ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 296
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Мероприятия по обеспечению безопасности работников, сохранности багажа и подвижного состава
Первейшей обязанностью каждого железнодорожника, связанного с движением поездов, является безусловное обеспечение безопасности движения, сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа, а также соблюдение требований охраны окружающей среды.
При высоких скоростях и большой интенсивности движения безаварийная работа может быть гарантирована соблюдением каждым работником норм содержания технических средств и выполнением установленных правил безопасности по кругу своих обязанностей. Человеческий фактор играет важнейшую роль в обеспечении безопасности.
Нарушения правил безопасности могут быть вызваны разными причинами: стихийными явлениями, внезапными повреждениями внешне исправных частей пути, подвижного состава, контактной сети, моральным старением технических средств, но больше всего ошибками и упущениями работников, связанных с движением поездов.
По службе перевозок браки и аварии могут быть вызваны приемом поезда на занятый путь, отправлением на занятый перегон, приемом или отправлением по неготовому маршруту, «уходом» незакрепленных вагонов на перегон, переводом стрелки под подвижным составом, передержкой отцепов на замедлителях сортировочной горки, приводящей к столкновению отцепов, нарушением габарита и т. д.
Анализ состояния безопасности на железных дорогах показывает, что очень большое число нарушений правил происходит из-за ухода незакрепленных вагонов на перегоны и на маршруты приема и отправления.
Во многих случаях основными причинами нарушений являются недисциплинированность работников, их недостаточные знания правил и должностных обязанностей, ослабленная требовательность со стороны вышестоящих руководителей.
Из всех последствий аварий и крушений самым печальным являются несчастные случаи с людьми. Но даже при неожиданных ситуациях квалифицированные и решительные действия железнодорожников позволяют предотвратить тяжелые последствия. Аварии и браки на железнодорожном транспорте могут быть полностью исключены при четком соблюдении каждым работником своих должностных обязанностей.
На железнодорожном транспорте проводится обширный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения поездов.
Одним из таких мероприятий является тщательный отбор людей при приеме их на работу, связанную с движением поездов. На эту работу допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, предварительно прошедшие медицинское освидетельствование и периодически проходящие медосмотр в установленном порядке.
На должность дежурного по станции назначаются лица, имеющие высшее или среднее образование, сдавшие испытания в знаниях действующих правил и должностных инструкций и до начала самостоятельной работы прошедших практику в течение 5- 10 дежурств под наблюдением опытного дежурного по станции.
Ввиду большой сложности и ответственности за безопасность движения этим работникам должны быть созданы надлежащие условия на их рабочих местах.
В помещения дежурного по станции, дежурного по сортировочной горке, маневрового диспетчера, операторов СТЦ допуск лиц, не имеющих на это право, запрещен. Сюда имеют право входа только люди, контролирующие работу или обслуживающие установленную аппаратуру.
При исполнении служебных обязанностей нельзя ни на минуту отвлекать работников, связанных с движением поездов, от их непосредственной работы.
Необходимым условием обеспечения безопасности движения являются дисциплина, внимательность, бдительность, четкость в переговорах, слаженность и чувство большой ответственности за вверенную работу. В выполнении операций по приему, отправлению поездов, маневровой работе одновременно участвуют несколько работников (дежурный по станции, составитель, машинист, дежурные стрелочных постов и т. д.). Поэтому неправильные действия одного из них могут быть предупреждены другими работниками.
Существенная мера повышения безопасности на станциях - внедрение такой техники, как поездная и маневровая радиосвязь, громкоговорящая парковая связь.
На станциях погрузки залогом безопасности служит тщательный отбор вагонов в техническом и коммерческом отношениях, строгое соблюдение правил погрузки и крепления грузов, особенно опасных, негабаритных и грузов на открытом подвижном составе.
Неуклонное соблюдение установленных правил безопасности должно осуществляться при формировании поездов, и особенно пассажирских, при включении автоматических тормозов, при снаряжении и обслуживании поездов, при обозначении их сигналами.
В случае возникновения аварийной ситуации на станции должны быть приняты необходимые меры для устранения возможных последствий, вплоть до незамедлительного вызова восстановительных и противопожарных средств.
Требования, обеспечивающие безопасность движения, четко изложены в инструктивных документах, Правилах технической эксплуатации железных дорог, Инструкции по движению поездов и маневровой работе и Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.
10. Недостатки и перспективы станции
Главные проблемы в процессе осуществления текущего содержания железнодорожного пути следующие:
-
недостаточность материальных и финансовых ресурсов; -
недостаточный фонд оплаты труда для содержания необходимого количества монтеров пути; -
устаревшая нормативная база и правила текущего содержания железнодорожного пути; -
совершенствование диагностики пути и практически отсутствием совершенствования технологии ремонта; -
большие потери рабочего времени на выполнение внеплановых работ; -
снижение технологического окна для выполнения ремонта и осмотра пути ввиду увеличения грузооборота и др.
