Файл: История развития Менеджмента (Основные вехи в развитии менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В результате смены общественно-экономической формации перед практиками и учеными нашей страны стояла проблема выбора и обоснования типа управления, который бы в наибольшей степени отвечал национальной культуре, национальным традициям и в тоже время учитывал бы те лучшие тенденции в развитии теории и практики управления, которые складываются в развитых капиталистических странах. С учетом всех факторов ученые избрали западные формы и типы управления. Основополагающим здесь является специфический тип управления, который получил название менеджмент (в переводе с английского - укрощать лошадь).

Общеизвестным является тот факт, что в XVII - XVIII вв. менеджмент выделяется в самостоятельный вид деятельности, в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. В этот период началось зарождение профессионального менеджмента.

«Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, - дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента. Менеджмент - двигатель, развитие – следствие» - так характеризует социальную функцию и значение менеджмента Питер Друкер, человек, который первым сумел распознать, обобщить и описать появление в мире нового могущественного фактора развития, человек, которого, пожалуй, можно назвать родоначальником менеджмента как систематизированной дисциплины.

Редко новый социальный институт, новая, лидирующая в обществе группа, новая ключевая социальная функция возникали с такой быстротой, как менеджмент в прошедшем столетии. Редко в человеческой истории новый институт так быстро становился незаменимым. И никогда прежде новый институт не охватывал земной шар с такой легкостью, пересекая границы рас и культур, языков и традиций, как это сделал менеджмент на протяжении одного поколения. И действительно, всюду, где удавалось ввести компетентный менеджмент, начиналось стремительное развитие.

Данные обстоятельства вызывают интерес к рассмотрению менеджмента, его содержанию и составным элементам, а также его особенностям в российской практике. Целью курсовой работы является рассмотрение исторических аспектов развития менеджмента, его основных вех в развитии и идей различных школ в менеджменте. Достижение указанной цели обусловило постановку следующих задач:


  • рассмотрение теоретических и методологических основ менеджмента, его отдельных аспектов;
  • анализ процесса развития менеджмента, достижений основоположников и идейных вдохновителей менеджмента;
  • анализ развития одного из ключевых направлений в современном менеджменте – стратегического менеджмента;
  • изучение вклада советских и российских ученых в развитие менеджмента;
  • выделение особенностей развития российского менеджмента.

Структура курсовой работы соответствует логике поставленных задач и включает, помимо, введения, три главы, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Основные вехи в развитии менеджмента

1.1 Менеджмент: понятие и сущность

Термин менеджмент довольно давно закрепился в русском языке и несет несколько значений [2; 3; 7; 9; 11; 23]:

1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата;

2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование деятельности, контроль и анализ;

3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией;

4) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги менеджменту;

5) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука.


Отличие между управлением и менеджментом является та среда, в которой происходит процесс. Менеджмент возникают в тех условиях, когда производство функционирует в условиях рынка, высокая степень самостоятельности в действиях управленческих работников, которых называют менеджеры. Имеются другие особенности, которые сфокусированы в самом определении менеджмента. Одно из них: «Менеджмент-это особый вид самостоятельной деятельности в фирме любого направления деятельности, работающей в условиях рыночных отношений для обеспечения поставленных целей при рациональном, экономичном использовании материальных и трудовых ресурсов на основе хозяйственного и экономического механизма рыночных отношений» [2, с.14].

Понятие «управление» имеет расширительное значение, так как используется не только для условий рынка, но и в управлении некоммерческими организациями и другими объектами (город, автомобиль и т. д.). Общее двух терминов связано с координацией совместного труда. Предметом исследований являются отношения, которые возникают в процессе управления. Они возникают в производственном коллективе для организации трудового процесса, соблюдения определенного порядка, согласованных действий.

Управленческий труд выступает как совокупный труд. Деятельность по управлению может считаться эффективной деятельностью, приносящей определенную часть прибыли предпринимательской деятельности.

К понятиям менеджмента относятся [6; 44]: 1) наука и практика управления; 2) организация управления внутри фирмы; 3) процесс принятия управленческих решений. Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления. Термин «организация управления» представляет собой вид деятельности по руководству людьми (управление персоналом). Процесс принятия решений часто становится самостоятельной сферой деятельности специализированных подразделений.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.


1.2. Этапы возникновения и становления менеджмента

Историю возникновения и становления менеджмента можно условно разделить на следующие периоды.

1-й – ранний (первая половина XIX века) – связан с промышленным переворотом (Англия), заключавшимся в резком ускорении развития производительных сил и переходе к машинному производству. Это вызвало необходимость создания менеджмента как управления в наиболее развитой в то время текстильной промышленности. Основными функциями управления являлись контроль и учет в таких областях как запасы сырья и готовой продукции, незавершенное производство, качество продукции.

2-й – вторая половина XIX века – связан с возникновением школы научного менеджмента. Основоположником школы был американский инженер-механик Ф. Тейлор, изучавший управление производством и организацию труда в условиях машинного производства. Ф. Тейлор впервые разделил операцию на составные элементы – приемы и движения, а также провел исследования затрат живого труда и его производительности при использовании различных инструментов. В качестве основной функции управления рассматривал контроль и считал, что разделение рабочего задания на элементы позволяет устранить ненужные, нерациональные элементы.

В качестве основных управленческих задач Тейлором были сформулированы следующие:

  • использовать научные методы, базирующиеся на изучении времени повторяющихся рабочих операций и их элементов, типизации и стандартизации рабочих инструментов;
  • осуществлять отбор рабочих, обладающих не только физическими качествами, но и умственными способностями;
  • проводить подготовку, обучение и развитие способностей рабочего, позволяющих точно следовать разработанным стандартным приемам и движениям;
  • разработать экономические методы стимулирования труда, которые призваны гарантировать качество и сроки выполнения задания;
  • осуществлять планирование и организацию работы, ответственность за которые возлагаются на менеджеров, а не на рабочих.

3-й – начало XX века (1900-1930-е гг.). Этот период в истории характеризуется бурным развитием научно-технического прогресса в странах Европы и Америке. Поэтому третий период развития менеджмента отличается параллельным развитием четырех школ менеджмента. Так, последователями школы научного менеджмента являлись Г. Форд и супруги Гилбреты. Г. Форд ввел на своих заводах конвеерные линии, основанные на организации поточного производства, пооперационной специализации, типизации (в настоящее время эта система организации производства называется «Фордизм»).


Школа бюрократического менеджмента была основана в Германии М. Вебером. М. Вебер одним из первых предложил создать нормальные организационные структуры управления, которые имеют вид иерархических, усиливают централизацию управления и способствуют разделению управленческого труда и его функциональной специализации. Каждой организации необходимо иметь предписания, правила, должностные обязанности и права, формальные процедуры и т.п.

Школа классического (административного) менеджмента основана во Франции А. Файолем. А. Файоль был директором крупнейшей горнодобывающей компании. А. Файоль ввел понятие «принцип управления», по которым подразумевал гибкую, адаптирующуюся к конкретным условиям и потребностям совокупность положений, правил, действий и идей. Основной заслугой А. Файоля, по мнению специалистов, явились сформулированные им четырнадцать принципов менеджмента:

  • разделение труда;
  • соответствие полномочий и ответственности;
  • дисциплина;
  • единовластие;
  • единство направления деятельности;
  • подчинение частных интересов общему;
  • вознаграждение;
  • централизация;
  • скалярная цепочка;
  • порядок;
  • справедливость;
  • продолжительность пребывания персонала в должности;
  • инициатива;
  • корпоративный дух.

Гарвардская школа менеджмента (школа человеческих отношений) создана Э. Мэйо и М. Фоллет. М. Фоллет занималась разработкой инновационной политики, впервые выдвинула принципы самоуправления, способствовавшие более полному использованию творческого потенциала работника. Э. Мэйо изучал специфику поведения человека в коллективе.

4-й – с 1940 до конца 1950-х гг. В этот период наиболее ярко проявились два подхода к менеджменту: количественный и системный.

Количественный подход особое внимание уделяет моделированию процессов управления, представляемых чаще всего в виде математических формул.

Системный подход объединил в процессе управления отдельные составляющие системы – подсистемы – в единую систему, каковой является организация. Системный подход позволил осознать, что нужно управлять не только отдельной системой организации, но и всей организацией в целом, принимая во внимание сложные взаимосвязи, существующие внутри системы, и разностороннее ее взаимодействие с окружающей средой.

5-й – с 1960 до конца 1970-х гг. Характерной чертой этого периода в развитии менеджмента является создание ситуационного подхода в менеджменте. Основной причиной возникновения ситуационного подхода явилось резкое увеличение конкуренции, усиление неопределенности и нестабильности глобальных экономических, политических, природных и иных процессов, оказывающих значительное и не всегда предсказуемое воздействие на результаты деятельности предприятий.