ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стандартизация
1.
2.
В России предусматривается функционирование двух видов регламентов – общих технических и специальных технических. Требования специальных технических регламентов учитывают технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается
3.
ФЗ «О техническом регулировании» (от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ. с изм. от 21.07.2011 г. № 255-ФЗ),
ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. от 30.12.2006 № 266-ФЗ),
ФЗ «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 г. № 2300-I с Изм. от 28.07.2012 № 133-ФЗ)
ФЗ « О стандартизации»
ФЗ « Об обеспечении единства измерений»
4.
добровольного применения документов в области стандартизации;
- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
- применения международного стандарта при разработке национального стандарта, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и/или географическим, техническим и/или технологическим особенностям Российской Федерации или когда в соответствии с установленными процедурами Российская Федерация выступала против принятия международного стандарта (отдельного его положения), или по иным основаниям;
- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в разделе 3;
- недопустимости противоречия стандартов техническим регламентам;
- обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
При проведении работ по национальной стандартизации соблюдают также следующие принципы:
- комплексности стандартизации взаимосвязанных объектов и аспектов, стандартизуемых на одном уровне, путем согласованности требований к этим объектам (аспектам) и увязки сроков разработки и введения стандартов в действие;
- недопустимости разработки национальных стандартов Российской Федерации на объекты и аспекты стандартизации, стандартизованные на межгосударственном уровне.
5.
Стандартизация осуществляется в целях:
а) повышения уровня безопасности:
1) жизни и здоровья граждан,
2) имущества физических и юридических лиц,
3) государственного и муниципального имущества,
4) объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
5) в области экологии,
б) жизни и здоровья животных и растений;
6) обеспечения:
1) конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг),
2) единства измерений,
3) рационального использования ресурсов,
4) взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов),
5) технической и информационной совместимости,
6) сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных,
7) проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг),
8) исполнения государственных заказов,
9) добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
в) создания:
1) систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации,
2) систем каталогизации продукции (работ, услуг),
3) систем обеспечения качества продукции (работ, услуг),
4) систем поиска и передачи данных;
г) содействия:
1) проведению работ по унификации,
2) соблюдению требований технических регламентов.
6.
Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации Российской Федерации Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии.
7.
– утверждение национальных стандартов;
– принятие программ разработки национальных стандартов;
– организацию экспертизы проектов национальных стандартов;
– обеспечение соответствия национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
– осуществление учета национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам;
– создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности; – организацию опубликования национальных стандартов и их распространение;
– участие в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечение учета интересов Российской Федерации при их принятии;
– утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам; представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.
8.
Технические комитеты по стандартизации участвуют в подготовке предложений о формировании государственной политики Российской Ф едерации в сфере стандартизации.
В состав ТК на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций. Порядок их создания и деятельности утверждается национальным органом по стандартизации
9.
В соответствии с ГОСТ Р 1.1 основные задачи ТК:
– организация разработки и экспертизы проектов национальных, межгосударственных и международных стандартов;
– участие в формировании ПРНС (в закрепленной области деятельности);
– анализ отраслевых стандартов в составе фонда документов национальной системы стандартизации на предмет их обновления и дальнейшего использования;
– участие в работе ТК международных (региональных) организаций по стандартизации, в том числе в целях принятия национальных стандартов Российской Федерации в качестве международных (региональных), а также в ведении их секретариатов в соответствии с соглашениями между национальным органом по стандартизации Российской Федерации и международными (региональными) организация ми по стандартизации;
– подготовка предложений по разработке международных и межгосударственных стандартов и предложений относительно позиции Российской Федерации для голосования по проектам международных и региональных организаций по стандартизации;
– подготовка официальных переводов международных стандартов для передачи их в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов
10.
Национальный орган по стандартизации утверждает национальные стандарты Российской Федерации и предварительные национальные стандарты в соответствии с ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.16 и административным регламентом [5].
Национальный орган по стандартизации организует экспертизу проектов национальных стандартов Российской Федерации, предварительных национальных стандартов и межгосударственных стандартов в соответствии с ГОСТ Р 1.6.
11.
