Файл: 1. Предмет методики обучения истории. Развитие методики в России в xviii xx вв. Историческое образование в России на современном этапе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Предмет методики обучения истории. Развитие методики в России в XVIII – XX вв. Историческое образование в России на современном этапе.

Объект и предмет науки. Принято различать объект и предмет науки. Объект – это область действительности, которую исследует данная наука. Предмет – это способ видения объекта с позиций этой науки. Это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, и используя понятия, свойственные нашей науке для описания области действительности, избранной в качестве объекта изучения.

В 18 в после реформ Петра I возникла потребность в образованных людях, создается несколько типов школ:

  • Солдатские

  • Закрытые дворянские

  • Духовные семинарии

  • Горные, мед., инженер. и т.п. школы.

История изучается в них с целью нравственного восприятия. Изучается курс всеобщей истории, с включением в него русской истории.

Форма изложения учебного материала - вопросно – ответная. Главный метод изучения – зубрешка.

Первым, кто критиковал этот метод, стал Ломоносов, написавший обобщающий труд древне – российская история. В 1786 г. – реформа образования. История России стала изучаться как отдельный предмет, чтобы было закреплено уставом народных училищ, связано это с развитием капиталистических отношений и ростом самосознания.

В начале 19 в. Была проведена еще одна реформа образования – было создано Министерство народного просвещения – 1802 и изменения в структуре образования. Основная цель – борьба с революц-демократической идеологией, насаждение монархических религиозных взглядов во всех типах школ, училищах, гимназиях. Основной проводник монархической концепции Карамзин.

История как деятельность монархов, полководцев, духовенства и знати и отрицание роли народных масс. Эта концепция отразилась в школьных учебниках по истории: учебник Кайданова, в нем была исключена тема «Афинская демократия», в нем нет иллюстраций, документов.

В методике – основной прием – краткое комментирование учебника , опрос только для контроля.

Особенности содержания исторического образования:

  • Нет социально – экономических вопросов.

  • Не раскрывается закономерности исторического развития.

  • В основе – теория официальной народности – схоластическое обучение, подавление самостоятельности мышления.


В 1840 -1860-е г. большое внимание историческому образованию уделяли революционеры – демократы – Белинский, Чернышевский, Добролюбов:

  • Главная движущая сила – трудовые массы.

  • Преподавание истории должно вооружать знаниями, которые помогают понять современную жизнь.

  • Школьный курс истории должен соответствовать современным требованиям науки и возрасту учащихся.

  • Изложение – сжатое, без ненужных подробностей и второстепенных фактов, но в то же время связным и полным.

  • Все факты в учебнике должны освещаться общей идеей.

Этот период характеризуется развитием империализма – классовой борьбой, революцией. Открывается много частных школ с прогрессивной постановкой исторического образования. Возникают общественные педагогические организации и выделяется 2 направления в школьном историческом образовании.

Либеральное: Виноградов, Калеев, Платонов. Задачи: Воспитывать хорошее отношение людей к друг другу. Учебники: факты политической, историко-культурной жизни. Элементы экономического развития, но не должно быть классовой борьбы. Изложение – систематичное не только для запоминания, но и для сознательного усвоения путем причинно- следственных связей. Содержание исторического образования с позиции буржуазного эволюциониста. Методика: наглядность, образность, активизация мышления. Учебник Виппера по всеобщей истории.

Радикальное: Покровский, Рожков, Коваленский Задачи: Материалистическое понимание истории, решительнее пересматривали методы обучения, чем либералы. На первое место – источник, документ. В содержании больше внимании вопросам экономики и классовой борьбы. Учебник Виппера – даны типичные явления. Использовал индуктивный метод – социологическая школа. Методика: реальный, лабораторный метод – основа документы. Самостоятельная работа с документами и научно – популярной литературы. Метод рефератов – устных и письменных. Учебник Виппера по всеобщей истории. Метод драматизации инсценировки, игры. Он приводил к искажению материала. Средства обучения: издание карт и картин. Привлечение краеведческого материала

В 1913 году разработаны новые программы и учебники. Учебник Иловайского заменен учебником Иванова, который разгрузил текст от объема фактов и дат, гибко обходил политические вопросы

, «оживил» учебник за счет включения в него мифов и легенд, а так же иллюстраций. В это время появляется первое методическое пособие для учителя – Покатила и Кралюницкий. Основанные не только на личном опыте, ориентирующие на усвоение исторического курса, путем создания исторических представлений. Выяснение причинно – следственных связей, сопоставление исторических событий, разъяснение исторических понятий и терминов. В нем разработаны причины работы учителя, создана типология учебников, учебных книг и наглядных пособий, но в нем еще не было теоретических обобщений.

После установления советской власти происходит пересмотр системы образования и воспитания, но трудности гражданской войны отсутствие средств, не позволяют довести дело до конца.

Ведущее направление, содержание и методов обучения – связь обучения с жизнью. История должна помочь понять новую политику, увеличивается количество времени на изучение современной истории, которая заменяется изучением социологических схем и изменяет названия на обществоведенье

Новая программа 1920 года декларирует новые основы революционного образования и на первое место выходит ознакомление истории развития производительных сил и производительных отношений, история развития класса и классовой борьбы, теории научного социализма и деятельности народных масс.

