Файл: Организация работы учреждений социального обслуживания правовое положение, задачи, функции.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Источниками финансового обеспечения социального обслуживания в России являются средства бюджетной системы Российской Федерации, благотворительные взносы и пожертвования, средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату, а также доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания и иные, не запрещенные законом источники1 . Некоторые категории населения (несовершеннолетние дети, лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций и в результате военных действий, бедные) имеют право на получение услуг бесплатно. Суммарная плата за услуги в сфере социального обслуживания не должна составлять более 75% от общего дохода клиента.
Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным этим Федеральным законом.
Данный закон определяет категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1–4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», некоторые категории военнослужащих, жители блокадного Ленинграда, некоторые категории лиц, работавших в период Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, инвалиды, дети-инвалиды.
Законом определен набор социальных услуг, которые предоставляются данным категориям граждан бесплатно (обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, оплату проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно). Определена возможность получения услуг в натуральной или денежной форме.
Закон устанавливает также порядок ведения контроля над лицами, имеющими право на получение государственной социальной помощи. Поэтому в стране формируется государственный регистр получателей социальной помощи. В ст. 6.4 закона представлен перечень информации, который содержится в регистре о клиенте социальной работы. Законом вводится понятие о социальном контракте – договоре между местным органом социальной защиты населения и малоимущим гражданином о предоставлении ему и (или) его семье государственной социальной помощи в виде денежных выплат, социальных услуг или натуральной помощи, с одной стороны, и о выполнении получателем указанной помощи определённых обязательств, с другой стороны. Государственная система социальных контрактов устанавливается в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
2. Система социального обслуживания населения в Российской Федерации
2.1 Специфика системы социального обслуживания населения в Российской Федерации
социальный обслуживание население акт
Социальное обслуживание граждан является важной составляющей социального обеспечения, поскольку минимизирует негативные последствия возникновения для граждан социальных рисков. Социальное обслуживание дает возможность получить срочную помощь в виде одежды, питания и предметов первой необходимости, а также психологическую и правовую помощь, а также временное проживание и иные социальные услуги.
И так как уже указывалось ранее, социальное обеспечение населения связано с такими терминами как: «социальная защита», «социальное обслуживание», «социальные гарантии», «социальное страхование», «социальные риски» и так далее. В настоящее время в нашей стране отсутствует целостный, кодифицированный, нормативно-правовой акт, который содержал бы в себе все эти термины. При этом, многие ученые по-разному трактуют указанные термины, сходясь во мнении лишь относительного определения термина «социальная защита».
Итак, социальная защита – это одно из направлений социальной политики России, который заключается в определении и закреплении достойного, то есть необходимого, социального и материального положения населения. Критерии определения «достойного уровня жизни» в действующем законодательстве нашей страны отсутствуют. Если проанализировать действующие нормативно-правовые акты, то из этого следует, что единственной мерой определения уровня и качества жизни населения является регламентированный прожиточный минимум, благодаря которому граждане могут обеспечить свои духовные и физиологические потребности на достойном уровне. По этой причине существующие в нашей стране социальные выплаты на законодательном уровне привязаны к прожиточному минимуму и напрямую зависит от его размера.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134- ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»: «Прожиточный минимум — это оценка потребительской корзины в денежной эквиваленте, включая обязательные сборы и платежи».
Потребительская корзина - это набор продуктов питания, который требуется для жизнеобеспечения и сохранения здоровья человека, а также непродовольственные услуги и товары, цена которых определяется исходя из соотношения со стоимостью минимального набора продуктов питания. Также необходимо отметить, что размер прожиточного минимума в каждом регионе различается, поскольку устанавливается каждым субъектом самостоятельно и ежеквартально индексируется, чтобы обеспечивать выплаты на уровни удовлетворения необходимых гражданам физиологических и бытовых потребностей с учетом специфики жизни в том или ином субъекте Российской Федерации. Существует и федеральный прожиточный минимум, который применяется как ориентир для остальных регионов, то есть исходя из показателя федерального прожиточного минимума, регионы рассчитывают свой.
Социальная защита состоит из совокупности социально значимых действий, которые осуществляются государством для обеспечения достойного уровня жизни населения. Социальная защита - это многоуровневая система социально обеспечительных правоотношений, которые связаны между собой целостным направлением, которое заключается в оказании помощи и поддержки граждан, которые не могут самостоятельно зарабатывать в виду сложившихся обстоятельств, признаваемых государством уважительными.
Проанализировав действующее законодательство в области социального обеспечения, следует, что система социальной защиты выстраивается из следующих важных элементов, первым из которых является социальная поддержка.
Социальная поддержка - это совокупность материальных и нематериальных мер, которые предоставляются некоторым категориям граждан для того, чтобы повысить качество и уровень их жизни. Таким образом, социальная поддержка всегда носит материальный характер в отличие от социальной помощи или социального обеспечения. Социальная поддержка не может служить источником дохода для гражданина, поскольку она заключается в предоставлении различных компенсационных выплат, установленные законодательством.
