Файл: В. А. Ядов предположил, что на других уровнях потребностей и в более сложных, в том числе социальных, ситуациях действуют иные диспозиционные образования, притом они возникают всякий раз при "встрече" определенн.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другая важная концепция статуса, имеющая отношение к работе, называется организационным статусом. Организационный статус относится к неформальному делению, имеющему место внутри организации. Также как и общественный статус, организационный статус включает в себя не одну переменную, а несколько (напри- мер, позицию в организационной иерархии, профессиональную принадлежность и производительность). Статус относится к признанному группой рангу индивидуума в организации. Статус помогает прояснить, как человек должен себя вести по отношению к остальным и как они должны себя вести в ответ. Символы статуса. Символы статуса - это объекты или отличительные знаки, которые определяют чей-либо уровень статуса в группе или организации. К символам статуса относятся знаки различия у военных, особая одежда судей и врачей, а также, например, меблировка кабинета и наличие или отсутствие личного секретаря у управляющих. При этом следует отметить, что некоторые символы могут повышать статус человека в одних обстоятельствах и понижать его в других. Статус и групповое взаимодействие. Как правило, люди с более высоким статусом, стремятся играть доминирующую роль в организации, захватывают большую инициативу.

В течение нашей жизни статус изменяется множество раз. И изменения в статусе подразумевают, что человек должен подчас кардинальным образом изменить свое поведение. При этом вопрос о том, что именно должно быть изменено, а что выучено, остается открытым. Ситуации, в которых нет явно заданной последовательности событий, всегда вызывают тревогу. Несоответствие статуса. Состояние, называемое несоответствием статуса, возникает, когда человек по некоторым своим характеристикам удовлетворяет, а по некоторым не удовлетворяет требованиям, предъявляемым статусом. Эта же проблема возникает при принятии решений о продвижении по служебной лестнице. Людям не нравится, что кто-то, кто ниже их по некоторым характеристикам, занимает более высокое, чем они, положение. Все это предполагает, что несоответствие статуса может вести к мотивационным и поведенческим проблемам. Два очевидных решения этой проблемы заключаются в выборе или назначении только тех людей, которые полностью удовлетворяют требованиям статуса, и изменении мнения группы по поводу того, что является соответствующим высокому положению и что должно вести к его достижению. Но следует признать, что оба эти способа слишком сложны для применения на практике. Понятию "социальный статус" в целом синонимично понятие "социальная позиция", которое также обозначает место или положение индивида или группы в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения индивида. Однако слово "позиция" в сравнении со "статусом" имеет более активный характер, то есть "позиция" как бы в большей степени зависит от целей и задач, которые ставит перед собой личность, в то время как "статус" - это и результат сложившегося стечения обстоятельств.


Индивидуальный статус Социальная роль, престиж, авторитет конкретной личности в обществе в целом как следствие общественной жизни человека, его достижений, выработанной системы отношений.

Морально-психологический статус Статус (от лат. status - положение, состояние) конкретного человека в конкретной социальной группе в отношении моральных категорий, ценностей данной группы. Высокий морально-психологический статус означает, что данная личность в данной группе считается образцом для подражания, а также может выступать судьёй, экспертом в вопросах справедливости.

Социометрический статус Позиция конкретной личности в сетке отношений внутри социальной группы (как правила подразумеваются дружеские отношения, отношения благожелательности).

43. Социальная роль, виды ролей, особенности формирования ролевого поведения в онтогенезе. Ролевые конфликты личности.

Социальная роль - динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции.

Основные характеристики социальной роли:

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.

2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных;

третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Виды социальных ролей:

1. представляемые роли - система ожиданий индивида и определенных групп

2. субъективные роли - субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;

3. играемые роли - наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Типы ролевых конфликтов

Межролевой конфликт возникает из-за того, что одному человеку приходится одновременно выполнять несколько ролей. Это проявляется при пересечении существенных сфер его ролей, и в рамках какой-то ситуации сталкиваются взаимоисключающие друг друга ролевые ожидания.

Внутриролевой конфликт возникает тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий.

