Файл: Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 59 классов разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Правила поведения при аварии транспортного средства.

— Устройство временных укрытий. Летние и зимние виды убежищ. Выбор места. Виды временных укрытий: шалаш, навес, вигвам и строительный материал. Виды зимних укрытий (иглу, снежная пещера, нора, траншея).

— Место для костра. Типы костров и очаги. Виды топлива. Разжигание костра. Теория разведения огня без спичек. Спички и НАЗ. Сохранение огня.

— Обеспечение бытовых потребностей. Изготовление посуды, веревок и рюкзака из подручных средств. Природные средства, используемые для личной гигиены. Уход и сбережение одежды и обуви. Добывание пищи. Растительная и животная пища. Добывание питьевой воды.

— Безопасность при прохождении по местности. Правила переправы через реки. Правила передвижения в горах, в лавиноопасных и камнепадных районах, по заболоченной местности. Распознавание лавино- и камнепадоопасных склонов.
Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях.
— Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. Правила оказания первой доврачебной помощи.

— Аптечка. Природные лекарственные средства. Замена промышленных лекарственных средств природными средствами.

— Травмы. Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Ожоги. Помощь при потертостях, мозолях, ссадинах, порезах и ожогах. Ушибы, растяжения и разрывы связок, переломы, вывихи. Наложение шин. Укусы насекомых, паукообразных. Укусы змей, бешеных животных. Отравления. Оказание первой помощи при укусах и отравлениях. Первая помощь при утоплении. Основные приемы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж

сердца. Тепловые и солнечные удары. Обморожения. Поражения молнией. Правила поведения, позволяющие избежать теплового, солнечного ударов, обморожения, поражения молнией, и оказание помощи.

Практические занятия.

Переноска пострадавшего без носилок. Вязание узлов. Приемы переноски пострадавшего.

Основные узлы, необходимые для привязывания тента, для страховки человека, для связывания веревок, для привязывания крючка к леске и т.д.
Проектная деятельность.

Проектные задания.

1. Смоделируйте опасную (чрезвычайную) ситуацию в дикой природе и пути её преодоления.

2. Разработайте туристический маршрут.

3. Разработайте модели временных укрытий для разных климатических условий.

4. Составьте атлас съедобных и лекарственных растений вашего родного края с рекомендациями по их применению.

5. Подготовьте командные соревнования по ориентированию на местности.

6. Подготовьте командные соревнования по оказанию первой помощи в экстремальных ситуациях.
Планируемые результаты освоения программы ОБЖ

в 6 классе

Личностными результатами обучения ОБЖ в 6 классе являются:

— развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность личных и общественных интересов от внешних природных и социальных угроз;

— понимание важности сохранения своего здоровья и начало формирования потребности соблюдения норм здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности в конкретной ситуации;

— формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности;

— воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и к жизни человека, а также к своей жизни.

Метапредметными результатами обучения ОБЖ в 6 классе являются:

— овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность; понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; анализировать причины возникновения опасности: обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать их

влияние на человека и окружающую среду;

— овладевать навыками безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; оценивать свои поступки; уметь находить пути решения поставленных задач;

— моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации;

— приобретение личного опыта в поиске необходимой информации, умении анализировать ее и делать выводы;



— развитие умения формулировать свои мысли, умения принимать точку зрения собеседника, понимать право существования иного мнения; умение работать в коллективе;

— освоение алгоритмами действия в опасной и чрезвычайной ситуации в повседневной жизни и на отдыхе.
Предметные результаты обучения. В результате обучения по представленной программе для 6 класса большинство учащихся будут:

Представлять: влияние климатических факторов на состояние и здоровье человека; иметь представление об элементарных медицинских средствах и перевязочном материале при оказании первой помощи; о лекарственных свойствах дикорастущих растений; иметь представление о принципах оказания первой доврачебной помощи, в том числе при закрытых переломах, при отравлениях, при укусах животных.

Понимать: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации; необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека; свою ответственность за свои поступки и действия; ценность жизни человека.

Знать: принципы подготовки к кратковременному и длительному путешествию; что такое топографическая карта и ее информационная нагрузка, представлять, что такое план местности и абрис; стороны света, принципиальное устройство компаса и принцип его работы; основные правила личной гигиены; опасных животных; элементарные санитарно-гигиенические правила.

