Файл: Принципы построения личностноориентированной системы обучения.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В то же время саморазвитие личности находится в зависимости от степени индивидуализации и творческой направленности образовательного процесса. Эта закономерность составляет основу индивидуально-творческого подхода. Он подразумевает непосредственную мотивацию учебной и иных типов деятельности обучающихся, самодвижения их к конечному итогу. Это приносит возможность обучающемуся испытать удовольствие от осознания своего роста и развития. Главное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в формировании обстоятельств, которые запускают внутренние механизмы саморазвития и самореализации личности педагога.
Личностно-ориентированные технологии в существенной степени объединены с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Он определен закономерностью, в соответствии с которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества следует предполагает их гуманистический образ жизни, выполнение норм педагогической этики. Данный принцип требует такой степени внутренне определённой активности личности, при котором они не идут на поводу у обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, а сами имеют все шансы создавать данные условия, формировать собственную стратегию, сознательно и систематически усовершенствовать себя.
Для формирования творческой личности будущего дизайнера является эффективным «погружение» обучающегося в подобные условия педагогического взаимодействия, в которых соответствующие индивидуальные качества усиленно формируются, а затем реализуются в профессиональной деятельности. При этом ситуацию педагогического общения следует создавать как субъект субъектное взаимодействие. Речь идет о том, что обучающейся выступает не только и не столько в качестве объекта педагогического влияния, однако и как субъект своей деятельности.
В данных условиях сущность обучения становится единым объектом познавательной активности как со стороны обучающего, так и со стороны обучаемого: педагог устанавливает проблемы, обговаривает их с обучающимися, планирует и сформирует общую работа, а обучаемые решают определенные перед ними проблемы, дают оценку приобретенным итогам. Такое взаимодействие считается субъект-объект-субъектным, так как предметом педагогического общения всегда является какое-то содержание (объект), сравнительно которого оно осуществляется.
Важно создать у будущих дизайнеров стремление и способность ориентироваться в своей будущей профессиональной деятельности на личность обучающегося - на его допустимое восприятие содержания педагогической деятельности и самого педагога. Отсюда потребность формирования у будущего дизайнера рефлективности мышления и общения в ходе педагогического воздействия.
Под рефлексией обычно понимают, с одной стороны, способность личности анализировать собственные мысли, чувства, намерения, действия, а также прогнозировать их в отношении себя или третьих лиц. Например, рефлексия, выступающая как осознание или прогнозирование преподавателем того, каким его воспринимают и оценивают обучающиеся в конкретной ситуации или в целом, позволяет педагогу осуществлять коррекцию своего профессионального поведения по ходу педагогического общения. В контексте рефлексии наиболее отчетливо проявляется взаимосвязь трех сторон общения (Схема 7):
Схема 7 - Три стороны общения
В основе личностного воздействия педагога лежит доверие обучающихся к нему, к педагогу-профессионалу и человеку. Анализ социальных, педагогических и психологических связей между педагогом и обучающимся, возникающих в процессе обучения, позволяет выделить три уровня функционирования механизмов доверия в обучении.
1. Институционально-конвенциональный уровень. Он заключается в том, что педагог-представитель учебного заведения как определенного социального института облечен его доверием и правами; он руководитель и организатор деятельности обучающихся, требования которого они обязаны выполнять.
Данный уровень доверия организован обществом и функционирует по большей части на первых стадиях коллективной деятельности педагогов и обучающихся. В случае если он не подкрепляется социально-признанной деятельностью и профессиональными качествами педагога, вероятность личностного влияния максимально уменьшается, либо оно изменяет свою направленность.
2. Социально-педагогический уровень. Он основан на длительном общении преподавателя с конкретной группой, потоком обучающихся, в результате чего они приобретают опыт совместной деятельности и достигают взаимопонимания. обучающиеся и преподаватель образуют психологическое единство в отношении к данной учебной дисциплине (одно «мы»).
3. Эмоциональный уровень. Он в известной степени ситуативный, когда преподавателю удается «захватить» обучающихся содержанием конкретной проблемы и наиболее полно реализовать личностный резерв знаний, опыта, отношений. Такая ситуация возникает, когда наиболее полно совпадают познавательные интересы, эмоциональный и интеллектуальный настрой преподавателя.
В разрабатываемой концепции инновационных личностно-ориентированных технологий в качестве основных функций выступают следующие:
-
сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов и диспозиций; -
проблематизация и конфликтизация действительности - видение в ней непосредственно невоспринимаемых коллизий и несоответствий; -
критическое отношение к нормативам; -
рефлексия и построение системы смыслов (смыслотворчество); открытость среде и профессиональным новшествам; -
творчески преобразующее отношение к миру, выход за пределы нормативной заданности; -
стремление к самореализации, к воплощению в профессиональной деятельности своих намерений и образа жизни; -
субъективирование элементов содержания в личностно-смысловое содержание, т. е. наделение личностным смыслом.
