Добавлен: 10.02.2019

Просмотров: 2457

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16

словосочетаниям, которые являются распространенными синтак-

семами.

В соответствии с выполняемой в предложении функцией син-

таксемы делятся Г.А.Золотовой на  с в о б о д н ы е, которые спо-

собны употребляться самостоятельно, например в заголовках: В да­

лекие краяВ Париж! (А.Чехов);  о б у с л о в л е н н ы е, употребля-

ющиеся в качестве компонента предложения, например предикатив-

но приписывающего предмету признак: свободные слова теснятся 

в мерный строй (А.К.Толстой);  с в я з а н н ы е, употребляющиеся 

присловно в качестве компонента словосочетания: скоро загреме-

ла музыкадвери в залу отворилисьи бал завязался (А.Пушкин).

На примере из стихотворения А.С.Пушкина Г.А.Золотова по-

казала

1

, что предложения строятся из нераспространенных син-

таксем (без васмнескучноязеваюпри васмнегрустноятер-

плюмочинетя) в функции самостоятельного употребления (без 

вас) или в качестве компонента предложения (субъектные мнея

предикатные скучнозеваюгрустнотерплю) и распространенных 

синтаксем (мой ангеллюблю васкак люблю):

без вас мне скучно, — я зеваю;

при вас мне грустно, — я терплю;

и мочи нетсказать желаю,

Мой ангелкак я вас люблю.

Таким образом, именно синтаксемы, а не словосочетания от-

носятся  к  области  средств  лексико-синтаксической  номинации 

понятий и участвуют в коммуникации через предложение. Исходя 

из первичности коммуникативной функции языка, Г.А.Золотова 

поставила под сомнение традиционную характеристику словосо-

четания как строительного материала для предложения. В то же 

время в определении словосочетания В.В.Виноградова нет прин-

ципиального противоречия с позицией Г.А.Золотовой: словосоче-

тание возникает в результате соединения одного слова с формой 

другого слова на основе подчинительной связи: спящий ребенок

сон ребенкакрепко спать. Роль строительного материала для пред-

ложения выполняют только те словосочетания, которые занимают 

позицию одного члена предложения, например несогласованного 

определения, прямого дополнения и подлежащего в предложении: 

Для того чтобы представить себе обстановку тех днейскажу не-

сколько слов об окружениив котором строилась детская литерату-

ра (Е.Шварц). Другие словосочетания (представить себепредста-

вить обстановкусказать об окружениистроиться в котором) вы-

деляются  из  предложения,  что  методически  важно  для  анализа 

присловных связей (уровень словосочетания).

золотова Г.а. Коммуникативная грамматика… — С. 53.


background image

17

Вопрос о единице большей, чем предложение (сложное синтак-

сическое целое). В середине XX в. начался поиск больших, чем 

сложное  предложение,  синтаксических  единиц.  После  создания 

типологии сложного предложения (см. раздел «Сложное предло-

жение», главу 1) встал вопрос о группировках предложений в тек-

сте, о принципах организации таких соединений, так как стало 

очевидным, что реальные предложения употребляются в составе 

определенного текста, включаясь в более сложные текстовые еди-

ницы.  В  качестве  структурной  единицы  текста  Н.С.Поспелов  в 

работе 1948 г. предложил сложное синтаксическое целое (ССЦ)

1

.

ССЦ — структурно-смысловая единица текста, представляющая 

собой объединение самостоятельных предложений на основе общ-

ности  раскрываемой  темы,  характеризующаяся  формальными 

средствами  связи  предложений  между  собой:  грамматическими 

(союзы и их аналоги, видо-временные формы сказуемых) и лек-

сическими (повторы, синонимические замены, лексические скре-

пы) показателями. Например, тема 1-го сложного синтаксическо-

го целого, открывающего рассказ А.Чехова «Розовый чулок», — 

описание непогоды, 2-го, следующего за ним, — настроение пер-

сонажа:  (1)  пасмурный,  дождливый  день.  небо  надолго  заволокло 

тучамии дождю конца не предвидитсяна дворе слякотьлужи

мокрые галкиа в комнатах сумерки и такой холодчто хоть печи 

топи. (2) иван петрович сомов шагает по своему кабинету из угла 

в угол и ворчит на погодуДождевые слезы на окнах и комнатные 

сумерки нагоняют на него тоскуему невыносимо скучноа убить 

время нечем… Газет еще не привозилина охоту идти нет возмож­

ности,  обедать  еще  не  скоро  Внутри  каждого  ССЦ  смысловая 

связь предложений поддерживается или повторами однокоренных 

слов (дождьдождливый), связанных по смыслу с темой непогоды 

(слякотьлужимокрые) — в 1-м ССЦ, или словами и фразеоло-

гизмами, обозначающими состояние скуки и раздражения (выде-

лены в тексте) — во 2-м ССЦ.

Определение данной единицы является в отечественном языко-

знании дискуссионным: с одной стороны, остаются конкурирую-

щими термины «ССЦ» и «СФЕ» (сверхфразовое единство

2

), с дру-

гой — дискуссионен вопрос о границах и статусе данной единицы. 

Понятие «ССЦ» отсутствует в традиционных и академических син-

таксических описаниях, оно не включено в большинство вузовских 

учебников (см. раздел «Сложное синтаксическое целое и текст»).

Сложные синтаксические целые формируют текст, связь между 

предложениями в их составе обеспечивает главный признак тек-

ста — связанность.

поспелов  н.с.  Проблема  сложного  синтаксического  целого  в  современном 

русском языке // Уч. зап. МГУ. — Вып. 137. — М., 1948.

шевякова В.е. Сверхфразовое единство // ЛЭС. — М., 1990. — С. 435.


background image

18

В результате изучения синтаксиса текста, начавшегося в 70—

80-е гг. XX в., лингвисты пришли к выводу, что коммуникативная 

автономность предложения относительна: в полной мере его по-

тенциал реализуется в тексте, а между самостоятельными предло-

жениями в тексте существуют связи, соотносимые со связями в 

сложном предложении. Так, наряду с уровнем предложения был 

выделен уровень текста. Это привело к включению ССЦ в число 

единиц синтаксиса, что нашло отражение и в современной учеб-

ной литературе.

Итак, в настоящее время можно выделить единицы трех син-

таксических уровней: докоммуникативного (номинативного), уров-

ня предложения и уровня текста (табл. 3).

Данное представление синтаксической системы отражает иерар-

хию синтаксических единиц в соответствии с выполняемой ими 

функцией, хотя не является бесспорным

1

.

§ 4. Синтаксис — система связей и отношений

О человеке, который не владеет речью, говорят: «Он двух слов 

связать не может». Именно связи, скрепляя языковые единицы, 

организуют речь. Синтаксической связью называется формальное 

выражение смысловых отношений между сочетающимися в речи 

языковыми единицами.

Соединяя слова в речи, человек передает различные отношения 

между явлениями и предметами окружающего его мира, в речи эти 

отношения выражаются синтаксическими связями. Таким обра-

зом, синтаксические связи и отношения представляют собой един-

ство типа морфологических категорий (ср.: категория падежа име-

ет план содержания — например, субъектно-определительное зна-

И.П.Распопов, например, не считает необходимым выделение более высо-

кого, чем предложение, уровня. См. его работу: Спорные вопросы синтаксиса. — 

Ростов н/Д., 1981.

Т а б л и ц а  3

Единицы синтаксических уровней

Синтаксический 

уровень

Синтаксические единицы

Докоммуникативный 

(номинативный)

Синтаксема

Распространенная синтаксема (=словосочетание)

Уровень предложения Простое предложение

Сложное предложение

Уровень текста

Сложное синтаксическое целое


background image

19

чение род. падежа в словоформе отц-а (недовольство отца) и план 

выражения — флексия). Однако синтаксические отношения более 

разнообразны, чем синтаксические связи, характер же синтакси-

ческих связей и типы синтаксических отношений зависят от лек-

сического наполнения синтаксической единицы, в которой про-

являются.

Виды синтаксической связи. Изучение фундаментальных син-

таксических связей является центральным вопросом синтаксиса: 

оно началось с анализа присловных связей в словосочетании, за-

тем было расширено описанием связей в сложном предложении и 

наконец исследование связанности текста было дополнено пред-

ставлениями  о  межфразовых  связях.  По  оценке  Т.В.Шмелевой, 

так «были подготовлены условия для выхода синтаксической свя-

зи в открытый текст, сравнимый с выходом человека в открытый 

космос»

1

.

В то же время вопрос о фундаментальных синтаксических свя-

зях нельзя считать окончательно решенным: лингвисты выделяют 

различное количество видов связи, по-разному оценивают синтак-

сические  единицы  на  основе  реализуемых  в  них  связей.  Неод-

нозначно трактуются и критерии разграничения синтаксических 

связей, например традиционно противопоставляемых сочинения 

и подчинения. Так, В.А.Белошапкова выделяет в качестве крите-

рия  однофункциональность/разнофункциональность  связанных 

друг с другом компонентов синтаксической единицы

2

 (сочинен-

ные компоненты выполняют тождественные функции в синтакси-

ческой структуре, при подчинении функции компонентов различ-

ны). Функция, в свою очередь, представляется величиной произ-

водной  от  семантики,  поэтому  целесообразнее  считать  основой 

классификации синтаксических связей характеристику синтакси-

ческих отношений, т.е. смысловых связей.

В качестве самого общего критерия для разграничения видов 

связи можно избрать отношения зависимости/независимости ком-

понентов синтаксической единицы друг от друга.

Отношения независимости означают, что компоненты синтак-

сической конструкции равноправны по выполняемой ими функ-

ции, поэтому от одного компонента к другому невозможно поста-

вить  вопрос:  (1)  неохотно  и  несмело  /  солнце  смотрит  на  поля 

(Ф.Тютчев); (2) привыкла верблюжья душа к пустынетюкам и по-

боям (Арс.Тарковский). В приведенных примерах слова независи-

мо друг от друга (один из компонентов можно опустить) выпол-

няют функции в (1) — неохотнонесмело — обстоятельств образа 

шмелева Т.В. Компоненты синтаксической связи // Традиционное и новое в 

русской грамматике: Сб. статей. памяти В.А.Белошапковой. — М., 2001. — С. 67.

Современный русский язык: учебник / под ред. В.А.Белошапковой. — М., 

1989. — С. 546.


background image

20

действия, словоформы к пустынетюкампобоям во (2) — косвен-

ных дополнений, они связаны друг с другом сочинительной свя-

зью. Отношения независимости реализуются на уровне предложе-

ния и текста, их нет в словосочетании в узком понимании данной 

единицы синтаксиса

1

 (см. раздел «Словосочетание», § 1 «Понятие 

словосочетания»).

Сочинительной называется связь между не зависящими друг от 

друга, функционально равноправными компонентами синтаксиче­

ских единиц.

На основе сочинительной связи формируются ряды однород-

ных членов в простом предложении (приведенные выше примеры 

(1) и (2)); соединяются части сложного предложения, например: 

здесь тишина цветет и движет / Тяжелым кораблем души

1

, / И ве-

тер, пес послушныйлижет / Чуть пргнутые камыши

2

 (А.Блок); 

самостоятельные предложения в структуре сложного синтаксиче-

ского целого, например: Толпа рассеялась быстроНо приняли ре-

шение не снимать полицейское ограждениеИ правильно сделали (Вл.

Соловьев). Данная связь реализуется при помощи сочинительных 

союзов или интонационно.

Отношения независимости в синтаксических конструкциях кон-

кретизируются. Одни структуры могут содержать условно неогра-

ниченное количество компонентов, объединенных перечислени-

ем, — открытый характер связи, которая оформляется союзами (их 

употребление необязательно) или интонационно, например в слож-

носочиненном предложении: И чувства нет в твоих очах, / И прав-

ды нет в твоих речах,// И нет души в тебе (Ф.Тютчев). В других 

случаях  количество  компонентов  строго  ограничено,  возникают 

парные образования на основе противопоставления или соедине-

ния,  но  не  перечисления  —  это  закрытая  сочинительная  связь, 

обязательно оформленная союзами, которые конкретизируют син-

таксические отношения между компонентами синтаксических еди-

ниц как противительные (но), возместительные (зато) или другие, 

например: Я обожал играть в куклыно всячески скрывал эту по-

стыдную для мальчика страсть (Е.Шварц); Я со своей обычной лег-

костью был ближе к поверхностизато Маршак погружался в мою 

рукопись с головой (Е.Шварц).

Отношения односторонней зависимости, в отличие от отноше-

ний независимости, указывают на то, что содержание зависимо-

го компонента синтаксической единицы служит для определения, 

дополнения содержания главного, поэтому от главного компо-

При широком понимании словосочетания сочинительной связью объединяют-

ся словоформы и в этой единице, определяемой как «непредикативное соединение 

на основе синтаксической связи слова с формой слова или формы слова с формой 

слова» (см.: Современный русский язык / под ред В.А.Белошапковой. — С. 592 

(и с. 548); скобликова е.с. Современный русский язык. Синтаксис простого предло-

жения (теоретический курс): Учеб. пособие. — 3-е изд. — М., 2006. — С. 56—58.