Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 307

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Умение обобщать сказанное и подводить итоги. Учащийся должен уметь в краткой форме подвести итог своим рассуждениям, не повторяя прежде высказанное по второму разу. Итог должен соответствовать предыдущему ответу, не опровергать его.

6. Умение отстаивать свое мнение. В беседе или дискуссии, последовавшей за устным выступлением учащегося, ученик должен уметь лаконично и четко отвечать на вопросы, выделять и проговаривать сильные стороны своей позиции. Позиция противоположной стороны должна осуществляться им в этически корректной форме.

Перечисленные критерии доводятся учителем до сведения учащихся на первом уроке в каждом учебном году, а также размещаются на стенде в предметном кабинете. В случае появления в классе нового учащегося учитель обращает его внимание на указанные критерии.

В. Эссе, написанные в классе и дома (в том числе те, что присланы по электронной почте) – оптимально использовать критерии ЕГЭ;

Г. Тесты – результативность выполнения тестовых работ;

Д. Практикум – выполнение практических работ с текстами, иллюстрациями, статистическими материалами и т.д.;

Е. Выводы по проблемным заданиям и к выполненным практическим работам оценивать лучше следующим образом:

- тенденция - что за процесс или явление выявлены в ходе работы;

- причины – объяснение выявленных тенденций фактами и закономерностями; - прогноз – к каким последствиям могут привести выявленные тенденции, куда приведет процесс, во что выльется явление;

Далее оцениваются с заранее известной периодичностью три обязательных рубрики в тетради:

Ж. Словарь – накапливание в ходе самостоятельной работы терминологического списка с объяснением смысла понятий. Оценивается по критериям:

«3» – записаны только те понятия, которые названы учителем, определения понятий фрагментарные, не полные, лишены собственных комментариев;

«4» – записаны все понятия из материалов уроков, даны определения понятий в рамках объяснения учителя и с помощью учебника;

«5» - записаны не только все понятия из материалов уроков, но и освоенные в ходе самостоятельного поиска. Даны определения понятий не только на основе объяснения учителя или материала учебника, но и приведены собственные формулировки, отражающие смысл понятий. Возможно приведено несколько формулировок одного и того же понятия из разных источников.


Таким образом, в основу оценивания рубрики «Словарь» положен критерий осмысленного освоения информации, работы с понятийным аппаратом.

З. Имена или персоналии – накапливание и систематизация информации о деятелях науки, культуры, политиках, экономистах, иных выдающихся личностях. Оцениваются по критериям:

«3» – присутствует список персон, названных учителем. Кратко сформулированы особые признаки отличия каждой персоны;

«4» – присутствует не только список персон, названных учителем, но и встречающихся в тексте учебника. Дана информация по каждому о том, в какое время жил человек, в какой стране, чем занимался;

«5» - присутствует не только список персон, названных учителем, встречающихся в тексте учебника, но и найденных в ходе самостоятельного поиска информации. Дана информация по каждому о том, в какое время жил человек, в какой стране, чем занимался, перечислены главные достижения;

И. Афоризмы или цитатник – накапливаются материалы, которым суждено стать аргументами в дискуссиях и при написании эссе. Все достойно попасть в эту рубрику: строки из любимых песен, высказывания людей по тем или иным поводам, пословицы и поговорки, остроумные реплики и т.п. В том числе и анекдоты! Как бы кощунственно это не звучало, но представьте себе урок о тоталитаризме и советской повседневности без этих очень показательных цитат. Оцениваются по критериям:

«3» – присутствуют только те высказывания, которые названы учителем;

«4» – присутствуют не только те высказывания, которые названы учителем, но и встречающиеся в тексте учебника;

«5» - присутствуют не только те высказывания, которые названы учителем, встречающиеся в тексте учебника, но и найденные в ходе самостоятельного поиска информации;

В каждой рубрике имеется по два столбца для отметок –

Т - раз в четверть или в месяц оценивается наличие материалов (результат накопления).

ПР - использование при ответе, в ходе дискуссии специальных понятий, терминов, цитат, ссылок на мнение и открытия авторитетных исследователей, которые не только украшают речь, но и служат отличным поводом для еще одной отметки в журнале.

