Файл: Протокол 5 от 30 мая 2022г. Согласовано на заседании нмс гимназии Протокол 5 от 31 мая 2022 г. Утверждено.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работа с объектами. Примитивы. Преобразования объектов.
Сеточные модели. Редактирование сетки. Материалы и текстуры.
Рендеринг. Источники света. Камеры.
11 класс (136 ч)
Информация и информационные процессы
Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона.
Передача данных. Скорость передачи данных. Обнаружение ошибок.
Помехоустойчивые коды
Сжатие данных. Алгоритм RLE. Префиксные коды. Алгоритм Хаффмана. Алгоритм
LZW. Сжатие с потерями.
Информация и управление. Кибернетика. Понятие системы. Системы управления.
Информационное общество. Информационные технологии.
«Большие данные». Государственные электронные сервисы и услуги. Электронная цифровая подпись (ЭЦП). Открытые образовательные ресурсы. Информационная культура.
Стандарты в сфере информационных технологий.
Моделирование
Модели и моделирование. Иерархические модели. Сетевые модели. Адекватность.
Игровые модели. Игровые стратегии. Пример игры с полной информацией. Задача с двумя кучами камней.
Модели мышления. Искусственный интеллект. Нейронные сети. Машинное обучение. Большие данные.
Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели. Тестирование модели. Эксперимент с моделью. Анализ результатов.
Моделирование движения. Движение с сопротивлением.
Дискретизация. Компьютерная модель.
Математические модели в биологии. Модель неограниченного роста. Модель ограниченного роста. Взаимодействие видов. Обратная связь. Саморегуляция.
Вероятностные модели. Методы Монте-Карло. Системы массового обслуживания.
Модель обслуживания в банке.
Базы данных
Основные понятия. Типы информационных систем. Транзакции. Таблицы. Индексы.
Целостность базы данных.
Многотабличные базы данных. Ссылочная целостность. Типы связей. Реляционная модель данных. Математическое описание базы данных. Нормализация.
Таблицы. Работа с готовой таблицей. Создание таблиц. Связи между таблицами.
Запросы. Конструктор запросов. Критерии отбора.
Запросы с параметрами. Вычисляемые поля. Запрос данных из нескольких таблиц.
Итоговый запрос. Другие типы запросов.
Формы. Простая форма. Формы с подчинёнными. Кнопочные формы.
Отчёты. Простые отчёты. Отчёты с группировкой. Проблемы реляционных БД.
Нереляционные базы данных. Экспертные системы.
Создание веб-сайтов
Веб-сайты и веб-страницы. Статические и динамические веб-страницы. Веб- программирование. Системы управления сайтом.
Текстовые веб-страницы. Простейшая веб-страница. Заголовки. Абзацы.
Специальные символы. Списки. Гиперссылки.
Оформление веб-страниц. Средства языка HTML. Стилевые файлы. Стили для элементов.
Рисунки, звук, видео. Форматы рисунков. Рисунки в документе. Фоновые рисунки.
Мультимедиа.
Таблицы. Структура таблицы. Табличная вёрстка. Оформление таблиц.
Блоки. Блочная вёрстка. Плавающие блоки. XML и XHTML.
Динамический HTML. «Живой» рисунок. Скрытый блок.
Формы.
Размещение веб-сайтов. Хранение файлов. Доменное имя.
Загрузка файлов на сайт.
Элементы теории алгоритмов
Уточнение понятия алгоритма. Универсальные исполнители. Машина Тьюринга.
Машина Поста. Нормальные алгоритмы Маркова
Алгоритмически неразрешимые задачи. Вычислимые и невычислимые функции.
Сложность вычислений. Асимптотическая сложность. Сложность алгоритмов поиска. Сложность алгоритмов сортировки.
Доказательство правильности программ. Инвариант цикла. Доказательное программирование.
Алгоритмизация и программирование
Целочисленные алгоритмы. Решето Эратосфена. «Длинные» числа. Квадратный корень.
Структуры. Работа с файлами. сортировка структур. Словари. Алфавитно- частотный словарь.
Стек. Использование списка. Вычисление арифметических выражений с помощью стека. Проверка скобочных выражений. Очереди, деки.
