Файл: Основы научных исследований.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 651

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

107
Вопросы
1. Опишите особенности применения расчетно-конструктивного и вариантного методов.
2. Какими приемами сопровождается применение абстрактно- логического метода в научных исследованиях?
3. В чем заключается использование балансового метода?
4. Что входит в группы экономико-статистических и математико- статистических методов?
5. Какие информационные и геоинформационные технологии используют при проведении научно-исследовательских работ?
6. Метод экономического сравнения.
7. Математико-статистический метод.
8. Геоинформационные системы (ГИС).
9. Системы автоматизированного проектирования (САПР).
10. Геоинформационные системы (ГИС).

108
12.
ВНЕДРЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ
И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА НИР
12.1.
Реализация и внедрение научных разработок
в производство и учебный процесс
Конечной формой реализации результатов научно- исследовательской работы является внедрение.
Внедрение – это достижение практического использования резуль- татов теоретических и экспериментальных исследований (часто много- летних), прогрессивных идей, открытий, инноваций. Простейшей фор- мой внедрения, общей для всех тем, является опубликование [22].
Для некоторых тем – это единственная возможность внедрения
(например, для исследования поискового характера). Для большинст- ва работ опубликование – только первый шаг к внедрению.
Под внедрением понимают систему целенаправленных дейст- вий, которые помогают ввести в различные области деятельности достижения науки и передового опыта.
С учетом классификации, подразделяющей все исследования на фундаментальные, поисковые, прикладные и разработки, выделяют два пути внедрения их результатов в практику:
– опосредованный, когда результаты исследований вводят в тео- рию и, став ее составной частью, затем влияют на практику (фунда- ментальные и поисковые исследования);
– непосредственный, когда полученные в исследовании выводы прямо внедряют в практику (прикладные исследования и разработки).
Однако для внедрения в практику выводы любого исследования должны, пройдя серьезную обработку, превратиться в проверенные и теоретически обоснованные рекомендации.
Такие рекомендации должны: а) носить обобщенный и системный характер; б) иметь форму принципов и требований; в) включать разработанные и апробированные методики деятель- ности; г) указывать, при каких условиях выводы и рекомендации ока- жутся наиболее эффективными, а также возможные ограничения их использования; д) носить четкий, конкретный и доступный специалистам- практикам характер.


109
Следующим этапом является внедрение результатов исследова- ний в производство (сначала – опытный выпуск) и определение их действительной экономической и социальной эффективности. При наличии положительных результатов, значительного эффекта резуль- таты исследования (продукция, оборудование или технология) запус- кают в серийное производство.
Внедрение результатов НИР в производство проходит в три стадии:
1. Подготовка к внедрению. Совместно с заказчиком составляют план внедрения, определяют последовательность и сроки внедрения, подготавливают необходимую документацию.
2. Собственно внедрение. Этап включает использование систем учета, планирования и управления. На этой стадии производят уточ- нение отдельных положений исследования и выпуск опытной партии.
3. Завершение внедрения. На этом этапе устраняют обнаружен- ные дефекты. Наибольшие трудности возникают в тех случаях, когда исследования проводились не по предварительному заказу (хоздого- ворная тема), а по инициативе исследователя в расчете на широкий круг потребителей, иногда выходящий за пределы отрасли.
Высшие учебные заведения обеспечивают внедрение результа- тов НИР и в учебном процессе.
Формами внедрения являются:
– включение результатов НИР в учебники, учебные и учебно- методические пособия, сборники задач, практикумов; формирование на основе результатов НИР новых и модернизация существующих курсов лекций;
– разработка и изготовление технических средств обучения, об- разцов машин, приборов, стендов, демонстрационного материала для проведения лекций и практических занятий;
– разработка дипломных и курсовых проектов по тематике научно-исследовательских работ.
Оформление заявки на предполагаемое изобретение. В случае, когда результаты НИР представляют собой новую конструкцию, ма- териал, продукт, технологический процесс, их необходимо анализи- ровать на предмет изобретения, и если таковое обнаруживается, оформлять заявку на это изобретение.

