ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 654
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
90
9.5. Координация и управление научными исследованиями
в области землеустройства и кадастров
На сегодняшний день организационной структурой, координи- рующей научные исследования в Российской Федерации, является
Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобр- науки России).
Это федеральный орган исполнительной власти России, осуще- ствляющий функции по выработке государственной политики и нор- мативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности. В сфере разви- тия федеральных центров науки и высоких технологий, государст- венных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собствен- ности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обу- чающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Минобразованием России утверждена «Концепция научной, на- учно-технической и инновационной политики в системе образования
Российской Федерации» (далее – Концепция). В ней определена глав- ная цель научной, научно-технической инновационной политики сис- темы образования: обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификацион- ных требований, эффективное использование ее образовательного, научно-технического инновационного потенциала для развития эко- номики и решения социальных задач страны.
Для достижения поставленной цели в Концепции сформулиро- ваны следующие основные задачи:
• развитие научных исследований как основы фундаментализа- ции образования, базы подготовки специалиста;
• органическое сочетание фундаментальных поисковых и при- кладных исследований с конкурентно-способными разработками коммерческого характера;
• приоритетное развитие научных исследований, направленных на совершенствование системы образования всех его уровней;
совершенствование системы планирования и финансирова- ния научной, научно-технической и инновационной деятельности ор- ганизаций.
91
Высшим научным учреждением страны является Российская академия наук (РАН). Она учреждена по распоряжению императора
Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля)
1724 г. и воссоздана Указом Президента Российской Федерации от
21 ноября 1991 г. как высшее научное учреждение России. Россий- ская академия наук является самоуправляемой некоммерческой орга- низацией (учреждением), имеющей государственный статус. Акаде- мия наук действует на основе законодательства Российской Федера- ции и собственного Устава.
Координацию научных исследований в области землеустрой- ства и кадастров в РФ осуществляют два органа:
1. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) – научно-консультационный совет, являю- щийся совещательным органом Росреестра, наделен полномочиями внесения рекомендательных предложений по практически всем на- правлениям деятельности службы. Основной задачей Научно- консультативного совета является разработка рекомендаций, в том числе:
• по осуществлению государственного кадастрового учета не- движимого имущества;
• кадастровой деятельности;
• государственной кадастровой оценки земель;
• землеустройства, государственного мониторинга земель;
• осуществлению государственного земельного контроля.
2. Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН), являющаяся высшей научной организацией и осуществляющей науч- ное обеспечение агропромышленного производства в Российской
Федерации.
Научную деятельность в области землеустройства ведет Отде- ление экономики и земельных отношений РАСХН. Отделение прово- дит исследования в области экономики и управления АПК, земель- ных отношений, социального развития села, ресурсосбережения и экологизации в АПК, управления и информационного обеспечения агропромышленного производства; разрабатывает научные основы аграрной политики.
92
Вопросы
1.Что является задачей и предметом исследования в землеуст- роительной науке?
2. Каковы основные этапы развития теории землеустройства?
3. Какие направления существовали в землеустроительной науке в 1920–1930-е гг.?
4. Какие теории 1920–1930-х гг. оказались ошибочными?
5. Каковы особенности землеустроительной науки 1960–1880-х гг.?
6. Какие новые задачи возникли в теории и практике землеуст- ройства в связи с экономической реформой?
7. Каковы основные методологические позиции современной землеустроительной науки?
8. Какие особенности развития землеустроительной науки были характерны в период 1917–1990 гг.?
9. Перечислите направления развития современной науки в об- ласти землеустройства и кадастров.
10. Назовите основные органы, координирующие научные ис- следования в Российской Федерации в области землеустройства и ка- дастров.
93
10. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
10.1. Основные этапы научного исследования
Процесс научной деятельности осуществляется в двух взаимо- связанных направлениях:
1. Формально статистическое, где происходит извлечение ин- формации и фиксация в необработанном виде.
2. Содержательно-динамический, при котором происходит при- рост, приращение содержания новых знаний за счет движения в глу- бину и суть изучаемых явлений на основе анализа и обобщения ин- формации.