В 1923 вводятся новые комплексные программы и ликвидируются предметные программы, главное в обучении теоретическая самостоятельность:

  • Исторические сведенья давались кратко в связи с изучением какого – либо вопроса современности.

  • Давались обобщение знания, факты только для иллюстраций.

  • Изучались вопросы происхождения капитализма , борьбы, труда и капитала, революционное рабочее движение на Западе и в России.

Методы: трудовой, бригадно-лабораторный, исследовательский, т.е. методы преподавания заменяются на методы работы.

Учебное пособие – Виденский, Предтеческий – материал представлен по отдельным темам. Изучается самостоятельно и проводятся конференции. Учебники отменены и классно – урочная система. Отсутствует система знаний по истории, учащиеся не понимают развитие исторического процесса, вместе с тем ученики получают широкий общественный кругозор и происходит разрыв с монархически – религиозным содержанием.

В 1932 году происходит возврат к уроку как к основной форме обучения. Возврат как к основной форме обучения.


1934 год – постановление членов Народ. Комиссаров и ЦК ВКП(б) о преподавании в гражданских школах и истории СССР. Новый этап в развитии исторического образования и методике обучения истории.

В этом постановлении:

  • Вместо терминов историко-классовой борьбы, термин гражданская история – история народа, непосредственного производителя всех материально-духовных благ.

  • Введен принцип историко-хронологической последовательности, линейный принцип.

  • Выделен курсы Отечественной и Зарубежной истории. Очень большими были курсы древнего мира и средних веков.

Задачи изучения истории: Подвести учащихся к научному, материалистическому пониманию гражданской истории, раскрывал в совокупности экономические, социально политические и культурные явления.

Обучение должно быть доступным, наглядным и конкретным. История должна повысить качество образования и идейно-политического воспитания учащихся, что было обусловлено международной обстановкой.

С 1935 по 1941 количество часов истории было увеличено с 14 до 25,5 в неделю.

Были введены новые программы с 3-4 классы.

В 1937 году введен курс конституция СССР, в связи со сталинской конституции. Создаются учебники и программы, в основе изучения, по которым лежала марксистко-ленинская историческая наука – краткий курс истории Шестакова.

В 40-е годы в результате создания новых учебников все курс истории были обеспечены учебниками. Были обеспечены условия для формирования системы исторических знаний для формирования системы исторических знаний на методологической основе марксизма – ленинизма.

Методика обучения истории разрабатывает следующие вопросы:

  • Формирование марксистко-ленинского мировоззрения.

  • Методика формирования понятий и пед. понятий

  • Психологические основы восприятия исторического материала.

  • Появляются пособия Андреевская и Бернадского.

В 1959 г. «Постановление о некоторых изменениях преподавания истории в школах». Молодежь должна воспитываться в духе коммунизма, идейности, социалистического патриотизма и т.д. Обучение истории переводилось на концентрическую систему – до 8 класса учатся вся история, с 9 – повторение всего на более обобщенном уровне. Изменения:

  • Больше внимания современной эпохе. Был проведен конкурс учебников.

  • Введен курс обществоведения.

  • Введено изучение истории союзных республик.

  • В 1965 г. «Постановление об изменении порядка преподавания истории в школе».


Стали изучать общеобразовательные предметы в проф. учебных заведениях ( новая программа исторического образования). Переходят к линейной структуре исторического образования. но она отличалась от прежней:

  • Более экономный отбор фактов и понятий.

  • Сократилось изучение ранних этапов общества, подробнее стала изучаться современность.

  • Установилась синхронность изложения отечественной и зарубежной истории.

  • Появились факультативные курсы.

  • Изучение первоисточниковой идеи марксизма-ленинизма.

Новый тип учебников, в которых содержалось сообщение знаний, закрепление и развитие учащихся, в учебниках появились документы, схемы, таблицы, иллюстрации, справочные материалы, вопросы и задания.

Были созданы учебники по истории союзных республик, были введены темы в новые программы «Наш край», по которым тоже готовились учебники.

В учебнике по истории Древнего мира Коровкина были реализованы идеи развивающего обучения.

Учебник по истории средних веков Огибаловой и Донского удостоен гос. премии 1973 г.т

1975-1976 учебный год – введен курс основы Советского государства и права.

В 1980 г. приняты усовершенствованные программы по истории, по которым:

  • Принят идейно политический уровень содержания исторического образования.

  • Четко по годам разведены воспитательные и развив. задачи

  • Вводились основные идеи и понятия.

  • Межпредметные и межкурсовые связи, умения и навыки.

В конце ХХ — начале ХХI в. наиболее заметные изменения произошли в системе историко-обществоведческого образования большинства стран мира. Эти изменения затронули как теоретические основы, так и практику обучения. Можно назвать несколько комплексных факторов, которые обусловили трансформацию историко-обществоведческого образования в России:

  • процессы глобализации и курс на интеграцию нашей страны в мировое образовательное пространство;

  • радикальное преобразование всех сторон общественной жизни, что стимулировало поиск новой образовательной политики;

  • новый этап развития исторической науки, которая является базовым основанием для системы школьного исторического образования;

  • новый этап развития теории и методологии педагогической науки, которая также является базовым основанием для построения современной системы школьного исторического образования.

В структурно-содержательном плане система школьного исторического образования включает в себя следующие основные компоненты: