Файл: История во французском романе xx века и творчество М. Дрюона 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение 2

Глава 1. История во французском романе XX века и творчество М. Дрюона 5

1.1 Тезаурусная модель истории в публицистике М. Дрюона: историко-философский аспект 5

1.2 История в ранних произведениях М. Дрюона 8

Глава 2. Художественное выражение королевской власти Капетингов в исторических романах М. Дрюона 12

2.1 Авторская оценка исторической реальности и ее отражение в романах М. Дрюона 12

2.2 Особенности хронотопа королевской власти Капетингов в художественном мире романов М. Дрюона 26

Заключение 30

Список использованных источников 32


Введение


Морис Дрюон, лауреат Гонкуровской премии, лауреат литературных премий фонда принца Монако, Сен-Симона, д'Обинье; член Французской академии, член университетов Иорка, Бостона, Тираны, иностранный член Российской академии наук по отделению истории и филологии; кавалер ордена почетного Легиона, отмеченный наградами ряда стран (Аргентина, Бельгия, Бразилия, Греция, Италия, Ливан, Марокко, Мексика, Монако, Португалия, Россия, Сенегал, Тунис), получил всемирную известность, прежде всего, как автор исторического цикла «Проклятые короли».

Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена необходимостью исследования тезаурусной модели М. Дрюона, его концепции философии истории в контексте философских учений К. Ясперса, А. Дж. Тойнби, Р. Арона, Н. А. Бердяева и отражения концепции писателя в эстетике, публицистике, новеллах и исторических романах, прежде всего, в цикле «Проклятые короли»; потребностью расширения представлений об особенностях развития исторического романа во французской литературе XX века и уточнения роли М. Дрюона как писателя-философа в формировании новых синтетических форм эпического повествования; а также важностью конкретизации и углубления в практике филологического анализа теоретических основ тезаурусного подхода (концепция Вал. А. и Вл. А. Луковых) как методологической базы современного исследования в области гуманитарного знания.

В структуре тезауруса М. Дрюона центральное место занимает история, мораль, самосознание правителя и народа, осознание ближайшей среды, общественные отношения и чувства, политика, экономика, религия, философия, общие законы мироздания.


Структура тезауруса позволяет изучить взаимодействие субъекта с миром в режиме диалога, более плодотворно осмыслить миропонимание М. Дрюона и создать персональную или авторскую (тезаурусную) модель писателя, под которой понимается соотношение писателя как творца текстов с той реальностью, с которой он вступает в контакт, будь то сферы литературы, общественной или личной жизни. При этом персональная модель шире понятия метод писателя, под которым понимается реализация личности писателя и в публицистическом, и в художественном творчестве как нечто единое целое, позволяющее в равной степени говорить о писателе и авторе как общественном деятеле и художнике, воплощающем свои социальные идеи в образах и характерах персонажей. Персональная модель включает в себя метод как общий принцип творческого отношения художника к познавательной действительности, что объективно отражается на художественной манере писателя, его стиле и реализуется в художественном мире его творений.

Объектом исследования является творчество М. Дрюона в контексте французского романа XX века.

Предметом настоящего исследования является репрезентация королевской власти Капетингов в исторических романах Мориса Дрюона.

Цель исследования – выявить особенности художественного мира романов цикла М. Дрюона и определить репрезентация королевской власти Капетингов в исторических романах Мориса Дрюона.

Исходя из указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть основные этапы развития романа во Франции от А. Барбюса до М. Дрюона.

2. Обосновать концепцию философии истории в тезаурусе М. Дрюона через анализ этапов становления философских взглядов писателя и их отражения в его новеллах и ранних произведениях.

3. Проанализировать новеллы М. Дрюона как особый этап художественного выр

Глава 1. История во французском романе XX века и творчество М. Дрюона

1.1 Тезаурусная модель истории в публицистике М. Дрюона: историко-философский аспект


В исследованиях, посвященных творчеству М. Дрюона, до сих пор окончательно не решен вопрос о периодизации творческого пути писателя. Поскольку М. Дрюон писал многие произведения параллельно друг другу, классифицировать его наследие достаточно сложно. Эту задачу попытался решить Э. Н. Максимов в диссертации «Творческий путь Мориса Дрюона» (1965). В основу периодизации он положил хронологический принцип, отталкиваясь от даты написания произведений. Исследователь выделил три периода творчества М. Дрюона:
1942-1946 - раннее творчество М. Дрюона: «Мегаре», «Последняя бригада», «Письма европейца»;

1948-1951 - период создания трилогии «Конец людей»;

1952-1960 - «Отель Мондез», «Тисту - зеленные пальцы», «Проклятые короли».

