Файл: Педагогические и экспериментальные методы и их значение в научной исследовательской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГБОУ ВО
«Воронежский государственный институт физической культуры»
Кафедра теории и методики физической культуры,
педагогики и психологии
(ТиМФК, ПиП)
Доклад
Тема: «Педагогические и экспериментальные методы и их значение в научной исследовательской деятельности»
Выполнил:
студентка 2 курса
Мозгина Есения Сергеевна
Проверил:
кпн, доцент кафедры ТиМФК,ПиП
Ф.И.О.
Воронеж, 2023 г.
План
Введение…………………………………………………………………….. | 3 |
1. Методы педагогического исследования………………………………… | 4 |
2. Эксперимент как метод педагогического исследования……………….. | 7 |
3. Значение методов в научно-исследовательской деятельности ……….. | 9 |
Заключение………………………………………………………………….. | 12 |
Список источников литературы ………………………………………… | 13 |
Введение
Педагогика – это наука, изучающая особую, социально и личностно детерминированную, характеризующуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человеческих существ к жизни в обществе.
Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает.
Задачи педагогики делят на практические и научные. Практическая работа нацелена на получение конкретных результатов, а научная на получение знаний о том, как объективно протекает эта деятельность, и что нужно сделать, чтобы она стала более эффективной и соответствующей поставленным целям.
Актуальность. К задачам педагогической науки относят выявление объективных закономерностей образовательного процесса, обоснование современных педагогических систем, разработка нового содержания образования. Для выполнения этих задач разработана система методов, характеристика которых и представлена в настоящей работе.
Цель: изучить педагогические и экспериментальные методы и их значение в научной исследовательской деятельности.
Задачи:
-
Рассмотреть методы педагогического исследования; -
Изучить эксперимент, как метод педагогического исследования; -
Проанализировать значение методов в научно-исследовательской деятельности.
1. Методы педагогического исследования
Все педагогические методы принято разделять на три группы – методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические и статистические методы [3].
Рассмотрим их в порядке их значимости и традиционности без группировки на теоретические и эмпирические.
Методы педагогического опыта – это способы исследования реально сложившегося опыта организации образовательного процесса.
При изучении педагогического опыта применяются такие методы как:
- наблюдение;
- беседа;
- анкетирование;
- изучение письменных и творческих работ учащихся, педагогической документации.
1. Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал [2].
Существует несколько видов наблюдений:
- включенное (исследователь участвует в группе исследуемых);
- со стороны;
- открытое;
- скрытое;
- сплошное;
- выборочное.
Материалы наблюдения фиксируют с помощью таких средств, как протоколы, дневниковые записи, видео-регистрации, кино-регистрации, фонографические записи и др.
При всех возможностях метода наблюдения, он, тем не менее, ограничен. Он позволяет обнаружить лишь внешние проявления педагогических фактов. Внутренние же процессы остаются для наблюдений недоступными [1].
Этапы наблюдения:
1. Определение задач, цели;
2. Выбор объекта, ситуации;
3. Выбор способа наблюдения;
4. Выбор способа регистрации, получаемого материала;
5. Обработка и интерпретация полученной информации.
Слабым моментом организации наблюдения подчас является недостаточная продуманность системы признаков, по которым можно фиксировать проявление того или иного факта; отсутствие единства требований в применении этих признаков всеми участниками наблюдений.
2. Опрос – беседа, интервью, анкетирование. Эта группа методов довольно проста в организации и универсальна как средство в получении информации широкого спектра. Они применяются в социологии, демографии, политологии и в других науках.
К опросным методам науки примыкает практика работы государственных служб изучения общественного мнения, переписи населения, сбора информации для принятия управленческих решений. Опросы различных групп населения лежат в основе государственной статистики [4].
Опрос является самостоятельным методом или дополнительным, цель которого получить информацию или прояснить то, что было неясно при наблюдении.
3. Беседа – диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной схеме. К общим правилам беседы относят обоснование и сообщение мотивов исследования, создание неофициальной обстановки, располагающей к общению, формулировка вариаций вопросов, включающих прямые вопросы, вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и другие. Ответы собеседника не фиксируют, по крайней мере, открыто.
4. Интервью – метод, близкий к методу исследовательской беседы. Применяя метод интервью, исследователь задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу [5].
Правила итервьюирования включают создание условий, располагающих собеседника к искренности. Как беседа, так и интервью более продуктивны в неофициальной обстановке. Используя этот метод, исследователь фиксирует ответы испытуемого открытым способом.
5. Анкетирование – метод письменного опроса, с целью массового сбора информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе исследователем заполненных анкет при непосредственном общении с испытуемыми.
Заочное анкетирование проводится следующим образом. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, испытуемые их заполняют и возвращают в адрес исследовательской организации тем же способом. Прессовое анкетирование реализуют через анкету, размещенную в газете или журнале. После заполнения таких анкет читателями, редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.
Известны три типа анкет:
- открытая анкета, содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого;
- анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы
;
- смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящие за пределы предложенных вопросов.
Этапы составления опросника:
1. Определение характера информации;
2. Составление примерного ряда вопросов;
3. Составление первоначального плана;
4. Проверка путем пробного исследования;
5. Исправления;
6. Окончательное редактирование [3].
Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработку структуры анкеты, ее предварительное испытание путем так называемого «пилотажа», т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых. После этого дорабатываются формулировки вопросов, тиражируются анкеты в достаточном количестве и выбирается тип анкетирования.
Техника обработки анкет предопределяется как числом лиц, вовлеченных в опрос, так и степенью сложности и громоздкости содержания анкеты. Обработка «вручную» производится путем подсчетов типов ответов по категориям запоминающего.
2. Эксперимент как метод педагогического исследования
Педагогический эксперимент относят к основным методам исследований в педагогической науке. Определяется он в обобщенном смысле как опытная проверка гипотезы.
По масштабу эксперименты бывают:
- глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых;
- локальные;
- микроэксперименты, проводимые с минимальным охватом их участников.
В качестве организаторов крупных экспериментов могут выступать государственные, правительственные научные учреждения и органы управления образованием [2].
Сложились определенные правила организации педагогических экспериментов. К ним относят такие, как недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда для их самочувствия, от ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем.
В организации эксперимента действуют методологические предписания, среди которых:
- поиск экспериментальной базы по правилам репрезентативной выборки;
- предэкспериментальная разработка показателей, критериев и измерителей для оценки эффективности влияния на результаты обучения, воспитания;
- управление гипотетических разработок, которые проходят опытную проверку.
В последнее время получает все большее признание открытый характер эксперимента [1].
Школьники, студенты, вовлеченные в опытную проверку гипотетических новаторских разработок, становятся участниками поиска. Их самонаблюдение, мнения, рациональные и эмоциональные состояния дают исследователям ценные материалы о качестве и эффективности экспериментально проверяемых разработок.
В технике проведения эксперимента, как правило, выделяются две группы испытуемых. Одна получает статус экспериментальной, другая - контрольной.
В первой реализуется инновационное решение. Во второй - те же дидактические задачи или проблемы воспитания реализуются в рамках традиционных педагогических решений. Ученые получают возможности сопоставить два результата, доказывающих или опровергающих верность их гипотезы. Сравнивается, например, усвоение раздела математики при последовательном изучении школьниками программных тем и посредством использования укрупненных дидактических единиц (УДЕ) [3].
Известны в педагогике и такие две разновидности эксперимента:
- естественный;
- лабораторный.
1. Естественный эксперимент осуществляется посредством ввода опытной конструкции в обыденные сценарии учебной, воспитательной, управленческой работы педагога-экспериментатора или его партнеров по научным исследованиям.
2. Лабораторный же предполагает создание искусственных условий, где проверяется выдвинутая автором исследования рабочая гипотеза.
Существует общая логика педагогического эксперимента. Ее можно представить в такой инвариантной схеме:
1. Автор разрабатывает некую новую педагогическую конструкцию (метод, средство, систему, комплекс, модель, условия и т.д.);
2. Составляет программу опытной ее проверки на эффективность. Предварительно конструирует критерии оценки ее эффективности по достаточно диагностичным показателям.
3. Отрабатывает регламент процедур проверки, подготавливает экспериментальную базу и условия реализации опытной работы.
4. Осуществляет намеченное и проверяет его итоги по реальным показателям с помощью надежных критериев.
3. Значение методов в научно-исследовательской деятельности
Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в современную эпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется [4].