Файл: Пояснительная записка особенности программы ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Преподавание курса История России с xvi до конца xvii в..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение. Итоговое повторение по курсу истории России в 6 классе (1ч.)
Резервные уроки (10 ч.)
История Нового времени (28 ч.)
Понятие о Новом времени, определение его хронологических рамок. Разрушение традиционного общества. Эпоха «пробуждения умов». Человек Нового времени. Зарождение нового видения мира. Что связывает нас с Новым временем.
Введение. От Средневековья к Новому времени. Глава I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация (13 ч.)
Понятие о Новом времени, определение его хронологических рамок. Разрушение традиционного общества. Эпоха «пробуждения умов». Человек Нового времени. Зарождение нового видения мира. Что связывает нас с Новым временем.
Технические открытия и выход к Мировому океану. Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии. Изобретения в горнорудном промысле. Книгопечатание. Причины Великих географических открытий. Новые виды вооружения. Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Генрих Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Бартоломеу Диаш, Васко да Гама. Открытие морского пути в Индию.
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Морские экспедиции Христофора Колумба. Открытие новой части света Америго Веспуччи. Фернан Магеллан и первое кругосветное путешествие. Западноевропейская колонизация «новых» земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Новые знания о мире, революция цен. Сближение традиционного и индустриального обществ.
Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе. Теоретический смысл абсолютизма. Разложение традиционного общества. Складывание абсолютизма. Королевская власть и органы сословного представительства. Культ короля. Армия на службе монарха. Налоговая система. Единая экономическая политика. Судебная и местная власть под контролем короля. Складывание централизованных национальных государств. Монархи Генрих VIII Тюдор, Елизавета I Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Новое в торговле. Торговые компании. Монополии. Развитие мировой торговли. Биржи и банки. Развитие рыночного хозяйства. Мануфактура – предприятие нового типа. Рождение капитализма.
Европейское общество в раннее Новое время. Предприниматели-капиталисты Нового времени. Крестьянская Европа. Новое дворянство, джентри. Огораживания. Наемные работники. Изменение состава европейского общества. Положение и занятия различных слоев общества.
Повседневная жизнь. Война, голод, эпидемии – повседневные враги человека Нового времени. Демографическое положение. Изменения в жилье, одежде, питании. Облик городов.
Великие гуманисты Европы. Период Высокого Возрождения. Обмирщение сознания. Гуманизм. Место человека во Вселенной. Эразм Роттердамский. Утописты Томас Мор и Франсуа Рабле. «Опыты» Мишеля Монтеня – собрание рассуждений о морали, философии, труде. Идеалы античной культуры. Новый облик Рима.
Мир художественной культуры Возрождения. Проявление гуманистических традиций Возрождения в творчестве Уильяма Шекспира. Мудрость, благородство и человечность героев Мигеля Сервантеса. Эпоха титанов: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Возрождение в странах Западной и Центральной Европы: Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер, Рембрандт, Ганс Гольбейн Младший. Жанр портрета. Музыкальное искусство Западной Европы. Вклад эпохи Возрождения в сокровищницу мировой художественной культуры.
Рождение новой Европейской науки. Рождение науки, основанной на опытном знании. Учение Николая Коперника. Джордано Бруно – подвиг во имя науки. Открытия Галилео Галилея. Исаак Ньютон и Фрэнсис Бэкон как создатели новой картины мира. Рене Декарт – основоположник философии Нового времени.
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на жизнь европейского общества. Причины религиозной революции. Обмирщение сознания человека Нового времени. Католическая церковь и общество. «Спасение верой» Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь. Реформация в Германии. Аугсбургский религиозный мир.
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Жан Кальвин о предопределении человека. Кальвинизм. Кальвинистская или пресвитерианская церковь. Борьба католической церкви с ересью. Контрреформация, ее причины. Орден иезуитов. Игнатий Лойола. Попытки реформ и Тридентский собор. Влияние Реформации на характер европейского общества.
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. Генрих VIII из династии Тюдоров. Начало и особенности Реформации в Англии. Попытка Контрреформации. «Золотой век» Елизаветы Тюдор. Укрепление англиканской церкви. Укрепление королевской власти. Борьба с Испанией за морское первенство. Разгром Непобедимой армады. Итоги царствования Елизаветы I.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Борьба между католиками и гугенотами, религиозные войны. Варфоломеевская ночь. Генрих IV. Преодоление последствий религиозных войн. Нантский эдикт. Деятельность кардинала Ришелье, создание политической системы абсолютизма. Франция – сильнейшее государство континентальной Европы.
Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях.) (4 ч.)
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций. Процветание Нидерландов. Развитие капиталистического предпринимательства. Нидерланды под властью Испании – обострение противоречий. Иконоборческое движение. Время террора, герцог Альба. Лесные и морские гезы. Испано-нидерландская война. Вильгельм Оранский. Разорение Антверпена. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландия – экономически развитая страна Европы XVII в. Амстердам как центр европейской экономической жизни.
