Файл: Курсовая работа фио студента Группа, факультет Научный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?

— Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего и для кого это нужно? (Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)

Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

  1. Принятие правил.

Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Психолог предлагает обсудить правила, написанные на плакате, повешенном у доски.

Примерные правила:

1. Активная работа на занятии каждого участника.

2. Закон «микрофона» (говорит только тот, у кого в руках микрофон). В качестве микрофона может выступать ручка, фломастер или игрушка.

3. Внимательность к говорящему человеку.

4. Доверие друг к другу.

5. Недопустимость насмешек.

6. Не выносить обсуждение за пределы занятия.

7. Право каждого на свое мнение.

  1. Работа по теме.

1) Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует и довольно часто доставляет нам неприятности.

— Задумывались ли вы, почему это происходит?

— Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения.

— В ссорах люди чаще обвиняют других. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, если ты сам этого захочешь. Для этого нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.

2) Упражнение «Я рад общаться с тобой». Предложить каждому протянуть другому руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому протянули руку, протягивает ее другому с этими же словами. Так по «цепочке» все берутся за руки и образуют круг.

  1. Анализ занятия.

Делимся впечатлениями о занятии.

— Что понравилось? Что хотели бы изменить в себе?

  1. Ритуал прощания.

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 2. «Почему люди ссорятся, или из конфликта без потерь».

Цели:

  1. познакомить с понятием «конфликт»;

  2. определить особенности поведения в конфликтной ситуации;

  3. обучить способам выхода из конфликтной ситуации;

  4. снизить уровень конфликтности подростков.

Материалы: мягкая игрушка в качестве микрофона, плакат с правилами, соблюдение которых помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры.

Ход занятия.

  1. Ритуал приветствия.

Дети сидят по кругу.

— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.

  1. Повторение правил группы.

— Ребята, давайте повторим с вами правила нашей группы.

Психолог предлагает ребятам по очереди зачитать правила, написанные на плакате.

3. Работа по теме.

1) Беседа о конфликте.

Ведущий задает вопрос всем участникам: «Почему люди ссорятся?»

Всем предлагается подумать 3 минуты. Затем все варианты ответов записываются на доске.

— He владеют своими эмоциями.

— He принимают чужого мнения.

— Не считаются с правами других.

— Пытаются во всем доминировать.

— Не умеют слушать других.

— Хотят умышленно обидеть друг друга.

Очень важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако это бывает очень трудно. Сейчас мы выполним с вами несколько упражнений, а потом обсудим то, что вы чувствовали во время их выполнения. Выполнять упражнения будем в парах.

2) Упражнение «Разожми кулак».

Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются не силовые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.

3) Упражнение «Толкалки без слов».

Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щиплются, дерутся, но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями.

4) Упражнение «Да и нет».

Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе позицию «да» или «нет». Вслух произносить можно только это. Необходимо убедить партнера поменять позицию на противоположную.

5) После игр проводится обмен мнениями:



— Какие испытывали эмоции?

— Было ли ощущение напряжения и раздражения?

— Как тебе удобнее спорить — произнося слово «да» или произнося слово «нет»?

— Ощущали ли вы предконфликтную ситуацию?

— Что помогло избежать конфликта?

4. Обучение выходу из конфликта.

Прежде чем перейти к обучению участников способам выхода из конфликтных ситуаций, желательно предоставить им возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов.

На примерах из личного опыта проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются на доске.

Возле доски вешается плакат с правилами поведения во время конфликтной ситуации:

«Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры:

1) Выслушать спокойно все претензии партнера.

2) На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.

3) Попытаться убедить партнера говорить конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.

4) Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.

5) Извиниться, если в чем-то действительно не прав».

Все варианты обсуждаются и записываются участниками в тетрадях.

Правила на плакате зачитываются вслух и обсуждаются между участниками.

5. Анализ занятия.

— Можно ли постоянно контролировать свое состояние?

— Как вы думаете, сможете вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?

— Что для вас было самым трудным на занятии?

