Файл: Организация работы учреждений социального обслуживания правовое положение, задачи, функции.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Что касается видов социальных услуг, то новый закон четко разграничил формы социального обслуживания, выделив стационарную, полустационарную формы и на дому. Необходимо отметить, что раньше закон хоть и содержал указание на различные формы социального обслуживания, но четкой нормативной градации не было.
Также новый закон дополнил перечень социальных услуг, которые оказываются население в рамках социального обслуживания.
1. социально-трудовые услуги, которые нацелены на предоставление помощи в трудоустройстве и решении проблем, которые связаны с трудовой деятельностью;
2. социально-педагогические услуги, которые нацелены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности, а также формировании позитивных установок в сфере досуга, в том числе помощь в воспитании детей;
3. социально-правовые услуги, которые нацелены на предоставление правовой помощи, а также защиту прав и законных интересов, в том числе бесплатно;
4. срочные социальные услуги являются аналогом материальной помощи, которая предусматривалось предыдущем законодательством. К срочным социальным услугам относится: снабжение предметами первой необходимости, одеждой и обувью, питанием, предоставление временного жилья, получение экстренной юридической помощи.
Также помимо прочего перечень услуг был дополнен экстренной психологической помощью с привлечением священнослужителей и психологов к этой работе.
5. услуги, которые предоставляются для того, чтобы повысить коммуникационный потенциал, то есть в данном случае речь идет о людях с ограниченными возможностями здоровьях, которые имеются определенные ограничения жизнедеятельности.
Также новый закон содержит такой термин как «социальное сопровождение». Данный термин закреплен в статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания». Социальное сопровождение включает в себя предоставление дополнительных социальных услуг, которых к установленному перечню не относятся. Такие дополнительные услуги должны предоставляться с помощью межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти и по идее законодателей должен содействовать качественному и эффективному предоставлению социальных услуг.
Необходимо отметить, что платные социальные услуги предоставляются всем иным категориям граждан. При этом уполномоченный орган исходя из личного обращения гражданина рассматривает вопрос о предоставлении социального обслуживания, то есть принудительное социальное обслуживание не допускается и должно быть согласие самого гражданина.
Закон ввел также основания для признания гражданина, нуждающимся в социальном обслуживании, в частности:
- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами, у которых есть алкогольная и наркотическая или иная зависимость (азартные игры), психическое расстройство, насилие в семье;
- наличие ребенка, у которого есть определенные трудности в социальной адаптации.
Предоставляемые социальные услуги оказываются на основании соответствующего договора об оказании социальных услуг, который заключается между гражданином и их поставщиком. В качестве существенных условий договора являются: стоимость, если услуга предоставляется за плату, а также положения индивидуальной программы предоставления социальной услуги. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг должна быть подготовлена уполномоченным органом для гражданина, который нуждается в социальном обслуживании исходя из его потребностей в социальных услугах, то есть в этой программе содержится перечень услуг, которые предоставляются конкретному гражданину. Также в программу включаются формы социального обслуживания, их частота, объём, условия, сроки и перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг. Разработанная программа пересматривается в связи с изменениями потребностей не реже чем раз в 3 года.
2.2 Проблемы и перспективы развития законодательства в сфере социального обслуживания населения
Новый закон приблизил законодательство систему социального обслуживания к действующим реалиям, но вместе с тех имеет определенные недостатки в части его концептуальной базы, что затрудняет реализацию прав граждан на социальное обслуживание на практике. Среди наиболее актуальных проблем, следует выделить:
1. Проблема исключения из сферы социального обслуживания муниципальных образований. Новый закон не содержит указаний напрямую на участие муниципальных учреждений и муниципальных образований в сфере социального облуживания. Однако это неправильно, поскольку именно муниципалитеты были и остаются важнейшими участниками системы социального обслуживания. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закрепляет два вида привлечения в систему социального обслуживания органов местного самоуправления:
- добровольное:
- посредством делегирования государственных полномочий.
