Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 310
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
компетенций.
Метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Формирование познавательных интересов ускоряется, если используется информация, которая вызывает повышенный интерес, затрагивает воображение школьников. Такое возможно при использовании межпредметных и надпредметных связей, когда процесс добывания знаний становится творческим, увлекательным, потому что требует необычного взгляда под неожиданным ракурсом на знакомые из другого школьного курса сведения.
Технология развития личности и универсальных учебных действий в общеобразовательной школе в правовом образовании.
Универсальные учебные действия - это умение учиться, самостоятельно развивать свои способности, а также усваивать новые знания и применять их на практике. По сути, это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию.
Одно из основных положений ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развитие гуманитарных способностей обеспечивается образованием в сфере социально-гуманитарных наук, образованием, организованным в единстве теории и практики. Именно гуманитарное образование создает условия для самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе ценностей, для формирования собственной позиции и обретения умения жить и действовать в изменяющемся мире.
Формирование предметных компетенций в системе профильного правового образования.
Предметные компетенции – это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
Правовая компетентность учащихся профильных юридических классов, рассматривается как осознание личностью юридических норм, восприятие социально-правового опыта, способность выбирать средства и способы правомерного поведения. Профильные юридические классы осуществляют образовательный процесс в соответствии с целями и задачами, определяющими деятельность образовательных учреждений, реализуют идею общего интеллектуального, нравственного развития личности, направлены на формирование гражданской, социальной компетентности, информационной культуры, социальной мобильности и гибкости.
Метод научных исследований как инструмент исследовательского образования.
Говоря о сущности метода научных исследований, мы имеем прежде всего в виду целенаправленное посредством него обучение и воспитание вполне определённой категории молодых людей, - будущих создателей нового знания.
Метод научных исследований решает следующие основные задачи:
Метод научных исследований, развиваясь в интегрированных образовательных системах,
(1) использует образовательные технологии, сочетающие теоретические и практические методы научного познания;
(2) функционирует в учебно-научной инновационной среде, формирующей аутентичные исследовательскому познанию способы социального воспитания и развития личности;
(3) базируется на научно-технических ресурсах, необходимых для материального объективирования образа исследуемого знания.
Современные методы и технологии, реализуемые в правовом образовании:
Навыки и умения применения правовых знаний в практической жизни формируются в процессе целенаправленных игр, путем решения практических задач, конкретных жизненных ситуаций, привлечения учащихся к правоохранительной и природоохранительной деятельности.
Инновационное правовое обучение представляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого и диагностируемого результата правовой обученности.
1) Инновации в содержании правовых курсов. Так, в образовательном учреждении апробируются новые юридические учебные дисциплины, содержание которых соответствует духу времени, новому законодательству, носит практико-ориентированный характер.
2) Инновации в технологии обучения. Появление новых методических приемов, в том числе тех, которые не использовались в данной школе. В первую очередь это связано с проведением деловых игр и различных форм интерактивного обучения.
3) Инновации в управляющей системе школы. Так, появляются новые должности (имеется в виду те, которые ранее не были в школе): замдиректора по правовому воспитанию.
4) Инновации в воспитательной работе школы. Правовое воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств.
Специфические особенности гуманитарных технологий, применяемых в образовании, и в чем заключается их инновационность, например, по сравнению с образовательными технологиями:
В сущности, гуманитарные технологии нацелены на образование для жизни и в течение всей жизни;
Проектные технологии в практике преподавания права
Многочисленные наблюдения за деятельностью учителей – правоведов позволяют выделить алгоритм деятельности учителя по методическому обеспечению проектного обучения школьников
При организации образовательного процесса и педагогического моделирования его технологии принципиально значимым является вопрос отбора форм и методов проектного обучения. Важно конструировать педагогическую деятельность так, чтобы познавательные и практические действия школьников были насыщены задачами и проблемами, требующими самостоятельного поиска ответов и решений с максимальным стимулированием креативных проявлений субъектного статуса учащихся в познавательном процессе.
Технологии и методы организации самостоятельной деятельности и др.
Цели организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся средних школ:
1. В любой работе должна быть четко поставлена цель и ученик должен иметь представление о том, как достигнуть данной цели.