Укомплектованность рабочими путевой части (ПЧ) обычно колеблется в районе 80 – 90%. Для сравнения, на Октябрьской железной дороге данный показатель колеблется в районе 66 – 70%. В связи с чем отсутствует возможность качественного содержания железнодорожного пути. По мнению заместителя начальника железной дороги по путевому хозяйству В.А. Богдановича, реальная численность работников путевого хозяйства составляет еще меньше ввиду естественных причин – таких как уход работников на больничные, отпуск, повышение квалификации, и другие.
Снижение эффективности работников путевого хозяйства способствуют еще и такие факторы как отдаленность железнодорожного участка, где планируется проведение ремонтных работ, потери времени на доставку инструментов и монтеров на место назначения порой превышают 35% от общего рабочего времени. В дальнейшем в целях повышения качества ремонта пути необходимо не допускать к совершению ремонта в случае 100% неукомплектованности рабочих бригад.
Еще одним фактором, отрицательно влияющим на качество ремонта, можно отметить высокую текучесть кадрового состава. Работа монтером пути не считается престижной среди молодежи. Причин тому несколько – необходимость работать под открытым небом при любых погодных условиях, жесткое ограничение во времени выполнения работы, необходимость строгого соблюдения регламента времени (технологического окна), работа в отдаленных местах от места жительства и населенных пунктов. Все эти факторы снижают интерес у молодых к работе монтером пути несмотря на предоставляемые льготы и уровень заработной платы.
За последние годы усовершенствовалась технология диагностики железнодорожного пути. Вагон-лаборатория серии «ЭРА» производства ЗАО НПЦ «Инфотранс» (Самара) позволяет учитывать практически всю геометрию пути и выявить все участки пути требующие выполнения ремонта. Однако, обновление ремонтной базы не идет столь же оперативно и эффективно, как рост качества диагностики пути. В путевом хозяйстве существует нехватка машин по ремонту железнодорожного пути, рельсосварочный поезд, рельсошлифовальный поезд. Большая часть железнодорожных путей по прежнему звеньевая. Переход на бесстыковой путь осуществляется постепенно, к примеру, 8 – 12 км в год, при общей эксплуатационной длине в 728 км. Существуют железнодорожные пути с уложенными рельсами Р-50 и даже Р-43. Все эти параметры снижают эффективность содержания железнодорожного пути.
Решить вышеуказанные проблемы с точки зрения организации управления можно следующим методом: изменить организацию труда. Однако, применение любой формы организации труда возможно лишь после дооснащения дистанции пути необходимыми техническими и материальными средствами.
В ближайшие годы необходимо пересмотреть нормативы труда, ремонта и текущего содержания железнодорожного пути. Так, согласно нормам действующих в настоящее время, для очистки стрелочного перевода от пескозаносов монтерам пути необходимо 0,75 часа, а наблюдения, проведенные на опытном участке пути, выявили следующие факты: для очистки одного стрелочного перевода необходимо минимум 2,5 – 3 часа. Необходимо пересмотреть нормы ввиду изменения условий эксплуатации пути и изменения требовании к железнодорожному транспорту. Необходимо осуществлять ремонт пути в зависимости от фактического состояния железнодорожного пути, но не в зависимости от пропущенного тоннажа.
При планировании бальной оценки железнодорожного пути необходимо учитывать так же техническое оснащенность дистанции пути. Некоторые ПЧ не в полной мере оснащены техническими средствами (инструменты, необходимое оборудование, мастерские), что не позволяет содержать путь в необходимом уровне и соответствовать уровню бальной оценки. В графике движения поездов предусматривать наличие технологических «окон» для выполнения ремонта пути и предоставление этих окон дистанциям пути.
Для снижения трудозатрат на текущее содержание железнодорожного пути необходимо ускорить процесс перехода со скрепления КБ на скрепление типа «PANDROL». Переход на новый вид скрепления позволит снизить затраты на текущее содержание пути и сохранить человеко часы. Затраты на установку нового («PANDROL») скрепления в 1,41 раза дороже, чем установка скрепления старого типа КБ. Однако, затраты на текущее содержание КБ составляют примерно от 2$ тыс. в год на один км, в то время как на «PANDROL» затраты не нужны.
Для совершенствования качества ремонта необходимо проанализировать и усовершенствовать всю цепочку процесса ремонта пути. На сегодняшний день в эксплуатации имеются машины для ремонта и выправки пути, но и их недостаточно. Необходимо совершенствовать процесс ремонта пути в условиях интенсивного роста грузоперевозок с целью минимизации технологических «окон».