Файл: Парадигмы мышлениякак увидеть новое.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 254

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Важность предвидения
25
Видеомагнитофоны.
Гражданские права.
Возрастание роли партисипативного управления в США.
Важные учреждения и организации США — Верховный суд, полиция, федеральное правительство, Конгресс — утрачивают былой авторитет.
Влияние профсоюзов практически сходит на нет.
Информация становится одним из ключевых ресурсов.
В языке радио- и телепередач появляются бранные слова и вы- сказывания с ярко выраженной сексуальной коннотацией.
Внебрачное сожительство становится приемлемой заменой брака.
Несостоятельность ядерной энергетики как жизнеспособной альтернативы энергоснабжения США.
Возврат к постулату «малое прекрасно» и отказ от подхода «боль- шое всегда лучше».
Повсеместное использование спутниковой связи.
Представление, согласно которому непрерывный рост — всегда благо, перестает быть актуальным.
Обмен огромными объемами информации через компьютерные сети во всемирном масштабе.
Легализация геев и других прежде «засекреченных» меньшинств.
Волоконная оптика .
Новая важная роль женщин в бизнесе и политике.
Экономия энергии как целевая установка в США.
Женское движение.
Кабельное телевидение.
Взлет популярности аэробики.
Крах AT&T и образование Baby Bell .
Япония как производитель продукции высочайшего качества.
Сотовые телефоны.
Крах ссудо-сберегательных ассоциаций.
Использование факса.

ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ
26
Йогуртовое «мороженое».
Рэп-музыка.
Высокотемпературная сверхпроводимость.
Безопасный секс.
Парниковый эффект.
Множество людей стремятся есть здоровую пищу.
Ширится использование персональных компьютеров дома и в офисе.
Биотехнологии .
Республиканцы заявляют, что дефицит федерального бюдже- та — это не проблема.
Я мог бы привести еще множество примеров, но все они ил- люстрируют одну идею: за последние тридцать лет старые нормы и правила, которым подчинялась наша жизнь, в корне измени- лись.
Теперь позвольте спросить: что если вы бы предвидели часть этих изменений? Что если вы бы знали наверняка хотя бы об одной из крупных перемен? Что бы вы могли сделать с такой информацией?
К примеру, вы знали бы заранее о распространении персональ- ных компьютеров. Допустим, вы предугадали бы это в 1976 году, заметив, как светятся глаза одного-единственного нерадивого сту- дента, которого выгнали из колледжа. Представьте, какие инвести- ционные возможности открылись бы перед вами.
А как насчет тяги к здоровой малокалорийной пище вроде йо- гурта? Кто знал, что он станет таким популярным?
Кем бы вы ни были и чем бы ни занимались, это бы сильно изменило дело. Как минимум, это избавило бы вас от сюрпризов, смягчило «шок будущего». В лучшем же случае, обладая такими знаниями, вы могли бы заработать миллионы, а может, и милли- арды долларов. Предвосхищение подобных перемен — это мощный рычаг, так как такое изменение правил нельзя предсказывать, ис-
ходя из нынешнего характера изменений. Поэтому многим людям, и даже (а иногда в первую очередь) экспертам, такие изменения кажутся непредсказуемыми.


Глава 2. Важность предвидения
27
Такое изменение правил задает новые тренды
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

или принципиально меняет существующие.
В этом их особенность.
Вот еще один вопрос для размышления: какие инновации, свя- занные с продуктами и услугами, появились благодаря всем этим переменам? Чтобы понять смысл этого вопроса, достаточно взгля- нуть на изменения отношения к окружающей среде. Вокруг охра- ны окружающей среды выросли целые отрасли. К 2000 году это будет всемирная индустрия стоимостью в триллион долларов, а ведь в 1960 году ее не было и в помине.
Изменения, которые перечислены в приведенном выше списке, не только порождают новые тренды, они вызывают лавину ин-
новаций, которая длится десятилетиями. Зная характер таких из- менений и умея предвидеть их, вы получите мощное средство воздействия на собственное будущее.
Давайте на минуту вернемся к слову «предвидеть». «Предвиде- ние» предполагает способность предугадать, понять заранее, что должно произойти. Питер Друкер в книге «Управление в бурные времена» (Managing in Turbulent Times) делает очень любопытное наблюдение. Рассказывая о навыках, которые нужны хорошему менеджеру, он говорит, что одно из важнейших умений в бурные времена — способность к предвидению.
Я всецело поддерживаю взгляд Друкера . Взгляните на схему
(рис. 1). Вы увидите, что почти все, кто успешно занимается ме- неджментом, имеют развитые навыки решения проблем, главным образом путем реагирования. То есть руководители решают реаль- ные проблемы по мере их возникновения. Хотя они достаточно часто перемещаются и в другие квадранты, большую часть време- ни они заняты решением проблем. Решение проблем в режиме реакции на отклонения — доминирующий образ действий.
Такое поведение, разумеется, имеет веские основания. Именно по нему судят об эффективности работы менеджера. Ему платят за решение проблем, а значит, вполне естественно, что он тратит свое время именно на это.
Друкер считает, что менеджеры должны совершенствовать на- выки в противоположном квадранте схемы — (А), в зоне предви-

ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ
28
дения, которое позволяет избегать проблем и выявлять возмож- ности. Именно здесь можно создать мощный рычаг воздействия на будущее — как в личном плане, так и в масштабах корпорации или страны.
Всем нам следует расстаться со старой привычкой решать про- блемы после того, как они возникли, и усвоить новый стиль, на- учившись предвидеть потенциальные проблемы до их появления и предупреждать их возникновение.
Вот вам метафора, которая иллюстрирует мысль Друкера . Пред- ставьте себе реку — неторопливую, гладкую, прозрачную, с песча- ными отмелями и со спокойным течением. Если кто-то скажет вам:
«Я хочу, чтобы ты перебрался на другой берег», — задача будет несложной. Вам нужно лишь найти лодку и способ привести ее в движение. Чтобы преодолеть такую реку, не нужен особый дар предвидения, — все необходимая информация перед вами как на ладони.
Теперь представьте другую реку, бурную и коварную. Она пол- на воронок и водоворотов и то и дело меняет свое направление.
Ее воды мутны от грязи, поднятой со дна течением, и таят под собой валуны и пороги. Ее скалистые берега, которые подтачивает вода, обрывисты и неровны.
Рис. 1. Новый критерий управленческого мастерства
A
R
Реакция
Предвидение
Предвидение
Реакция
Решение проблем
Прежние управленческие навыки
Новые управленческие навыки
Выявление возможностей
Избегание проблем


Глава 2. Важность предвидения
29
Если вас попросят перебраться через такую реку, это будет со- всем другая задача. Здесь ваш успех будет во многом зависеть от способности к предвидению. Если вам удастся предугадать, где под водой скрыты камни, где находятся воронки и водовороты и где лучше высадиться на другой берег, у вас будет куда больше шансов благополучно преодолеть реку.
Наше время очень похоже на бурную реку. А в бурные време-
на способность к предвидению значительно повышает вероят-
ность успеха.
Однако рассуждать о необходимости совершенствовать навыки предвидения недостаточно. Чтобы понять, как этого добиться, следует уяснить:
Качественное предвидение — это результат
продуманных стратегических исследований.
Стратегические исследования позволяют выявить вероятные перспективы, а получив представление о возможных вариантах будущего, вы сможете предугадать его.
Стратегическое исследование включает пять составляющих:
1. Понимание факторов влияния — способность понять, что влияет на ваше восприятие в процессе исследования.
2. Дивергентное мышление — мыслительные навыки, позво- ляющие найти более одного правильного ответа.
3. Конвергентное мышление — мыслительные навыки, кото- рые позволяют обобщать данные, вычленяя главное, и вы- бирать предпочтительные варианты.
4. Составление карт или схем — способность описать путь, который показывает, как попасть из настоящего в будущее.
5. Отображение — способность описать словесно, графически или с помощью моделей то, что вы обнаружили в процессе исследования будущего.
Качественные стратегические исследования предполагают вла- дение всеми перечисленными навыками.
Эта книга посвящена прежде всего первой составляющей —
понима нию факторов влияния. Если вы не понимаете, что влия-

ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ
30
ет на ваше восприятие будущего, прочие составляющие становят- ся бесполезными.
Способность предвидеть — это результат хорошего стратеги- ческого исследования. Отчасти предвидение носит научный харак- тер, но в важнейших аспектах — это искусство. Подобно художни- ку, который трудится не покладая рук, оттачивая свое мастерство, вы сможете совершенствовать свои навыки благодаря постоянной практике. Обретенные умения, в свою очередь, помогут вам быть успешными в грядущем новом мире.