Системообразующим фактором личностно-ориентированного профессионально педагогического образования является взаимодействие субъектов обучения, учитывающих их личностные особенности и специфику учебного материала.
Далее рассматриваются положения личностно-ориентированного профессионального педагогического образования в области дизайна:
-
основная цель - развитие личности обучаемого на всех этапах образовательного процесса. Обучаемый сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между результатами обучения и воспитания;
2) социально-профессиональные особенности личности педагога интегрируются в содержание и технологии обучения, становясь фактором профессионального развития;
3) ориентация на индивидуальную траекторию развития позволяет использовать ГОС, как средство, определяющее направление и границы использования содержания образования для развития личности на разных ступенях обучения;
4) гарантом организации полноценного образовательного процесса является творческая индивидуальность педагога, авторские технологии, предполагающие возможность кооперативной деятельности педагогов и обучающихся, их полноценного развития.
Отсюда следует, что личностно-ориентированное образование определяется как образование субъекта, обращенное к индивидуальному опыту обучающегося, его надобности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.
Проектирование личностно-ориентированного образования осуществляется на уровне управления и организации профессионально-образовательного процесса, на уровне содержания и технологий обучения, на уровне отдельной дисциплины, на уровне конкретной ситуации.
К особенностям проектирования личностно-ориентированных программ относятся (Схема 8):
Схема 8 - Особенности проектирования личностно-ориентированных программ
Одним из важных условий профессионального становления личности является социальная ситуация, которая понимается равно как концепция отношений между личностью и социальной реальностью. По этой причине в исследовании предпочтение отдается созданию такого рода учебной среды, которая будет являться эффективной для профессионального становления личности.
Становление личностно-ориентированного образования одна из основных проблем, решение которой даст возможность осуществить принципиально новую цель профессионального педагогического образования - профессиональное формирование личности.
Это, в свою очередь, выдвигает несколько проблем, связанных с формированием содержания образования, методов управления образовательным процессом, образовательной среды, что связано с комплексом научно-исследовательской и научно методической работы.
Как показал опыт реализации многоуровневой схемы подготовки будущего дизайнера, индивидуальная ориентация обучающихся на уровень профессионального развития в соответствии с заданной образовательной программой, считается основополагающей с целью последующей учебной деятельности. То есть, обучающийся, становясь субъектом деятельности, непосредственно сам инициирует и образует процесс собственного обучения, уровень квалификации.
На сегодняшний день личностно-ориентированный подход, заключающийся в понимании личности как уникального и неповторимого творения, связанной совокупностью внутренних обстоятельств, через которые преломляются все без исключения внешние воздействия, широко вводится в систему российского профессионально-педагогического образования.
1.3 Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения
Принципы построения личностно-ориентированной системы направлены на всестороннее развитие личности. Существовали социально-педагогические модели развития, они описывались в варианте социокультурных образцов, которые требовалось освоить. Последнее задавалось идеологией, господствующей в обществе. Личностно-ориентированная педагогика, порядка процесс обучения и воспитания, исходила в основном из признания основной роли, то есть детерминации внешних воздействий, а кроме того значимости педагога, группы, коллектива, а никак не саморазвития отдельной личности. Похожим способом разрабатывались и надлежащие дидактические модификации, посредством которых реализовывался персональный подход в обучении. Он сводился в основном к разделению обучающихся в сильных, средних, слабых; к педагогической коррекции через специальную систему учебного материала согласно степени его объективной сложности, уровню требований к овладению данным использованным материалом, подобным как: программированное, проблемное обучение.
Общеобразовательная школа в основном готовила к колледжу и данный социальный заказ выполняла через предметную дифференциацию, при этом нивелировалась духовная дифференциация: индивидуальные отличия, сопряженные с традициями семьи, укладом существования, отношением к религии и психологические модификации личностно-ориентированного обучения были подчинены задаче развития познавательных возможностей, какие рассматривались в первую очередь в целом как стандартные, такие как: рефлексия, составление плана, целеполагание, а никак не индивидуальные способности. Средством развития данных возможностей является учебная работа, которая создается как «эталонная» согласно своему нормативному содержанию и структуре. Индивидуальные способности «просматривались» путем обучения, определяемые как умение к освоению знаний. Чем лучше были организованы знания в системе (согласно абстрактному виду), тем больше была обучаемость. Зависимая от содержания,