Файл: Реинжиниринг является важным инструментом антикризисного управления, т к.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 1.2.1 - Этапы проведения бизнес-реинжиниринга
Кроме того, осуществляется выделение необходимых материальных, людских, финансовых и временных ресурсов на проведение бизнес-реинжиниринга и создаются команды, которым предстоит разработать проект РБП.
На стадии визуализации бизнес-процессов выполняются следующие работы:
1. Формулирование (уточнение) миссии предприятия.
2. Определение ключевых факторов успеха (7-8 факторов): длительность, издержки, качество, сервисное обслуживание и т.д.
. Выявление основных видов бизнес-процессов, как существующих, так и перспективных (10 - 15 процессов).
. Оценка бизнес-процессов по степени реализации ключевых факторов успеха.
. Ранжирование бизнес-процессов с указанием приоритетов реинжиниринга.
. Неформальное описание отличительных особенностей бизнес-процессов.
. Спецификация существующих обеспечивающих производственных и информационных технологий.
. Описание возможных сценариев развития предприятия: появление новых технологий, ресурсов, изменение поведения клиентов, партнеров, конкурентов.
. Определение ограничений, связанных с уровнем квалификации персонала фирмы, технической оснащенности производства и т.д.
. Определение внешних рисков обеспечения финансовыми ресурсами, надежности партнеров.
На этапе "обратный инжиниринг" осуществляется анализ состояния дел. Если 1-й этап включал в себя, в основном, анализ внешней среды компании, то на 2-м этапе осуществляется детальное описание существующего состояния самой компании. Результатом работ является модель существующего бизнеса. I и II этапы РБП выполняются параллельно: работа по визуализации новой компании начинается до и кончается после работы по обратному инжинирингу, поскольку модель существующего бизнеса оказывает влияние на формирование целей новой компании.
На стадии обратного инжиниринга строятся, как правило, только принципиальные схемы бизнес-процессов, позволяющие понять сущность бизнес-процесса в целом и выявить направления реорганизации бизнес-процессов.
На этапе "прямой инжиниринг" осуществляется проектирование нового бизнеса. На основе модели существующего бизнеса в соответствии с образом будущей компании на основе эвристических правил и рекомендаций (принципов реинжиниринга) формируется модель нового бизнеса. Она включает в себя описание новых, измененных бизнес-процессов.
Разработка моделей новых бизнес-процессов может осуществляться в нескольких вариантах. По крайней мере, строят две модели бизнес-процессов:
· идеальную модель, которая может быть достигнута в перспективе и к которой следует стремиться и
· реальную модель, которая может быть достигнута в обозримом будущем с учетом имеющихся ресурсов.
Причем реальная модель бизнес-процессов должна быть такой, чтобы можно было в перспективе перейти к идеальной модели. Таким образом, на основе моделирования бизнес-процессов выбираются наиболее эффективные с точки зрения реализации ключевых факторов успеха варианты их организации.
После определения основных направлений реорганизации бизнес-процессов осуществляется разработка обеспечивающих подсистем, поддерживающих функционирование новой системы организации бизнеса.
В части изменения структуры организационно-экономической системы осуществляется:
1. разработка должностных инструкций;
2. обучение персонала;
. подготовка рабочей документации.
В части создания новой информационной системы осуществляется:
1. разработка и наполнение базы данных;
2. установка системы телекоммуникации;
. программирование, настройка и отладка программных модулей.
Внедрение проекта реинжиниринга бизнес-процессов предполагает его сдачу приемочной комиссии, в которую входят представители лиц, принимающих решения, и менеджеры процессов. Перед отчетом команды РБП на комиссии возможна организация независимой экспертизы проекта со стороны специально подобранной инспекционной группы. Внедрение проекта, как правило, осуществляется поэтапно в соответствии с приоритетами, установленными на этапе идентификации бизнес-процессов.
На этапе "внедрение" кроме собственно внедрения новых бизнес-процессов происходит их оценка и тестирование, по результатам которого может быть принято решение о проведении следующей итерации реинжиниринга.
После внедрения спроектированных бизнес-процессов в реальную практику очень важно организовать анализ достижения заданных в начале реинжиниринга метрик эффективности функционирования предприятия, на основе которых можно своевременно принимать решения о необходимости адаптации бизнес-процессов к изменяющейся внешней среде.
Технологией РБП кроме перечисленных 4-х этапов предусматривается и подготовительный этап - создание системы управления процессом реинжиниринга. На данном этапе выделяются участники проекта реинжиниринга, для каждого из них определяются роли и обязанности, факторы мотивации их деятельности, определяется структура их взаимодействия.
1.3 Разработка образа будущей организации бизнеса
В процессе выполнения работы консультантов решаются следующие задачи:
· Создание существующей модели бизнес-процессов Клиента.
· Анализ существующих процессов и выработка рекомендаций по их оптимизации.
· Разработка новой модели бизнес-процессов Клиента.
· Внедрение новой модели бизнес-процессов.
