Файл: Разработка модели налоговой оптимизации на малых предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
• могут допускать существенные ошибки в стратегическом развитии и реализации своей миссии» [9].
Также Вылкова Е.С. перечисляет преимущества налогового планирования: «прояснение возникающих проблем, возможность анализа и использования будущих благоприятных условий, подготовка фирмы к изменениям во внешней среде, стимулирование участников налогового планирования к реализации своих решений в дальнейшей работе, создание предпосылок для повышения образовательной подготовки менеджеров, обеспечение более рационального распределения и использования различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта, повышении финансовой устойчивости и значимости предприятия» [9].
Иванова Ю.Б. приводит сценарии налоговых отношений между предприятиями и налоговыми органами: «Согласительный сценарий взаимоотношений. Компания предпочитает не вступать в прения, конфликты с налоговыми органами по вопросам правомерности исчисления и уплаты налогов. Компания, как правило, соглашается с любыми, в том числе и не вполне соответствующими законодательству, позициями налоговых органов в отношении правильности расчета налогов; по результатам налоговых проверок без обжалования уплачиваются все финансовые санкции. Нередко результатом такой позиции компании является снижение ее прибыли, показателей экономической эффективности в силу излишне уплачиваемых налогов, штрафных санкций, пеней. Осмотрительный сценарий взаимоотношений. Компания считает возможным вступить в прения с налоговыми органами по вопросам правильности исчисления налоговой, но только при наличии определенной уверенности в положительном разрешении ситуации. Решения компании в налоговой сфере основываются на соблюдении установленных законодательством налогово-правовых норм, проанализированных разъяснений Минфина, позиций налоговых органов и арбитражной практики. По результатам налоговых проверок обжалуются только значительные по суммам решения налоговых органов, не

21 соответствующие, по мнению компании, законодательству. Агрессивный сценарий взаимоотношений. Налогоплательщик, как правило, готов выступать в конфликт с налоговыми органами по вопросам исчисления налогов, даже при отсутствии уверенности в благоприятном исходе конфликтной ситуации.
Компания ориентируется в вопросах налогообложения только на собственное толкование законодательства, игнорирует не соответствующие, по ее мнению, в какой-либо мере
Налоговому кодексу разъяснения Минфина, позиции налоговых органов и отрицательную арбитражную практику. Как правило, обжалует не согласующиеся в какой-либо мере с законодательством, по ее мнению, результаты налоговых проверок» [7].
Майбурава И.А. и Иванова Ю.Б устанавливают пределы налогового планирования, которые обозначаются следующим образом «во-первых, уклоняясь от налогов, компания преступает закон, то есть выходит за рамки налогового планирования, во-вторых, проводя мероприятия и внедряя схемы, единственной целью которых является снижении налогов, то есть отсутствует деловая цель, компания также нарушает закон и выходит за рамки налогового планирования» [7].
Далее рассмотрим принципы налогового планирования.
Пименов Н.А. говорит, что: «Основные принципы налогового планирования могут быть определены следующем образом:
• соблюдением требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;
• снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования;
• использование возможностей, предоставляемых законодательством и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанных с их применением;


22
• рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации;
• своевременная корректировка в целях учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;
• понятность и экономическая обоснованность схемы как в целом, так и всех без исключения ее составных частей» [2].
Далее, в таблице 1 приведены принципы налогового планирования.
Таблица 1 – Принципы налогового планирования [6]
Наименование
Значение
Принцип разумности означает, что «все хорошо, что в меру».
Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие – государство такие действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей; нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали. Нельзя строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве. Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговых отраслей права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т. д.).
Принцип комплексного расчета экономии и потерь.
При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть рассмотрены все существующие аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом. При выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо учитывать ряд политических аспектов: состояние бюджета территории; роль которую играет предприятие в его пополнении и т. д. При выборе способа налоговой оптимизации, связанном с привлечением широкого круга лиц необходимо руководствоваться правилом «золотой середины»: с одной стороны, сотрудники должны четко представлять себе свою роль в операции, с другой, они не должны осознавать ее цель и мотивы. При осуществлении налоговой оптимизации уделите пристальное внимание документальному оформлению операций. При планировании метода налоговой оптимизации, ключевым моментом которого является несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций.
Принцип конфиденциальности
При использовании методов налоговой оптимизации необходимо соблюдение требований конфиденциальности. Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов может иметь ряд негативных последствий.
Принцип комплексной налоговой экономии принцип многообразии применяемых способов минимизации налогов
Поясним классификацию налогового планирования.


23
«Разграничение налогового планирования и мероприятия процесса налогового планирования на виды призвано не только понять сущность данной экономической конструкции, но и способствовать реализации налогового планирования на предприятии с научно обоснованных позиций.
Можно представить следующую классификацию налогового планирования:
• по объектам управления: внешнее (учредителями, сторонними консультантами, представителями государственных органов и т.п.), внутреннее (исполнительными органами организации, ее структурными подразделениями);
• по юрисдикции (территория действия): внутри страны
(национальное), международное;
• по длительности периода и характера решаемых задач: оперативное, тактическое, стратегическое;
• по законности действия налогоплательщика: законное и противозаконное налоговое планирование, при котором применяются противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей;
• по стадиям финансово- производственного цикла: налоговое планирование на стадии создания предприятия, в период его существования, на стадии ликвидации;
• по ожиданиям, возлагаемым на налоговое планирование: оптимистическое, пессимистическое, реалистическое;
• по воздействию на налоговую нагрузку: оптимизационное
(направленное на оптимизацию и минимизацию налоговых потоков предприятия), классическое (направленное на расчет будущих налоговых платежей)» утверждает Л. С Кирина [3].
Направления налогового планирования приведены в таблице 2.