Этапы проведения научного исследования
1. Подготовительный этап – информационно-поисковый (выбор темы исследования), изучение современного состояния вопроса по теме исследования.
2. Аналитическо-критический этап – формулирование целей исследования, разработка гипотезы, программы исследования.
3. Исследовательский этап – определение методов, приемов и способов исследования, проведение эксперимента, исследования.
4. Трансляционно-оформительский этап – оформление резуль- татов исследования.
Подготовительный этап
Происходит общее ознакомление с проблемой исследования, определение ее внешних границ. На этом этапе устанавливают уро- вень ее разработанности, перспективность. Главный вопрос первого этапа научной работы – проблемный аспект темы:
– качество сформулированного проблемного аспекта избранной темы предопределит конечные результаты исследования;
– соотношение темы и проблемы – важный вопрос в методоло- гии. Тема исследования не является частью проблемы;
– существует методологическая закономерность формулировок тем исследования и быстрой смены одного или нескольких проблем- ных аспектов исследовательской темы.
Тема существует долго, а ее проблемные аспекты меняются и под влиянием научно-технического и социального прогресса, и под влиянием изменения мировоззренческих взглядов на природу изу- чаемого явления [22].
94
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 16
Информационно-поисковый этап
Получение информации об имеющихся знаниях, их обобщении и фиксации на бумажных, магнитных носителях.
Продукт этого этапа – констатация полученной информации, представленная в виде библиографических сведений, данных содер- жательного разряда в форме обзора, констатирующего факты, харак- тер проблемы по теме исследования, изучение современного состоя- ния вопроса по теме исследования.
Аналитико-критический этап
На этом этапе ставят цель анализа и критического переосмысле- ния имеющихся знаний; проблемы исследования на основе выявле- ния неизученных аспектов темы исследования; а также формулируют цели и задачи исследования; разрабатывают научные гипотезы.
Трансляционно-оформительский этап
Этот этап включает подготовку научных документов (статьи, дис- сертации), фиксирующие окончательные результаты исследования и полученные новые знания. Продукт этапа – научный документ, содер- жащий описание проделанной работы и полученные в ней результаты.
10.2. Аспекты обоснования темы научных исследований
Прежде чем приступить к выполнению научного исследования, необходимо определить, что будет изучаться. Другими словами необ- ходимо сформулировать и обосновать тему научного исследования.
Обоснованный выбор темы исследования определяет не только успешное ее выполнение, но и эффективность полученных результа- тов [23].
Обычно выбор темы происходит в двух ситуациях. Во-первых, ко- гда тематика научных исследований в основном известна или предпола- гается. То есть когда начинающие исследователи приходят в сущест- вующий или сформировавшийся научный коллектив, который зани- мается исследованиями или готовится их проводить в заданном науч- ном направлении. В этом случае исследователям остается только оп- ределиться со своей подготовленностью и желанием работать по той или иной теме. Исследователи такой ситуации, как правило, студен- ты, магистры, аспиранты, молодые кандидаты наук высших учебных заведений и научно исследовательских институтов.
Во-вторых, когда ситуация выбора темы складывается для инди- видуальных молодых и опытных исследователей. В современных усло-
95 виях эта ситуация встречается реже по сравнению с первой. Выбору те- мы исследования по определенному направлению способствуют:
– ознакомление с новейшими результатами в смежных областях науки и техники;
– анализ и обобщение материалов имеющихся исследований;
– просмотр каталогов выполненных научных работ и защищен- ных диссертаций;
– просмотр реферативных журналов;
– ознакомление с перспективными планами научно-исследовательских работ Министерства образования и науки, Академий наук, а также вузов, научно-исследовательских институтов, к которым у соискателя есть интерес.
К выбору темы исследования предъявляют следующие требования:
– актуальность, т. е. тема должна быть важной и требующей скорейшего разрешения в настоящее время;
– научная новизна, т. е. тема должна вносить вклад в систему научных знаний;
– экономическая эффективность, внедряемая в производство хо- тя бы в перспективе.
Например, при выборе темы для студенческой научно- исследовательской работы следует иметь в виду, что она должна быть привязана к основным проблемам землеустройства и кадастров, а так- же должна соответствовать направлению исследований на кафедре.
