Файл: Разработка модели налоговой оптимизации на малых предприятиях.pdf
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2
Элементы, этапы, общая схема и методы налогового
планирования
Начнем с пояснения элементов налогового планирования.
Налоговое планирование состоит из элементов, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Элементы налогового планирования [6]
«Фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень, также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем. На тактическом уровне налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, производится специальная подготовка
(планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных договоров, в частности: составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок, которые учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятий, являющихся базовым критерием принятия инвестиционных решений; разрабатывается график соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации; прогнозируются и исследуются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки; разрабатываются текущие и среднесрочные инвестиционные планы, включая экономию на налогах как
28 один из источников финансирования», освещает к вниманию
Бараулин С.В. [6].
Также к элементам налогового планирования можно отнести
«предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы; оптимальная с позиции налоговых последствий форма договорных отношений применительно к осуществляемым видам деятельности; цены применяемых сделок; дифференциация налоговых ставок по видам налогов; специальные налоговые режимы и системы налогообложения; льготы, предусмотренные соглашениями об избежание двойного налогообложения и иными международными договорами, и соглашениями; порядок формирования налогооблагаемой базы» утверждает автор Пименов Н.А. [2].
«Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, – это организация бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения», определяет Викторова Н.Г. [5].
При разъяснении этапов налогового планирования Степаненко В.В. утверждает, что «этапы находят свое отражение в процессе составления общего плана развития предприятия на перспективу», которые представлены на рисунке 2 [6].
Рисунок 2 – Этапы налогового планирования [6]
29
«
В рамках этапа стратегического планирования выделяют такие этапы как: создание действующей хозяйствующей единицы; кардинальные изменения условий функционирования предприятия и в процессе текущей деятельности предприятия, а также выделяются направления: определение целей и задач организации, сферы производства и обобщения, направлении деятельности; анализ предоставляемых законодательством налоговых льгот; формирование налоговой учетной политики. В рамках этапа оперативного планирования выделяются направления: расчет и управление налоговыми базами, составление многовариантных налоговых моделей, рациональное размещение активов и прибыли предприятия, составление налоговых календарей. В рамках этапа оценки эффективности налогового планирования выделяются направления: установление величины отклонений фактических результатов от плановых, анализ причин; определение системы показателей, характеризующих эффективность разработанных методов. Ключевую роль в налоговом планировании и оптимизации играет аналитическая стадия обработки информации для выработки управленческих решений, поступающей как от налогоплательщиков, так и от официальных органов» [6].
Общую схему налогового планирования можно интерпретировать как этапы, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Этапы налогового планирования [6]
1 Этап
В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. После этого специалистами предприятия анализируется все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности.
2 Этап
В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг т.п. каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих налоговых последствий на момент подготовки документов, т.е. еще до того, как она будет заключена.
3 Этап
Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию.
30
Окончание таблицы №3 4 Этап
Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок.
5 Этап
Выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерской и/или налоговых проводок. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета.
6 Этап
Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.
7 Этап
Определяются альтернативные способы учетной политики организации
Иванова Ю.Б. приводит следующую логику в этапах процесса налогового планирования:
«Процесс налогового планирования осуществляется в определенной логической последовательности. Учитывая логику внутреннего построения процесса налогового планирования.
Организационный этап имеет решающее значение при постановке системы налогового планирования в компании». Элементы организационного этапа представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Этапы налогового планирования и их направленность [7]
«
Содержание представленных этапов налогового планирования можно сформулировать следующим образом. На организационном этапе формируется структура, в дальнейшем осуществляется процесс налогового
31 планирования в компании. С целью повышения эффективности налогового планирования в дополнение к собственному подразделению привлекается внешний квалифицированный консультант, специализирующийся на налоговом консалтинге» [7]. Организационные мероприятия системы налогового планирования представлено на рисунке 4.
Рисунок 4 – Организационные мероприятия [7]
Далее Иванова Ю.Б. поясняет элементы ресурсного обеспечениям «к организационным мероприятиям по формированию системы налогового планирования, прежде всего, относится кадровое обеспечение, к которому относится персонал, который будет задействован в разработке и реализации мероприятий налогового планирования, в частности, к нему относится специалисты из бухгалтерии, юридической и финансовой службы. Налоговое планирование на предприятии может осуществляется как персоналом, так и сторонними консультантами. Материальные ресурсы необходимые для обеспечения разработки и реализации мероприятий налогового планирования, включая средства и предметы труда, денежные средства.
