Файл: Разработка модели налоговой оптимизации на малых предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36 страны, в которой она осуществляет свою деятельность», заключает
Темников Е.Г. [12].
В целом, из рассмотреннх элементов, этапов и методов можно акцентировать внимание на некоторых из них и составить модель налоговой оптимизации для малых предприятий.
1.3
Налоговое планирование для малых предприятий
Представим компоненты налогового планирования, которые используются для минимизации налогов на малых предприятиях.
Буров В.Ю., Бурова Л.А. и Гогин В.Н. приводят результирующие эффекты, оказывающий на малый бизнес: «социальный эффект – обеспечение занятости части населения; создание новых рабочих мест; рост доли экономически активного населения, улучшение условий жизни за счет предпринимательских доходов, сглаживание диспропорций развития в благосостоянии различных социальных групп населения; финансовый эффект – финансовое самообеспечение предпринимательства и членов их семей, оплата труда наёмных работников; бюджетный эффект – поступление налогов и платежей в бюджетную систему, обеспечение собственной доходной базой субфедеральных и местных бюджетов; экономико- стимулирующий эффект – увеличение числа собственников, конкурентный отбор эффективных собственников, для которых малый бизнес становится отправной точкой для дальнейшего развития; создание конкурентной среды для других форм бизнеса; инновационно-инвестиционный эффект – разработка и внедрение технологических, технических и организационных нововведений и инноваций; косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний посредством освоения новых рынков» [13].
Гришин А.А. обращает свое внимание на то, что «Одним из факторов повышения конкурентно способности малого предприятия может быть налоговая оптимизация – использование законных методов уменьшения

37 налогового бремени с целью увеличения прибыли хозяйствующего субъекта.
В последние годы российское правительство разработало ряд существенных новаций в области налогообложения субъектов малого бизнеса, понимая какую роль играет малый бизнес и предпринимательство в жизни российского общества и экономике страны. На уровне субъектов Российской
Федерации региональные и местные власти также ведут поиск дополнительных способов оптимизации налогообложения для малых предприятий, предлагая им как прямые методы, например, различные налоговые льготы, так и косвенные – налоговые вычеты» [14].
«
Важнейшим фактором изменения налоговой политики, проводимой в настоящее время, является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы в контексте стимулирования активности развития сектора малого предпринимательства в т. ч. через механизм налоговых льгот.
Общность целей введения и механизма воздействия на поведение налогоплательщика позволяет отождествлять экономические льготы с разновидностью налоговых стимулов в виде поощрений. Экономические льготы, или поощрения, целесообразно обозначить термином «налоговые субсидии», поскольку они представляют собой дополнительные вливания государства в экономику. Практическое значение разграничения налоговых льгот и налоговых стимулов состоит в том, что их предоставление приводит к прямым сокращениям доходов государственного бюджета, учет которых позволяет анализировать эффективность инструментов налогового стимулирования деятельности малых предприятий, осуществлять оценку по группам стимулов в сопоставлении с динамикой социально-экономических показателей» считают Буров В.Ю., Бурова Л.А. и Гогин В.Н. [13]
«Налоговые льготы являются важнейшим инструментом реализации государственной налоговой политики. В связи с этим установление каждого вида налоговой льготы должно преследовать достижение определенных целей: подъем национальной экономики, развитие отдельных отраслей и территорий, стимулирование научных исследований, поддержка


38 определенных групп налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц), благотворительность и т.д. Естественно, что любая цель должна иметь временной предел ее достижения. Отсюда следует неизбежный вывод, что налоговая льгота не может предоставляться бесконечно долго.
При достижении цели ее ведения она должна отменятся. В противном случае налоговая льгота становится дополнительным источником финансирования хозяйствующих субъектов или населения за счет бюджетных средств» освещает Пансков В. Г. [15].
Довбий И. П., Дохкильгова Д.М., Довбий Н. С. рассматривают налоговые льготы как проблемы и говоря т, что: «Налоговые льготы в
Российской Федерации отличаются значительным разнообразием, что обусловлено масштабами страны и социально-экономической дифференциацией регионов. В данной связи требуют решения проблемы регионального налогообложения предпринимательских структур. Первой проблемой видится достаточно сильная дифференциация налогообложения в региональном разрезе: наличие значительных различий как в льготах по имущественным налогам, по налогу на прибыль, упрощенной системе налогообложения, так и в различных подходах к собираемости налогов, давлению на бизнес. Вторую проблему можно обозначить как объективную необходимость и потребность в оптимальном распределении федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Значимой проблемой является
«двойной» объект налогообложения» [16]
Нестеренко Ю. Н. описывает негативные постулаты налоговых льгот:
«Эффективность налоговых льгот для экономики и общества трудно оценить.
Лишь на этапе введения льготного режима декларируются предполагаемый эффект, однако в процессе его реализации полученный результат некем не анализируется. Налоговые льготы не имеют временного горизонта действия, что не позволяет использовать как маневренный механизм стимулирования экономических процессов. Налоговые льготы не носят адресного характера, что обуславливает их низкую социальную эффективность. По статистику