Ещё один структурным элементом социальной защиты является социальное страхование, которое заключается в том, что работающие граждане страхуются от вероятных изменений социального и или материального положения, в том числе и по независящим от них причинам, то есть социальное страхование обеспечивает защиту лиц, которые не могут работать по объективным причинам и соответствующее денежное содержание они получают из специальных фондов, которые создаются за счет государственных дотаций и страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо – то есть своего работника.
Еще одним важным элементом системы социальной защиты является социальное обеспечение. Необходимо отметить, что некоторые правоведы считают, что социальное страхование является одной из форм социального обеспечения, а другие считают, что сама система социального обеспечения является составным элементом системы социальной защиты и содержит в себе социальную помощь, оказываемую в форме выплат, которые направлены на полную или частичную компенсацию утраченного заработка в связи с наступлением нетрудоспособности, к таковым выплатам относят различного рода пенсии и пособия, а также социальное обслуживание, которое заключается в предоставлении социальных услуг населению частично за плату или полностью бесплатно. В данном случае нельзя согласиться с тем мнением, что социальное страхование является формой социального обеспечения, поскольку это определенный способ обеспечения граждан в случае наступления неблагоприятных для них обстоятельств, более того, нельзя смешивать социальное страхование с другими формами социального обеспечения, потому что оно направлено на аккумулирование денежных средств, которые в последующем распределяются на финансирование мероприятий, связанных с социальным обеспечением населения.
Завершающим элементом системы социальной защиты нашей страны является социальная самопомощь, под которой подразумевается система социально-психологических и социальных средств, которые применяются определенной социальной группой или конкретным индивидом для поддержки достойного уровня жизни и по оптимизации и организации собственной социальной активности и совместной жизнедеятельности. Социальная самопомощь в настоящее время развита слабо. Классическим примером социальной самопомощи является участие в клубах или кружках, которые создаются самими гражданами по определённым социальным проблемам или заболеваниям.
Действующее законодательство предусматривает реализацию социальной защиты в двух формах: денежная и не денежная. Несмотря на коренное изменение системы социального обеспечения в нашей стране качество предоставления социальных услуг осталось практически на прежнем уровне. Необходимо отметить, что система социального обслуживания длительное время нуждалась в коренных изменениях, поскольку ранее функционировавшая нормативно-правовая база устарела, а система социальных услуг, которая предоставлялась для граждан исключительно через государственный сектор экономики оказался неэффективным.
В рамках реформы социального обеспечения был разработан Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания», который вступил в силу в силу с 1 января 2015 года. Данный нормативно-правовой акт заменил два ранее существовавших в этой сфере - это Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Федеральный закон от 2 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Указанные документы утратили силу также с 1 января 2015 года.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания» кардинально трансформировал терминологическую основу социального обслуживания, что послужило изменением подхода предоставления социальных услуг гражданам. В ранее действовавшем законе субъектный состав социального обслуживания населения был строго регламентирован, в частности социальное обслуживание осуществлялось только социальными службами, создаваемыми в рамках государственной системы социальных учреждений и в некоторых случаях привлекались некоммерческие организации.
По новому закону под социальным обслуживанием понимается деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг и подразумевает, что социальная услуга – это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию периодической, систематической, разовой, а также срочной помощи гражданину с целью улучшения условий его жизнедеятельности или расширения его возможностей самостоятельно обслуживать свои потребности.
Таким образом, из указанного закона следует, что социальная услуга старается максимально сократить нуждаемость в социальном обслуживании, поскольку помогает расширить возможности людей самостоятельно обеспечивать свои потребности.
Ранее использовавшийся термин «трудная жизненная ситуация», который был одним из условий для получения социальной услуги, был исключен. В новом законе существует такая формулировка как «гражданин, нуждающийся в социальном обслуживании». Этот термин заменил термин «трудная жизненная ситуация». Из указанного следует, что изменились и критерии определения нуждаемости в социальном обслуживании.
Также новым законом предусматривается профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, то есть это подразумевает совокупность мер, которые направлены на определение и устранение причин, ставших основанием для ухудшения жизнедеятельности граждан и возможности их самостоятельно обслуживать свои жизненные потребности.
Федеральный закон ввел термин «поставщик социальных услуг», в качестве которого могут выступать юридические лица вне зависимости от его организационно-правовой формы и или индивидуальный предприниматель. Необходимо отметить, что по новому законодательству поставщиками социальных услуг становится некоммерческие организации, поскольку целью их деятельности не является извлечение прибыли, что также соответствует существу социальной сферы.
Также были изменены принципы социального обслуживания, в частности законом были закреплены следующие принципы:
1. достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обеспечении; приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг; достаточность материально-технических, финансовых, информационных и кадровых ресурсов у поставщиков социальных услуг;
2. сохранение нахождения в благоприятной и привычной среде. Этот принцип иллюстрирует новое понимание системы социального обслуживания. Данный принцип не раз был раскритикован юристам и правоведами, поскольку в законе не установлена формулировка понятия «привычная благоприятная среда», что естественно может повлечь различные противоречия в ходе применения данного закона на практике.