Деревья. Деревья поиска. Обход дерева. Использование связанных структур.
Вычисление арифметических выражений с помощью дерева. Хранение двоичного дерева в массиве. Модульность.
Графы. «Жадные» алгоритмы. Алгоритм Дейкстры. Алгоритм Флойда-Уоршелла.
Использование списков смежности.
Динамическое программирование. Поиск оптимального решения. Количество решений.
Объектно-ориентированное программирование
Борьба со сложностью программ. Объектный подход. Объекты и классы. Создание объектов в программе.
Скрытие внутреннего устройства.
Иерархия классов. Классы-наследники. Сообщения между объектами.
Программы с графическим интерфейсом. Особенности современных прикладных программ. Свойства формы. Обработчик событий. Использование компонентов
(виджетов). Программа с компонентами. Ввод и вывод данных. Обработка ошибок.
Совершенствование компонентов.
Модель и представление.
Обработка изображений
Ввод изображений. Разрешение. Цифровые фотоаппараты.
Сканирование. Кадрирование.
Коррекция изображений. Исправление перспективы. Гистограмма. Коррекция цвета. Ретушь. Работа с областями. Выделение областей. Быстрая маска.
Исправление «эффекта красных глаз». Фильтры.
Многослойные изображения. Текстовые слои. Маска слоя. Каналы. Цветовые каналы. Сохранение выделенной области.
Иллюстрации для веб-сайтов. Анимация.
Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов. Выравнивание, распределение. Группировка. Кривые. Форматы векторных рисунков. Ввод векторных рисунков. Контуры в GIMP.
Трёхмерная графика
Понятие 3D-графики. Проекции.
Работа с объектами. Примитивы. Преобразования объектов. Системы координат.
Слои. Связывание объектов.
Сеточные модели. Редактирование сетки. Деление рёбер и граней. Выдавливание.
Сглаживание. Модификаторы. Логические операции. Массив. Деформация.
Кривые. Тела вращения.
Отражение света. Простые материалы. Многокомпонентные материалы. Текстуры.
UV- проекция.
Рендеринг. Источники света. Камеры. Внешняя среда. Параметры рендеринга.
Тени.
Анимация объектов. Редактор кривых. Простая анимация сеточных моделей.
Арматура. Прямая и обратная кинематика. Физические явления.
Язык VRML.
11 класс
Общее число часов: 136 ч. Резерв учебного времени: 23 часа.
1.
Техника безопасности. Организация рабочего места
Правила техники безопасности. Правила поведения в кабине информатики.
Учащиеся должны знать:
опасности для здоровья при работе на компьютере;
правила техники безопасности;
правила поведения в кабинете информатики.
2.
Информация и информационные процессы
Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона.
Передача информации. Помехоустойчивые коды. Сжатие информации без потерь.
Алгоритм Хаффмана. Сжатие информации с потерями.
Информация и управление. Системный подход. Информационное общество.
Учащиеся должны знать:
алфавитный и вероятностный подходы к оценке количества информации;
принципы помехоустойчивого кодирования;
принципы сжатия информации;
понятие «префиксный код», условие Фано;
принципы и область применимости сжатия с потерями;
понятия «обратная связь», «система»;
кибернетический подход к исследованию систем;
понятия «информационные технологии», «информационная культура»;
основные черты информационного общества.
Учащиеся должны уметь:
вычислять вероятность события и соответствующее количество информации;
оценивать время, необходимое для передачи информации по каналу связи;
использовать помехоустойчивые коды.
3.
Моделирование
Модели и моделирование. Системный подход в моделировании. Использование графов. Этапы моделирования. Моделирование движения. Дискретизация.
Математические модели в биологии. Модель «хищник-жертва».
Обратная связь. Саморегуляция. Системы массового обслуживания.
Учащиеся должны знать:
понятия «модель», «оригинал», «моделирование», «адекватность модели»;
виды моделей и области их применимости;
понятия «диаграмма», «сетевая модель»;
этапы моделирования;
особенности компьютерных моделей;
понятие «саморегуляция»;
особенности моделирования систем массового обслуживания.
