Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 308

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Варианты интеграции учебных курсов всеобщей истории и истории отечественной.

  1. Объединение материалов российской и всеобщей истории в одну тему. Этот прием позволяет проследить сходные явления и процессы, выявить историко-культурные закономерности, свойственные определенным этапам исторического развития Европы и мира, а также интеграционные и глобализационные процессы, охватившие мир в XX—начале XXI в.

  2. Традиционным обучающим приемом является привлечение исторических знаний, актуализация уже изученного материала. Это репродуктивный прием. Его эффективность в том, что он предполагает не простое воспроизведение фактов, событий, но включение их во вновь формируемые связи и отношения.

  3. Установление контекстных связей, как правило, нацелено на обобщение фактов отечественной и зарубежной истории.


36 Афинская демократия как исторический феномен: проблемы изучения и преподавания.

Основные проблемы становления и характера афинской демократии

Система власти в Афинах


Грекам мы обязаны возникновением самого понятия «народовластие» — так буквально переводится слово «демократия».

Основу политической организации полиса составлял коллектив граждан, так что выработка самого понятия «гражданин» — тоже достижение политической мысли греков. При этом граждане четко отчленялись от всех остальных жителей города. В основу концепции гражданства был положен принцип наследования статуса гражданина:

Официальное признание человека гражданином наступало не автоматически при рождении, а только по достижении 18 лет, когда специальная комиссия после тщательной проверки заносила его в список членов дема, причем вопрос этот демоты решали голосованием, происходившим под присягой.

Система власти в Афинах в V- IVвв. до н. э.

В период наивысшего расцвета Афин форма государства представляла собой следующее:

1) форма правления - республика (большинство государственных органов и должностей выборные, сменяемые и срочные);

2) форма государственного устройства - полис (крохотное государство площадью в несколько десятков квадратных метров, в соответствии с современной терминологией - унитарное);

3) политический режим - демократический (все граждане имеют, хотя бы формально, равные права на управление государством и могли принимать активное участие в политической жизни).


В Афинской республике начала складываться система разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную.

Основными органами Афинского государства являлись:

- народное собрание – один из самых важных органов, муж.от 20 лет – граждане.

- Совет пятисот – «правительство» страны, предварительно заслушивал и обсуждал все вопросы, которые выносились на обсуждение народного собрания, без его решения народное собрание не могло принять ни одного закона

- гелиэя – суд присяжных, 6000 ч-к, граждане Афин, муж. От 30 лет. Суд высшей инстанции.

Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.

Политические группировки в Афинах.

После Солона в Афинах организуются три политические группировки, возглавляемые представителями знатных родов: педиеи во главе с Ликургом, паралии во главе с Мегаклом и диакрии во главе с Писистратом.

Такие «кружки» не имели значения партии с современном понимание, это были просто три богатых и знатных рода, которые в корыстных интересах, и в этой борьбе они учитывали сложившуюся напряженность между знатью и демосом в целом и под их давлением вынуждены были проводить мероприятия и законы в пользу демоса.

Началась борьба трех политических группировок, закончилась победой диакриев во главе с Писистратом, который овладел Афинами и провозгласил себя верховным правителем полиса. Захватив власть, Писистрат стал принимать меры к ее укреплению. Его основной задачей было обеспечение прочности своей власти и тех социальных групп и знатных родов, которые его поддерживали.

После Писистрата и его сыновей к власти в Афинах приходит Клисфен и организовывает свое законодательство и начинает организацию полисной демократии.

Аристократия и демос в демократических Афинах.

 В зародившейся полисной цивилизации было характерно деление население на две категории: аристократию и демос (народ, все те, кто не аристократия).

Главная доблесть аристократа — это патриот и воин, который ради защиты отечества не щадит жизни. Так же аристократ должен быть богатым (это именно его качество, а не цель). Так же эллинский аристократ обязан был быть образованным человеком: практически все древнегреческие философы были потомками аристократических родов.

 Во времена колонизации, среди демоса выделяется новая прослойка богатых людей: экономический подъём привёл к появление зажиточного 

класса торговцев и ремесленников. Все торговцы по умолчанию были выходцами из демоса, т.к. аристократия по статусу не могла заниматься ни тем ни другим.

«Новые политики».

Характерной чертой аристократии самых различных эпох и цивилизаций является постепенное вырождение. На лидирующие позиции в афинском государстве тут же выдвинулась большая группа деятелей‚ которых ныне принято называть «новыми политиками».

В данном случае речь идет действительно о большой‚ даже очень большой группе‚ можно сказать‚ о новом слое элиты‚ заменившем собой старый. Большинство этих людей оказались «политиками‒ однодневками»; они достигали высот власти и влияния‚ но тут же вновь исчезали. Поэтому мы о них практически ничего не знаем.