39 лишь четвертая часть всех льгот, в том числе налоговых, доходит до нуждающихся в них и усиливает дифференциацию граждан по доходам.
Таким образом, потри от использования налоговых льгот часто не компенсируются теми привилегии, которые получает от них экономика, что вызывает необходимость их оптимизации и реформирования всей системы управления. Льготы должны носить избирательный характер, иметь строго целевое назначение и быть ограничены по времени использования.
Необходимо разграничивать налоговые льготы на обязательные для введения и добровольное, для которых предусмотреть в законодательстве самостоятельно право субъектов Российской Федерации вводить их на своей территории, а также разработать механизм компенсаций выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от привилегий, которые получают предприятия в соответствии с федеральными нормами» [17].
Еще одним инструментом налогового планирования является специальные налоговые режимы и вот, что говорят Чумакова Н.А. и
Андрейко М. Н.: «любой специальный налоговый режим организация или индивидуальный предприниматель выбирает самостоятельно. При этом руководству предприятия малого бизнеса рекомендуется оценить все положительные стороны и ограничения той или иной системы налогообложения для поиска максимально эффективного налогового режима в каждом конкретном случае» [18].
«Появление в системе налогового права такого явления, как специальные налоговые режимы, было вызвано объективной необходимостью государства наиболее эффективно организовывать свое взаимодействие с многочисленными налогоплательщиками в сфере малого предпринимательства, обеспечивая наиболее простые способы осуществления налоговых изъятий, как для себя, так и для налогоплательщиков. Имея в настоящее время достаточно сложную систему налогообложения на федеральном, региональном и местном уровне, публичный субъект стремится упростить порядок уплаты налогов путем


40 значительного сокращения числа налоговых платежей, подлежащих уплате такими лицами», поясняет Ногина О.А. [19].
Выбор системы налогообложения (УСН, ЕНВД и ПСН) является значительной проблемой при создании предприятия, а также в период оптимизации.
Меркулова Е. Ю. и Логвин Д. Д. поясняют постановку проблему выбора специальных налоговых режимов: «Многовариантность системы налогообложения, являясь несомненным плюсом налоговой политики, в тоже время представляет и несомненную сложность, так как при выборе оптимального режима налогообложения требуется ответить на два основных вопроса: какая из предполагаемых систем наиболее проста и удобна в применении; какая из предлагаемых систем предоставляет наибольшие возможности для минимизации налоговых платежей в бюджет» [20].
«К настоящему времени система налогообложения малого предпринимательства благодаря замене уплаты нескольких налогов на единый налог с существенно пониженной налоговой ставкой стала механизмом уменьшения налоговой нагрузки отраслей экономики, не являющихся приоритетными для обеспечения экономического роста, сокращая доходы обеспечения экономического роста, сокращая доходы бюджетной системы страны», утверждает Пансков В. Г. [21].
Бараулин С.В. предлагает использовать ЕНВД и говорит, что:
«Особенностью специального налогового режима в форме единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, является объект налогообложения, в качестве которого выступает вмененный доход с учетом базовой доходности единицы натурального базового показателя (1 м
2
производственной площади, численность работников, количество производственных единиц и т.д.). Поэтому оптимизация налогов возможно по двум основным направлениям: увеличение выпуска продукции (товаров, работ, услуг) и повышение ее фактической доходности; минимизация прочих
(дополнительных к единому) налогов за счет увеличения объектов

