Файл: Педагогические и экспериментальные методы и их значение в научной исследовательской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВО

«Воронежский государственный институт физической культуры»

Кафедра теории и методики физической культуры,

педагогики и психологии

(ТиМФК, ПиП)


Доклад
Тема: «Педагогические и экспериментальные методы и их значение в научной исследовательской деятельности»
Выполнил:

студентка 2 курса

Мозгина Есения Сергеевна

Проверил:

кпн, доцент кафедры ТиМФК,ПиП

Ф.И.О.

Воронеж, 2023 г.
План

Введение……………………………………………………………………..

3

1. Методы педагогического исследования…………………………………

4

2. Эксперимент как метод педагогического исследования………………..

7

3. Значение методов в научно-исследовательской деятельности ………..

9

Заключение…………………………………………………………………..

12

Список источников литературы …………………………………………

13


Введение

Педагогика – это наука, изучающая особую, социально и личностно детерминированную, характеризующуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человеческих существ к жизни в обществе.

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает.

Задачи педагогики делят на практические и научные. Практическая работа нацелена на получение конкретных результатов, а научная на получение знаний о том, как объективно протекает эта деятельность, и что нужно сделать, чтобы она стала более эффективной и соответствующей поставленным целям.

Актуальность. К задачам педагогической науки относят выявление объективных закономерностей образовательного процесса, обоснование современных педагогических систем, разработка нового содержания образования. Для выполнения этих задач разработана система методов, характеристика которых и представлена в настоящей работе.


Цель: изучить педагогические и экспериментальные методы и их значение в научной исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Рассмотреть методы педагогического исследования;

  2. Изучить эксперимент, как метод педагогического исследования;

  3. Проанализировать значение методов в научно-исследовательской деятельности.

1. Методы педагогического исследования

Все педагогические методы принято разделять на три группы – методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические и статистические методы [3].

Рассмотрим их в порядке их значимости и традиционности без группировки на теоретические и эмпирические.

Методы педагогического опыта – это способы исследования реально сложившегося опыта организации образовательного процесса.

При изучении педагогического опыта применяются такие методы как:

- наблюдение;

- беседа;

- анкетирование;

- изучение письменных и творческих работ учащихся, педагогической документации.

1. Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал [2].

Существует несколько видов наблюдений:

- включенное (исследователь участвует в группе исследуемых);

- со стороны;

- открытое;

- скрытое;

- сплошное;

- выборочное.

Материалы наблюдения фиксируют с помощью таких средств, как протоколы, дневниковые записи, видео-регистрации, кино-регистрации, фонографические записи и др.

При всех возможностях метода наблюдения, он, тем не менее, ограничен. Он позволяет обнаружить лишь внешние проявления педагогических фактов. Внутренние же процессы остаются для наблюдений недоступными [1].

Этапы наблюдения:

1. Определение задач, цели;

2. Выбор объекта, ситуации;

3. Выбор способа наблюдения;

4. Выбор способа регистрации, получаемого материала;

5. Обработка и интерпретация полученной информации.

Слабым моментом организации наблюдения подчас является недостаточная продуманность системы признаков, по которым можно фиксировать проявление того или иного факта; отсутствие единства требований в применении этих признаков всеми участниками наблюдений.

2. Опрос – беседа, интервью, анкетирование. Эта группа методов довольно проста в организации и универсальна как средство в получении информации широкого спектра. Они применяются в социологии, демографии, политологии и в других науках.



К опросным методам науки примыкает практика работы государственных служб изучения общественного мнения, переписи населения, сбора информации для принятия управленческих решений. Опросы различных групп населения лежат в основе государственной статистики [4].

Опрос является самостоятельным методом или дополнительным, цель которого получить информацию или прояснить то, что было неясно при наблюдении.

3. Беседа – диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной схеме. К общим правилам беседы относят обоснование и сообщение мотивов исследования, создание неофициальной обстановки, располагающей к общению, формулировка вариаций вопросов, включающих прямые вопросы, вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и другие. Ответы собеседника не фиксируют, по крайней мере, открыто.

4. Интервью – метод, близкий к методу исследовательской беседы. Применяя метод интервью, исследователь задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу [5].