Однако периодизация Э. Н. Максимова не учитывает последний роман исторического цикла «Проклятые короли» - «Когда король теряет Францию», написанный в 1977 году. Кроме того, она не включает публицистику, новеллы, романы на античную тему, что не позволяет говорить о ее завершенности.

Всестороннее изучение творчества М. Дрюона, путей становления Дрюона-художника, Дрюона-мыслителя дает возможность значительно расширить представленную периодизацию:

1938-1948 — период становления мировоззрения художника, формирования его тезаурусной модели философии истории в публицистике, ранних новеллах (цикл «Властелины равнины», новелла «Поезд 12 ноября»), «античных» романах («Божественный Александр», «Мемуары Зевса»), драме «Мегаре» и романе «Последняя бригада». Основными темами произведений стали: личность в истории, роль народа, человек и война, патриотизм и предательство;

1948-1956 - попытка осмыслить историю сквозь призму современности, уточнение деталей авторской модели писателя через осмысление соотношений понятий: человек и власть, война и мир, семья и общество. Отсюда такие говорящие заголовки трилогии «Конец людей»: «Сильные мира сего», «Падение корпораций», «Свидание в аду»; циклов новелл «Счастье одних», «Несчастье других» и новеллы «Отель Мондез»;


1956-1977 - реализация концепции философии истории в художественной форме - цикл «Проклятые короли», последний роман («Когда король теряет Францию») которого был опубликован в 1977 году, и сказка «Тисту - зеленые пальцы», а также политический памфлет «Будущее в замешательстве»;

1978-2009 - статьи, интервью, публицистика, основной темой которых является комментарий современных политических событий («Реформация демократии» (Reformer la democratic, 1982), «Культура и государство» (La Culture et l Etat, 1985), «Обстоятельства» (Circonstances, 1998) и др.). Последней книгой М. Дрюона стали мемуары «Аврора, грядущая из глубины небес» (L aurore vient du fond du ciel, 2006).

Периодизация творчества писателя обозначает определенные вехи в становлении философского мировоззрения М. Дрюона, которое формировалось не только под влиянием событий XX века, но и под непосредственным воздействием его семьи. Писатель с раннего детства интересовался своей родословной и в своих воспоминаниях, письмах, статьях выстраивал родословную и позволял исследователям проследить основные вехи становления его взглядов, в том числе на историю. С раннего детства, по воспоминаниям писателя, он уже знал, кем были его ближайшие родственники. Мальчик жил в удивительной атмосфере, овеянной духом романтики, высокого художественного слова: «В возрасте трех-четырех лет от роду я очень любил слушать рассказы стариков. Так я узнал, что мой прадед был другом Рембо... а моя мама - племянницей Шарля Кроса, поэта и изобретателя фонографа и цветной фотографии»141. Ш. Кроса сюрреалисты почитали как своего вдохновителя. Его сборник стихов «Шкатулка из сандала» был высоко оценен П. Верленом: «bijou tour a tour delicat, barbare, bizarre, riche et simple»142 (драгоценность то деликатная, то варварская и странная, то богатая и простая). Брат Шарля Кроса - Антуан был врачом и писателем, который перевел «Прометея» Эсхила. Он состоял в группе зютистов вместе с П. Верленом и А. Рембо. А. Крое был третьим и последним королем Арокании, государства на юге Чили. В Бразилии его прапрадед Одорико де Мендез был не только крупным республиканцем и другом императора дона Педро, а также писателем, которого помнят в Бразилии как переводчика на португальский Гомера и Вергилия. Во Фландрии М. Дрюон связан кровными узами с Адольфом Самюэлем, бельгийским музыкантом и директором консерватории в Генте
, оставившим миру семь симфоний и ораторию о Христе. П. Валери-Радо, в ответной речи на избрание М. Дрюона во Французскую Академию, отмечает, что предков писателя можно встретить как в Бразилии, в Нарбонезии, во Фландрии, так и на Урале.