После выбора темы исследования формулируют ее название, от- ражающее суть работы, а затем проводят обоснование избранной те- мы, которое включает:
1. Актуальность и целесообразность проведения исследования.
2. Цель и задачи научного исследования.
3. Предмет и объект исследования.
4. Методы решения практической задачи исследования.
5. Аналоги решения практической задачи и их недостатки.
6. Аналоги-прототипы решаемой практической задачи и их не- достатки, подлежащие устранению.
7. Пути устранения недостатков аналога-прототипа.
8. Результаты предварительных исследований и характеристику качественно нового экономического эффекта.
9. Прогнозируемый (ожидаемый) технико-экономический эффект.
10. Выводы.
96
Актуальность и целесообразность проведения исследований исходит из того, что известные способы и методы принятых проект- ных решений:
– полностью пригодны для использования в современных усло- виях;
– частично пригодны для использования и нуждаются в принци- пиальном совершенствовании или изменении применительно к акту- альным проблемам землеустройства и земельного кадастра;
– полностью непригодны для использования в производствен- ной и научно-исследовательской работе и требуют новых подходов в разработке.
Цель и задачи исследований направлены на решение конкретной проблемы.
Например, «разработать научную концепцию создания системы автоматизированного землеустроительного проектирования при внутрихозяйственном землеустройстве сельскохозяйственного пред- приятия или крестьянского хозяйства».
Предмет и объект исследования. Здесь в качестве предмета ис- следования рассматривают землеустроительное проектирование или кадастровую оценку земель как научную дисциплину, а объектом ис- следований являются сельскохозяйственное предприятия.
Методы решения практической задачи
Метод выбирает направление исследований, т. е. определяет способы и подходы решения частных задач. Например «определение размеров землепользования фермерских хозяйств с помощью экономико-математических методов», «организация и устройство территории севооборотов с помощью компьютерных технологий».
Аналоги решаемой практической задачи и их недостатки.
Излагают сущность имеющихся проектных решений, совпа- дающих по своему значению с поставленной задачей и указывающих только те существенные недостатки аналога, которые приводят к раз- личным неточностям проектирования или не способствуют рацио- нальному решению вопросов землепользования и землеустройства.
Аналоги-прототипы решаемой практической задачи и их не-
достатки, подлежащие устранению.
Прототип – это известный близкий предшественник решаемой задачи.
Выбор прототипа из числа известных аналогов проводят по об- щим признакам, чтобы объект был типичен для данного региона ис-
97 следования. Прототип необходим для проведения сравнительной оценки достигнутого уровня исследования, т. е. степени новизны по- лученных научных результатов.
Пути устранения недостатков аналога-прототипа должны быть выбраны с таким расчетом, чтобы полученные в процессе исследова- ний решения были не только новыми, но и обладали существенными отличиями по сравнению с уже известными решениями и давали бы положительный эффект.
Результаты предварительных исследований и характеристика качественно нового экономического эффекта освещаются только при условии предварительно выполненных исследований, что обеспечи- вает большую конкретизацию вопросов обоснования. Необходимость продолжения исследований обуславливается необходимостью про- вести в дальнейшем практическую проверку, подтвердить предвари- тельно полученный новый эффект.
Прогнозируемый
(ожидаемый)
технико-экономический
и экологический эффект.
В ряде случаев при планировании возникает потребность в вы- боре наиболее перспективных, экономически обоснованных тем.
В этом случае оценку необходимости разработки определяют исходя из численных критериев, простейшим из которых является критерий экономической эффективности:
Кэ = Эп / Зи, где Кэ – критерий экономической эффективности; Эп – предполагае- мый экономический эффект от внедрения; Зи – затраты на проведе- ние научного исследования.
Чем больше значение Кэ, тем эффективнее тема и выше ее на- роднохозяйственная эффективность.
Выводы должны подтверждать целесообразность проведения исследований и выбранный метод решения практической задачи.
10.3. Гипотеза исследований в научно-исследовательской работе
Чтобы ответить на вопросы, сформулированные в проблеме на- учного исследования, необходимо определить способ, с помощью ко- торого исследователь планирует познать сущность объекта исследо- вания [24].