ОПРЕДЕЛЯЕМ ПАРАДИГМУ
«НАМ ЭТО НЕПОНЯТНО»
Когда в 1974 году я начинал рассказывать своим слушателям о парадигмах, многие спрашивали меня, зачем я трачу время на эту странную идею. Большинство людей даже не знали, как правильно произнести это слово, не говоря уже о том, что оно означает.
Подавляющая часть изменений, перечисленных в главе 2, вы- званы особым феноменом — переключением с одной парадигмы на другую. На языке футурологов такое переключение называется
«сменой парадигмы».
Концепция парадигм и смены парадигм позволяют лучше по- нять природу неожиданных изменений, описанных в главе 2.
Поняв, чем они были вызваны, вы научитесь предвидеть другие смены парадигм.
Сегодня слово «парадигма» звучит постоянно, люди употребля- ют его на каждом шагу, не задумываясь. Но сама идея стоит того, чтобы над ней поразмыслить.
Что такое парадигма? Заглянув в словарь, вы обнаружите, что
«парадигма» происходит от греческого слова
παραδειγμα, озна- чающего «модель, образец, пример».
Далее я приведу несколько определений, которые давались в различных книгах после 1962 года. Концепцию парадигмы ввел в оборот научного мира Томас Кун , историк науки и автор книги
«Структура научных революций» (The Structure of Scientific Revolu tions).
Кун писал, что научные парадигмы представляют собой «общепри- нятые примеры фактической практики научных исследований — примеры, которые включают закон, теорию, их практическое при- менение и необходимое оборудование, — все в совокупности дают
3

ПАРАДИГМЫ МЫШЛЕНИЯ
32
нам модели, из которых возникают конкретные традиции научно- го исследования»*. Далее он добавляет: «Ученые, научная деятель- ность которых строится на основе одинаковых парадигм, опирают- ся на одни и те же правила и стандарты научной практики».
Адам Смит в книге «Сила ума» (Powers of the Mind) определяет парадигму как «общий набор допущений. Парадигма — это наш способ воспринимать мир, она для нас — как вода для рыбы. Па- радигма объясняет нам мир и помогает предсказывать его поведе- ние». Важно, что Смит упоминает о предсказании. Мы увидим, что большую часть времени мы не используем парадигмы для предска- зания. Однако парадигмы дают нам дополнительное преимущество, позволяя на основе общего набора допущений сформировать ком- плекс обоснованных ожиданий в отношении того, что может про- изойти в мире. «Когда мы находимся внутри парадигмы, — говорит
Смит, — трудно представить себе какую-то другую парадигму».
В книге «Будущее: неполное руководство» (An Incomplete Guide
to the Future) Уиллис Хармон , один из ведущих специалистов Стэн- фордского исследовательского института , пишет, что парадиг- ма — это «основной способ восприятия, осмысления, оценки и действия, связанный с определенным видением реальности. Доми- нирующая парадигма крайне редко формулируется в явном виде, она существует как неоспоримое, подразумеваемое представление, которое передается следующим поколениям в первую очередь через культуру и непосредственный опыт, а не за счет обучения».
В книге «Заговор Водолея» (The Aquarian Conspiracy) Мэрилин Фер- гюсон , которая приобрела известность как редактор и издатель New
Sense Bulletin, пишет: «Парадигма — это структура мышления... схема для понимания и объяснения определенных аспектов реальности».
Позвольте и мне предложить свое определение:
Парадигма — это набор норм и правил
(письменных или устных), который выполняет две
функции: (1) устанавливает границы; и (2) говорит,
как действовать в пределах заданных границ,
чтобы добиться успеха.
* Здесь и далее цитируется по изданию: Кун , Томас. Структура научных рево- люций. — М.: Прогресс, 1977. — Перевод с англ. И. Налетова. — Прим. пер.