Файл: Курсовая работа фио студента Группа, факультет Научный.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
— Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего и для кого это нужно? (Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)
Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.
-
Принятие правил.
Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Психолог предлагает обсудить правила, написанные на плакате, повешенном у доски.
Примерные правила:
1. Активная работа на занятии каждого участника.
2. Закон «микрофона» (говорит только тот, у кого в руках микрофон). В качестве микрофона может выступать ручка, фломастер или игрушка.
3. Внимательность к говорящему человеку.
4. Доверие друг к другу.
5. Недопустимость насмешек.
6. Не выносить обсуждение за пределы занятия.
7. Право каждого на свое мнение.
-
Работа по теме.
1) Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует и довольно часто доставляет нам неприятности.
— Задумывались ли вы, почему это происходит?
— Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения.
— В ссорах люди чаще обвиняют других. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, если ты сам этого захочешь. Для этого нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.
2) Упражнение «Я рад общаться с тобой». Предложить каждому протянуть другому руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому протянули руку, протягивает ее другому с этими же словами. Так по «цепочке» все берутся за руки и образуют круг.
-
Анализ занятия.
Делимся впечатлениями о занятии.
— Что понравилось? Что хотели бы изменить в себе?
-
Ритуал прощания.
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Занятие 2. «Почему люди ссорятся, или из конфликта без потерь».
Цели:
-
познакомить с понятием «конфликт»; -
определить особенности поведения в конфликтной ситуации; -
обучить способам выхода из конфликтной ситуации; -
снизить уровень конфликтности подростков.
Материалы: мягкая игрушка в качестве микрофона, плакат с правилами, соблюдение которых помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры.
Ход занятия.
-
Ритуал приветствия.
Дети сидят по кругу.
— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.
-
Повторение правил группы.
— Ребята, давайте повторим с вами правила нашей группы.
Психолог предлагает ребятам по очереди зачитать правила, написанные на плакате.
3. Работа по теме.
1) Беседа о конфликте.
Ведущий задает вопрос всем участникам: «Почему люди ссорятся?»
Всем предлагается подумать 3 минуты. Затем все варианты ответов записываются на доске.
— He владеют своими эмоциями.
— He принимают чужого мнения.
— Не считаются с правами других.
— Пытаются во всем доминировать.
— Не умеют слушать других.
— Хотят умышленно обидеть друг друга.
Очень важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако это бывает очень трудно. Сейчас мы выполним с вами несколько упражнений, а потом обсудим то, что вы чувствовали во время их выполнения. Выполнять упражнения будем в парах.
2) Упражнение «Разожми кулак».
Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются не силовые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.
3) Упражнение «Толкалки без слов».
Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щиплются, дерутся, но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями.
4) Упражнение «Да и нет».
Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе позицию «да» или «нет». Вслух произносить можно только это. Необходимо убедить партнера поменять позицию на противоположную.
5) После игр проводится обмен мнениями:
— Какие испытывали эмоции?
— Было ли ощущение напряжения и раздражения?
— Как тебе удобнее спорить — произнося слово «да» или произнося слово «нет»?
— Ощущали ли вы предконфликтную ситуацию?
— Что помогло избежать конфликта?
4. Обучение выходу из конфликта.
Прежде чем перейти к обучению участников способам выхода из конфликтных ситуаций, желательно предоставить им возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов.
На примерах из личного опыта проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются на доске.
Возле доски вешается плакат с правилами поведения во время конфликтной ситуации:
«Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры:
1) Выслушать спокойно все претензии партнера.
2) На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.
3) Попытаться убедить партнера говорить конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.
4) Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.
5) Извиниться, если в чем-то действительно не прав».
Все варианты обсуждаются и записываются участниками в тетрадях.
Правила на плакате зачитываются вслух и обсуждаются между участниками.
5. Анализ занятия.
— Можно ли постоянно контролировать свое состояние?
— Как вы думаете, сможете вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?
— Что для вас было самым трудным на занятии?
