Файл: Педагогические и экспериментальные методы и их значение в научной исследовательской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, в обществе возникают новые формы организации науки, создаются большие исследовательские коллективы, внутри которых ученым необходимо разработать единую стратегию исследований, единую систему принимаемых методов.
Доказательством того, что интерес современной науки к проблемам методологии особенно велик, является факт возникновения особой отрасли знания внутри философии, а именно логики и методологии научного исследования. Характерным, однако, нужно признать и то, что анализом методологических проблем все чаще начинают заниматься не только философы, специалисты в области этой дисциплины, но и сами представители конкретных наук.
Методология науки, в традиционном понимании, - это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки [5].
Основная задача методологии науки заключается в обеспечении эвристической формы познания системой строго выверенных и прошедших апробацию принципов, методов, правил и норм.
Овладеть существующей методологией необходимо, потому что далеко не каждый исследователь может создать собственную, оригинальную методологию научного исследования, у которой нашлось бы достаточно последователей, чтобы он мог заявить с полным на то основанием о создании собственной научной школы.
Поэтому основная часть исследователей должна примкнуть к существующим направлениям (методикам), используя проверенные методологические приёмы для достижения научных результатов.
Функции методологии научного исследования:
- обобщение научных знаний и выявление общих принципов научного исследования;
- обеспечение правильной постановки содержательно и формально проблемы;
- определение средств, необходимых для решения поставленных задач и проблем;
- оптимизация организации исследования;
- раскрытие значения результатов исследования.
Таким образом, методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследования средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследования в процессе решения задачи. Наиболее важной точкой приложения методологии является постановка проблемы, построение предмета исследования, построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности.
Заключение
Педагогика использует ряд инструментальных методов физиологии и медицины; тремограммы, ЭЭГ, КГР, изменяющиеся скорости реакции, другие объективные показатели состояния человека. Применяются комбинации методов.
Подчеркнем, что каждый исследователь подходит к применению методов научного поиска творчески. Осуществляется их адаптация, приспособление к теме и задачам, объекту и предмету, условиям научной работы. Как видим, методы модифицируются с целью придать им оптимальные способности продуктивно решать задачи научной работы.
Но вернемся к определению методологии педагогики и еще раз укажем на ее вторую функцию - давать предписания не только по запасу методов исследования, но и по составу необходимых принципов, путей и процедур преобразования педагогической действительности. Конструктивная часть методологии существенно отличается от рассмотренных выше инструментов творческой деятельности ученых.
Список источников литературы
-
Алексеев, Ю.В. Научно-исследовательские работы: Курсовые, дипломные, диссертации: общая методология, методика подготовки и оформления: учеб, пособие / Ю.В. Алексеев, В.П. Казачинский, Н.С. Никитина. — М.: Ассоциация строительных вузов, 2011. — 120 с. -
Ануфриев, А.Ф. Научное исследование / А.Ф. Ануфриев.— М.: Ось-89,2004.—112 с. -
Бойко, Т.С. Научные работы: учеб. -метод, пособие по написанию и оформлению научных работ для студентов, магистрантов, аспирантов всех форм обучения и специальностей / Т.С. Бойко, Ю.В. Рожков. — Хабаровск: Изд-во ХГАЭП, 2009. — 76 с. -
Борытко, НМ. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб, пособие / Н.М. Борытко А.В. Моложавснко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. — М.: Академия, 2008. — 320 с. -
Бусыгина, Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.П. Бусыгина., 2017. — 423 с. -
Вершловский, С.Г. Метод наблюдения в педагогическом исследовании: учеб, пособие / С.Г. Вершловский. — СПб., 2011. — 60 с.