Необходимо отметить, что добровольность зачастую носит вынужденный характер и заключается в быстром реагировании органов местного самоуправления на ситуацию, в которой оказался тот или иной нуждающийся в социальном обслуживании гражданин. Причём, зачастую такая помощь предоставляется из бюджета соответствующего муниципального образования, который оказался ввиду бесконечных реформ финансирования органов местного самоуправления, в плачевном состоянии. Происходящая ситуация приводит к тому, что граждане не доверяют органам местного самоуправления. Необходимо отметить, что эффективная система социального обслуживания не может существовать в отдельности от органов местного самоуправления, обеспечивающих индивидуализацию мер социальной защиты. При этом, наделение соответствующей компетенцией органов местного самоуправления потребует внесения изменений в их бюджетную обеспеченность.
2. Еще одним недостатком действующего закона о социальном обслуживании является отсутствие четких индикаторов качества социальных услуг, их объема, а также требований к их безопасности, ответственности за некачественное предоставление социальных услуг, гарантии. Действующее законодательство предусматривает контроль качества и оценку оказания государственных услуг со стороны вышестоящих органов исполнительной власти нижестоящих. Однако такая оценка не может содержать в полном объёме достоверных сведений, в связи с чем правоведами было предложено заключать договоры об оказании социальных услуг, что будет являться дополнительным способом обеспечения прав граждан на получение качественной социальных услуг, поскольку на такой договор будет распространять свое действие Гражданский кодекс РФ и Закон «О защите прав потребителей».
В юридической литературе всё чаще акцентируется внимание на недооценке потенциала договора в сфере социального обслуживания, поскольку не применение положений Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, которые возникают при осуществлении социального обслуживания носит негативный характер, так как по сути получатели услуг, то есть граждане, не имеют должной правовой защиты, которая предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации. Неправомерность действий соответствующих органов, должностных лиц и организаций граждане могут обжаловать в суд.
Зачастую качество предоставляемых социальных услуг и действия лиц, которые их оказывают, носят вполне неправомерный характер и по этой причине при предоставлении такой услуги не достигается необходимый социальный эффект.
В то же время другие ученые признают, что признают неэффективным применение договорных конструкций, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации к сфере социального обслуживания. Препятствием заключается в том, что существует неопределенность в разграничении таких терминов как: «социальная услуга» и «услуга», поскольку социальная сфера социального обслуживания носит частно-правовой характер в силу специфики отрасли.
Вместе с тем использование конструкции из Гражданского кодекса РФ позволит обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, которые являются получателями социальных услуг, осуществить независимый анализ качества предоставления социальных услуг исходя из степени удовлетворённости ими. Также это будет дополнительной мотивацией к тому, чтобы в сфере социального обслуживания увеличился негосударственный сектор, то есть некоммерческие организации.
Еще одной проблемой социального обслуживания является различие в объемах прав граждан на социальное обслуживание, которое заключается в финансовой обеспеченности того или иного региона, то есть чем дотационней является субъект России, тем меньше возможностей у него есть на развитие социального обслуживания населения. Указанное обстоятельство в полной мере не позволяет удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества и ставит их в зависимость от категории льготников.
Проанализировав действующее законодательство в сфере социального обслуживания следует сделать следующие выводы: с одной стороны в настоящее время сформирована правовая база социальной помощи гражданам, а с другой стороны – этой системе свойственно определённое непостоянство.
Таким образом, обеспечение эффективного социального обслуживания является важной проблемой современного этапа развития социальной политики нашей страны. Для того, чтобы продолжить совершенствование социального обслуживания населения - необходимо решить выявленные проблемы, поскольку на сегодняшний день они затрудняют дальнейшее развитие данной сферы.
Выводы:
В рамках реформы социального обеспечения был разработан Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания», который вступил в силу в силу с 1 января 2015 года. Данный нормативно-правовой акт заменил два ранее существовавших в этой сфере - это Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Федеральный закон от 2 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Указанные документы утратили силу также с 1 января 2015 года.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания» кардинально трансформировал терминологическую основу социального обслуживания, что послужило изменением подхода предоставления социальных услуг гражданам.
Также новый закон дополнил перечень социальных услуг, которые оказываются население в рамках социального обслуживания, закрепил новое определение термина социальное обслуживание, которое заключается в предоставлении социальных услуг населению. Также указанный нормативно-правовой акт дополнил определенные виды социальных услуг.
Таким образом, принятый закон заключил в себе специфику социального обслуживания населения на территории нашей страны и соответствует нынешним реалиям. Вместе с тем, необходимо отметить, что он содержит некоторые недоработки, которые необходимо устранить:
Среди наиболее актуальных проблем, следует выделить:
1. Проблема исключения из сферы социального обслуживания муниципальных образований.
2. Еще одним недостатком действующего закона о социальном обслуживании является отсутствие четких индикаторов качества социальных услуг, их объема, а также требований к их безопасности, ответственности за некачественное предоставление социальных услуг, гарантии.
3. Слабая концептуальная база разработанного Федерального закона.
Устранение этих недостатков позволит повысить качество предоставляемых социальных услуг, обеспечить защиту прав и законных интересов граждан в сфере социального обслуживания. Необходимо отметить, что в принципе на сегодняшний день очень много разнообразных понятий, которые используются в социальной сфере: «социальная защита», «социальное обслуживание», «социальное обеспечение», «социальные гарантии». Все эти термины разбросаны по различным нормативно-правовым актам и при этом им не всегда правоприменителями даётся одинаковая оценка.
Необходимо отметить, что социальная защита - это направление социальной политики, которая нацелена на то, чтобы обеспечить достойный уровень жизни в нашей стране. Критерии определения достойного уровня жизни в действующем законодательстве не установлены и единственным регламентированным критерием определения уровня жизни населения является прожиточный минимум.
Заключение
Итак, социальное обслуживание социальное обслуживание заключается в предоставлении населению социальных услуг. Социальная услуга - это определенные действия или действие в области социального обслуживания, которые заключаются в предоставлении систематической, разовой, периодической, срочной помощи гражданину с целью улучшения условий его жизнедеятельности и расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности.
Также новый закон дополнил перечень социальных услуг, которые оказываются население в рамках социального обслуживания.
1. социально-трудовые услуги, которые нацелены на предоставление помощи в трудоустройстве и решении проблем, которые связаны с трудовой деятельностью;
2. социально-педагогические услуги, которые нацелены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности, а также формировании позитивных установок в сфере досуга, в том числе помощь в воспитании детей;
3. социально-правовые услуги, которые нацелены на предоставление правовой помощи, а также защиту прав и законных интересов, в том числе бесплатно;
4. срочные социальные услуги являются аналогом материальной помощи, которая предусматривалось предыдущем законодательством. К срочным социальным услугам относится: снабжение предметами первой необходимости, одеждой и обувью, питанием, предоставление временного жилья, получение экстренной юридической помощи.
Также помимо прочего перечень услуг был дополнен экстренной психологической помощью с привлечением священнослужителей и психологов к этой работе.
5. услуги, которые предоставляются для того, чтобы повысить коммуникационный потенциал, то есть в данном случае речь идет о людях с ограниченными возможностями здоровьях, которые имеются определенные ограничения жизнедеятельности.
Также новый закон содержит такой термин как «социальное сопровождение». Данный термин закреплен в статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания». Социальное сопровождение включает в себя предоставление дополнительных социальных услуг, которых к установленному перечню не относятся. Такие дополнительные услуги должны предоставляться с помощью межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти и по идее законодателей должен содействовать качественному и эффективному предоставлению социальных услуг.
Необходимо отметить, что платные социальные услуги предоставляются всем иным категориям граждан. При этом уполномоченный орган исходя из личного обращения гражданина рассматривает вопрос о предоставлении социального обслуживания, то есть принудительное социальное обслуживание не допускается и должно быть согласие самого гражданина.