Подумайте над высказыванием и постарайтесь его объяснить:
«Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены».
6. Ритуал прощания.
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Занятие 3. «Как правильно дружить, или ласковое слово и кошке приятно».
Цели:
-
развивать коммуникативные навыки; -
вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость; -
развивать положительную самооценку.
Материалы: мягкая игрушка в качестве микрофона, плакат с правилами дружбы, листы бумаги и карандаши по числу участников.
-
Ритуал приветствия.
Дети сидят по кругу.
— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.
2. Работа по теме.
1) Беседа «Как правильно дружить».
В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы».
Правила дружбы:
-
Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать — научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь. -
Делись с товарищем. -
Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом. -
Не ссорься, не спорь по пустякам; общайся дружно, не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других; не завидуй — радуйся успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку. -
Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
2) Упражнение «Комплимент».
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»:
1) обращение к партнеру по имени;
2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Анализ упражнения:
— Тебе понравилось слышать приятные слова в свой адрес? А говорить комплименты другим?
— Что ты при этом чувствовал в том и другом случае?
3) Игра «Рецепт «приготовления» друга».
В этом упражнении дети узнают больше друг о друге. Упражнение проводится в парах. При этом они могут спрашивать друг друга о чем угодно: о внешнем облике своего партнера, его пристрастиях, чертах характера. В конце игры каждый ребенок должен написать своего рода рецепт на «приготовление» своего партнера. Естественно, текст и его оформление определяются возрастом и уровнем индивидуального развития каждого ребенка в классе. Возможно, некоторые дети смогут описать только внешний облик своего партнера по игре, более зрелые дети, возможно, проявят интерес к его психологическим характеристикам. Может быть, не всем удастся точно следовать стилистической форме рецепта. Все эти отклонения вполне допустимы.
Инструкция: разбейтесь на пары. Выберите каждый себе такого партнера, которого вы еще недостаточно хорошо знаете. Сначала вы можете немного рассказать друг другу о себе. Спросите своего партнера, как тот себя сегодня чувствует, о чем он думает. Выясните, что он любит есть, с кем он предпочитает играть, какую одежду любит носить, какие игры ему нравятся, где он обычно гуляет. Когда вы наберете достаточно информации друг о друге, то возьмите, пожалуйста, по листу бумаги и выпишите рецепт со всеми необходимыми ингредиентами, необходимыми для «приготовления» такого вот друга. Например, это может выглядеть вот так.
Рецепт для приготовления Александра.
Ингредиенты:
— рыжие волосы средней длины;
— два карих глаза;
— один большой вечно улыбающийся рот;
— 28 блестящих красивых зубов;
— одно сильное стройное тело;
— одна пара ковбойских сапог.
Способ приготовления:
Причеши волосы и сделай посередине ровный пробор, волосы должны равномерно спадать в обе стороны. Затем обеими руками нужно навести максимальный беспорядок на голове. Лицо надо повернуть к солнцу, чтобы глаза сверкали ярче. Рот должен широко улыбаться. Не забудь сразу же надеть ковбойские сапоги, иначе ты никогда не получишь настоящего Александра. Теперь собери 28 больших зерен белого риса и воткни их по кругу под носом. Сомкни их покрепче и сам улыбнись по шире, потому что Александру это нравится.
Когда вы оба напишете свои рецепты, зачитайте их друг другу.
По завершении процедуры предложите детям сесть в общий круг. Желательно, чтобы они не сидели рядом с теми детьми, с которыми только что работали. Часть детей может зачитать свои рецепты, а остальные должны будут угадать, о ком идет речь. После этого каждый ученик отдает свой рецепт партнеру.
3. Анализ занятия.
— Что нового ты узнал о своем партнере?
— Тебе понравился рецепт, написанный для «приготовления» тебя?
— Что в твоем рецепте оказалось самым важным для тебя?
— Какой рецепт тебе понравился больше всего?
4. Ритуал прощания.
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».