Файл: В. А. Ядов предположил, что на других уровнях потребностей и в более сложных, в том числе социальных, ситуациях действуют иные диспозиционные образования, притом они возникают всякий раз при "встрече" определенн.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Реципрокная совместимость характеризует степень, в которой выражения включения, контроля или любви одной взаимодействующей личности согласуются с желаниями другой в отношении тех же потребностей.

Таким образом, если потребности индивидов взаимно удовлетворяются в процессе взаимодействия, то они являются совместимыми в потребностной сфере, если же потребности не удовлетворяются – межличностной совместимости нет.

45. Социально-психологический климат малой группы. Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата.

Малая группа: понятие, социально-психологические параметры. Малая группа определяется как небольшое по размеру объединение людей, в котором общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Малая группа - это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.

Таким образом, малая социальная группа - это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, связанных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

- первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознаны цели и задачи общества, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан;

- вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности приняты в данном коллективе;

- третья климатическая зона - это психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат - микроклимат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климатов.

Важнейшие факторы благоприятного социально-психологического климата:

1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

2) доброжелательная и деловая критика;

3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;

4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;


5) достаточная информированность членов группы о ее задачах и о состоянии дел;

6) удовлетворенность принадлежностью к группе;

7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию (колебание) у кого-либо из членов группы;

8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;

9) высокая сплоченность всех членов группы (Парыгин Б.Д., 1999).

Анализ этого направления исследования социально-психологического климата коллектива позволяет сделать вывод, что классификация показателей, определяющих условия и факторы имеет разные основания. Так, выделяются следующие факторы макросреды и микросреды, влияющие на социально-психологический климат в коллективе 

К факторам макросреды отнесены:

- общественно-политическая и экономическая ситуация;

- уровень и организация жизни населения;

- социально-демографические, этнические, региональные факторы.

Факторы микросреды в свою очередь были разделены на объективные и субъективные.

К объективным относятся: технические, санитарно-гигиенические, организационные характеристики.

К субъективным относятся:

- официальные и организационные связи в коллективе;

- уровень развития сотрудничества, взаимопомощи, товарищеских контактов.

Взаимоотношения в коллективе, его сплоченность в значительной мере зависят от того, что собой представляют сами члены коллектива, каковы их личностные качества и культура общения, проявляющаяся в степени эмоциональной теплоты, симпатии или антипатии. Преобладание тех или иных личностных качеств у членов коллектива влияет на отношения, складывающиеся внутри коллектива, характер его психического настроя, придает ему определенную особенность, которая может способствовать или мешать его сплочению.  

46. Опишите основные направления социальной психологии.

Основные направления социальной психологии. Социальная психология разделяется на теоретическую и прикладную социальную психологию.

Теоретическая психология включает:

1) социальную психологию личности и малых групп, которая изучает процессы социализации, социально-психологические механизмы, взаимоотношения, общение и взаимодействие, массовые социально-психологические явления, психологию малых групп, психологию личности в группе, психологию различных видов групп и др.;



2) социальную психологию больших общностей (групп), которая изучает социально-психологические особенности больших групп, социально-гендерную психологию, социально-политическую психологию, психологию общественных движений, этнопсихологию, социально-возрастную психологию, психологию религии и др.;

3) социальную психологию общества, которая изучает психологию социально-экономических систем, власти и общества, правового общества, психологию общественных кризисов и др.

Прикладная психология включает:

1) профессиональную социальную психологию, которая включает социально-психологическую профессиографию, социальную психологию профессиональной деятельности, трудового коллектива, инноваций, социально-психологические особенности деятельности разных специалистов и др.;

2) отраслевую социальную психологию, которая изучает социальную психологию управления, экономики и предпринимательства, международных отношений, законности и правопорядка, образования, культуры, торговли, рекламы, конкуренции, соперничества, конфликтологию и др.;

3) практическую психологию, которая включает систему социально-психологического обеспечения практики, личность и деятельность социального психолога, социально-психологическую диагностику, экспертизу, анализ, консультирование, технологию службы доверия, семьи и др.

В процессе развития социальной психологии возникли и оформились в самостоятельные течения как минимум четыре подхода к предмету социальной психологии. Каждый из них вторичен по отношению к общепсихологическим парадигмам: бихевиоризму, когнитивизму, интеракционизму и неофрейдизму. В самом общем виде рассмотрим тот вклад, который каждая из этих парадигм внесла в развитие социально-психологических представлений XX века.

Бихевиоризм одним из первых обратился к социально-психологической проблематике, не усмотрев в ней ничего специфического, требующего какого-то отдельного концептуального или методического подхода. "Если мышь, двигаясь по лабиринту, предпочитает левый коридор правому, потому что в левом лежит пища, то это поведение изучает психолог. Если же мышь поворачивает налево, потому Что в правом коридоре сидит другая мышь, то таким поведением должен заниматься социальный психолог". В рамках бихевиоризма разрабатывался ряд идей, которые сегодня представляют несомненный интерес и ценность. Это проблемы социальной агрессии и ее возможных детерминант, путей и методов социального научения, технологий межличностного взаимодействия и опосредующих его факторов.


Когнитивизм - значительное явление в истории развития психологии вообще и социальной психологии в частности - возникает на основе гештальтпсихологии, существенно дополненной и развитой в работах К. Левина и Ф. Хаидера. К когнитивистам в начале 80-х гг. XX в. относили себя три четверти американских социальных психологов.

Р. Абельсон сформулировал положение, которое в значительной степени отражает суть социально-психологических воззрений когнитивизма: "Мой вариант каждого человека заставляет рассматривать его в большей степени как Думателя, чем как Делателя". Таким образом, главный акцент сделан на когнитивные процессы, формирующие те или иные социальные реакции человека: «Впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, которые и выступают регуляторами социального поведения».

Неофрейдизм, опираясь на социально-психологические идеи 3. Фрейда и собственные наработки, создал весьма специфическую социальную психологию. Она практически не существует как самостоятельное направление, но вместе с тем многие ее положения и идеи стали настолько традиционными, что часто применяются без ссылок на первоисточники. Именуют этот феномен "рассеянным психоанализом" и выделяют три его формы в современном социально-психологическом мышлении:

1) влияние на внутренние профессиональные установки исследователей относительно рассмотрения тех или иных социальных явлений;

2) включение психоаналитических принципов в современные теории и социально-психологическую практику;

3) заимствование отдельных положений психоанализа для объяснения различных социально-психологических проблем.

Интеракционизм - течение научной социально-психологической мысли, берущее свое начало не в индивидуально-психологических, а в социологических представлениях о социальном поведении человека. Интеракционизм опирается на взгляды американского философа, социолога и социального психолога Дж. Мида. В его основе - последовательное понимание группы как целого. Эта целостность преобладает над индивидом. Поведение человека в группе анализируется и интерпретируется в рамках целостной групповой активности.

В рамках символического интеракционизма сформировались теории, имеющие огромное значение для современной социальной психологии. Прежде всего это теории ролевого поведения и референтной группы как источника личных норм и ценностей человека.


47. Стадии развития малой группы.

Развитие малой группы представляет собой процесс смены этапов, или стадий, различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отно­шениях:

Каждая малая группа проходит ряд этапов своего развития.

Образование и развитие малой группы обычно включает в себя несколько стадий.

На первой стадии осуществляется процесс знакомства ее членов. Они изучают друг друга, в том числе и индивидуально- и социально-психологические качества каждого, в результате чего формируются начальные представления людей друг о друге. Общение протекает на основе взаимных пристрастий, в ходе него и осуществляется первичная адаптация людей друг к другу. В это же время проходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности, перспективами совместного сотрудничества.

Вторая стадия обычно является периодом первичного взаимного сближения членов группы, образования основы системы межличностных отношений, формирования групповых норм, возникновения группового самосознания. В процессе более интенсивных и продуманных контактов люди начинают вырабатывать общие правила поведения, ценностные ориентации. В это же время группе присуща лишь формальная (внешняя) целостность, а это значит, что могут обостряться межличностные отношения, а также появиться эмоционально-психологический дискомфорт, возникать на различной почве конфликты. Однако в процессе развитии группы появляются зачатки неформальной структуры, определяются взаимные пристрастия и антипатии.

На третьей стадии отношения между членами малой группы постепенно нормализуются, начинает формироваться ее актив. Общение между людьми становится более открытым и конструктивным, начинает проявляться групповая солидарность и сплоченность, формируется подструктура добросовестных исполнителей, которые твердо осознают свои обязанности и необходимость совместной деятельности. Постепенно оформляется групповое мнение, появляются действительно общие настроения и совместные переживания людей.

На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «мы», определяются поддерживаемые всеми единые групповые цели и интересы. В группе в это время складываются условия для проявления самых различных взаимоотношений и разрешения любых проблем и конфликтов. При этом может присутствовать расхождение во взглядах, но только до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему, не достигнут социально-психологический и эмоциональный консенсус. Групповое мнение должно быть адекватно индивидуальным суждениям. Социально-психологический климат и атмосфера взаимоотношений в группе в этот период полностью способствует совместной деятельности, наблюдается полное единство воли, установок и интересов всех ее членов.