Информационное обеспечение представляет собой информационный массив, задействованный в разработке и реализации мероприятий налогового планирования. Информация имеет существенное значение для обеспечения эффективного функционирования системы налогового планирования и включает в себя обеспечение информацией из внешних и внутренних источников. К внутренним источникам информации относятся подразделения самого предприятия – снабжение, производство, сбыт и пр.
32
Внешняя информация – это нормативно-правовая база, консультации специалистов, арбитражная практика» [7].
«
Второй этап – аналитико-разработочный – на этом этапе руководитель группы налогового планирования организует работу по созданию информационной базы, включающей: перечень налогов, уплачиваемых компанией, их объекты налогообложения и порядок определения налоговой базы, льгот, ставки, сроки уплаты; виды деятельности; специфику систем снабжения, производства, реализации продукции, организации финансовой деятельности; данные о крупных деловых партнерах компании; организационную структуру компании или холдинга; местонахождение компании и ее обособленных подразделений; перспективы развития компании, освоение новых видов продукции, выход на новые рынки, планируемую реорганизацию или структурирование бизнеса и пр.» говорит Иванова Ю.Б [7].
Иванова Ю.Б разъясняет, что «третий этап – этап практической реализации. На этом этапе внедряются разработанные оптимизационные мероприятия и схемы. Этап осуществляется в определенной последовательности.
1.
Согласование бухгалтерии, юридической службой.
2.
Консультации с иными службами компании.
3.
Резюме внешних профессиональных консультантов
4.
Подготовка проекта решения.
5.
Утверждение решения.
6.
Подготовка документов.
7.
Внедрение
8.
Мониторинг» [7].
Рассмотрим методы налогового планирования.
Существуют метод ситуационного налогового планирования, численные балансовые методы, к которым относятся: метод микробалансов,
33 метод графоаналитических зависимостей, матрично-балансовый метод и статистический балансовый метод. Суть методов представлено в таблице 4.
Таблица 4 – Методы налогового планирования
Метод
Значение
Метод ситуационного налогового планирования
Предприятие на основе своего устава и иных учредительных документов в соответствии с Налоговым кодексом РФ и статистическими нормативами определяет спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать, уточняет ставки и льготы. Затем формируется налоговое поле предприятия. Далее подбираются типичные хозяйственные операции, в которых предприятие участвует, учитывая специфику вида деятельности и сложность производственного процесса. Затем создается система договорных отношений предприятия с учетом сформированного налогового поля. После этого разрабатываются различные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие самые разнообразные стороны экономической деятельности хозяйствующего субъекта, реализуемые в нескольких сравнительных вариантах. На основе всестороннего исследования ситуаций выбираются оптимальные варианты. При анализе различных ситуаций целесообразно сопоставлять полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями.
Метод микробалансов
Состоит в том, чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности предприятия в разных условиях хозяйствования, для чего выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отчисления. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, затем выполняются расчеты балансов для каждого из них.
Сравнение полученных микробалансов позволяет выбрать более выгодный вариант. Исследование с помощью микробалансов основывается на выделении из всей совокупности хозяйственных одного какого-то определяющего блока и на рассмотрении его как самостоятельного журнала хозяйственных операций с оформлением нескольких вариантов микробалансов. Их анализ позволит выбрать наиболее экономичный. Если в блок хозяйственных операций включаются все необходимые налоговые платежи, то микробалансы позволяют также определить вариант с минимальным уровнем этих платежей.
Метод графоаналитических зависимостей
Основывается на выделении одного или нескольких важнейших параметров и баланса которые могут оказать решающее влияние на финансовые итоги работы предприятия. Чтобы определить влияние на финансовый результат деятельности предприятия любого из экономических параметров, выделяется крупный блок хозяйственных операций, в котором этот участвует. Затем путем ряда последовательных расчетов микробалансов при разных величинах исследуемого параметра получают графическую или аналитическую зависимость финансового результата от этого параметра. На основе этой зависимости можно выбрать оптимальное соотношение.
Матрично- балансовый метод
Применяют для полных и всесторонних исследований. Это достаточно простой многопараметрический метод, позволяющий прогнозировать финансовые результаты и выявлять критические места баланса. Методы исследования матриц позволяют устанавливать наличие сильных и слабых связей между отдельными счетами и хозяйственными операциями.
34
Окончание таблицы 4
Метод
Значение
Статистический балансовый метод
Состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются осредненные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей. конкретного предприятия от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности.
Экономическая среднестатистическая модель, заложенная в алгоритм и дополненная конкретными блоками хозяйственных операций, может послужить основной для проведения тактического налогового планирования и отработки различных видов хозяйственной деятельности
Метод определения финансовых потоков
Предприятия в двухкоординатной системе налогообложения стоится на основе презумпции, что действует все два налога, а именного: косвенный налог (НДС, акцизы) и налог на прибыль организации. Остальные налоги игнорируются в силу своей незначительности либо сводятся с помощью определенных итераций к одному из этих двух налогов. Записывают уравнение, которое показывает долю этих двух видов налогов.
Записывают уравнение, которое показывает долю налоговых отчислений от валовой выручки предприятия в рассматриваемой двухкоординатной налоговой системе, а также позволяет получить прямую связь между ставками косвенного налога и налога на прибыль организаций с другими макроэкономическими показателями. Изменяя данные показатели с помощью процедур налоговой оптимизации, можно оценить их влияние на величину двух основных налогов, взимаемых с хозяйствующего субъекта
«Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей, в связи с чем можно выделить общие и специальные способы их минимизации. К общим способам налогового планирования можно отнести: принятие учетной политики организации для целей налогообложения; заключение договоров и совершение сделок, имеющих более низкое налоговое бремя; максимальное использование различных льгот и налоговых освобождений» поясняют Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова [4].
Специальные методы налоговой минимизации представлены в таблице 5.
35
Таблица 5 – Специальные методы налогового планирования [4]
Метод
Значение
Метод замены отношений
Одна и та же хозяйственная цель может быть достигнута различными путями. Законодательство практически не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки выборе контрагента и т. д. На этом и построен метод замены отношений: операция, предусматривающая обременительное обложение, заменяется другой операцией, позволяющей достичь той же цели, по при этом использовать более льготный режим налогообложения.
Метод разделения отношений
Базируется на методе замены с той лишь разницей, что в данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция разделяется на несколько составляющих.
Метод отсрочки налогового платежа
Срок уплаты многих налогов связан с моментом возникновения объекта налогообложения и налоговым периодом. Метод отсрочки, используя прочие способы, позволяет перенести момент объекта обложения на последующий налоговый период. Тем самым отсрочка уплаты налогового платежа в бюджет позволяет существенно экономить оборотные средства.
Метод прямого сокращения объекта налогообложения.
Данный метод преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность экономического субъекта.
Например, при минимизации налога на имущество организаций возможно сокращение стоимости налогооблагаемого имущества путем проведения инвентаризации, переоценки основных средств, а также за счет взаимной договоренности с предприятием, применяющем специальный налоговый режим, о передаче ему основных средств для последующей аренды
В итоге можно сказать, что «при планировании налогового бремени организации могут минимизировать налоги в рамках действующего законодательства при использовании всех средств для того, чтобы налоговые выплаты были максимальны. Также в заключении отметим, что для достижения максимального положительного эффекта от налоговой оптимизации необходимо применять вышеназванные методы налогового планирования комплексно. Также немаловажен тот факт, что для конкретного хозяйствующего субъекта при определённых условиях одни и те же методы могут приносить разные результаты. Использование тех или иных инструментов зависит от множества различных факторов, среди которых: отраслевая специфика предприятия, организационно-правовая форма и форма собственности, масштабы, сложность и многообразие направлений его деятельности, отраслевая специфика, стадия финансового-производственного цикла, на которой находится организация в конкретный временной период
(создание, реорганизация, ликвидация), а также законодательство той
Элементы, этапы, общая схема и методы налогового
планирования
Начнем с пояснения элементов налогового планирования.