24
Таблица 2 – Направление налогового планирования [10]
Направление
Значение
Оптимизация доходов и расходов предприятия.
Объект налогообложения налога на прибыль зависит от объема и состава доходов и расходов за соответствующий налоговый период. Следует отметить, что на этапе их планирования уже не учитывается правило первого события, а дата признания доходов и расходов.
Законодательство
РФ предусматривает максимальный размер отчислений в социальные фонды, то есть каким большим не был бы размер заработной платы, начисления останутся неизменными.
Этим моментом можно воспользоваться при выплате премий работникам предприятия.
Некоторые виды социальных выплат, страхования жизни работников, предоставления им социального пакета также влияют на размер налога, подлежащего уплате в бюджет. Необходимо также находить оптимальное соотношение доходов и расходов по следующим направлениям: прямое уменьшение расходов производства за счет поиска внутренних резервов (уменьшение управленческих расходов, повышение производительности труда и т.д.); относительное уменьшение издержек производства путем наращивания производственных мощностей; проведение фундаментальных маркетинговых исследований с целью формирования конкурентоспособных предложений и привлечения новых контр агентов формирование на предприятии жесткой финансовой дисциплины
Выбор формы деятельности.
Физическое лицо может осуществлять деятельность как индивидуальный предприниматель или зарегистрироваться как юридическое лицо. Организации могут создать филиал или основать дочернюю фирму (если планируется вести деятельность за пределами места регистрации). Для оптимального выбора необходимо обратить внимание на основные характерные признаки и требования к каждому виду хозяйственных обществ: ответственность учредителей по обязательствам предприятия, необходимый размер уставного фонда, возможность оптимизации налоговой нагрузки.


25
Окончание таблицы 2
Направление
Значение
Правильное формирование учетной политики. Учетная политика - не самый эффективный инструмент налоговой оптимизации. Хотя величина и порядок уплаты налогов зависят от выбранных способов учета и налогообложения. Поэтому все же стоит обратить внимание на учетную политику, которая определяется до начала календарного года и утверждается приказом руководителя предприятия.
Сотрудничество с предприятиями, которым предоставляются льготы.
Изменение срока уплаты налогов.
Законодательство позволяет отсрочить уплату налогов, которые можно эффективно использовать в своей работе. Даже если штрафных санкций не избежать, – это не означает, что платить их надо как можно быстрее и без каких-либо возражений. Ведь платить штрафные санкции также надо оптимально, используя возможности их уменьшения и отсрочки.
Правильное заключение договоров.
Правильно заключенные договоры позволяют значительно снижать налоговое бремя.
Например, действующее отечественное законодательство предоставляет ряд льгот для исполнителей долгосрочных договоров
(контрактов), а именно: по уплате налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
Правильное поведение с проверяющими.
То, что на одного предпринимателя приходится не один и не два десятка проверяющих из различных контролирующих органов, ведомств, фондов и инспекций, - факт, известный всем. Нужно научиться правильно обращаться с проверяющими в кризисных ситуациях и пытаться защитить свой бизнес от неожиданных проверок.
Инструменты (состав учредителей, замена отношений, «давальческая» переработка)
Участие в составе учредителей иностранцев осложняет жизнь налоговом оптимизатору.
Иногда лучше избегать прямого участия иностранцев (как физических, так и юридических лиц) в уставном капитале, а компенсировать контроль и управленческие функции через договор доверительного управления акциями
(долями) с одновременным заключением договора залога акций в пользу иностранца
Обобщая роль налогового планирования Балацкий А.С. и
Тарасова В.Ф. говорят, что: «налоговое планирование является одним из ключевых инструментов повышения финансовой устойчивости предприятия

26 путем использования всех возможных законных способов минимизации его налогового бремени. Качественное построение данного процесса позволяет получить выгоду не только в текущей, но и в долгосрочной перспективе, в том числе с помощью перестроения системы взаимодействий с внешней средой, в которой функционирует субъект хозяйствования. При использовании методов оптимизации налогового бремени следует четко разделять разрешенные законодательством способы и агрессивное налоговое планирование, которое является правонарушением и преследуется по закону, вплоть до уголовной ответственности.
Сложность налогового законодательства и динамичность его изменений обуславливают важность построения системы оптимизации налоговой нагрузки, поскольку в ее рамках выполняется максимальный сбор и анализ всей имеющейся информации, может быть построен прогноз изменений законодательства и разработан корректный комплекс мероприятий для сохранения устойчивого положения организации в условиях экономической нестабильности и жесткой конкуренции. Кроме того, наличие собственных специалистов в данной сфере позволит минимизировать издержки компании на привлечение внешних специалистов по налогам, услуги которых являются одними из самых дорогостоящих на данном рынке, а также предотвратит случайное или намеренное разглашение конфиденциальной информации о применяемых методах оптимизации налоговой нагрузки, что в противном случае может повлечь за собой дополнительное внимание налоговых органов и возможную реализацию налоговых рисков предприятия» [11].
Подводя итог, можно сказать, что выявленные теоретические аспекты налогового планирования помогут разработать эффективную модель налогового планирования для малых предприятий, учитывая принципы и направления.


27
1   2   3   4   5   6   7   8