110
12.2. Финансирование научных исследований
Организация и финансирование научных исследований и разрабо- ток являются существенным фактором поступательного развития эко- номики любого государства, повышения ее конкурентоспособности.
В настоящее время в России сложилась трехсекторная система финансирования научных исследований и разработок:
– базовое финансирование (для бюджетных организаций);
– конкурсное (фондовое, грантовое);
– программно-целевое (в соответствии с долгосрочными целе- выми программами), которое в том числе реализуется через инстру- мент государственно-частного партнерства.
Основным видом бюджетного финансирования является базо- вое, когда объемы предоставленных бюджетным учреждениям ассиг- нований определяют исходя из бюджетной сметы учреждения [26].
Преимущества конкурсного финансирования заключаются в возможности контроля эффективности научных исследований, пони- маемой как степень удовлетворения социальных потребностей обще- ства в научном знании.
Преимущества программно-целевого финансирования обуслов- лены его системным, интегрирующим характером, что позволяет сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, привле- кать и закреплять одаренных молодых ученых в сфере науки, образо- вания и высоких технологий, достигать положительной динамики об- новления кадрового состава в установленные сроки реализации про- граммы.
Наиболее прозрачной формой финансирования является сегодня конкурсное финансирование, распределяемое через систему государ- ственных научных фондов.
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) был основан в 1992 г. указом Президента РФ. Фонд подведомственен пра- вительству РФ. РФФИ обеспечивает финансирование научно- исследовательских проектов во всех областях фундаментальных ис- следований, а именно проекты в области естественных наук, биоло- гии и технических дисциплин. Проекты поддерживают на основе зая- вок, которые подают в установленные сроки. Заявки рассматривают на конкурсной основе по результатам экспертизы, проводимой неза- висимыми экспертами и экспертными советами.


111
Одним из важных направлений в работе РФФИ является созда- ние баз данных по научным разработкам и предоставление информа- ции о них заинтересованным сторонам.
Кроме того, гранты учреждает Президент РФ, российские или иностранные организации и граждане для проведения различных программ, мероприятий, исследований. Порядок и условия их выде- ления утверждаются соответствующими нормативными актами.
12.3. Оценка социальной и экономической эффективности НИР
Наука является наиболее эффективной сферой капиталовложе- ний. В мировой практике принято считать, что прибыль от капитало- вложений в науку составляет 200 %, что намного выше прибыли в любых отраслях. В нашей стране эффективность науки также доста- точно высока.
Наука с каждым годом обходится дороже. В связи с этим в эко- номике возникает вторая проблема – снижение непосредственных за- трат на исследования при возрастающем эффекте от их внедрения.
Поэтому под эффективностью научных исследований понимают также по возможности более экономное проведение НИР.
Повышение эффективности научных исследований в коллективе может быть достигнуто различными способами:
– улучшением планирования и организации НИР;
– более эффективным использованием оборудования; рацио- нальным использованием ассигнований;
– материальным стимулированием научного труда;
– применением научной организации труда;
– улучшением психологического климата в научном коллективе и т. д.
Для оценки эффективности исследований применяют различные критерии. Фундаментальные исследования дают эффект лишь спустя значительный период после начала исследований.
Результаты фундаментальных НИР можно оценить только с по- мощью качественных критериев:
– возможность применения результатов в различных отраслях;
– новизна явлений, дающая импульс для актуальных исследований;
– вклад в обороноспособность страны;
– приоритет отечественной науки;
– международное признание работ;
– фундаментальные монографии;
– цитируемость работ и т. д.

112
Прикладные исследования оценить проще, в этом случае приме- няют различные количественные критерии. В условиях рыночной экономики оценку эффективности прикладных научно-технических разработок производят путем определения научно-технического, эко- номического и социального эффектов [27].
Научно-технический эффект выражается в повышении научно- технического уровня и в улучшении параметров техники и техноло- гии, что вытекает из установленных новых закономерностей, а также из разработанных новых технологических способов производства.
Экономический эффект состоит в получении экономических ре- зультатов от научно-технических разработок как в целом для эконо- мики страны, так и для отдельных регионов, отраслей, организаций и предприятий, которые принимают участие в реализации технологиче- ских нововведений.
С точки зрения организации разработчика основными оценоч- ными материалами является Кэ – критерий экономической эффектив- ности
Кэ = Э : З, где Э – экономический эффект от внедрения темы; З – затраты на выполнение и внедрение темы.
Эффективность труда коллектива научных работников оцени- вают критерием производительности труда:
Кп = СО : P, где СО – сметная стоимость НИР; Р – среднесписочное число работ- ников подразделения.
Также эффективность труда оценивают количеством внедрен- ных тем за определенный период; экономическим эффектом от вне- дрения НИР; количеством полученных патентов; количеством про- данных лицензий или валютной выручки.
Эффективность конкретного научного работника оценивают по количеству публикаций и цитируемости его трудов. Экономическую оценку работы отдельного работника применяют редко.
Расчет экономического эффекта от использования результатов
НИР имеет свои особенности. Так как научный процесс условно можно разделить на три этапа (выбор темы, выполнение НИР и вне- дрение в производство), то и расчет экономической эффективности производят поэтапно.


