшебник; -
Сказочная королева; -
Благородный принц; -
Принцесса страны грёз; -
Добрый король; -
Царевна-лебедь; -
Мудрый звездочёт.
Задача тех, кому достались роли: войти в помещение, занять какую-либо позицию, например, сесть на стул и проговорить одно-два предложения так, чтобы в них не было прямых указаний на ролевую позицию. Задача зала — расшифровать предлагаемую роль.
Анализ упражнения:
- Определите каждый для себя, насколько успешно вы сыграли свою роль.
- Кому из вас было сложно представить себя в доставшейся вам роли и почему?
- Какие качества и особенности характера были присущи вашей роли? Обладаете ли вы этими качествами? Или, может быть, хотели бы ими обладать?
- Какая из увиденных вами ролей вам понравилась больше и почему? Что вам больше всего запомнилось?
- Какую роль вам было легко угадать, а какую сложно? Почему?
3. Анализ занятия:
— Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?
— Что нового ты сегодня узнал о себе?
4. Ритуал прощания.
Занятие 7. «Неверные средства общения».
Цели:
-
познакомить с понятием «неверные средства общения»; -
развивать коммуникативные умения; -
развивать навыки самопознания и восприятия себя и других.