Файл: Протокол 5 от 30 мая 2022г. Согласовано на заседании нмс гимназии Протокол 5 от 31 мая 2022 г. Утверждено.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава учебника
Профессия
10 класс. Глава 5. Устройство компьютера.
10 класс. Глава 7. Компьютерные сети
Специалист по системному администрированию
(системный администратор)
11 класс. Глава 4. Создание веб- сайтов.
11 класс. Глава 8. Компьютерная графика и анимация.
11 класс. Глава 9. Трехмерная графика
Web- программист.
Специалист по компьютерному дизайну (Web- дизайнер).
11 класс. Глава 3. Базы данных
Системный аналитик. Специалист по информационным системам.
Администратор баз данных
10 класс. Глава 8. Алгоритмизация и программирование
11 класс. Глава 5. Элементы теории алгоритмов.
11 класс. Глава 6. Алгоритмизация и программирование
11 класс. Глава 7. Объектно- ориентированное программирование
Математик-программист. Математик, системный программист
10 класс. Глава 9. Решение вычислительных задач на компьютере.
11 класс. Глава 2. Моделирование
Специалист по прикладной информатике в различных областях (экономике, социологии, физике, экологии и пр.).
Инженер по информационным технологиям в различных областях
10 класс. Глава 10. Информационная безопасность
Специалист по защите информации
Углублённый курс включает в себя те же крупные содержательные линии, что и базовый курс:
1.
Основы информатики.
2.
Алгоритмы и программирование.
3.
Информационно-коммуникационные технологии.
Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе — переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач, в том числе и тех, которые в
самом курсе не рассматривались. Существенное внимание уделяется линии
«Алгоритмы и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются язык Python.
Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективное обсуждение материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является подборка ЭОР с портала Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), которая включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
«Алгоритмы и программирование», которая входит в перечень предметных результатов ФГОС. Для изучения программирования используются язык Python.
Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективное обсуждение материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является подборка ЭОР с портала Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), которая включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования учебный предмет «Информатика» входит в предметную область «Математика и Информатика» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Информатика», представленное в Рабочей программе, соответствует ФГОС СОО, Основной образовательной программе среднего общего образования.
В средней школе изучение предмета «Информатика» на базовом уровне осуществляется в объеме 68 ч/нед (1ч/нед. в 10 классе и 1 ч/нед. в 11 классе).
Для полного освоения программы углублённого уровня рекомендуется изучение предмета «Информатика» в объеме 4 ч/нед. в 10 и 11 классах (всего 272 часа, по 136 ч в 10 и 11 классах).
Количество учебных часов в учебном плане может быть скорректировано в зависимости от специфики и образовательной программы образовательной организации.
Тематическое планирование представлено в данной программе в четырёх вариантах:
1)
вариант 1: базовый курс в объёме 68 учебных часов (по 1 часу в неделю в 10 и
11 классах).
2)
вариант 2: углублённый курс в объёме 272 учебных часа (по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах).
При использовании варианта 1 некоторые разделы углублённого курса могут изучаться в рамках элективных курсов или факультативных занятий.
Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования:
личностным результатам;
метапредметным результатам;
предметным результатам.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
1.
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления, учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития отраслей информационных технологий
(ИТ) и телекоммуникационных услуг.
2.
Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
3.
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь.
Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
4.
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов.
Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета, в дальнейшей профориентации в этом направлении. В содержании многих разделов учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективы их развития.
Личностные результаты
Требование ФГОС
Чем достигается
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
11
класс. § 4. Информация и управление.
Раскрывается общенаучное значение понятия системы, излагаются основы системологии.
11 класс. § 6. Модели и моделирование.
Раскрывается значение информационного моделирования как базовой методологии современной науки
Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности
11 класс. В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения.
В учебниках помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов содержатся задания проектного характера
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов
Выполнение проектных заданий, возможные темы которых приведены в конце каждого параграфа, требует осознания недостаточности имеющихся знаний, самостоятельного изучения нового для учеников теоретического материала, ориентации в новой предметной
(профессиональной) области, поиска источников информации, приближения учебной работы к формам производственной деятельности
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
1.