В качестве наиболее заметной из этих характеристик‚ отличавшей «новых политиков» от государственных деятелей предшествующего времени‚ их связь с миром ремесленного производства‚ реже ‒ торговли.

Здесь необходимо подчеркнуть‚ что «новые политики» выдвинулись как представители не демоса в целом‚ а верхушки демоса. Не рядовые крестьяне становились новыми вождями полиса‚ а граждане весьма состоятельные.

Афинский суд и остракизм.

Остракизм в афинской демократия


Остракизм — специальное голосование в Народном собрании по вопросу, есть ли в государстве человек, угрожающий существующему порядку.

Участники Народного собрания писали имя такого человека на черепках амфор и других сосудов. Если на 6 тыс. черепков оказывалось одно и то же имя этот человек изгонялся из Афин на 10 лет. 

В назначенный день граждане приходили с заранее подготовленными черепками и складывали их в огороженном пространстве — прототип современной кабины для голосования — надписью вниз. Именно так максимально соблюдался принцип анонимности. Затем вёлся подсчёт черепков. Голосование считалось недействительным, если в нём приняли участие менее 6 тысяч человек.

Причины кризиса и упадка афинской демократии.

Причины кризиса афинской демократии были таковы:

1. Разорение афинского крестьянства, которое являлось главной опорой демократии.

2. Преобладание некомпетентной, праздной городской бедноты в народном собрании.

3. Несоответствие прямой демократии усложнившимся требованиям жизни.

4. Борьба неимущих граждан против имущих.

Критика афинской демократии.

  • Именно демократия и демократы призваны были к ответу за все поражения и унижения, недостатки и пороки современного российского общества: распад Советского Союза и порожденные им проблемы и кровопролития, господство чистогана и политического цинизма, снижение рождаемости, деградация культуры и образования, упадок нравов и т. д.

  • И в зарубежной, и в современной отечественной историографии неоднократно отмечался парадокс: древнегреческая демократия не выработала собственной политической теории. Плюс, в Афинском демократическом государстве на высшие должности долгое время исключительно, а затем преимущественно выбирались представители лучших, то есть аристократии.

  • Сами древние греки критиковали демократию

    • Характеристика афинской демократии, которую по ходу изложения дает Стагирит, не оставляет сомнений в еe соотнесенности с основными чертами радикальной демократии: дурные руководители-демагоги; простой народ, среди которого особенно выделяются матросы, «корабельная чернь», у власти.

Античная и современная демократия: сравнительная характеристика.



Античная

Современная

систему прямого правления, при которой весь народ, а точнее, совокупность свободных граждан, выполняла функции коллективного законодателя 

Система представительств (1 ч. от группы)

рабством, предполагала его в качестве условия освобождения от физической работы свободных граждан, которые посвящали себя разработке и решению общественных проблем.

не признают в политической сфере какие бы то ни было различия и привилегии, основанные на социальном происхождении, классе, расе и поле.

Не было разделения между законодательной и исполнительной властями: обе эти ветви были сосредоточены в руках активных граждан

Принцип разделения властей


37. Методические аспекты работы учащихся с историческими источниками

Работа с источником складывается из ряда последовательных этапов. Если вести речь о научном исследовании, то первым этапом является поиск, выявление источников различных типов по избранной теме; затем прочтение текста; источниковедческий анализ, так называемая источниковедческая или внешняя критика источника; потом наступает этап обработки и анализа информации, содержащейся в источнике

В настоящее время, предлагаются классификации методов работы с историческими источниками на следующих основаниях:

1. По источнику информации с учетом формы обучения;

2. По характеру поисковой деятельности;

3. По логической структуре содержания учебного материала;

4. По логическим операциям

После выбора той или иной подгруппы методов (словесных, наглядных или практических) необходимо запрограммировать уровень усвоения и определить подгруппы поисковых методов, а затем и отдельные методы.

Следующий этап выбора методов зависит от логической структуры содержания учебного материала. На четвертом этапе необходимо определить логические операции (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.) и добиваться намеченных целей.

Большую роль в формировании исторических знаний играют исторические источники – памятники культуры (документы, книги, предметы). Использование исторических источников (прежде всего источников письменных) в процессе обучения, во-первых, позволяет сделать изложение материала наглядным (проиллюстрировать конкретными примерами и фактами теоретические положения); во-вторых, дает возможность учащимся через образы прошлого почувствовать колорит эпохи; в-третьих, учит мыслить, рассуждать, анализировать информацию. В