Закон ввел также основания для признания гражданина, нуждающимся в социальном обслуживании, в частности:
- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами, у которых есть алкогольная и наркотическая или иная зависимость (азартные игры), психическое расстройство, насилие в семье;
- наличие ребенка, у которого есть определенные трудности в социальной адаптации.
Предоставляемые социальные услуги оказываются на основании соответствующего договора об оказании социальных услуг, который заключается между гражданином и их поставщиком. В качестве существенных условий договора являются: стоимость, если услуга предоставляется за плату, а также положения индивидуальной программы предоставления социальной услуги. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг должна быть подготовлена уполномоченным органом для гражданина, который нуждается в социальном обслуживании исходя из его потребностей в социальных услугах, то есть в этой программе содержится перечень услуг, которые предоставляются конкретному гражданину. Также в программу включаются формы социального обслуживания, их частота, объём, условия, сроки и перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг. Разработанная программа пересматривается в связи с изменениями потребностей не реже чем раз в 3 года.
2.2 Проблемы и перспективы развития законодательства в сфере социального обслуживания населения
Новый закон приблизил законодательство систему социального обслуживания к действующим реалиям, но вместе с тех имеет определенные недостатки в части его концептуальной базы, что затрудняет реализацию прав граждан на социальное обслуживание на практике. Среди наиболее актуальных проблем, следует выделить:
1. Проблема исключения из сферы социального обслуживания муниципальных образований. Новый закон не содержит указаний напрямую на участие муниципальных учреждений и муниципальных образований в сфере социального облуживания. Однако это неправильно, поскольку именно муниципалитеты были и остаются важнейшими участниками системы социального обслуживания. Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закрепляет два вида привлечения в систему социального обслуживания органов местного самоуправления:
- добровольное:
- посредством делегирования государственных полномочий.
Необходимо отметить, что добровольность зачастую носит вынужденный характер и заключается в быстром реагировании органов местного самоуправления на ситуацию, в которой оказался тот или иной нуждающийся в социальном обслуживании гражданин. Причём, зачастую такая помощь предоставляется из бюджета соответствующего муниципального образования, который оказался ввиду бесконечных реформ финансирования органов местного самоуправления, в плачевном состоянии. Происходящая ситуация приводит к тому, что граждане не доверяют органам местного самоуправления. Необходимо отметить, что эффективная система социального обслуживания не может существовать в отдельности от органов местного самоуправления, обеспечивающих индивидуализацию мер социальной защиты. При этом, наделение соответствующей компетенцией органов местного самоуправления потребует внесения изменений в их бюджетную обеспеченность.
2. Еще одним недостатком действующего закона о социальном обслуживании является отсутствие четких индикаторов качества социальных услуг, их объема, а также требований к их безопасности, ответственности за некачественное предоставление социальных услуг, гарантии. Действующее законодательство предусматривает контроль качества и оценку оказания государственных услуг со стороны вышестоящих органов исполнительной власти нижестоящих. Однако такая оценка не может содержать в полном объёме достоверных сведений, в связи с чем правоведами было предложено заключать договоры об оказании социальных услуг, что будет являться дополнительным способом обеспечения прав граждан на получение качественной социальных услуг, поскольку на такой договор будет распространять свое действие Гражданский кодекс РФ и Закон «О защите прав потребителей».
В юридической литературе всё чаще акцентируется внимание на недооценке потенциала договора в сфере социального обслуживания, поскольку не применение положений Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, которые возникают при осуществлении социального обслуживания носит негативный характер, так как по сути получатели услуг, то есть граждане, не имеют должной правовой защиты, которая предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации. Неправомерность действий соответствующих органов, должностных лиц и организаций граждане могут обжаловать в суд.
Зачастую качество предоставляемых социальных услуг и действия лиц, которые их оказывают, носят вполне неправомерный характер и по этой причине при предоставлении такой услуги не достигается необходимый социальный эффект.
