Файл: Лекция по теме 5 Правовое регулирование цифровых активов и цифровых прав учебной дисциплины Информационное право.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
противодействия преступлениям в сфере
информационно-телекоммуникационных технологий
п олковник полиции
В.В. Пушкарёв
«26» декабря 2022 года
Фондовая лекция
по теме: № 5:
«Правовое регулирование цифровых активов и цифровых прав»
учебной дисциплины «Информационное право» 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, уголовно-правовая, дознание в органах внутренних дел;
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, уголовно-правовая, предварительное следствие в органах внутренних дел;
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, уголовно-правовая, предварительное следствие в органах внутренних дел, расследование преступлений экономической направленности;
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, уголовно-правовая, предварительное следствие в органах внутренних дел (иностранные специалисты);
40.05.02. Правоохранительная деятельность, административная деятельность, деятельность участкового уполномоченного полиции;
40.05.02. Правоохранительная деятельность, оперативно-розыскная деятельность, деятельность оперуполномоченного уголовного розыска
Москва – 2022
Фондовая лекция учебной дисциплины «Информационное право» подготовлена в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Информационное право» по специальности (направлению подготовки) 40.05.01
Правовое обеспечение национальной безопасности, уголовно-правовая, дознание в органах внутренних дел; 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, уголовно-правовая, предварительное следствие в органах внутренних дел; 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, уголовно-правовая, предварительное следствие в органах внутренних дел, расследование преступлений экономической направленности; 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, уголовно-правовая, предварительное следствие в органах внутренних дел (иностранные специалисты); 40.05.02. Правоохранительная деятельность, административная деятельность, деятельность участкового уполномоченного полиции; 40.05.02. Правоохранительная деятельность, оперативно-розыскная деятельность, деятельность оперуполномоченного уголовного розыска.
Фондовая лекция подготовлена: Стащенко С. П., доцентом кафедры ППИТТ Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидатом юридических наук.
Рецензент:
1. Сосновская Ю.Н., доцент кафедры административного праваМосковского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, к.ю.н.
Фондовая лекция обсуждена и одобрена:
на заседании кафедры противодействия преступлениям в сфере информационно-телекоммуникационных технологий «26» декабря 2022 г., протокол № 4.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..…….4
1. Международно-правовой аспект становления и развития цифровых прав………………………………………………………………………………...5
2. Цифровые права и цифровые активы ……………………………………….10
3. Цифровая валюта ………………………………………………………….....17
Заключение………………………………………………………………….……33
Список литературы………………………………………………………………33
Введение
Современное общество характеризуется глобальным процессом цифровизации социальных и экономических отношений. Это своего рода революция – не социальная, а технологическая, – и, естественно, будущее во многом зависит от тех процессов, которые будут происходить в информационном обществе, и от способности современного права адекватно регулировать эту сферу.
В информационном обществе резко возрастает роль права как ключевого механизма регулирования общественных отношений. Однако цифровые технологии развиваются достаточно стремительно, а право значительно отстает от тех общественных потребностей, которые являются определяющими для его функционирования.
В лекции будут рассмотрены основополагающие этапы становления и развития цифровых прав. Отдельно будет уделено внимание отечественной системе права в вопросе цифровых прав и цифровых активов, а также их соотношения с использованием цифровой валюты.
-
Международно-правовой аспект развития цифровых прав
Надо отметить и то, что изначально для обозначения прав, возникновение которых тесно связано с появлением новых информационных и коммуникационных технологий, обычно употреблялись выражения «интернет-права», «права человека в интернете / в киберпространстве», «киберправа и киберсвободы». Сегодня же широкое распространение получил термин «цифровые права».
Зародившаяся в конце XX века концепция цифровых прав на сегодняшний день окончательно не сформировалась и до настоящего времени в доктрине международного права не сложилось единого взгляда в отношении того, следует ли относить цифровые права к правам первого поколения (личные и политические права человека), второго поколения (социально-экономические и культурные права человека) или это – принципиально новое поколение прав.
Общепризнана публично-правовая природа цифровых прав, но понимание их довольно размыто, а содержание образующих их притязаний и характер обязательств государства (в разрезе позитивные/негативные) по обеспечению этих прав трактуются различными авторами по-разному.
При этом в большинстве публикаций тщательному анализу подвергается так называемое базовое цифровое право – право на доступ к интернету
, довольно часто комментируются различные аспекты права на забвение, а в последнее время в публикациях все чаще упоминается право на защиту персональных данных, тогда как остальные права, относимые к числу цифровых, не вызывают серьезного исследовательского интереса.
