ВУЗ: Санкт-Петербургский государственный университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Русский язык
Добавлен: 10.02.2019
Просмотров: 2846
Скачиваний: 17
16
словосочетаниям, которые являются распространенными синтак-
семами.
В соответствии с выполняемой в предложении функцией син-
таксемы делятся Г.А.Золотовой на с в о б о д н ы е, которые спо-
собны употребляться самостоятельно, например в заголовках: В да
лекие края; В Париж! (А.Чехов); о б у с л о в л е н н ы е, употребля-
ющиеся в качестве компонента предложения, например предикатив-
но приписывающего предмету признак: свободные слова теснятся
в мерный строй (А.К.Толстой); с в я з а н н ы е, употребляющиеся
присловно в качестве компонента словосочетания: скоро загреме-
ла музыка, двери в залу отворились, и бал завязался (А.Пушкин).
На примере из стихотворения А.С.Пушкина Г.А.Золотова по-
казала
1
, что предложения строятся из нераспространенных син-
таксем (без вас, мне, скучно, я, зеваю, при вас, мне, грустно, я, тер-
плю, мочи, нет, я) в функции самостоятельного употребления (без
вас) или в качестве компонента предложения (субъектные мне, я,
предикатные скучно, зеваю, грустно, терплю) и распространенных
синтаксем (мой ангел, люблю вас, как люблю):
без вас мне скучно, — я зеваю;
при вас мне грустно, — я терплю;
и мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю.
Таким образом, именно синтаксемы, а не словосочетания от-
носятся к области средств лексико-синтаксической номинации
понятий и участвуют в коммуникации через предложение. Исходя
из первичности коммуникативной функции языка, Г.А.Золотова
поставила под сомнение традиционную характеристику словосо-
четания как строительного материала для предложения. В то же
время в определении словосочетания В.В.Виноградова нет прин-
ципиального противоречия с позицией Г.А.Золотовой: словосоче-
тание возникает в результате соединения одного слова с формой
другого слова на основе подчинительной связи: спящий ребенок,
сон ребенка, крепко спать. Роль строительного материала для пред-
ложения выполняют только те словосочетания, которые занимают
позицию одного члена предложения, например несогласованного
определения, прямого дополнения и подлежащего в предложении:
Для того чтобы представить себе обстановку тех дней, скажу не-
сколько слов об окружении, в котором строилась детская литерату-
ра (Е.Шварц). Другие словосочетания (представить себе, предста-
вить обстановку, сказать об окружении, строиться в котором) вы-
деляются из предложения, что методически важно для анализа
присловных связей (уровень словосочетания).
1
золотова Г.а. Коммуникативная грамматика… — С. 53.
17
Вопрос о единице большей, чем предложение (сложное синтак-
сическое целое). В середине XX в. начался поиск больших, чем
сложное предложение, синтаксических единиц. После создания
типологии сложного предложения (см. раздел «Сложное предло-
жение», главу 1) встал вопрос о группировках предложений в тек-
сте, о принципах организации таких соединений, так как стало
очевидным, что реальные предложения употребляются в составе
определенного текста, включаясь в более сложные текстовые еди-
ницы. В качестве структурной единицы текста Н.С.Поспелов в
работе 1948 г. предложил сложное синтаксическое целое (ССЦ)
1
.
ССЦ — структурно-смысловая единица текста, представляющая
собой объединение самостоятельных предложений на основе общ-
ности раскрываемой темы, характеризующаяся формальными
средствами связи предложений между собой: грамматическими
(союзы и их аналоги, видо-временные формы сказуемых) и лек-
сическими (повторы, синонимические замены, лексические скре-
пы) показателями. Например, тема 1-го сложного синтаксическо-
го целого, открывающего рассказ А.Чехова «Розовый чулок», —
описание непогоды, 2-го, следующего за ним, — настроение пер-
сонажа: (1) пасмурный, дождливый день. небо надолго заволокло
тучами, и дождю конца не предвидится. на дворе слякоть, лужи,
мокрые галки, а в комнатах сумерки и такой холод, что хоть печи
топи. (2) иван петрович сомов шагает по своему кабинету из угла
в угол и ворчит на погоду. Дождевые слезы на окнах и комнатные
сумерки нагоняют на него тоску. ему невыносимо скучно, а убить
время нечем… Газет еще не привозили, на охоту идти нет возмож
ности, обедать еще не скоро… Внутри каждого ССЦ смысловая
связь предложений поддерживается или повторами однокоренных
слов (дождь, дождливый), связанных по смыслу с темой непогоды
(слякоть, лужи, мокрые) — в 1-м ССЦ, или словами и фразеоло-
гизмами, обозначающими состояние скуки и раздражения (выде-
лены в тексте) — во 2-м ССЦ.
Определение данной единицы является в отечественном языко-
знании дискуссионным: с одной стороны, остаются конкурирую-
щими термины «ССЦ» и «СФЕ» (сверхфразовое единство
2
), с дру-
гой — дискуссионен вопрос о границах и статусе данной единицы.
Понятие «ССЦ» отсутствует в традиционных и академических син-
таксических описаниях, оно не включено в большинство вузовских
учебников (см. раздел «Сложное синтаксическое целое и текст»).
Сложные синтаксические целые формируют текст, связь между
предложениями в их составе обеспечивает главный признак тек-
ста — связанность.
1
поспелов н.с. Проблема сложного синтаксического целого в современном
русском языке // Уч. зап. МГУ. — Вып. 137. — М., 1948.
2
шевякова В.е. Сверхфразовое единство // ЛЭС. — М., 1990. — С. 435.
18
В результате изучения синтаксиса текста, начавшегося в 70—
80-е гг. XX в., лингвисты пришли к выводу, что коммуникативная
автономность предложения относительна: в полной мере его по-
тенциал реализуется в тексте, а между самостоятельными предло-
жениями в тексте существуют связи, соотносимые со связями в
сложном предложении. Так, наряду с уровнем предложения был
выделен уровень текста. Это привело к включению ССЦ в число
единиц синтаксиса, что нашло отражение и в современной учеб-
ной литературе.
Итак, в настоящее время можно выделить единицы трех син-
таксических уровней: докоммуникативного (номинативного), уров-
ня предложения и уровня текста (табл. 3).
Данное представление синтаксической системы отражает иерар-
хию синтаксических единиц в соответствии с выполняемой ими
функцией, хотя не является бесспорным
1
.
§ 4. Синтаксис — система связей и отношений
О человеке, который не владеет речью, говорят: «Он двух слов
связать не может». Именно связи, скрепляя языковые единицы,
организуют речь. Синтаксической связью называется формальное
выражение смысловых отношений между сочетающимися в речи
языковыми единицами.
Соединяя слова в речи, человек передает различные отношения
между явлениями и предметами окружающего его мира, в речи эти
отношения выражаются синтаксическими связями. Таким обра-
зом, синтаксические связи и отношения представляют собой един-
ство типа морфологических категорий (ср.: категория падежа име-
ет план содержания — например, субъектно-определительное зна-
1
И.П.Распопов, например, не считает необходимым выделение более высо-
кого, чем предложение, уровня. См. его работу: Спорные вопросы синтаксиса. —
Ростов н/Д., 1981.
Т а б л и ц а 3
Единицы синтаксических уровней
Синтаксический
уровень
Синтаксические единицы
Докоммуникативный
(номинативный)
Синтаксема
Распространенная синтаксема (=словосочетание)
Уровень предложения Простое предложение
Сложное предложение
Уровень текста
Сложное синтаксическое целое
19
чение род. падежа в словоформе отц-а (недовольство отца) и план
выражения — флексия). Однако синтаксические отношения более
разнообразны, чем синтаксические связи, характер же синтакси-
ческих связей и типы синтаксических отношений зависят от лек-
сического наполнения синтаксической единицы, в которой про-
являются.
Виды синтаксической связи. Изучение фундаментальных син-
таксических связей является центральным вопросом синтаксиса:
оно началось с анализа присловных связей в словосочетании, за-
тем было расширено описанием связей в сложном предложении и
наконец исследование связанности текста было дополнено пред-
ставлениями о межфразовых связях. По оценке Т.В.Шмелевой,
так «были подготовлены условия для выхода синтаксической свя-
зи в открытый текст, сравнимый с выходом человека в открытый
космос»
1
.
В то же время вопрос о фундаментальных синтаксических свя-
зях нельзя считать окончательно решенным: лингвисты выделяют
различное количество видов связи, по-разному оценивают синтак-
сические единицы на основе реализуемых в них связей. Неод-
нозначно трактуются и критерии разграничения синтаксических
связей, например традиционно противопоставляемых сочинения
и подчинения. Так, В.А.Белошапкова выделяет в качестве крите-
рия однофункциональность/разнофункциональность связанных
друг с другом компонентов синтаксической единицы
2
(сочинен-
ные компоненты выполняют тождественные функции в синтакси-
ческой структуре, при подчинении функции компонентов различ-
ны). Функция, в свою очередь, представляется величиной произ-
водной от семантики, поэтому целесообразнее считать основой
классификации синтаксических связей характеристику синтакси-
ческих отношений, т.е. смысловых связей.
В качестве самого общего критерия для разграничения видов
связи можно избрать отношения зависимости/независимости ком-
понентов синтаксической единицы друг от друга.
Отношения независимости означают, что компоненты синтак-
сической конструкции равноправны по выполняемой ими функ-
ции, поэтому от одного компонента к другому невозможно поста-
вить вопрос: (1) неохотно и несмело / солнце смотрит на поля
(Ф.Тютчев); (2) привыкла верблюжья душа к пустыне, тюкам и по-
боям (Арс.Тарковский). В приведенных примерах слова независи-
мо друг от друга (один из компонентов можно опустить) выпол-
няют функции в (1) — неохотно, несмело — обстоятельств образа
1
шмелева Т.В. Компоненты синтаксической связи // Традиционное и новое в
русской грамматике: Сб. статей. памяти В.А.Белошапковой. — М., 2001. — С. 67.
2
Современный русский язык: учебник / под ред. В.А.Белошапковой. — М.,
1989. — С. 546.
20
действия, словоформы к пустыне, тюкам, побоям во (2) — косвен-
ных дополнений, они связаны друг с другом сочинительной свя-
зью. Отношения независимости реализуются на уровне предложе-
ния и текста, их нет в словосочетании в узком понимании данной
единицы синтаксиса
1
(см. раздел «Словосочетание», § 1 «Понятие
словосочетания»).
Сочинительной называется связь между не зависящими друг от
друга, функционально равноправными компонентами синтаксиче
ских единиц.
На основе сочинительной связи формируются ряды однород-
ных членов в простом предложении (приведенные выше примеры
(1) и (2)); соединяются части сложного предложения, например:
здесь тишина цветет и движет / Тяжелым кораблем души
1
, / И ве-
тер, пес послушный, лижет / Чуть пргнутые камыши
2
(А.Блок);
самостоятельные предложения в структуре сложного синтаксиче-
ского целого, например: Толпа рассеялась быстро. Но приняли ре-
шение не снимать полицейское ограждение. И правильно сделали (Вл.
Соловьев). Данная связь реализуется при помощи сочинительных
союзов или интонационно.
Отношения независимости в синтаксических конструкциях кон-
кретизируются. Одни структуры могут содержать условно неогра-
ниченное количество компонентов, объединенных перечислени-
ем, — открытый характер связи, которая оформляется союзами (их
употребление необязательно) или интонационно, например в слож-
носочиненном предложении: И чувства нет в твоих очах, / И прав-
ды нет в твоих речах,// И нет души в тебе (Ф.Тютчев). В других
случаях количество компонентов строго ограничено, возникают
парные образования на основе противопоставления или соедине-
ния, но не перечисления — это закрытая сочинительная связь,
обязательно оформленная союзами, которые конкретизируют син-
таксические отношения между компонентами синтаксических еди-
ниц как противительные (но), возместительные (зато) или другие,
например: Я обожал играть в куклы, но всячески скрывал эту по-
стыдную для мальчика страсть (Е.Шварц); Я со своей обычной лег-
костью был ближе к поверхности, зато Маршак погружался в мою
рукопись с головой (Е.Шварц).
Отношения односторонней зависимости, в отличие от отноше-
ний независимости, указывают на то, что содержание зависимо-
го компонента синтаксической единицы служит для определения,
дополнения содержания главного, поэтому от главного компо-
1
При широком понимании словосочетания сочинительной связью объединяют-
ся словоформы и в этой единице, определяемой как «непредикативное соединение
на основе синтаксической связи слова с формой слова или формы слова с формой
слова» (см.: Современный русский язык / под ред В.А.Белошапковой. — С. 592
(и с. 548); скобликова е.с. Современный русский язык. Синтаксис простого предло-
жения (теоретический курс): Учеб. пособие. — 3-е изд. — М., 2006. — С. 56—58.