В то же время другие ученые признают, что признают неэффективным применение договорных конструкций, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации к сфере социального обслуживания. Препятствием заключается в том, что существует неопределенность в разграничении таких терминов как: «социальная услуга» и «услуга», поскольку социальная сфера социального обслуживания носит частно-правовой характер в силу специфики отрасли.
Вместе с тем использование конструкции из Гражданского кодекса РФ позволит обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, которые являются получателями социальных услуг, осуществить независимый анализ качества предоставления социальных услуг исходя из степени удовлетворённости ими. Также это будет дополнительной мотивацией к тому, чтобы в сфере социального обслуживания увеличился негосударственный сектор, то есть некоммерческие организации.
Еще одной проблемой социального обслуживания является различие в объемах прав граждан на социальное обслуживание, которое заключается в финансовой обеспеченности того или иного региона, то есть чем дотационней является субъект России, тем меньше возможностей у него есть на развитие социального обслуживания населения. Указанное обстоятельство в полной мере не позволяет удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества и ставит их в зависимость от категории льготников.
Проанализировав действующее законодательство в сфере социального обслуживания следует сделать следующие выводы: с одной стороны в настоящее время сформирована правовая база социальной помощи гражданам, а с другой стороны – этой системе свойственно определённое непостоянство.
Таким образом, обеспечение эффективного социального обслуживания является важной проблемой современного этапа развития социальной политики нашей страны. Для того, чтобы продолжить совершенствование социального обслуживания населения - необходимо решить выявленные проблемы, поскольку на сегодняшний день они затрудняют дальнейшее развитие данной сферы.
Выводы:
В рамках реформы социального обеспечения был разработан Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания», который вступил в силу в силу с 1 января 2015 года. Данный нормативно-правовой акт заменил два ранее существовавших в этой сфере - это Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Федеральный закон от 2 августа 1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Указанные документы утратили силу также с 1 января 2015 года.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания» кардинально трансформировал терминологическую основу социального обслуживания, что послужило изменением подхода предоставления социальных услуг гражданам.
Также новый закон дополнил перечень социальных услуг, которые оказываются население в рамках социального обслуживания, закрепил новое определение термина социальное обслуживание, которое заключается в предоставлении социальных услуг населению. Также указанный нормативно-правовой акт дополнил определенные виды социальных услуг.
Таким образом, принятый закон заключил в себе специфику социального обслуживания населения на территории нашей страны и соответствует нынешним реалиям. Вместе с тем, необходимо отметить, что он содержит некоторые недоработки, которые необходимо устранить:
Среди наиболее актуальных проблем, следует выделить:
1. Проблема исключения из сферы социального обслуживания муниципальных образований.
2. Еще одним недостатком действующего закона о социальном обслуживании является отсутствие четких индикаторов качества социальных услуг, их объема, а также требований к их безопасности, ответственности за некачественное предоставление социальных услуг, гарантии.
3. Слабая концептуальная база разработанного Федерального закона.
Устранение этих недостатков позволит повысить качество предоставляемых социальных услуг, обеспечить защиту прав и законных интересов граждан в сфере социального обслуживания. Необходимо отметить, что в принципе на сегодняшний день очень много разнообразных понятий, которые используются в социальной сфере: «социальная защита», «социальное обслуживание», «социальное обеспечение», «социальные гарантии». Все эти термины разбросаны по различным нормативно-правовым актам и при этом им не всегда правоприменителями даётся одинаковая оценка.
Необходимо отметить, что социальная защита - это направление социальной политики, которая нацелена на то, чтобы обеспечить достойный уровень жизни в нашей стране. Критерии определения достойного уровня жизни в действующем законодательстве не установлены и единственным регламентированным критерием определения уровня жизни населения является прожиточный минимум.
Заключение
Итак, социальное обслуживание социальное обслуживание заключается в предоставлении населению социальных услуг. Социальная услуга - это определенные действия или действие в области социального обслуживания, которые заключаются в предоставлении систематической, разовой, периодической, срочной помощи гражданину с целью улучшения условий его жизнедеятельности и расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности.