ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 644
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
39
5. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК
5.1. Цель информационного поиска
Цель поиска – всесторонний анализ информации по теме иссле- дования, освещение состояния вопроса, уточнение при необходимо- сти темы, обоснование цели и задач научного исследования [5, 6, 10].
Поиск включает два этапа: отыскание необходимой информации и проработку источников.
Поиск источника информации целесообразно начинать с моно- графий. (Монография – это научный труд, углубленно разрабатываю- щий одну тему или узкий круг вопросов). Этим достигают две цели: во- первых, ознакомление с современной точной зрения на исследуемую проблему, подходом к ней и методикой исследований и, во-вторых, знакомство с основной литературой, так как в монографиях, как прави- ло, имеется достаточно полный библиографический указатель.
5.2. Последовательность информационного поиска
Дальнейшая последовательность подбора литературных источ- ников может быть следующей:
– ознакомление с литературой, указанной в библиографии;
– просмотр реферативных журналов по соответствующему раз- делу науки и техники и информационных изданий (экспресс- информация, обзорная информация, информлистки, сборники НИИ информации и т. п.);
– изучение специализированных журналов: «Известия вузов.
Технология легкой промышленности», «Кожевенно-обувная про- мышленность», «Швейная промышленность» и др.;
– изучение трудов институтов, тезисов докладов конференций, авторефератов диссертаций.
Вся найденная информация должна быть занесена на карточки или в специальную тетрадь. При этом важно сразу правильно оформ- лять библиографическое описание источника.
Этап проработки источников информации состоит из двух эта- пов: ознакомления и чтения.
Ознакомление – это просмотр всего материала и фиксация об- щего содержания работы с акцентированием внимания на разделах, имеющих отношение к исследованию.
Чтение – это более детальное знакомство с теми разделами, в
40 которых содержится интересующий материал с фиксацией общего содержания и изучение той части, которая имеет непосредственное отношение к предмету исследования.
Несколько слов то том, как запомнить прочитанный текст.
Американский специалист по менеджменту Гарри Лорейн в сво- ей книге «Как развивать сверхсильную память» дает следующие со- веты: сначала прочитать статью, раздел книги, брошюру и т. п., затем подобрать ключевые слова для каждой идеи и объедините их в связ- ку. Связь образуется, если сознательно создавать цель ассоциацией прямо во время чтения. Такие ассоциации основываются на мыслен- ных образах и картинах, причем успех будет зависеть от того, удастся ли сделать эти образы и картины забавными. Например, несколько ключевых слов гвоздь, пишущая машинка, ботинок, микрофон, ручка, телевизор, тарелка необходимо объединить в связку. Конструируем следующие образы:
– гвоздь и пишущая машинка: вы пробиваете пишущую машинку громадным гвоздем или все клавиши вашей машинки – гвозди;
– пишущая машинка и ботинок – пусть вы надели на ноги пи- шущие машинки или печатаете не руками, а ботинками;
– ботинки и микрофон: вы эстрадный певец и таскаете по сцене за собой рваный ботинок вместо микрофона;
– микрофон и ручка: вы пишете микрофоном;
– ручка и телевизор: ручки исполняют танец на огромном теле- визионном экране или же вам преподносят гигантскую ручку, в кото- рую вмонтирован телевизор;
– телевизор и тарелка: вы смотрите телепрограмму на экране в форме тарелки или же вам подают еду на плоском телевизоре.
Если вам удалось достаточно ясно увидеть эти картины мыслен- ным взором, вам не составит труда запомнить весь перечень ключе- вых слов, а по ним и подмеченные идеи.
5.3. Выписки, аннотации, конспекты
Прорабатывая научно-техническую информацию, обычно дела- ют выписки, аннотации и конспекты.
Выписка – краткое (или полное) содержание разделов, глав, стра- ниц источника информации. Они могут заменить конспектирование текста и позволяют в малом объеме накопить большую информацию.
Аннотация – это краткая характеристика печатного издания (или
41 его частей) с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. С помощью аннотации можно быстро восстановить в памяти текст.
Конспект – это подробное изложение содержания информации.
Главное при составлении конспекта – выделить рациональное зерно применительно к разрабатываемой теме. При этом целесообразно текст конспекта составлять своими словами, что способствует крат- кости изложения, требует осмысливания, анализа прочитанного, по- зволяет выделить главное в представленной информации.
Полученный таким образом материал критически анализируют.