Право на доступ к интернету (англ. Internet access right) рассматривают в двух аспектах – техническом (в этом смысле для реализации этих прав должна наличествовать прежде всего соответствующая техническая инфраструктура) и политико-идеологическом (в этом ключе для реализации прав необходимо обеспечение свободного доступа к содержащемуся в Сети контенту).
Такое понимание позволяет связывать право на доступ к интернету напрямую с правами первого поколения – свободой выражения мнения и правом на информацию, причем, как подчеркивает Н.В. Варламова, право на доступ к интернету «может рассматриваться как средство их реализации». Важно заметить следующее: считается, что право на доступ к интернету получило международное признание в качестве базового в Докладе Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение от 16 мая 2011 г. (A/HRC/17/27), представленного Совету по правам человека ООН в соответствии с Резолюцией 7/36 от 28 марта 2008 г. Однако один из «отцов-основателей» интернета – Винтон Серф еще в 2012 г. выступил против такой трактовки Доклада, назвав мифом отнесение ООН права на доступ с Сети к базовым правам человека и подчеркнув, что сеть стала важнейшей частью общества, но отнесение доступа к ней к числу фундаментальных прав человека спорно. О том, что право на доступ к Интернету не несет за собой самостоятельной юридической ценности, а представляет лишь средство реализации естественных прав человека говорится и в других публикациях.
Институциональное формирование не так давно получившего воплощение в российском законодательстве права на забвение (англ. right to be forgotten, right to erasure) большинство юристов связывает с решением Суда Европейского союза от 13 мая 2014 г. по делу № C-131/12, Google Spain SL, Google Inc. v Agencia Española de Protección de Datos (AEPD), Mario Costeja Gonsales. Под этим правом понимается юридическая возможность требовать удаления ссылок в поисковых системах на устаревшие, неуместные, неполные, неточные сведения о человеке, если они могут причинить ему вред. Для целей настоящей статьи примечательны указания на то, что генетически это право восходит к праву первого поколения – праву на уважение частной жизни. А Н.В. Варламова, трактуя его как «право требовать сделать доступ к информации, размещенной в Интернете, технически более сложным, а отсюда и соответствующую информацию менее публичной» , рассматривает право на забвение в том же ключе, что и право на защиту персональных данных.
Вместе с тем упоминаемое во многих публикациях в качестве самостоятельного право на защиту персональных данных (англ. right to protection of personal data) не обладает никакой юридической спецификой и на самом деле представляет собой лишь один из аспектов общепризнанного права на уважение частной жизни. В обоснование этого надо указать, что в европейском правопорядке личные данные (personal data) граждан изначально рассматривались в контексте неотъемлемого права на уважение частной и семейной жизни. Использование же новейших технологий, включая интернет, существенно усилило угрозу разглашения и распространения такой информации, тем самым создавая предпосылки для нарушений фундаментальных прав, что и стало основанием для формирования специального законодательства в этой сфере.
Изложенное позволяет признать, что наряду с позицией, согласно которой цифровые права представляют собой новые права человека, высказывается и мнение, согласно которому цифровые права – не самостоятельные права, а скорее условия или средства реализации традиционных прав человека.
Нельзя не видеть, что в условиях применения новейших информационных и коммуникационных технологий более всего риску нарушений подвергаются права на неприкосновенность частной жизни и свободу выражения мнения. И нарушения обозначенных прав, обусловленные использованием новых технологий, стали одним из приоритетных направлений практики ЕСПЧ: как подчеркивает А.И. Ковлер, в орбиту внимания ЕСПЧ попадает «использование электронных средств, включая GPS, для слежки, отслеживание электронной переписки, вторжение в работу интернет-сайтов, в мобильную телефонную связь, массовое внедрение видеокамер (вплоть до общественных туалетов), бессрочное хранение в электронных банках данных отпечатков пальцев, образцов клеток и профилей ДНК». При этом сказанное вовсе не исключает возможности выявления цифровых прав применительно и к другим сферам.
Например, в Хартии прав человека в интернете (в редакции 2006 г.) упоминаются:
1) право на доступ к интернету, выводимое из ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, гарантирующей право на образование. Оно включает в себя: право на доступ к инфраструктуре; право на навыки; право на интерфейсы, контент и приложения, доступные для всех; право на равный доступ для мужчин и женщин; право на доступ на рабочем месте