Подумайте над высказыванием и постарайтесь его объяснить:

«Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены».

6. Ритуал прощания.

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Занятие 3. «Как правильно дружить, или ласковое слово и кошке приятно».

Цели:

  1. развивать коммуникативные навыки;

  2. вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость;

  3. развивать положительную самооценку.


Материалы: мягкая игрушка в качестве микрофона, плакат с правилами дружбы, листы бумаги и карандаши по числу участников.

  1. Ритуал приветствия.

Дети сидят по кругу.

— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.

2. Работа по теме.

1) Беседа «Как правильно дружить».

В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы».

Правила дружбы:

  1. Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать — научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.

  2. Делись с товарищем.

  3. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.

  4. Не ссорься, не спорь по пустякам; общайся дружно, не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других; не завидуй — радуйся успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.

  5. Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

2) Упражнение «Комплимент».

Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»:

1) обращение к партнеру по имени;

2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

Анализ упражнения:

— Тебе понравилось слышать приятные слова в свой адрес? А говорить комплименты другим?

— Что ты при этом чувствовал в том и другом случае?

3) Игра «Рецепт «приготовления» друга».

В этом упражнении дети узнают больше друг о друге. Упражнение проводится в парах. При этом они могут спрашивать друг друга о чем угодно: о внешнем облике своего партнера, его пристрастиях, чертах характера. В конце игры каждый ребенок должен написать своего рода рецепт на «приготовление» своего партнера. Естественно, текст и его оформление определяются возрастом и уровнем индивидуального развития каждого ребенка в классе. Возможно, некоторые дети смогут описать только внешний облик своего партнера по игре, более зрелые дети, возможно, проявят интерес к его психологи­ческим характеристикам. Может быть, не всем удастся точно следовать стилистической форме рецепта. Все эти отклонения вполне допустимы.


Инструкция: разбейтесь на пары. Выберите каждый себе такого партнера, которого вы еще недостаточно хорошо знаете. Сначала вы можете немного рассказать друг другу о себе. Спросите своего партнера, как тот себя сегодня чувствует, о чем он думает. Выясните, что он любит есть, с кем он предпочитает играть, какую одежду любит носить, какие игры ему нравятся, где он обычно гуляет. Когда вы наберете достаточ­но информации друг о друге, то возьмите, пожалуйста, по листу бумаги и выпишите рецепт со всеми необходимыми ингредиентами, необходимыми для «приготовления» такого вот друга. Например, это может выглядеть вот так.

Рецепт для приготовления Александра.

Ингредиенты:

— рыжие волосы средней длины;

— два карих глаза;

— один большой вечно улыбающийся рот;

— 28 блестящих красивых зубов;

— одно сильное стройное тело;

— одна пара ковбойских сапог.

Способ приготовления:

Причеши волосы и сделай посередине ровный пробор, волосы должны равномерно спадать в обе стороны. Затем обеими руками нужно навести максимальный беспорядок на голове. Лицо надо повернуть к солнцу, чтобы глаза сверкали ярче. Рот должен широко улыбаться. Не забудь сразу же надеть ковбойские сапоги, иначе ты никогда не получишь настоящего Александра. Теперь собери 28 больших зерен белого риса и воткни их по кругу под носом. Сомкни их покрепче и сам улыбнись по шире, потому что Александру это нравится.

Когда вы оба напишете свои рецепты, зачитайте их друг другу.

По завершении процедуры предложите детям сесть в общий круг. Желательно, чтобы они не сидели рядом с теми детьми, с которыми только что работали. Часть детей может зачитать свои рецепты, а остальные должны будут угадать, о ком идет речь. После этого каждый ученик отдает свой рецепт партнеру.

3. Анализ занятия.

— Что нового ты узнал о своем партнере?

— Тебе понравился рецепт, написанный для «приготовления» тебя?

— Что в твоем рецепте оказалось самым важным для тебя?

— Какой рецепт тебе понравился больше всего?

4. Ритуал прощания.

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».