3.3.3 При разработке национального стандарта разработчик использует или учитывает:
- требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов. в том числе технических регламентов Евразийского экономического союза,
- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации.
- международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы
по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;
- национальные стандарты, своды правил и технические регламенты других стран;
- иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и
технологии, в том числе опыт применения на практике новых видов продукции и процессов;
- предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке
стандарта.
1-я стадия – организация разработки стандарта и составление технического задания на разработку. Работа ТК начинается со сбора заявок на разработку стандарта. В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта. На основании заявок Ростехрегулирование формирует годовой план государственной стандартизации России. Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК. 1-ым этапом является составление технического задания, в котором определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта, и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта. 40 Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование. 2-я стадия – разработка проекта стандарта (первой, при необходимости последующих редакций). Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к ней. При разработке национального стандарта разработчик использует или учитывает: – требования действующих или разрабатываемых в РФ технических регламентов; результаты научно-исследовательских, опытноконструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации; – международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной стандартизации, а также региональные технические регламенты; – прогрессивные национальные стандарты и технические регламенты других стран; – иную информацию о современных достижениях науки, техники и технологии; – предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта. Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Проект 1-ой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть на специальном заседании, либо путём переписки. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта. После чего проводится анализ полученных отзывов, разработчик дорабатывает проект стандарта. Проводится обсуждение доработанного проекта стандарта с заказчиком. 3-я стадия – разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление его в Ростехрегулирование для принятия стандарта. Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта на основе результатов публичного обсуждения доработанного проекта стандарта. Окончательная редакция проекта стандарта представляется вместе с перечнем полученных замечаний и предложений от первой редакции проекта стандарта в виде соответствующей сводки и с пояснительной запиской. Если с окончательной редакцией проекта согласны не менее 2/3 членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. 4-я стадия – принятие и государственная регистрация (присвоение номера) стандарта. Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству РФ, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5. Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения. Далее принятый стандарт подлежит регистрации, информация о 41 нём публикуется в ежемесячном Информационном указателе, издается и распространяется. 5-я стадия – издание стандарта
12.
Национальный стандарт подлежит обновлению в следующих случаях:
- если его содержание вошло в противоречие с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, целями и принципами национальной стандартизации и в результате не удовлетворяет современным экономическим, социальным или иным потребностям страны,в том числе не соответствует достигнутому уровню развития науки и техники;
- если содержание стандарта не обеспечивает соблюдение требований принятого или разрабатываемого технического регламента (в том числе технического регламента Таможенного союза) или препятствует соблюдению вновь заключенного международного соглашения;
- если его содержание противоречит содержанию вновь разрабатываемого или другого обновляемого национального стандарта Российской Федерации* (в том числе межгосударственного стандарта, вводимого в действие в качестве национального стандарта) или утвержденного или разрабатываемого свода правил.
Если обновили международный стандарт
13.
Изменения в национальные стандарты вносятся Национальным органом по стандартизации РФ.
Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при необходимости замены (модификации) или исключения отдельных его положений или их фрагментов, если это не влечет за собой нарушения взаимозаменяемости продукции, изготовленной по измененн.ому стандарту, продукцией, изготовленной по стандарту до внесения в него изменения, а также не приводит к нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по стандарту до внесения в него изменения.
Изменение к стандарту на метод контроля разрабатывают, если вносимое изменение не влияет на метрологические характеристики результатов испытаний (измерений), полученных при использовании данного метода.
14.
6 Внесение поправки в национальный стандарт
6.1 При необходимости внесения исправлений в опубликованный национальный стандарт, которые направлены на устранение опечаток, ошибок или неточностей, допущенных при подготовке стандарта к утверждению или опубликованию, любой пользователь стандарта может направить в секретариат ТК (ПТК) в соответствии с его компетенцией (при его отсутствии — непосредственно в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации) предложение по внесению в стандарт поправки. Необходимость внесения в стандарт поправки также может быть обусловлена необходимостью актуализации датированной ссылки на другой национальный или межгосударственный стандарт в случае пересмотра ссылочного стандарта, когда замена данной ссылки не влияет на техническое содержание стандарта.