К. Творческие работы – исполнение ролей в групповой деятельности, выступление с презентациями, видеороликами, театрализациями, проектами, рисунками, фотографиями, исследованиями, изготовление дайджестов оценивается в этом столбце.



Оценивание тесно связано с подготовкой и планированием учебного занятия. Для того чтобы создать адекватные и эффективные средства оценивания рекомендуется:

1. определить ожидаемые результаты обучения;

2. сформулировать цель оценивания совместно с учениками;

3. выделить критерии оценивания ожидаемых результатов, соответствующие предлагаемым видам деятельности стандарты оценивания;

4. выбрать конкретные стратегии и способы оценивания;

5. привлечь к оцениванию учеников.

С проблемой оценивания связана методика составления дифференцированных вопросов, поскольку таким образом создается ситуация успеха для каждого ученика. Система подобных заданий часто упрощается до задавания установки «это на троечку, а это на пятерочку». На простых примерах попробуем убедиться, что этот путь ложный. Варианты ответа разных учеников на вопросы разной сложности показывают разные интерпретации верных ответов, а не только разную глубину проникновения в материал.







32. Педагогический мониторинг в обществознании


Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающая непрерывное слежение за их состоянием, а также дающая возможность прогнозирования развития педагогических систем. Предполагает реализацию следующих видов контроля:

п/п

Наименование этапа

Период

Основные задачи

Использование результатов

1

Входной контроль

В начале изучения предмета

Выявление в подготовке учащихся несоответствия требованиям к результатам освоения содержания пройденного (изученного) курса

Определение индивидуальных образовательных траекторий в зависимости от уровня обученности учащихся

2

Текущий контроль

В ходе изучения предмета

Стимулирование учащихся к обучению и своевременная корректировка возникающих затруднений

Разработка мер, направленных на устранение затруднений учащихся

3

Промежуточный контроль

По окончании 1 полугодия учебного года

Контроль качества освоения основной образовательной программы на данном рубеже

Коррекция системы обучения на 2 полугодие

4

Итоговый контроль

По окончании изучения предмета

Выявление уровня обученности учащихся

Коррекция

деятельности учителя в учебном процессе

1. Входной контроль, позволяющий определить уровень обученности на начало изучения дисциплины, осуществляется на школьном уровне заместителем директора школы по УР совместно с руководителями предметных МО и педагогами-предметниками. Результатом является обобщенное системное представление о состоянии преподавания предметов и деятельности образовательного учреждения по выполнению программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, выработка прогнозирующей информации.


  1. Текущий контроль осуществляется:

На школьном уровне заместителем директора школы по УР совместно с руководителями МО и педагогами-предметниками для анализа уровня освоения основной образовательной программы и дальнейшей корректировки педагогической деятельности.

  Результатом является обобщенное системное представление о состоянии преподавания предметов и деятельности школы по выполнению программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, выработка прогнозирующей информации.

3. Промежуточный контроль осуществляется на школьном уровне руководителями и педагогическими работниками школы, руководителями предметных методических объединений в конце 1 полугодия. Результатом является обобщенное системное представление о состоянии преподавания предметов и деятельности образовательного учреждения по выполнению программ за 1 полугодие учебного года в соответствии с государственными образовательными стандартами, поставленными целями функционирования и развития, выработка прогнозирующей информации.

Контрольно-измерительные материалы – тестовые и контрольные задания.

4. Итоговый контроль:

Итоговая аттестация по предмету осуществляется на основании результатов внутренней и внешней оценки. К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты, зафиксированные в системе накопленной оценки, и результаты выполнения итоговой работы по предмету. Итоговые работы проводятся по тем предметам, которые для данного обучающегося не вынесены на государственную итоговую аттестацию.

Форма итоговой работы по предмету устанавливается решением педагогического совета по представлению методического объединения учителей. Итоговой работой по предмету для выпускников основной школы может служить письменная проверочная работа или письменная проверочная работа с устной частью или с практической работой (эксперимент, исследование, опыт и т.п.), а также устные формы (итоговый зачет по билетам), часть портфолио (подборка работ, свидетельствующая о достижении всех требований к предметным результатам обучения) и т.д.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования.Индивидуальный проект или учебное исследование может выполняться по любому из следующих направлений: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерно-конструкторское; информационное; творческое.