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и
внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные
ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях.
Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах, таких как:
учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;
изучение основ системного анализа: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;
алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
2.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:
формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;
ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение её результатов.
3.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников.
Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности.
Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются. В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.
4.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального, дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий.
Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.
Метапредметные результаты
Требование ФГОС
Чем достигается
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Проектные задания в учебниках для 10 и 11 классов.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты
Задания поискового, дискуссионного содержания.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников
Выполнение проектных заданий требует самостоятельного сбора информации и освоения новых программных средств. 11
класс.
§ 46. Сеть Интернет.
§ 48. Службы Интернета.
§ 50. Личное информационное пространство
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения
Деление заданий практической части курса на уровни сложности:
1- й уровень — репродуктивный;
2- й уровень — продуктивный;
3- й уровень — творческий.
Распределение заданий между учениками в проектных и коллективных работах
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты
Требование ФГОС
Чем достигается
Сформированность представлений о копьютерно- математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта
(процесса). Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных. Сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними
11 класс.
Глава 2. Моделирование.
11
класс.
Глава 3. Базы данных.
11 класс.
Глава 3. Базы данных
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть выделено три крупных раздела:
I.
Основы информатики
Техника безопасности. Организация рабочего места
Информация и информационные процессы
Кодирование информации
Логические основы компьютеров
Компьютерная арифметика
Устройство компьютера
Программное обеспечение
Компьютерные сети
Информационная безопасность
II.
Алгоритмы и программирование
Алгоритмизация и программирование
Решение вычислительных задач
Элементы теории алгоритмов
Объектно-ориентированное программирование
III.
Информационно-коммуникационные технологии
Моделирование
Базы данных
Создание веб-сайтов
Графика и анимация
3D- моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на завершающей ступени среднего общего образования.
Содержание учебного предмета (вариант 1, базовый курс)
11 класс (34 ч)
Информация и информационные процессы
Передача данных. Скорость передачи данных. Информация и управление.
Кибернетика. Понятие системы. Системы управления.
Информационное общество. Информационные технологии. Государственные электронные сервисы и услуги. Электронная цифровая подпись (ЭЦП). Открытые образовательные ресурсы. Информационная культура.
Стандарты в сфере информационных технологий.
Моделирование
Модели и моделирование. Иерархические модели. Сетевые модели. Модели мышления. Искусственный интеллект. Адекватность.
Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели. Тестирование модели. Эксперимент с моделью. Анализ результатов.
Математические модели в биологии. Модель неограниченного роста. Модель ограниченного роста.
Базы данных
Многотабличные базы данных. Ссылочная целостность.
Типы связей.
Таблицы. Работа с готовой таблицей. Создание таблиц.
Связи между таблицами.
Запросы. Конструктор запросов. Критерии отбора. Запросы с параметрами.
Вычисляемые поля. Запрос данных из нескольких таблиц. Формы. Простая форма.
Отчёты. Простые отчёты.
Создание веб-сайтов
Веб-сайты и веб-страницы. Статические и динамические веб-страницы. Веб- программирование. Системы управления сайтом.
Текстовые веб-страницы. Простейшая веб-страница. Заголовки. Абзацы.
Специальные символы. Списки. Гиперссылки.
Оформление веб-страниц. Средства языка HTML. Стилевые файлы. Стили для элементов.
Рисунки, звук, видео. Форматы рисунков. Рисунки в документе. Фоновые рисунки.
Мультимедиа.
Блоки. Блочная вёрстка. Плавающие блоки. Динамический HTML. «Живой» рисунок. Скрытый блок. Формы.
Обработка изображений
Ввод изображений. Разрешение. Цифровые фотоаппараты.
Сканирование. Кадрирование.
Коррекция изображений. Исправление перспективы. Гистограмма. Коррекция цвета. Ретушь. Работа с областями. Выделение областей. Быстрая маска.
Исправление «эффекта красных глаз». Фильтры.
Многослойные изображения. Текстовые слои. Анимация.
Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов. Выравнивание, распределение. Группировка.
Трёхмерная графика
Понятие 3D-графики. Проекции.