2. Самостоятельная работа должна соответствовать уровню развития школьника. Переход от более легкого к более сложному уровню должен быть постепенным, последовательным.
3. Учитель должен как бы компоновать разнообразные виды самостоятельной деятельности школьников и управлять всеми предложенными видами работы.
4. Самостоятельная работа должна иметь как можно больше индивидуальности, ведь ее цель не научить ребенка действовать по заданному шаблону, а выработать в нем умение самостоятельно принимать нестандартные решения.
Вопрос № 40. Теоретико-правовые основы создания служб школьной медиации в образовательных организациях.
Изначально, медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Медиатор — независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Цели медиации в образовательных учреждениях:
Определение теоретических и нормативных основ деятельности службы школьной медиации.
Правовой основой создания и деятельности школьных служб медиации (примирения) является:
Выявление организационных условий, способствующих внедрению и реализации программ службы школьной медиации.
1. Актуальность создания служб школьной медиации в образовательных организациях
Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин.
В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение в обществе. Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.
На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института.
В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.
Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми.
Разработка актов и программ для институализации службы школьной медиации.
1. Журнал регистрации конфликтных ситуаций
2.Протоколы заседания
3. Регистрационная карточка
4. Примирительный договор
Договоры о сотрудничестве с субъектами профилактики.
Перечень информации размещаемой на сайте ОО в раздел ШСП:
1. Положение о ШСП
2. Приказ о создании ШСП
3. Приказ о назначении куратора ШСП
4. План работы ШСП
5. Порядок работы медиатора
6. Информационные листы, буклеты
Отражение модели в локальных актах учреждения.
Существует несколько моделей к организации ШСП, которые обуславливают реализацию определённых, целей, особенности функционирования ШСП в образовательном учреждении:
Система управления и соподчинения
В системе школьного самоуправления существуют различные формы использования метода школьной медиации, а именно: ученическое самоуправление, подростковые клубы, внутришкольные мероприятия, классные часы, социальный патронаж (с целью ознакомления с родителями и условиями жизни учащихся), родительские собрания и т.п.
Особенно эффективной формой разрешения конфликтных ситуаций в ученической среде является медиация ровесников. Ее смысл заключается в следующем: прошедшие тренинг школьники под руководством взрослых помогают своим ровесникам спокойно выговориться и разрешить свои межличностные конфликты. Школьники - медиаторы, при этом, не принимают чью-либо сторону и не принимают решений за своих ровесников; напротив, они помогают конфликтующим найти собственные способы решения конфликтов.
Взаимодействие школьной службы медиации с организациями, защищающими права ребенка (правоохранительными органами, территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, Уполномоченным по правам ребенка).
Для защиты прав и интересов детей, помощи им в трудных ситуациях, лучшей социализации государство создало большое количество разнообразных органов и организаций.
К их числу относятся:
− комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ;
− центры экстренной психологической помощи по телефону;
− социальные приюты для детей;
− центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
− реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
− комплексные центры социального обслуживания населения;
структур в части внедрения медиации и медиативного подхода в работу с детьми.
Службы ШМ, работая в тесном контакте со всеми органами и организациями, должны в первую очередь опираться именно на сеть служб медиации.
На нее возлагается осуществление информационно просветительской, научной и методической работы, аттестация и сертификация, организация обучения, поддержание и повышение квалификации в том числе руководителей и специалистов Служб ШМ.
Региональные службы медиации (таким статусом могут наделяться не только вновь создаваемые, но и уже действующие организации, занимающиеся развитием медиации, как государственные, так и негосударственные, после их включения в сеть через процедуру сертификации) должны оказывать также практическую помощь в становлении Служб ШМ, в проведении занятий в «группах равных», в разрешении конкретных споров. По мере становления Служб ШМ всю основную практическую работу по разрешению конфликтов на «школьной территории», обучению детей медиативному подходу они должны вести самостоятельно.
Метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Формирование познавательных интересов ускоряется, если используется информация, которая вызывает повышенный интерес, затрагивает воображение школьников. Такое возможно при использовании межпредметных и надпредметных связей, когда процесс добывания знаний становится творческим, увлекательным, потому что требует необычного взгляда под неожиданным ракурсом на знакомые из другого школьного курса сведения.