Налоговое планирование состоит из элементов, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Элементы налогового планирования [6]
«Фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень, также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем. На тактическом уровне налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, производится специальная подготовка
(планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных договоров, в частности: составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок, которые учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятий, являющихся базовым критерием принятия инвестиционных решений; разрабатывается график соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации; прогнозируются и исследуются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки; разрабатываются текущие и среднесрочные инвестиционные планы, включая экономию на налогах как
28 один из источников финансирования», освещает к вниманию
Бараулин С.В. [6].
Также к элементам налогового планирования можно отнести
«предусмотренные налоговым законодательством налоговые льготы; оптимальная с позиции налоговых последствий форма договорных отношений применительно к осуществляемым видам деятельности; цены применяемых сделок; дифференциация налоговых ставок по видам налогов; специальные налоговые режимы и системы налогообложения; льготы, предусмотренные соглашениями об избежание двойного налогообложения и иными международными договорами, и соглашениями; порядок формирования налогооблагаемой базы» утверждает автор Пименов Н.А. [2].
«Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, – это организация бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения», определяет Викторова Н.Г. [5].
При разъяснении этапов налогового планирования Степаненко В.В. утверждает, что «этапы находят свое отражение в процессе составления общего плана развития предприятия на перспективу», которые представлены на рисунке 2 [6].
Рисунок 2 – Этапы налогового планирования [6]
29
«
В рамках этапа стратегического планирования выделяют такие этапы как: создание действующей хозяйствующей единицы; кардинальные изменения условий функционирования предприятия и в процессе текущей деятельности предприятия, а также выделяются направления: определение целей и задач организации, сферы производства и обобщения, направлении деятельности; анализ предоставляемых законодательством налоговых льгот; формирование налоговой учетной политики. В рамках этапа оперативного планирования выделяются направления: расчет и управление налоговыми базами, составление многовариантных налоговых моделей, рациональное размещение активов и прибыли предприятия, составление налоговых календарей. В рамках этапа оценки эффективности налогового планирования выделяются направления: установление величины отклонений фактических результатов от плановых, анализ причин; определение системы показателей, характеризующих эффективность разработанных методов. Ключевую роль в налоговом планировании и оптимизации играет аналитическая стадия обработки информации для выработки управленческих решений, поступающей как от налогоплательщиков, так и от официальных органов» [6].
Общую схему налогового планирования можно интерпретировать как этапы, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Этапы налогового планирования [6]
1 Этап
В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. После этого специалистами предприятия анализируется все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности.
2 Этап
В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг т.п. каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих налоговых последствий на момент подготовки документов, т.е. еще до того, как она будет заключена.
3 Этап
Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию.
30
Окончание таблицы №3 4 Этап
Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок.
5 Этап
Выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерской и/или налоговых проводок. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета.
6 Этап
Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.
7 Этап
Определяются альтернативные способы учетной политики организации
Иванова Ю.Б. приводит следующую логику в этапах процесса налогового планирования:
«Процесс налогового планирования осуществляется в определенной логической последовательности. Учитывая логику внутреннего построения процесса налогового планирования.
Организационный этап имеет решающее значение при постановке системы налогового планирования в компании». Элементы организационного этапа представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Этапы налогового планирования и их направленность [7]
«
Содержание представленных этапов налогового планирования можно сформулировать следующим образом. На организационном этапе формируется структура, в дальнейшем осуществляется процесс налогового
31 планирования в компании. С целью повышения эффективности налогового планирования в дополнение к собственному подразделению привлекается внешний квалифицированный консультант, специализирующийся на налоговом консалтинге» [7]. Организационные мероприятия системы налогового планирования представлено на рисунке 4.
Рисунок 4 – Организационные мероприятия [7]
Далее Иванова Ю.Б. поясняет элементы ресурсного обеспечениям «к организационным мероприятиям по формированию системы налогового планирования, прежде всего, относится кадровое обеспечение, к которому относится персонал, который будет задействован в разработке и реализации мероприятий налогового планирования, в частности, к нему относится специалисты из бухгалтерии, юридической и финансовой службы. Налоговое планирование на предприятии может осуществляется как персоналом, так и сторонними консультантами. Материальные ресурсы необходимые для обеспечения разработки и реализации мероприятий налогового планирования, включая средства и предметы труда, денежные средства.