Процесс реинжиниринга базируется на двух основных понятиях: «будущий образ фирмы» и «модель бизнеса». Будущий образ фирмы - упрощенный образ оригинала, отражающий главные его черты и не учитывающий второстепенные детали. Модель - это образ какого-либо объекта, используемый в качестве его заместителя или представителя. Модель может иметь форму изображения, описания, схемы, чертежа, графика, плана - в любом случае это упрощенный образ оригинала, отражающий главные его черты и не учитывающий второстепенные детали. Модель бизнеса - это образ (представление) основных хозяйственных процессов фирмы, взятых в их взаимодействии с ее деловой средой. В качестве составляющих модели бизнеса рекомендуют брать такие деловые процессы, которые напрямую связаны с генерированием и получением доходов. Модели составляются и просчитываются при помощи специальных компьютерных программ. Модели бизнеса позволяют определить характеристики основных процессов деловой единицы и необходимость их перестройки - реинжиниринга.
Итак, объектом реинжиниринга являются не организации, а процессы. Компании подвергают реинжинирингу не свои отделы продаж или производства, а работу, выполняемую персоналом этих отделов.
Одним из путей улучшения управления процессами, в совокупности образующими бизнес компании, является придание им наименований, отражающих их исходное и конечное состояния. Эти наименования должны отражать все те работы, которые выполняются в промежутке между стартом и финишем процесса. Термин «производство», звучащий как название отдела, лучше подходит к процессу, происходящему от момента закупки сырья до момента отгрузки готовой продукции. По этому же принципу могут быть названы еще некоторые повторяющиеся процессы, например:
«разработка продукта» - от выработки концепции до создания прототипа;
«продажи» - от выявления потенциального клиента до получения заказа;
«выполнение заказа» - от оформления заказа до осуществления платежа;
«обслуживание» - от получения запроса до разрешения возникшей проблемы.
После того, как процессы идентифицированы, необходимо решить, какие именно из них требуют реинжиниринга и каким должен быть его порядок. Следовательно, весь процесс реинжиниринга можно разбить на этапы.
Все элементы новой модели бизнеса воплощаются на практике. Здесь важна умелая состыковка и переход от старых процессов к новым, так, чтобы исполнители процессов не ощущали дисгармонии рабочей обстановки и не переживали состояние рабочего стресса. Эластичность перехода во многом определяется степенью тщательности подготовительных работ.
Прежде, чем разрабатывать образ будущей компании, необходимо разработать модель существующего бизнеса, дать понятие существующего бизнеса, существующей стратегии бизнеса, определить спецификации целей и сравнить с требованиями клиентов.
На основе этих материалов обобщаются требования клиентов и дается оценка достигнутого уровня компании. Такой анализ позволяет понять как функционирует компания, сравнить ее с окружением и определить узкие места в работе компании. При этом всегда есть необходимость в проведении реинжиниринга, поэтому сразу создается команда (клиентов компании).
Стратегия. Выбираемая стратегия не должна основываться исключительно на финансовых целях, поскольку эти цели расплывчаты и их увидеть сложно. Стратегия формулируется четко и должна быть измерима. Стратегия должна фокусироваться на ограниченной и реальной идеи, стратегия должна вдохновлять рабочих.
Требования клиентов: предоставление дополнительных услуг, повышение качества, ассортимента вырабатываемой продукции, выполнения срочных заказов, предоставление льгот для постоянных клиентов.
Понимание существующего бизнеса. Оценка уровня - прежде чем мы будем проводить реинжиниринг или уже его проведем, всегда нужно попробовать оценить уровень компании. При оценке учитываются следующие требования: репутация, удовлетворение потребностей клиента, качество продукции, лидерство и интересы с точки зрения оценки уровня.
Визуализация результатов реинжиниринга. Надо доказать коллективу, что процессы, которые беспокоили компанию разрешены. Пути решении проблем выбраны как жизненно важные и имеют шансы на успех.
Специфика целей компании. Цель - предусмотреть следующие моменты в описании компании: идентификация и уточнение названий бизнес-процессов, описание будущих процессов, определить измеримые свойства процесса, их цели, определить технологии, поддерживающие эти процессы, сценарии будущего, составить список критических факторов успеха и рисков.
.4 Структуризация целей, задач (работ), ресурсов и затрат при проведении реинжиниринга
В определении реинжиниринга подчеркивается решающая роль радикального перепроектирования бизнес-процессов. Однако необходимо помнить, что реинжиниринг не исчерпывается только перепроектированием процессов. Дело в том, что фундаментальное изменение бизнес-процессов оказывает воздействие почти на все аспекты компании.
Компания может быть представлена в виде ромба с вершинами: бизнес-процессы; работы и структуры; управление и контроль; убеждения и ценности. Вершина "Бизнес-процессы", соответствующая способу выполнения процессов компании, определяет вершину "работы и структуры", которая характеризует содержание выполняемых работ и то, как люди организованы для выполнения работ. В свою очередь вершина "работы и структуры" влияет на вершину "управление и оценка", которая определяет, каковы функции менеджеров, как они управляют, оценивают и оплачивают работу исполнителей. Системы управления и оценок во многом определяют "ценности и убеждения" сотрудников. И, наконец, ценности и убеждения оказывают влияние на эффективность выполнения процессов компании.
Итак, для успешного функционирования компании все 4 аспекта бизнес-системы должны быть согласованы. Рассмотрим теперь более подробно последствия реинжиниринга в контексте описанных выше аспектов.
1. Изменение бизнес-процессов.