Правила итервьюирования включают создание условий, располагающих собеседника к искренности. Как беседа, так и интервью более продуктивны в неофициальной обстановке. Используя этот метод, исследователь фиксирует ответы испытуемого открытым способом.

5. Анкетирование – метод письменного опроса, с целью массового сбора информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе исследователем заполненных анкет при непосредственном общении с испытуемыми.

Заочное анкетирование проводится следующим образом. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, испытуемые их заполняют и возвращают в адрес исследовательской организации тем же способом. Прессовое анкетирование реализуют через анкету, размещенную в газете или журнале. После заполнения таких анкет читателями, редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.

Известны три типа анкет:

- открытая анкета, содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого;

- анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы
;

- смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящие за пределы предложенных вопросов.

Этапы составления опросника:

1. Определение характера информации;

2. Составление примерного ряда вопросов;

3. Составление первоначального плана;

4. Проверка путем пробного исследования;

5. Исправления;

6. Окончательное редактирование [3].

Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры анкеты, ее предварительное испытание путем так называемого «пилотажа», т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых. После этого дорабатываются формулировки вопросов, тиражируются анкеты в достаточном количестве и выбирается тип анкетирования.

Техника обработки анкет предопределяется как числом лиц, вовлеченных в опрос, так и степенью сложности и громоздкости содержания анкеты. Обработка «вручную» производится путем подсчетов типов ответов по категориям запоминающего.

2. Эксперимент как метод педагогического исследования

Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Определяется он в обобщенном смысле как опытная проверка гипотезы.

По масштабу эксперименты бывают:

- глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых;

- локальные;

- микроэксперименты, проводимые с минимальным охватом их участников.

В качестве организаторов крупных экспериментов могут выступать государственные, правительственные научные учреждения и органы управления образованием [2].

Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов. К ним относят такие, как недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда для их самочувствия, от ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем.

В организации эксперимента действуют методологические предписания, среди которых:

- поиск экспериментальной базы по правилам репрезентативной выборки;

- предэкспериментальная разработка показателей, критериев и измерителей для оценки эффективности влияния на результаты обучения, воспитания;

- управление гипотетических разработок, которые проходят опытную проверку.


В последнее время получает все большее признание открытый характер эксперимента [1].

Школьники, студенты, вовлеченные в опытную проверку гипотетических новаторских разработок, становятся участниками поиска. Их самонаблюдение, мнения, рациональные и эмоциональные состояния дают исследователям ценные материалы о качестве и эффективности экспериментально проверяемых разработок.

В технике проведения эксперимента, как правило, выделяются две группы испытуемых. Одна получает статус экспериментальной, другая - контрольной.

В первой реализуется инновационное решение. Во второй - те же дидактические задачи или проблемы воспитания реализуются в рамках традиционных педагогических решений. Ученые получают возможности сопоставить два результата, доказывающих или опровергающих верность их гипотезы. Сравнивается, например, усвоение раздела математики при последовательном изучении школьниками программных тем и посредством использования укрупненных дидактических единиц (УДЕ) [3].

Известны в педагогике и такие две разновидности эксперимента:

- естественный;

- лабораторный.

1. Естественный эксперимент осуществляется посредством ввода опытной конструкции в обыденные сценарии учебной, воспитательной, управленческой работы педагога-экспериментатора или его партнеров по научным исследованиям.

2. Лабораторный же предполагает создание искусственных условий, где проверяется выдвинутая автором исследования рабочая гипотеза.

Существует общая логика педагогического эксперимента. Ее можно представить в такой инвариантной схеме:

1. Автор разрабатывает некую новую педагогическую конструкцию (метод, средство, систему, комплекс, модель, условия и т.д.);

2. Составляет программу опытной ее проверки на эффективность. Предварительно конструирует критерии оценки ее эффективности по достаточно диагностичным показателям.

3. Отрабатывает регламент процедур проверки, подготавливает экспериментальную базу и условия реализации опытной работы.

4. Осуществляет намеченное и проверяет его итоги по реальным показателям с помощью надежных критериев.

3. Значение методов в научно-исследовательской деятельности

Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в современную эпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется [4].