Может быть принят следующий план анализа:
– определение достигнутого уровня знаний в исследуемом на- правлении;
– выяснение оригинальных идей и интересных мнений в этой области;
– выявление недостатков предыдущих исследований;
– установка возможных путей дальнейших исследований.
На основании результатов проработки информации делают выво- ды, в которых подводят итог критического анализа. В выводах должны быть освещены следующие вопросы: актуальность и новизна темы; по- следние достижения в области теоретических и экспериментальных ис- следований по теме; важнейшие и наиболее актуальные теоретические и экспериментальные задачи, а также производственные рекомендации, подлежащие разработке в данный момент; техническая целесообраз- ность и экономическая эффективность этих разработок.
На основе указанных выводов уточняют или формируют цель и конкретные задачи научного исследования.
При проведении информационного поиска и затем при состав- лении отчета по НИР составляется перечень литературных, патент- ных и иных источников, который помещают в раздел Отчета под на- званием «Перечень использованных источников».
5.4. Правила оформления отчетов о НИР
Текст отчета (пояснительной записки) выполняют любым пе- чатным способом на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А 4 через 1,5 интервал. Цвет шрифта должен быть черным,
14 кегль, шрифт Times New Roman [12, 13].
На всех листах пояснительной записки оставляют поля для под-
42 шивки и обрезки: левое – 25, верхнее – 25, правое – 15 и нижнее –
25 мм. Рамку на листах рисуют только в том случае, если на листе не- обходим угловой штамп, поля рамки слева – 20 см, справа, сверху и снизу – 5 см.
Каждую новую мысль начинают с красной строки, отступ от ле- вого края текста – пять знаков (1,25 см). Нумерацию страниц начи- нают с титульного листа (хотя на титуле цифра «1» не ставится) и продолжают на всех последующих. Номер указывают в центре ниж- ней части каждого листа без точки.
Текст. Каждую главу начинают с новой страницы. Причем сло- во «глава» не пишут, а ставят номер. После названия главы, раздела, подраздела, таблицы, рисунка и приложения точку не ставят. Под- черкивать и выделять другим цветом их нельзя. Переносы в заглавиях нежелательны.
Между названием главы и названием раздела или текстом дела- ют пропуск 1,5–2,0 см. Такое же расстояние остается между текстом и названием раздела или подраздела. Между названием раздела или подраздела и текстом пропуск не делают.
Прежде чем в пояснительной записке появятся таблица или ри- сунок, в тексте должна быть соответствующая ссылка на них, напри- мер: табл. 2.1 или рис. 4.12, что соответственно означает: первая таб- лица во второй главе и двенадцатый рисунок в четвертой главе.
Нумерация рисунков, таблиц и формул сквозная внутри главы и раздельная по главам возможно и нумерация сквозная по всей пояс- нительной записки. Нумерация приложений сквозная по всей поясни- тельной записке.
Все слова в тексте пишутся полностью. Сокращения допускают только для общепринятых понятий в этой области знаний.
Примечания к тексту и таблицам нумеруют арабскими цифрами.
Если на странице примечаний несколько, то после слова «Примеча- ние» ставят двоеточие и номер, если одно – только точку. В прило- жения помещают дополнительный материал в виде таблиц, карт, ри- сунков, например, базу данных.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
5.5. Правила составления библиографического описания
Библиографическое описание (БО) – совокупность библиогра- фических сведений о документе, приведенных по определенным пра- вилам, устанавливающим порядок следования областей и элементов и
43 предназначенных для идентификации и общей характеристики доку- мента [14].
БО документа состоит из нескольких областей и элементов, сле- дующих друг за другом в строго определенной последовательности.
Элементам и областям в БО предшествуют знаки предписанной пунктуации (ранее их называли условными разделительными знака- ми). В качестве знаков предписанной пунктуации выступают сле- дующие знаки препинания: точка (.); тире (–); запятая (,); точка с за- пятой (;); двоеточие (:); многоточие (…); косая черта (/); две косые черты (//); круглые скобки ( ); квадратные скобки [ ].
В конце библиографического описания ставят точку. Библио- графические сведения указывают в том виде, в котором они даны в источнике информации.
В зависимости от объекта описания различают:
– одноуровневое БО – описание одночастного (однотомного) документа в целом;
– аналитическое БО – описание составной части документа.
Каждая библиографическая запись начинается с красной строки.
5.6. Одноуровневое библиографическое описание
Схема библиографической записи
1. Заголовок записи (фамилия и инициалы индивидуального автора).
2. Основное заглавие и сведения, относящиеся к заглавию (рас- крывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т. д.).
3. Сведения об ответственности (содержат информацию об ав- торах, индивидуальных или коллективных, составителях, редакторах, переводчиках и т. п.).
4. Сведения об издании (содержат данные о повторности изда- ния, его переработке и т. п.).
5. Место издания: издательство, издатель или издающая органи- зация, Дата издания.
6. Физическая характеристика.
7. Область серии.
8. Область примечания.
Перечень областей и элементов библиографической записи
44
Заголовок записи. Согласно ГОСТ 7.80-2000 в заголовке запи- си приводят фамилию и инициалы одного автора. При наличии двух, трех авторов, как правило, указывают фамилию первого автора. Фа- милия приводится в начале заголовка и, как правило, отделяется от инициалов запятой.
Если авторов четыре и более, то заголовок не применяют, биб- лиографическое описание начинается с основного заглавия. Фамилии авторов приводятся в сведениях об ответственности
Основное заглавие – название издания, указанное на титульном листе. Его приводят в том виде, в каком оно дано в источнике инфор- мации, в той же последовательности и с теми же знаками. Оно может состоять из одного или нескольких предложений.
Сведения, относящиеся к заглавию, содержат информацию, поясняющую основное заглавие, о виде, жанре, назначении произве- дения, указание о том, что документ является переводом с другого языка и т. д.
Сведениям, относящимся к заглавию, предшествует двоеточие.
Сведения, относящиеся к заглавию, приводят со строчной буквы.
Если в сведениях, относящихся к заглавию, помещено другое за- главие, его приводят всегда с прописной буквы, и слова не сокраща- ют. Не сокращают также одно слово, составляющее сведения, отно- сящееся к заглавию.
Сведения об ответственности: приводятся сведения об авторах индивидуальных или коллективных, сведения о других лицах, при- нимавших участие в создании документа.
В ГОСТ 7.1.-2003 [14] изменен статус этого элемента: первые сведения об ответственности являются обязательным элементом биб- лиографического описания.
В сведениях об ответственности указывают фамилии одного, двух, трех авторов.
При наличии информации о четырех и более лицах и (или) орга- низациях в описании могут быть приведены сведения обо всех лицах и (или) организациях, указанных в источнике информации. При необ- ходимости сократить их количество ограничиваются указанием пер- вого из каждой группы с добавлением в квадратных скобках сокра- щения «и другие» [и др.].
При описании книг, не имеющих авторов, указывают учрежде- ния, принимавшие участие в создании документа.
Сведения об ответственности записывают в той форме, в какой
45 они указаны в источнике информации.
Сведения об ответственности, включающие наименование воз- главляющей организации и ее подразделения, записывают в том виде и порядке, как они приведены в источнике информации, и отделяют друг от друга запятой.
Первым сведениям об ответственности предшествует знак «ко- сая черта»; последующие группы сведений отделяют друг от друга точкой с запятой. Однородные сведения внутри группы отделяют за- пятыми.
В сведениях об ответственности приводят также фамилии соста- вителей, ответственных редакторов и других лиц, участвовавших в создании документа.
Переводчика, составителя, редактора, фотографа и т. д., приво- дят со строчной буквы.
В ГОСТ 7.1.-2003 с прописной буквы начинается только первое слово области, а в элементах строчные и прописные буквы применя- ются в соответствии с нормами языка источника информации. Внут- ри области с прописных букв начинаются только имена собственные.
Разделительные знаки в области заглавия и сведений об
ответственности:
: – (двоеточие) перед сведениями, относящимися к заглавию;
/ – (косая черта) перед сведениями об ответственности;
; – (точка с запятой) отделяет одну группу авторов от другой;
, – (запятая) между фамилиями авторов.
Область издания
Сведения об издании содержат информацию о повторности из- дания, об особенностях данного издания по отношению к предыду- щему изданию. Сведения об издании приводят в формулировках и в последовательности, имеющихся в источнике информации; порядко- вый номер теперь не всегда выносится на первое место.
Область выходных данных
Эта область содержит три элемента: место издания, издательст- во (издающая организация, издатель), дата издания.
Место издания – название населенного пункта, в котором вышел документ, приводят полностью в форме и падеже, указанном в источ- нике информации. Исключение составляют:
Москва – М.
Ленинград – Л.
Санкт-Петербург – СПб.
46
Ростов-на-Дону – Ростов н /Д.
Нижний Новгород – Н. Новгород.
Если указано несколько мест издания, приводят указанное пер- вым в источнике информации. Опущенные сведения отмечают со- кращением [и др.], приводимым в квадратных скобках.