Учащиеся должны уметь:
использовать модели различных типов: таблицы, диаграммы, графы;
использовать готовые модели физических явлений;
выполнять дискретизацию математических моделей;
исследовать модели с помощью электронных таблиц и собственных программ.
4.
Базы данных
Информационные системы. Таблицы. Иерархические и сетевые модели.
Реляционные базы данных. Запросы. Формы. Отчеты.
Нереляционные базы данных. Экспертные системы.
Учащиеся должны знать:
понятия «информационная система», «база данных», СУБД, «транзакция»;
понятия «ключ», «поле», «запись», «индекс»;
различные модели данных и их представление в табличном виде;
принципы построения реляционных баз данных;
типы связей между таблицами в реляционных базах данных;
основные принципы нормализации баз данных;
принципы построения и использования нереляционных баз данных;
принципы работы экспертных систем.
Учащиеся должны уметь:
представлять данные в табличном виде;
разрабатывать и реализовывать простые реляционные базы данных;
выполнять простую нормализацию баз данных;
строить запросы, формы и отчеты в одной из СУБД;
5.
Создание веб-сайтов
Веб-сайты и веб-страницы. Текстовые страницы. Списки. Гиперссылки.
Содержание и оформление. Стили. Рисунки на веб-страницах.
Мультимедиа. Таблицы. Блочная верстка. XML и XHTML.
Динамический HTML. Размещение веб-сайтов.
Учащиеся должны знать:
понятия «гипертекст», «гипермедиа», «веб-сервер», «браузер», «скрипт»;
принцип разделения содержания (контента) и оформления сайта;
основные тэги языка HTML;
принципы построения XML-документов;
понятия «динамический HTML», DOM.
Учащиеся должны уметь:
строить веб-страницы, содержащие гиперссылки, списки, таблицы, рисунки;
изменять оформление веб-страниц с помощью стилевых файлов;
выполнять простую блочную верстку;
использовать Javascript для простейшего программирования веб-страниц.
6.
Элементы теории алгоритмов
Уточнение понятие алгоритма. Универсальные исполнители. Алгоритмически неразрешимые задачи. Сложность вычислений. Доказательство правильности программ.
Учащиеся должны знать:
понятия «алгоритм», «универсальный исполнитель»;
понятие «алгоритмически неразрешимая задача»;
понятие «сложность алгоритма»;
принципы доказательства правильности программ.
Учащиеся должны уметь:
составлять простые программы для одного из универсальных исполнителей;
оценивать вычислительную сложность изученных алгоритмов;
доказывать правильность простых программ.
7.
Алгоритмизация и программирование
Решето Эратосфена. Длинные числа. Структуры (записи).
Динамические массивы. Списки. Использование модулей.
Стек. Очередь. Дек. Деревья. Вычисление арифметических выражений.
Графы. Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала).
Поиск кратчайших путей в графе.
Динамическое программирование.
Учащиеся должны знать:
алгоритм поиска простых чисел с помощью «решета Эратосфена»;
понятие «длинного числа», принципы хранения и выполнения операций с
«длинными» числами;
понятие структуры (записи), основные операции со структурами;
понятия «динамический массив», «список», «стек», «очередь», «дек» и операции с ними;
понятие «дерево» и области применения этой структуры данных;
понятия «граф», «узел», «ребро»;
простые алгоритмы на графах;
принцип динамического программирования.
Учащиеся должны уметь:
использовать решето Эратосфена;
программировать простые операции с «длинными» числами;
использовать различные структуры, грамотно выбирать структуру для конкретной задачи;
программировать простые алгоритмы на графах;
программировать алгоритмы, использующие динамическое программирование.
8.
Объектно-ориентированное программирование
Что такое ООП? Объекты и классы. Скрытие внутреннего устройства.
Иерархия классов.
Программы с графическим интерфейсом. Работа в среде быстрой разработки программ. Модель и представление.
Учащиеся должны знать:
принципы ООП;
понятия «объект», «класс», «абстракция», «инкапсуляция», «наследование»,
«полиморфизм», «виртуальный метод»;
как строится иерархия классов.
Учащиеся должны уметь:
выполнять объектно-ориентированный анализ несложных задач;
строить иерархию объектов;
программировать простые задачи с использованием ООП;
строить программы с графическим интерфейсом в одной из RAD-сред.