Информационное обеспечение представляет собой информационный массив, задействованный в разработке и реализации мероприятий налогового планирования. Информация имеет существенное значение для обеспечения эффективного функционирования системы налогового планирования и включает в себя обеспечение информацией из внешних и внутренних источников. К внутренним источникам информации относятся подразделения самого предприятия – снабжение, производство, сбыт и пр.
32
Внешняя информация – это нормативно-правовая база, консультации специалистов, арбитражная практика» [7].
«
Второй этап – аналитико-разработочный – на этом этапе руководитель группы налогового планирования организует работу по созданию информационной базы, включающей: перечень налогов, уплачиваемых компанией, их объекты налогообложения и порядок определения налоговой базы, льгот, ставки, сроки уплаты; виды деятельности; специфику систем снабжения, производства, реализации продукции, организации финансовой деятельности; данные о крупных деловых партнерах компании; организационную структуру компании или холдинга; местонахождение компании и ее обособленных подразделений; перспективы развития компании, освоение новых видов продукции, выход на новые рынки, планируемую реорганизацию или структурирование бизнеса и пр.» говорит Иванова Ю.Б [7].
Иванова Ю.Б разъясняет, что «третий этап – этап практической реализации. На этом этапе внедряются разработанные оптимизационные мероприятия и схемы. Этап осуществляется в определенной последовательности.
1.
Согласование бухгалтерии, юридической службой.
2.
Консультации с иными службами компании.
3.
Резюме внешних профессиональных консультантов
4.
Подготовка проекта решения.
5.
Утверждение решения.
6.
Подготовка документов.
7.
Внедрение
8.
Мониторинг» [7].
Рассмотрим методы налогового планирования.
Существуют метод ситуационного налогового планирования, численные балансовые методы, к которым относятся: метод микробалансов,
33 метод графоаналитических зависимостей, матрично-балансовый метод и статистический балансовый метод. Суть методов представлено в таблице 4.
Таблица 4 – Методы налогового планирования
Метод
Значение
Метод ситуационного налогового планирования
Предприятие на основе своего устава и иных учредительных документов в соответствии с Налоговым кодексом РФ и статистическими нормативами определяет спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать, уточняет ставки и льготы. Затем формируется налоговое поле предприятия. Далее подбираются типичные хозяйственные операции, в которых предприятие участвует, учитывая специфику вида деятельности и сложность производственного процесса. Затем создается система договорных отношений предприятия с учетом сформированного налогового поля. После этого разрабатываются различные ситуации с учетом уже выполненных налоговых, договорных и хозяйственных наработок, охватывающие самые разнообразные стороны экономической деятельности хозяйствующего субъекта, реализуемые в нескольких сравнительных вариантах. На основе всестороннего исследования ситуаций выбираются оптимальные варианты. При анализе различных ситуаций целесообразно сопоставлять полученные финансовые результаты с возможными потерями, обусловленными штрафными и другими санкциями.
Метод микробалансов
Состоит в том, чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности предприятия в разных условиях хозяйствования, для чего выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отчисления. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, затем выполняются расчеты балансов для каждого из них.
Сравнение полученных микробалансов позволяет выбрать более выгодный вариант. Исследование с помощью микробалансов основывается на выделении из всей совокупности хозяйственных одного какого-то определяющего блока и на рассмотрении его как самостоятельного журнала хозяйственных операций с оформлением нескольких вариантов микробалансов. Их анализ позволит выбрать наиболее экономичный. Если в блок хозяйственных операций включаются все необходимые налоговые платежи, то микробалансы позволяют также определить вариант с минимальным уровнем этих платежей.
Метод графоаналитических зависимостей
Основывается на выделении одного или нескольких важнейших параметров и баланса которые могут оказать решающее влияние на финансовые итоги работы предприятия. Чтобы определить влияние на финансовый результат деятельности предприятия любого из экономических параметров, выделяется крупный блок хозяйственных операций, в котором этот участвует. Затем путем ряда последовательных расчетов микробалансов при разных величинах исследуемого параметра получают графическую или аналитическую зависимость финансового результата от этого параметра. На основе этой зависимости можно выбрать оптимальное соотношение.