Ситуационно-ролевой конфликт возникает в ситуациях, когда на индивида направлены новые ожидания, связанные с новой ролью, а он не может адекватно на них реагировать, потому что еще находится в старой роли и не готов к выполнению новой.

Выполнение социальной роли предполагает некоторую степень несвободы. Действительно, выполняя роль, человек действует не так, как требует его индивидуальность, а согласно нормативным требованиям, которые навязывает ему его роль. Некоторые роли настолько регламентированы, что предписывают человеку почти каждое действие (например, рабочий на конвейере). Выполнение таких ролей зачастую вызывает чувство психологической угнетенности, связанной с отчуждением индивида. Другие роли имеют большую степень свободы, а третьи даже в обязательном порядке требуют от своих носителей индивидуальных модификаций, например, роль соискателя ученой степени требует определенной новизны научных разработок. Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько роль соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения -- требованиям, предъявляемым ролью. В таком случае не возникает или почти не возникает отчуждения входе выполнения роли и достигается максимальное «сращение» индивида с ролью.


Поскольку человек - существо социальное, то и часть его индивидуальности реализуется именно в социальных ролях. Изучение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок как бы «прикидывает» на себя роль мамы, учительницы, командира в игре. Эту фазу социального развития называют социабилизацией. В ходе дальнейшего процесса социализации человек действует как носитель собственных ролей (дочь, ученица) и, выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему только предстоят.

44. Психология межличностной совместимости.

Межличностные отношения являются составной частью внутригруппового взаимодействия. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. Выражаются такие отношения между людьми в первую очередь в совместимости людей.

Межличностная совместимость как психологическое явление не имеет строго однозначного определения. Рассматривается с двух позиций: как диадный феномен и как групповой. Так, Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская считают, что межличностная совместимость складывается между членами группы главным образом в «пространстве» диадного взаимодействия. По их мнению, совместимость есть оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных действий. Предполагает наличие момента обоюдного удовлетворения членами диады потребностей и поведенческих проявлений друг друга.

Совместимость — это «взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, ocнованное на оптимальном сочетании ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик.

А.Л. Свенцицкий определяет психологическую совместимость как способность членов группы к совместной деятельности, основанной на их оптимальном сочетании. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.


Психологическая совместимость рассматривается как феномен, включающий следующие параметры межличностных отношений: комплементарность, конгруэнтность потребностей, общность ценностей.

Виды межличностной совместимости

Эффективность совместной деятельности и формирование оптимальных межличностных взаимоотношений определяются следующими видами совместимости:
- социальная совместимость;
- психологическая совместимость;
- психофизиологическая совместимость 

Социальная совместимость – это совместимость мировоззрений, идеалов, ценностных ориентаций, жизненных планов, социальных устремлений людей. Критериями социальной совместимости будут являться такие характеристики людей, как образовательный уровень, профессия, отношение к работе, общественная активность, отношение к другим людям, обществу, уровень нравственной зрелости, направленность личности, понимание смысла жизни, структура потребностей и т. д.

В теории межличностных отношений В. Шутца постулат совместимости гласит - мы всегда реализуем некоторый взаимный обмен, т.е. нам дают то, что нас устраивает и мы даем взамен то, что устраивает других. Две личности совместимы, если они могут вместе работать в гармонии. Совместимые группы более эффективны в достижении групповых целей, чем группы несовместимые. То есть, если совместимость группы А больше, чем совместимость группы В, то группа А ближе, чем группа В к уровню своего оптимального функционирования.

В. Шутц предположил три возможных типа совместимости. В основу выделения типов положено соотнесение демонстрируемого личностью поведения и поведения, желаемого ею от других, в каждой из трех сфер межличностных потребностей.
1. Первый тип совместимости – взаимообменная – совместимость, основанная на взаимном обмене. Выражаемое и желаемое поведение у одной личности равны выражаемому и желаемому у другой личности – это пример максимальной совместимости.
2. Второй тип — инициирующая совместимость — обнаруживается, когда проявления контроля, включенности и любви со стороны одного совпадают с потребностями другого.