Уметь: оценивать различные возможные реальные ситуации; работать в группе; принимать решения; оценивать особенности своего физического состояния и здоровья; уметь находить необходимую информацию; планировать свою деятельность и корректировать ее со своими сверстниками и старшими; ориентироваться с помощью карты и компаса; определять стороны света по Солнцу и часам со стрелками; применить знания, полученные на уроках географии; применять теоретические знания на практике; развивать навыки конструирования; выполнять простейшие модели; развивать навыки, необходимые в повседневной жизни; уметь принимать решение; уметь определять пульс, накладывать шину из подручных средств, накладывать жгут при венозном кровотечении; накладывать простейшие повязки при потертостях, ссадинах, порезах.
7 класс

(34 ч., 1 ч. в неделю)

Опасные и чрезвычайные ситуации

и безопасность человека.

Введение. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий.


Введение. Опасные ситуации и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Чрезвычайная ситуация. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Задачи РСЧС. Система мер защиты населения от различных чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Чрезвычайная ситуация природного характера. Классификация опасных природных явлений:геофизические (землетрясения, извержения вулканов,магнитные бури), геологические (обвалы, оползни, сели, карстовые провалы и т.д.), метеорологические (бури, ураганы, смерчи, шквалы, крупный град, засухи,метели, пыльные бури и т.д.), морские гидрологические явления (цунами, обледенение судов, интенсивныйдрейф льдов и т.д.) и гидрологические явления (наводнения, паводки и т.д.), природные пожары (лесные, торфяные и др.).

Наводнения и причины их возникновения. Историческая справка о наводнениях различного масштаба на территории России. Анализ территорий и площадей, оказывающихся в зоне затопления или подтопления. Понятия «наводнение», «половодье», «паводок», «затор», «зажор», «ветровой нагон». Наводнения при прорывах плотин. Классификация наводнений: по повторяемости, по размерам и по наносимому ущербу, а также по площади затопления, продолжительности затопления, скорости подъема уровня воды. Оценка наводнений по максимальному уровню подъёма воды. Анализ характера наводнений в конкретном районе нашей страны (место проживания учащихся).

Поражающие факторы наводнений и их последствия. Понятия «затопление», «подтопление», «первичные поражающие факторы», «вторичные поражающие факторы». Размеры последствий наводнений.

Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнений. Заблаговременные предупредительные мероприятия; оперативные предупредительные мероприятия. Прогнозы наводнений (краткосрочные и долгосрочные, локальные и территориальные). Правила поведения при поступлении сообщения о наводнении и начале эвакуации. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы

людей при наводнении, первая необходимая помощь.
Практическая работа.

1. Анализ характера наводнений в конкретном районе нашей страны (место проживания учащихся) за последние 10 (20) лет.

2. Выработать алгоритм последовательности действий при поступлении сообщения о наводнении и начале эвакуации.


3. Используя дополнительную литературу, найти правила оказания первой помощи при утоплении. Письменно составить порядок действий при оказании помощи пострадавшему. Обсудить на занятиях с учителем и одноклассниками.
Ураганы, бури, смерчи и причины их возникновения. Основные понятия и классификация этих метеорологических явлений. Понятия «ветер», «направление ветра», «скорость ветра», «сила ветра», «шкала Бофорта», «ураган», «смерч», «торнадо», «буря». Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей. Погода и климат. Циклон и антициклон. Районы России и мира, где наиболее часты опасные метеорологические явления. Названия ураганов.
Поражающие факторы опасных метеорологических явлений и их последствия. Первичные и вторичные поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы людей при ураганах, смерчах и бурях, первая необходимая помощь.
Мероприятия по защите от опасных метеорологических явлений. Действия населения при угрозе и во время урагана, бури, смерча, пыльной бури, метели. Заблаговременные предупредительные мероприятия; оперативные предупредительные мероприятия . Прогнозы опасных метеорологических явлений. Правила поведения при поступлении сообщения о приближении опасного метеорологического явления.
Практическая работа.

1. Пользуясь шкалой Бофорта, определить скорость и силу ветра в баллах в течение недели и ежедневно (утром и вечером) в районе вашего проживания. Объяснить причины изменения (или отсутствие изменений) направления и силы ветра в течение дня и недели в вашем населенном пункте.

2. Найдите в художественной литературе пример опасного метеорологического явления. Дайте ему характеристику.

Землетрясения и причины их возникновения.

Понятия «землетрясение», «очаг землетрясения», «гипоцентр», «эпицентр». Типы землетрясений (тектонические, внутриплитовые, вулканические). Сейсмограф. Основные характеристики землетрясений. Магнитуда. Шкала землетрясений (Рихтера, Меркалли). Характеристика проявлений землетрясения. Сейсмические области мира и территории Российской Федерации.

Поражающие факторы землетрясений и их последствия. Первичные и вторичные поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы людей при землетрясениях, первая необходимая помощь. Возможный ущерб хозяйству.