113
В соответствии с тремя этапами НИР различают три вида эф- фективности: предварительную, ожидаемую, фактическую.
Предварительную экономическую эффективность устанавлива- ют при составлении ТЭО и включении темы исследований в план.
Рассчитывают ее по ориентировочным показателям.
Ожидаемую экономическую эффективность вычисляют в про- цессе выполнения НИР и относят к определенному периоду (году) внедрения продукции в производство. Это более точный критерий, хотя объем внедрения можно определить только ориентировочно.
Фактическая экономическая эффективность определяется после внедрения научных разработок в производство. Расчет ее производят обычно по фактическим затратам и с учетом конкретных стоимост- ных показателей. Она обычно несколько ниже ожидаемой и опреде- ляют ее на предприятии, где осуществляют внедрение.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   16

Основными видами социальных результатов внедрения
НИР являются:
– изменения в структуре производственного персонала и его квалификации, в том числе изменения численности работников, заня- тых вредными видами труда, а также требующих повышения квали- фикации;
– улучшение здоровья работников, определяемые с помощью уровня предотвращенных потерь, связанных с выплатами из фонда социального страхования или затратами на охрану здоровья.
– изменения окружающей среды.
Вопросы
1. Опишите стадии внедрения результатов НИР.
2. Виды финансирования научных исследований и разработок в РФ.
3. Охарактеризуйте критерии и виды эффективности результатов научных исследований.
4. Российский фонд фундаментальных исследований.
5. Преимущества конкурсного финансирования.
6. Для оценки эффективности исследований применяют различ- ные критерии.
7. Как можно оценить результаты фундаментальных НИР?
8.Основные виды социальных результатов внедрения НИР.
9. Оценка экономической эффективности НИР.
10. Оценка социальной эффективности НИР.

114
13.
РАЗВИТИЕ
И
НАУЧНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
МЕЛИОРАЦИИ
Первые работы по мелиорации земель в России относят к началу
XIX в. В 1802 г. начато осушение болот в ряде северных и северо- западных губерний, главным образом в окрестностях Петербурга.
В 1810–1822 гг. в Рыльском уезде Курской губернии было осушено болото в пойме р. Сейма площадью более 3000 га. В 1853 г. на болот- ных землях Горы-Горецкого учебного заведения (ныне Белорусская сельскохозяйственная академия) A.Н. Козловским заложен первый в
России гончарный дренаж.
За 1853–1862 гг. этим дренажем осушено более 200 га. Он со- хранился до наших дней. В период 1848–1882 гг. площади орошае- мых земель значительно возросли в Закавказье, на Северном Кавказе.
Орошение начали применять и в отдельных районах Поволжья. По- сле Великой Октябрьской социалистической революции мелиорации земель стали уделять больше внимания. В.И. Ленин придавал боль- шое значение орошению и считал, что оно должно играть важную роль в развитии производительных сил в Средней Азии и Закавказье.
В мае 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет об организации ороситель- ных работ в Туркестане. По этому декрету предусматривалось осво- ить под орошение 500 тыс. га земель в Голодной степи и Самарканд- ской области, 40 тыс. га в Дальверзинской степи, 10 тыс. га в Фергане и построить плотины на р. Зеравшан в Узбекистане и р. Чу в Кирги- зии. В 1920 г. планом ГОЭЛРО, разработанным по указанию B.И. Ле- нина, было намечено осушить 30–40 млн га земель и оросить 8 млн га земель. Развитие научных основ мелиорации в нашей стране связано с именами таких крупных ученых, как В.В. Докучаев, А.А. Измаиль- ский, П.А. Костычев, В.Р. Вильяме, В.В. Подырев, П.А. Витте,
А.Н. Костяков, Б.А. Шумаков, А.Д. Бружастов, И.А. Шаров,
С.Ф. Аверьянов и др. [22, 23].
13.1. Видные советские ученые-мелиораторы
Костяков Алексей Николаевич (18871957 гг.), член- корреспондент АН СССР, академик ВАСХНИЛ, лауреат Государст- венных премий СССР, выдающийся ученый, основоположник совет- ской мелиоративной науки. Он первый определил цели и задачи ме- лиорации в условиях социалистического сельского хозяйства, поло-