Файл: Курсовая работа по специальности 31. 02. 01 Лечебное дело Койкова Валерия Сергеевна, 3 курс, группа Б.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 276
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 2 - Знаете ли Вы основные причины, вызывающие нарушения зрения в школьном периоде?
40% опрошенных знают причины, которые могут привести к развитию нарушению зрения, 45% опрошенных ответили, что такой информацией не владеют, а 15% респондентов не дали четкого ответа, так как затруднились ответить на поставленный вопрос.
Таким образом, мы видим, что большая часть школьников не обладает необходимой информацией об основных причинах, приводящих к нарушению зрения.
3 вопрос.
Рисунок 3 - Соблюдает ли Вы режим дня?
В результате 42% - ответили, что соблюдают режим дня, 50% - не соблюдает режим дня, 8% опрашиваемых затруднились дать ответ на данный вопрос.
Важно чередовать периоды чтения, выполнения домашних заданий с активными играми, физическими упражнениями и прогулками.
4 вопрос.
Рисунок 4 - Часто ли Вы употребляете свежие фрукты и овощи?
43% обучающихся ответили, что употребляют свежие фрукты и овощи часто, 17% респондентов ответили, что употребляют овощи и фрукты не часто и 40% ответили, что употребляют фрукты и овощи редко.
Недостаток витаминов в организме, особенно в подростковом возрасте, является одним из факторов риска возникновения миопии. Нужно соблюдать здоровый образ жизни, включать в меню продукты, содержащие витамин А, Е, С, Д, богатые цинком, железом, кальцием, магнием.
5 вопрос.
Рисунок 5 – Употребляете ли вы молочные продукты?
На 5 вопрос «Употребляете ли вы молочные продукты?» 93% опрошенных ответили, что утвердительно, а 7% респондентов ответили, что не употребляют молочные продукты.
Молочные продукты для зрения. В них содержится большое количество кальция, который входит в состав клеток и тканевой жидкости глаза, используется для передачи нервных сигналов, контролирует сокращение и расширение кровеносных сосудов.
Вопрос 6.
Рисунок 6 - Сколько времени Вы проводите за гаджетом и компьютером?
На 6 вопрос, «Сколько часов в день Вы проводите за гаджетом и компьютером?», 28% школьников ответили, что это время составляет до 2-х часов в день, 35% указали, что проводят от 2 до 5 часов в день, 37% - проводят более 5 часов в день за гаджетом и компьютером. Исходя из этого, можно сделать вывод, что большая часть школьников пренебрегает правилами использования современными рекомендациями по использованию электронных устройств (рисунок 6).
В детском возрасте, когда глаз только формируется, использование электронных носителей информации многократно усиливает вероятность развития близорукости, причём она развивается быстрее и может достигать более высоких величин.
Из-за небольших размеров экрана процесс чтения требует сильного напряжения глазных мышц, которое вызывает раздражение глазного нерва, а впоследствии – снижение зрения.
Неблагоприятно влияют перемены освещения и тряска, которая неизбежна при езде (особенно это касается чтения в транспорте).
7 вопрос.
Рисунок7 - Проводите ли Вы гимнастику для глаз?
На 7 вопрос: «Проводите ли Вы гимнастику для глаз?» 55% респондентов ответили, что не проводят гимнастику для глаз, 27% ответили, что проводят гимнастику, 18% проводят гимнастику, но достаточно редко (рисунок 6).
Прекрасным способом снятия напряжения с глаз в течение учебного дня является гимнастика для глаз. Она предполагает выполнение ряда несложных упражнений, которые значительно помогают снять напряжение с глазных мышц. Гимнастика занимает небольшое количество времени и проводить ее школьники могут даже самостоятельно.
Вопрос 8.
Рисунок 8 - Часто ли Вы подвергаетесь переутомлению?