Технология развития личности и универсальных учебных действий в общеобразовательной школе в правовом образовании.
Универсальные учебные действия - это умение учиться, самостоятельно развивать свои способности, а также усваивать новые знания и применять их на практике. По сути, это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию.
Одно из основных положений ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развитие гуманитарных способностей обеспечивается образованием в сфере социально-гуманитарных наук, образованием, организованным в единстве теории и практики. Именно гуманитарное образование создает условия для самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе ценностей, для формирования собственной позиции и обретения умения жить и действовать в изменяющемся мире.
Формирование предметных компетенций в системе профильного правового образования.
Предметные компетенции – это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
Правовая компетентность учащихся профильных юридических классов, рассматривается как осознание личностью юридических норм, восприятие социально-правового опыта, способность выбирать средства и способы правомерного поведения. Профильные юридические классы осуществляют образовательный процесс в соответствии с целями и задачами, определяющими деятельность образовательных учреждений, реализуют идею общего интеллектуального, нравственного развития личности, направлены на формирование гражданской, социальной компетентности, информационной культуры, социальной мобильности и гибкости.
Метод научных исследований как инструмент исследовательского образования.
Говоря о сущности метода научных исследований, мы имеем прежде всего в виду целенаправленное посредством него обучение и воспитание вполне определённой категории молодых людей, - будущих создателей нового знания.
Метод научных исследований решает следующие основные задачи:
-
педагогическая задача - воспитание исследователя, -
эпистемо-психологическая задача - формирование исследовательского комплекса знаний и компетенций, -
онтологическая задача - воспитание особого отношения к истине, определяющего исследовательское поведение.
Метод научных исследований, развиваясь в интегрированных образовательных системах,
(1) использует образовательные технологии, сочетающие теоретические и практические методы научного познания;
(2) функционирует в учебно-научной инновационной среде, формирующей аутентичные исследовательскому познанию способы социального воспитания и развития личности;
(3) базируется на научно-технических ресурсах, необходимых для материального объективирования образа исследуемого знания.
Современные методы и технологии, реализуемые в правовом образовании:
-
методика эффективного формирования умений и навыков;
Навыки и умения применения правовых знаний в практической жизни формируются в процессе целенаправленных игр, путем решения практических задач, конкретных жизненных ситуаций, привлечения учащихся к правоохранительной и природоохранительной деятельности.
-
инновационные методики занятий;
Инновационное правовое обучение представляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого и диагностируемого результата правовой обученности.
1) Инновации в содержании правовых курсов. Так, в образовательном учреждении апробируются новые юридические учебные дисциплины, содержание которых соответствует духу времени, новому законодательству, носит практико-ориентированный характер.
2) Инновации в технологии обучения. Появление новых методических приемов, в том числе тех, которые не использовались в данной школе. В первую очередь это связано с проведением деловых игр и различных форм интерактивного обучения.
3) Инновации в управляющей системе школы. Так, появляются новые должности (имеется в виду те, которые ранее не были в школе): замдиректора по правовому воспитанию.
4) Инновации в воспитательной работе школы. Правовое воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств.
Специфические особенности гуманитарных технологий, применяемых в образовании, и в чем заключается их инновационность, например, по сравнению с образовательными технологиями:
В сущности, гуманитарные технологии нацелены на образование для жизни и в течение всей жизни;
Проектные технологии в практике преподавания права
Многочисленные наблюдения за деятельностью учителей – правоведов позволяют выделить алгоритм деятельности учителя по методическому обеспечению проектного обучения школьников
При организации образовательного процесса и педагогического моделирования его технологии принципиально значимым является вопрос отбора форм и методов проектного обучения. Важно конструировать педагогическую деятельность так, чтобы познавательные и практические действия школьников были насыщены задачами и проблемами, требующими самостоятельного поиска ответов и решений с максимальным стимулированием креативных проявлений субъектного статуса учащихся в познавательном процессе.
Технологии и методы организации самостоятельной деятельности и др.
Цели организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся средних школ:
1. В любой работе должна быть четко поставлена цель и ученик должен иметь представление о том, как достигнуть данной цели.
2. Самостоятельная работа должна соответствовать уровню развития школьника. Переход от более легкого к более сложному уровню должен быть постепенным, последовательным.