41 обложения, связанных с основной деятельностью, и сокращения объектов налогообложения по другим, не связанным со специальным режимом видам деятельности. ЕНВД в первую очередь, удобен индивидуальным предпринимателем, котором сложно скрывать размер выручки и официально проводить все расходы. Хотя НК РФ не предоставляет налогоплательщикам возможности выбирать, переходить на уплату единого налога на вменный доход или не переходить, возможность оптимизировать налога на вмененный доход имеется. Сумма налога на вмененный доход не зависит ни от размера выручки, ни от величины прибыли, а только от так называемых физических показателей - площади занимаемых помещений, количества работников и пр.
Поэтому способы оптимизации ЕНВД основываются именно на этих показателях» [6].
Рассмотрим другой режим налогообложения упрощенную систему налогообложения.
Калачева Т.И. представляет следующее описание упрощенной системе налогообложения: «Само название «Упрощенная система налогообложения» предполагает некоторую простоту, доступность и выгодность для организаций, решивших перейти на нее с общей системы налогообложения. Действительно, кажется привлекательным платить вместо нескольких налогов единый, к тому же по существенно меньшей ставке.
Однако, кроме этих бросающихся в глаза преимуществ имеется и ряд сложностей. Следует отметить, что сделать выбор в пользу УСН могут не все, да удержать за собой такое право не всегда просто. Возможность применять упрощенку зависит от двух факторов. Первый – это характер деятельности. Некоторым организациям запрещено применять упрощенку. А второй – стоимостные и количественные показатели организации.
Количественные и стоимостные ограничения заключаются в соблюдении размера полученного дохода не превышает установленный лимит, средней численности сотрудников за налоговый (отчетный) период, остаточной стоимости основных средств. Эти условия обязательны как для тех, кто уже


42 применяет упрощенку, так и для тех, кто только собирается перейти на этот режим» [22].
«Патентная система налогообложения является одним из трех специальных налоговых режимов Российской Федерации, предназначенных для малого бизнеса, и призвана облегчить налоговое бремя налогоплательщиков путем низкой налоговой нагрузки и освобождение от уплаты некоторых видов налогов. Обобщая опыт применения ПСН за период
2013-
2017 годов, отметим, что к плюсам данного специального режима можно отнести: наличие возможности выбора срока и количества патентов; фиксированную сумму потенциально возможного дохода; отсутствие необходимости сдавать налоговую декларацию. При этом ПСН также присуще и минусы. В частности, сумма уплачиваемых ИП страховых взносов не уменьшает стоимость патента. Также к недостаткам ПСН можно отнести законодательно закрепленное разрешение на использование патента только индивидуальными предпринимателями», приводят преимущества и недостатки патентной системы налогообложения Водопьянова В.А и
Бондаренко Т.Н. [23].
Жемчугова И.О. и Денисенко А.П. приводят следующую оценку специальным налоговым режимам: «Специальный налоговый режим налогообложения устанавливается налоговым законодательством, в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например, законодательством об инвестиционной деятельности при разделе продукции, и другими отраслями законодательства. Характерными чертами специальных налоговых режимов являются: введение специального налогового режима регламентируется Налоговым кодексом РФ, законами региональных органов власти, другим общегосударственными законами; специальные налоговые режимы устанавливаются на определенный период времени; специальные налоговые режимы имеют льготный характер действия налогового механизма, предоставляющего определенные экономические преимущества отдельными субъектами хозяйствования; применениями при установлении

43 специальных налоговых режимов налоговые механизмы имеют конкретную целевую направленность действия по улучшению экономического положения отдельных налогоплательщиков; цели и механизмы введения специальных налоговых режимов подчиняются требованиям проведения налоговой политики государства; возможность ведения специальных налоговых режимов законодательно не ограничена; установление и введение в действие специальных налоговых режимов не означает введение в действие новых налогов» [24].
Налоговые льготы и специальные налоговые режимы имеют существенное влияние на организацию и реализацию деятельность малых предприятий. Применения налоговых льгот на предприятии в регионе направлены на развитие налогоплательщиков, на развитие отраслей производства и являются дополнительной возможностью снизить налоговую нагрузку. Специальные налоговые режимы разработаны для развития любого малого предприятий и являются основой для реализации коммерческой деятельности, поэтому стоит проанализировать аспекты применения СНР с целью выявления эффективности их использования в регионе.


44
1   2   3   4   5   6   7   8