Файл: Организация работы учреждений социального обслуживания правовое положение, задачи, функции.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГБПОУ Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина
Кафедра «Право и организация социального обеспечения»
Курсовая работа
по предмету: МДК 02.01
на тему: Организация работы учреждений социального обслуживания: правовое положение, задачи, функции.
Выполнил:
Зайцев Дмитрий
Проверил:
Волгоград 2023
Содержание
Введение………………………………………………………………………...2
1. Теоретические основы изучения социального обслуживания населения в Российской Федерации………………………………………………………...5
1.1 Понятие и принципы социального обслуживания……………………….5
1.2 Нормативно-правовое обеспечение системы социального обслуживания населения………………………………………………………………………..7
2. Система социального обслуживания населения в Российской Федерации……………………………………………………………………..12
2.1 Специфика системы социального обслуживания населения в Российской Федерации……………………………………………………………………..12
2.2 Проблемы и перспективы развития законодательства в сфере социального обслуживания населения………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………27
Введение
Социальное обслуживание играет важную роль в социальной защите граждан, поскольку нацелено на обеспечение базовых потребностей населения, в частности речь идет о пожилых гражданах, об инвалидах и других лицах, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечивать самостоятельно своё обслуживание.
Социальное обслуживание граждан является важной составляющей социального обеспечения, поскольку минимизирует негативные последствия возникновения для граждан социальных рисков. Социальное обслуживание дает возможность получить срочную помощь в виде одежды, питания и предметов первой необходимости, а также психологическую и правовую помощь, а также временное проживание и иные социальные услуги.
Социальное обеспечение граждан связано с такими терминами как: «социальное обслуживание», «социальная защита», «социальные услуги», «социальное страхование» и «социальная поддержка», «социальные гарантии». Необходимо отметить, что в настоящее время в законодательстве нашей страны отсутствует комплексный, кодифицированный, нормативно-правовой акт права социального обеспечения, в связи с чем терминология, которая применяется в данной отрасли разбросаны по различным нормативно-правовым актом. При этом, не все цивилисты сходятся во мнении о необходимости разработки единого нормативного правового акта по социальному обеспечению, вместе с тем, между разными учеными диаметрально противоположные взгляды формулировки того или иного понятия, используемого в социальном обеспечении, лишь в понимании термина «социальная защита» у них не возникает противоречий.
На основании вышеизложенного следует, что указанная тема является актуальной и требует детального изучения.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере социального обеспечения.
Предмет исследования – порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания населения.
Цель исследования – особенности предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания населения.
Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
1. раскрыть теоретические основы изучения социального обслуживания населения в Российской Федерации;
2. проанализировать специфику системы социального облуживания населения в Российской Федерации;
3. исследовать проблемы и перспективы развития законодательства в сфере социального обслуживания населения;
4. проанализировать законодательство в сфере предоставления социальных услуг в форме стационарного обслуживания;
5. выявить проблемы и специфику развития предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания населения.
6. разработать рекомендации по совершенствованию предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания населения.
1. Теоретические основы изучения социального обслуживания населения в Российской Федерации
1.1 Понятие и принципы социального обслуживания
Социальное обслуживание граждан является важной составляющей социального обеспечения. Социальное обслуживание граждан – деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности Получатель социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги. Поставщик социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
Стандарт социальной услуги – основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг.
Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, – система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
Социальное обслуживание осуществляется на следующих принципах:
1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
2) адресность предоставления социальных услуг;
3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
5) добровольность;
6) конфиденциальность.
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме.
Виды социальных услуг:
1) социально-бытовые;
2) социально-медицинские;
3) социально-психологические;
4) социально-педагогические;
5) социально-трудовые;
6) социально-правовые;
7) повышение коммуникативного потенциала инвалидов, в том числе детей;
8) срочные социальные услуги.
Срочные социальные услуги включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.
Источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются:
1) средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
2) благотворительные взносы и пожертвования;
3) средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату;
4) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещенные законом источники.
1.2 Нормативно-правовое обеспечение системы социального обслуживания населения
Конституция Российской Федерации устанавливает, что наша страна является социальным государством и целью социального обслуживания и системы социальной защиты является осуществление идеи социальной справедливости. Действующее законодательство в сфере социального обеспечения нацелено на эффективную, всестороннюю, оперативную поддержку населения в случае возникновения негативных ситуаций в жизни.
Таким образом, социальное обслуживание и социальная защита населения гарантируется Конституцией Российской Федерации, при этом, она содержит в себе обязательный минимум социального обеспечения, а каждый субъект может расширить круг социальных гарантий исходя из своих бюджетной обеспеченности.
Источниками социального обеспечения, кроме Конституции РФ, являются федеральные законы, законы субъектов РФ и подзаконные акты.
Система социального обслуживания населения в России претерпела серьезные изменения в последние годы и была модернизирована. Наконец впервые за 20 лет была кардинально пересмотрена система оказания услуг населению.
Вместо устаревших и не отвечавших действительности законов (Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ») появился Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступил в законную силу с 1 января 2015 года.
Закон регламентирует правовые, организационные и экономические основы деятельности по социальному обслуживанию граждан в Российской Федерации, т.е. деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам; полномочия федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, а также права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
Федеральный закон определяет равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства других индивидуальных особенностей человека, принцип адресности помощи, добровольность и конфиденциальность. Особо подчеркивается, что социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. Законом определены виды социальных услуг, в нем урегулирован процесс организации предоставления социальных услуг, финансирование социального обслуживания и контроль в сфере социального обслуживания.
Законом определены виды социальных услуг, оказываемых нуждающимся людям. К ним относятся:
̶ социально-бытовые, которые направлены на поддержание нормального уровня жизнедеятельности клиента в быту;
̶социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья клиента путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;
̶ социально-психологические, предусматривающие оказание психологической помощи;
̶ социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, оказание помощи семье в воспитании детей;
̶ социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении проблем, связанных с трудовой адаптацией;
̶ социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг;
̶ услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
̶ срочные социальные услуги, т.е. услуги экстренного характера (обеспечение горячей едой, одеждой, оказание юридической, психологической помощи и др.).
Более подробный список социальных услуг гражданам представлен в Постановлении Правительства РФ от 24.11.2014 г. № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг».
Конкретные виды помощи гражданам оказываются исходя из индивидуальной нуждаемости в социальных услугах. Законом определяются формы оказания социального обслуживания. Оно может производиться в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.