Матрично- балансовый метод
Применяют для полных и всесторонних исследований. Это достаточно простой многопараметрический метод, позволяющий прогнозировать финансовые результаты и выявлять критические места баланса. Методы исследования матриц позволяют устанавливать наличие сильных и слабых связей между отдельными счетами и хозяйственными операциями.
34
Окончание таблицы 4
Метод
Значение
Статистический балансовый метод
Состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются осредненные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей. конкретного предприятия от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности.
Экономическая среднестатистическая модель, заложенная в алгоритм и дополненная конкретными блоками хозяйственных операций, может послужить основной для проведения тактического налогового планирования и отработки различных видов хозяйственной деятельности
Метод определения финансовых потоков
Предприятия в двухкоординатной системе налогообложения стоится на основе презумпции, что действует все два налога, а именного: косвенный налог (НДС, акцизы) и налог на прибыль организации. Остальные налоги игнорируются в силу своей незначительности либо сводятся с помощью определенных итераций к одному из этих двух налогов. Записывают уравнение, которое показывает долю этих двух видов налогов.
Записывают уравнение, которое показывает долю налоговых отчислений от валовой выручки предприятия в рассматриваемой двухкоординатной налоговой системе, а также позволяет получить прямую связь между ставками косвенного налога и налога на прибыль организаций с другими макроэкономическими показателями. Изменяя данные показатели с помощью процедур налоговой оптимизации, можно оценить их влияние на величину двух основных налогов, взимаемых с хозяйствующего субъекта
«Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей, в связи с чем можно выделить общие и специальные способы их минимизации. К общим способам налогового планирования можно отнести: принятие учетной политики организации для целей налогообложения; заключение договоров и совершение сделок, имеющих более низкое налоговое бремя; максимальное использование различных льгот и налоговых освобождений» поясняют Е. Н. Евстигнеев, Н. Г. Викторова [4].
Специальные методы налоговой минимизации представлены в таблице 5.
35
Таблица 5 – Специальные методы налогового планирования [4]
Метод
Значение
Метод замены отношений
Одна и та же хозяйственная цель может быть достигнута различными путями. Законодательство практически не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки выборе контрагента и т. д. На этом и построен метод замены отношений: операция, предусматривающая обременительное обложение, заменяется другой операцией, позволяющей достичь той же цели, по при этом использовать более льготный режим налогообложения.
Метод разделения отношений
Базируется на методе замены с той лишь разницей, что в данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция разделяется на несколько составляющих.
Метод отсрочки налогового платежа
Срок уплаты многих налогов связан с моментом возникновения объекта налогообложения и налоговым периодом. Метод отсрочки, используя прочие способы, позволяет перенести момент объекта обложения на последующий налоговый период. Тем самым отсрочка уплаты налогового платежа в бюджет позволяет существенно экономить оборотные средства.
Метод прямого сокращения объекта налогообложения.
Данный метод преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность экономического субъекта.
Например, при минимизации налога на имущество организаций возможно сокращение стоимости налогооблагаемого имущества путем проведения инвентаризации, переоценки основных средств, а также за счет взаимной договоренности с предприятием, применяющем специальный налоговый режим, о передаче ему основных средств для последующей аренды
В итоге можно сказать, что «при планировании налогового бремени организации могут минимизировать налоги в рамках действующего законодательства при использовании всех средств для того, чтобы налоговые выплаты были максимальны. Также в заключении отметим, что для достижения максимального положительного эффекта от налоговой оптимизации необходимо применять вышеназванные методы налогового планирования комплексно. Также немаловажен тот факт, что для конкретного хозяйствующего субъекта при определённых условиях одни и те же методы могут приносить разные результаты. Использование тех или иных инструментов зависит от множества различных факторов, среди которых: отраслевая специфика предприятия, организационно-правовая форма и форма собственности, масштабы, сложность и многообразие направлений его деятельности, отраслевая специфика, стадия финансового-производственного цикла, на которой находится организация в конкретный временной период
(создание, реорганизация, ликвидация), а также законодательство той