Парламент против короля. Революция в Англии. Англия накануне революции. Причины революции. Карл I. «Петиция о праве». Созыв Долгого парламента, начало революции. Гражданская война между королем и парламентом. Создание армии нового образца. Оливер Кромвель. Сражение при Нейзби. Реформы парламента. Казнь короля. Установление республики. Путь к парламентской монархии.
Движение протеста: левеллеры, диггеры. Джон Лильберн, Джерард Уинстенли. Протекторат Кромвеля. Борьба Англии за колонии и морское господство. Реставрация монархии. «Славная революция». Права личности и парламентская система в Англии. Билль о правах. Ганноверы на троне. Власть у парламента. Тори и виги. Англия – «владычица морей». Складывание Британской колониальной империи.
Международные отношения в XVI–XVIII вв. Политическое устройство Европы. Причины международных конфликтов. Причины и основные события Тридцатилетней войны. Вступление в войну Швеции. Вестфальский мир. Европа в XVIII в. Северная война. Война за испанское наследство. Война за австрийское наследство. Семилетняя война. Восточный вопрос. Установление новой системы международных отношений.
Глава III. Эпоха Просвещения. Время преобразований (8 ч.)
Великие просветители Европы. Главные идеи эпохи Просвещения. Право на жизнь, свободу и собственность. Джон Локк: естественные права человека, принцип разделения властей. Шарль Монтескье. Вольтер – поэт, историк, философ, который возвеличил человеческий разум. Жан-Жак Руссо против общественного неравенства. Новые экономические теории. Адам Смит.
Мир художественной культуры Просвещения. Светская литература. Даниель Дефо как создатель образа человека Нового времени. Джонатан Свифт: пародия на пороки буржуазного общества. Гуманистические ценности Нового времени: Пьер Огюстен Карон де Бомарше, Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг Гете. Живописцы знати: Франсуа Буше, Антуан Ватто. «Певцы третьего сословия»: Уильям Хогарт, Жан Батист Симеон Шарден. Жак Луи Давид. Развитие музыкального искусства: Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен. Архитектурные стили эпохи великих царствований: барокко, классицизм.
На пути к индустриальной эре. Аграрная революция в Англии. Причины и условия промышленного переворота. Важнейшие технические изобретения в ткачестве. Джеймс Уатт – создатель универсальной паровой машины. Положение рабочих в Англии. Изобретения Эдмунда Картрайта, Корба, Модсли. Англия – первая промышленная страна мира.
Английские колонии в Северной Америке. Первые североамериканские колонии и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Начало формирования северо-американской нации. Идеология американского общества. Конфликт с метрополией. «Бостонское чаепитие». Бенджамин Франклин.
Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. Начало войны за свободу и справедливость. Первый континентальный конгресс. Отцы-основатели США: Томас Джефферсон, Джордж Вашингтон, Бенджамин Франклин. Декларация независимости США. Военные действия в 1776–1777 гг. Успешная дипломатия. Окончание войны. Итоги и значение Войны за независимость. Конституция США 1787 г. Билль о правах.
Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции. Подъем в промышленности. Торговля. Сословия во Франции. Положение третьего сословия. Кризис системы абсолютизма. Людовик XVI. Программа реформ Жака Тюрго. От Генеральных штатов к Учредительному собранию. Оноре Габриель де Мирабо. Падение Бастилии – начало революции. Отречение от прошлого. Жильбер де Лафайет.
Французская революция. От монархии к республике. Декларация прав человека и гражданина. Поход на Версаль. Вареннский кризис. Конституция Франции 1791 г. Законодательное собрание. Политический клуб якобинцев. Максимильен Робеспьер, Жан Поль Марат. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Победа при Вальми. Жорж Дантон. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI. Республика в опасности. Установление якобинской диктатуры. Террор.
Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера – «якобинец без народа». Переворот 9 термидора. Падение Якобинской диктатуры. Конституция 1795 г. и Директория. Войны Директории. Генерал Бонапарт. Государственный переворот 9–10 ноября 1799 г. Установление консульства. Значение Великой французской революции.
Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (2ч.)
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Землевладение в государствах Востока. Деревенская община. Государственное регулирование хозяйственной жизни. Сословный строй. Города под контролем государства. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, синтоизм.
Государства Востока. Начало европейской колонизации. Империя Великих Моголов в Индии. Правление императора Акбара. Кризис и распад империи Моголов. Борьба европейских государств за Индию. Основание Ост-Индской компании. Маньчжурское завоевание Китая. «Закрытие» Китая. Правление сёгунов в Японии. Сегунат Токугава. «Закрытие» Японии.
Заключение (1 ч.)
Значение раннего Нового времени. Изменения в духовной и материальной жизни человека. Повторение, обобщение и систематизация знаний по курсу.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения истории России в 7 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории России включают следующие умения и навыки:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;