В 8 вопросе учащимся предлагалось ответить, подвергаются ли они переутомлению. 37% ответили, что подвергаются переутомлению, 25% указали, что не испытывают загруженности и 38% опрошенных указали, что редко подвергаются переутомлению (рисунок 7).
Одним из факторов риска развития нарушений зрения у школьников является частое переутомление, обусловленное высокой учебной нагрузкой, плотным графиком дополнительных занятий, длительной работой с компьютером, играми в телефоне и т.д.
Таким образом, наблюдается значительная часть детей, которые составили группу риска возникновения нарушения зрения, так как переутомление для них оказалось достаточно частым случаем.
9 вопрос.
Рисунок 9 - Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?
В 9 вопросе предстояло установить, сколько часов в день проводят школьники на свежем воздухе. 45% респондентов ответили, что в течение дня только 1-2 часа пребывают на свежем воздухе, 40% ответили, что 2-3 часа пребывают на свежем воздухе, 15% - пребывают на свежем воздухе 4 и более часов (рисунок 8).
Большая часть детей крайне редко гуляет на улице. Прогулка в парке, поход в лес за грибами, работа в саду, игры во дворе, просто прогулка по кварталу- любая активность на свежем воздухе вносит свой вклад в профилактику миопии.
Высокая значимость прогулок в профилактике миопии объясняется тем, что солнечный свет, попадая на сетчатку, стимулирует синтез нейромедиатора допамина, который тормозит рост глазного яблока. А в отсутствии тормозящего действия допамина рост осевых размеров глаза ограничивается в меньшей степени, и в результате развивается близорукость.
10 вопрос.
Рисунок 10 - Занимаетесь ли Вы спортом?
На 10 вопрос «Занимаетесь ли Вы спортом» 36% опрошенных ответили, что занимаются спортом, 47% ответили на поставленный вопрос отрицательно, то есть физические нагрузки в их жизни присутствуют в недостаточной степени и 17% опрошенных ответили, что занимаются спортом редко.
При миопии физические нагрузки не противопоказаны, они даже полезны: способствуют улучшению кровообращения и питанию тканей глазных яблок кислородом. Волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис –виды спорта, при которых тренируется мышечный аккомодационный аппарат глаза
11 вопрос.
Рисунок 11 - Как часто Вы наблюдаетесь у врача-офтальмолога?
23% ответили, что 1 раз в год обследуются, для снижения риска возникновения проблем со зрением, 45% школьников указали, что они давно не обследовались и 32% не помнят, когда последний раз проверяли зрение. Выделяется значительная группа школьников, которые указали, что не помнят времени последнего посещения врача. Это является абсолютно недопустимым моментом. Родителям школьников необходимо разъяснять важность посещения врача-офтальмолога 1 раз в год. Кроме того, необходим постоянный контроль за состоянием зрения ребенка со стороны участкового врача-педиатра.
12 вопрос.
Рисунок 12 – Назначалось ли вам лечение? Если «да», то какое?
На основании рисунка 12 видно, что 82% опрошенных ответили, что им не назначалось лечение, 18% школьников ответили, что проходили лечение. Исходя из этого, можно сделать вывод, что большинство не имеют в анамнезе проблемы со зрением.
Вопрос 13.
Рисунок 13 - Хотели бы Вы получить дополнительную информацию о профилактике и лечении заболеваний органов зрения в школьном возрасте?
На 13 вопрос «Хотели бы Вы получить дополнительную информацию о профилактике и лечении заболеваний органов зрения?» 67% опрошенных ответили, что хотят получить такие рекомендации, а 33% респондентов ответили, что их рекомендации по профилактике нарушения зрения не интересуют (рисунок 13).
33% учащихся в силу своего столь юного возраста, просто не задумывается о значимости профилактических мероприятий. Им нужно в доступной для понимания и восприятия форме доводить данную информацию. Лучше всего если она будет сопровождаться небольшими видеосюжетами, картинками, фотографиями, позволяющими повысить интерес к данной теме со стороны детей.
Вопрос 14.