3. Учитель должен как бы компоновать разнообразные виды самостоятельной деятельности школьников и управлять всеми предложенными видами работы.
4. Самостоятельная работа должна иметь как можно больше индивидуальности, ведь ее цель не научить ребенка действовать по заданному шаблону, а выработать в нем умение самостоятельно принимать нестандартные решения.
Вопрос № 40. Теоретико-правовые основы создания служб школьной медиации в образовательных организациях.
Изначально, медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Медиатор — независимое физическое лицо, или опытный специалист, в идеале, обладающий практическим опытом работы психологом и соответствующими навыками урегулирования конфликов, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Цели медиации в образовательных учреждениях:
-
Создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки. -
Воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте -
Улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса
Определение теоретических и нормативных основ деятельности службы школьной медиации.
Правовой основой создания и деятельности школьных служб медиации (примирения) является:
-
ФЗ «Об образовании в РФ» -
ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» -
Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»
Выявление организационных условий, способствующих внедрению и реализации программ службы школьной медиации.
1. Актуальность создания служб школьной медиации в образовательных организациях
Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин.
В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение в обществе. Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.
На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института.
В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.
Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми.
Разработка актов и программ для институализации службы школьной медиации.
1. Журнал регистрации конфликтных ситуаций
2.Протоколы заседания
3. Регистрационная карточка
4. Примирительный договор
Договоры о сотрудничестве с субъектами профилактики.
Перечень информации размещаемой на сайте ОО в раздел ШСП:
1. Положение о ШСП
2. Приказ о создании ШСП
3. Приказ о назначении куратора ШСП
4. План работы ШСП
5. Порядок работы медиатора
6. Информационные листы, буклеты
Отражение модели в локальных актах учреждения.
Существует несколько моделей к организации ШСП, которые обуславливают реализацию определённых, целей, особенности функционирования ШСП в образовательном учреждении:
-
«профилактическая» - декриминализация подростковой среды; -
«воспитательная» («педагогическая») – проявление детской активности, способ самореализации детей в позитивном ключе; -
«сервисная» модель»
Система управления и соподчинения
В системе школьного самоуправления существуют различные формы использования метода школьной медиации, а именно: ученическое самоуправление, подростковые клубы, внутришкольные мероприятия, классные часы, социальный патронаж (с целью ознакомления с родителями и условиями жизни учащихся), родительские собрания и т.п.
Особенно эффективной формой разрешения конфликтных ситуаций в ученической среде является медиация ровесников. Ее смысл заключается в следующем: прошедшие тренинг школьники под руководством взрослых помогают своим ровесникам спокойно выговориться и разрешить свои межличностные конфликты. Школьники - медиаторы, при этом, не принимают чью-либо сторону и не принимают решений за своих ровесников; напротив, они помогают конфликтующим найти собственные способы решения конфликтов.
Взаимодействие школьной службы медиации с организациями, защищающими права ребенка (правоохранительными органами, территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, Уполномоченным по правам ребенка).
Для защиты прав и интересов детей, помощи им в трудных ситуациях, лучшей социализации государство создало большое количество разнообразных органов и организаций.
К их числу относятся:
− комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ;
− центры экстренной психологической помощи по телефону;
− социальные приюты для детей;
− центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
− реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
− комплексные центры социального обслуживания населения;
структур в части внедрения медиации и медиативного подхода в работу с детьми.
Службы ШМ, работая в тесном контакте со всеми органами и организациями, должны в первую очередь опираться именно на сеть служб медиации.
На нее возлагается осуществление информационно просветительской, научной и методической работы, аттестация и сертификация, организация обучения, поддержание и повышение квалификации в том числе руководителей и специалистов Служб ШМ.
Региональные службы медиации (таким статусом могут наделяться не только вновь создаваемые, но и уже действующие организации, занимающиеся развитием медиации, как государственные, так и негосударственные, после их включения в сеть через процедуру сертификации) должны оказывать также практическую помощь в становлении Служб ШМ, в проведении занятий в «группах равных», в разрешении конкретных споров. По мере становления Служб ШМ всю основную практическую работу по разрешению конфликтов на «школьной территории», обучению детей медиативному подходу они должны вести самостоятельно.