– СПб. [и др.]
Могут быть приведены названия второго и последующих мест издания, отделяемые друг от друга точкой с запятой.
– М.; СПб.
Издательство (издающая организация, издатель). Наименование приводят в краткой форме, без кавычек, в падеже, который указан в предписанном источнике информации. Издательству предшествует двоеточие.
Если издателем является физическое лицо, в описании приводят его фамилию и инициалы в падеже, указанном в источнике предпи- санной информации.
– М.: ИД Сытина;
– М.: Зараев А.В.
Дата издания – год публикации документа. Год указывают арабскими цифрами; слово «год» не приводят. Дате издания предше- ствует запятая.
, 2000
Новосибирск, 2001
М.: Колос,2003
Область физической характеристики
Эта область содержит сведения об объеме документа (количест- ве страниц), об иллюстративном и ином материале, которым он снабжен.
Сведения о количестве страниц приводят теми цифрами (рим- скими или арабскими), которые использованы в объекте описания.
Все сведения в данной области приводят с сокращением отдель- ных слов и словосочетаний.
Сведениям об иллюстрациях предшествует двоеточие.
– 86 с.: ил.
– 379 с.: ил.
– 186с., 8 с.: ил.
47
Область серии
Эта область содержит сведения о сериальном издании, выпус- ком которого является документ. Основное заглавие серии приводит- ся полностью.
Предписанный знак области – круглые скобки (...).
Документ, опубликованный на иностранном языке, описывается аналогично. При составлении библиографической записи документа иногда применяется краткое библиографическое описание, которое включает только обязательные элементы, необходимые для иденти- фикации документа
5.7. Аналитическое и библиографическое описание
Аналитическое библиографическое описание делают на состав- ную часть документа. К составным частям документов относят:
– самостоятельное произведение (статья);
– часть произведения, имеющая самостоятельное заглавие;
– часть произведения, не имеющая самостоятельного заглавия, но выделенная в целях библиографической идентификации.
На составную часть документа составляют одноуровневое биб- лиографическое описание.
Источником сведений о составной части являются ее первая страница, последняя страница, а также оглавление.
Документ, содержащий составную часть, является идентифика- тором и именуется идентифицирующим документом.
Схема аналитического библиографического описания
Сведения о составной части документа // Сведении об иденти- фицирующем документе. – Сведения о местоположении составной части в документе. – Примечания.
Сведения о составной части документа содержат сведения об ав- торе статьи, заглавии статьи, сведения об ответственности.
Если авторов статьи несколько, то соблюдают следующие правила:
– если статья одного автора – указывают его фамилию и ини- циалы, если у статьи два, три автора – фамилию и инициалы первого, если, четыре автора и более, то описание начинается с заглавия ста- тьи. Заглавие (название) приводят полностью без сокращений. В све- дениях об ответственности приводят сведения об одном, двух, трех авторах статьи.
48
– если авторов четыре и более, выбирают один из способов: ука- зывают первого и приводят сокращение [и др.], либо указывают всех четырех авторов и соединительный элемент, указывающий на анали- тическое библиографическое описание.
Сведения об идентифицирующем документе (о документе, в ко- тором помещена составная часть). Такими документами могут быть книги, продолжающиеся, периодические издания (журналы, газеты).
В аналитическом описании заголовок идентифицирующего до- кумента, как правило, опускают.
В сведениях об идентифицирующем документе приводят основ- ное заглавие, сведения об ответственности, сведения об издании, ме- сто издания, дату издания (для книг); заглавие, дату, номер, том, вы- пуск (для периодических изданий).
Сведения о местоположении составной части обозначают сквоз- ной пагинацией по форме «от и до», между первой и последней стра- ницами ставят знак тире.
С. 17–28
С. 18–30
Сокращение слов в библиографических записях
Важным элементом правильно оформленной работы является сокращение слов. В библиографической записи сокращают слова и словосочетания во всех областях библиографического описания, кро- ме заголовка и заглавия.
Следующий этап научного исследования после изучения и анализа литературных к других источников – разработка рабочей гипотезы.
Вопросы
1. Информационный поиск.
2. Последовательность подбора литературных источников.
3. Как запомнить прочитанный лист?
4. Терминология: этап, выписка, аннотация, конспект.
5. План анализа.
6. Правила оформления отчета по НИР.
7. Составление библиографического списка.
8. Библиографическое описание.
9. Аналитическое описание.
10. Библиографический список.