Рисунок 14 - «Вам назначалась схема лечения?»
На основании рисунка 14 видно, что 40% опрошенных ответили, что им было назначено лечение, 60% школьников ответили, что не имеют проблем со зрением, и лечение им не назначалось.
Вопрос 15.
Рисунок 15 - «Имеются ли улучшения от назначенной схемы лечения?»
15 вопрос был задан учащимся, кто имеет проблемы со зрением, им предлагалось ответить, имеются ли улучшения от назначенной схемы лечения. 10% ответили положительно, 90% затрудняются ответить.
Вопрос 16.
Рисунок 16 – «Нужны ли Вам дополнительные рекомендации по лечению?»
На 16 вопрос «Нужны ли Вам дополнительные рекомендации по лечению?» 80% опрашиваемых ответили утвердительно, в то время, как 20% ответили, что в дополнительных рекомендациях не нуждаются.
Подводя общий итог исследования, можно увидеть, что большинство школьников не имеют выявленного нарушения зрения. Это можно объяснить хорошей профилактикой данного заболевания со стороны педагогического коллектива школы, медицинского персонала. Но также можно увидеть определенную группу детей школьного возраста, которые могут составлять группу риска и в последующем приобрести данное заболевание. Это дети, которые сталкиваются с факторами риска заболевания достаточно часто. Более чем у половины учащихся отсутствуют регулярные и необходимые для растущего организма физические нагрузки. Установлено, что в рационе школьников редко присутствуют свежие фрукты и овощи. Недостаточное количество витаминов является важной причиной нарушения зрения и развития патологии. Так же длительное (5 и более часов в день) пребывание за гаджетами и компьютером отрицательно сказывается на зрении школьников.
Было установлено, что школьники пребывают не более 1-2 часов на свежем воздухе. Ведь прогулки на свежем воздухе снимают напряжение глаз при длительном чтении, смотрении телевизора и долгом пребывании за компьютером. Было выяснено, что большинство респондентов не знают о методах профилактики нарушения зрения, и лишь некоторые ответили, что знают основные правила профилактики нарушения зрения. Для этого была разработана памятка.
Охрана зрения детей является наиболее важной проблемой офтальмологии. Актуальность проблемы неуклонно возрастает в связи с тем, что за последнее десятилетие частота миопии среди детей школьного возраста возросла более чем в 1,5 раза.
Основной целью школьного фельдшера является реализация медико-социальных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление зрения, профилактику и снижение риска возникновения школьной миопии, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Заключение
Основной причиной снижения зрительных функций у школьников является близорукость. Различают близорукость как аномалию рефракции и как болезнь. Наиболее часто встречается школьная, приспособительная, физиологическая близорукость, которая не приводит к инвалидности. В свою очередь высокая осложненная близорукость занимает одно из ведущих мест в структуре инвалидности по зрению.
В настоящее время существенно возросла зрительная нагрузка за счет увеличения школьных программ, особенно в образовательных учреждениях нового типа (гимназии, лицеи, колледжи), что приводит к высокой зрительной и эмоциональной нагрузке. Хорошо известно, что стрессовая ситуация является одной из основных причин развития многих заболеваний и органа зрения в частности. Широкое распространение близорукости среди школьников можно объяснить тем, что с физиологических позиций учебный процесс есть не что иное, как разновидность умственного зрительно-напряженного труда. В связи с этим школьную близорукость можно рассматривать как разновидность профессиональной.
Главные аспекты работы фельдшера в лечении школьной миопии у детей:
1) Фельдшеру необходимо организовывать работу школ здоровья и регулярно проводить беседы о профилактике школьной миопии, как с детьми, так и с их родителями, так как именно родители могут повлиять на режим дня своего ребёнка.
2) Одна из главных обязанностей фельдшера - работа с администрацией образовательного учреждения и педагогическим коллективом, в результате которой необходимо включить проведение на уроках физкультминуток для глаз с целью профилактики переутомления у учащихся.