9.
Графика и анимация
Ввод цифровых изображений. Кадрирование. Коррекция фотографий.
Работа с областями. Фильтры. Многослойные изображения. Каналы.
Подготовка иллюстраций для веб-сайта. GIF-анимация.
Учащиеся должны знать:
характеристики цифровых изображений;
принципы сканирования и выбора режимов сканирования;
понятия «слой», «канал», «фильтр».
Учащиеся должны уметь:
выполнять коррекцию фотографий (уровни, цвет, яркость, контраст);
работать с областями;
работать с многослойными изображениями;
использовать каналы;
выбирать формат для хранения различных типов изображений;
создавать анимированные изображения.
10.
3D-
моделирование и анимация
Проекции. Работа с объектами. Сеточные модели.
Модификаторы. Контуры. Материалы и текстуры. Рендеринг. Анимация.
Язык VRML.
Учащиеся должны знать:
основные принципы работы с 3D-моделями.
Учащиеся должны уметь:
выполнять преобразования объектов;
строить и редактировать сеточные модели;
использовать текстуры, модификаторы, контуры;
выполнять рендеринг, выбирать его параметры;
строить простые сцены с помощью языка VRML.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование учебного материала представлено в двух вариантах:
1)
вариант 1: базовый курс в объёме 68 учебных часов (по 1 часу в неделю в 10 и
11 классах).
2)
вариант 2: углублённый курс в объёме 272 учебных часа (по 4 часа в неделю в
10 и 11 классах).
При использовании сокращённых вариантов изучения предмета (вариант 1) учащиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы углублённого курса самостоятельно под руководством учителя.
В зависимости от фактического уровня подготовки учащихся учитель может внести изменения в планирование, сократив количество часов, отведённых на темы, хорошо усвоенные в курсе основной школы, и добавив вместо них темы, входящие в углублённый курс.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в
11 классе.
Планирование учебного материала представлено в двух вариантах:
1)
вариант 1: базовый курс в объёме 68 учебных часов (по 1 часу в неделю в 10 и
11 классах).
2)
вариант 2: углублённый курс в объёме 272 учебных часа (по 4 часа в неделю в
10 и 11 классах).
При использовании сокращённых вариантов изучения предмета (вариант 1) учащиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы углублённого курса самостоятельно под руководством учителя.
В зависимости от фактического уровня подготовки учащихся учитель может внести изменения в планирование, сократив количество часов, отведённых на темы, хорошо усвоенные в курсе основной школы, и добавив вместо них темы, входящие в углублённый курс.
В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года, как в 10, так и в
11 классе.
В то же время курс «Информатика» во многом имеет модульную структуру, и учитель при разработке рабочей программы может менять местами темы программы.
В соответствии с ФГОС, в планировании для всех вариантов предусмотрены резервные часы, которые предназначены для выполнения проектных и исследовательских работ. Содержание этих занятий формируется участниками образовательных отношений.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы в том числе с учетом рабочей программы воспитания
Вариант 1
(базовый курс, 1 ч/нед. всего 68 ч)
Таблица 2
№
Тема
Количество часов / класс
Всего
10 кл.
11 кл.
Основы информатики
1.
Техника безопасности. Организация рабочего места
1 1
2.
Информация и информационные процессы
5 2
3 3.
Кодирование информации
5 5
4.
Логические основы компьютеров
3 3
5.
Компьютерная арифметика
3 3
6.
Устройство компьютера
2 2
7.
Программное обеспечение
3 3
8.
Компьютерные сети
3 3
9.
Информационная безопасность
1 1
Итого:
26 23 3
Алгоритмы и программирование
10.
Алгоритмизация и программирование
10 10 11.
Решение вычислительных задач
0 0
12.
Элементы теории алгоритмов
0 13.
Объектно-ориентированное программирование
0
Итого:
10 10 0
Информационно-коммуникационные технологии
14.
Моделирование
3 3
15.
Базы данных
5 5
16.
Создание веб-сайтов
6 6
17.
Графика и анимация
5 5
18.
3D- моделирование и анимация
5 5
Итого:
24 0
24
Резерв
8 1
7
Итого по всем разделам:
68 34 34