Файл: 1. Предмет методики обучения истории. Развитие методики в России в xviii xx вв. Историческое образование в России на современном этапе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Предмет методики обучения истории. Развитие методики в России в XVIII – XX вв. Историческое образование в России на современном этапе.
Объект и предмет науки. Принято различать объект и предмет науки. Объект – это область действительности, которую исследует данная наука. Предмет – это способ видения объекта с позиций этой науки. Это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, и используя понятия, свойственные нашей науке для описания области действительности, избранной в качестве объекта изучения.
В 18 в после реформ Петра I возникла потребность в образованных людях, создается несколько типов школ:
-
Солдатские -
Закрытые дворянские -
Духовные семинарии -
Горные, мед., инженер. и т.п. школы.
История изучается в них с целью нравственного восприятия. Изучается курс всеобщей истории, с включением в него русской истории.
Форма изложения учебного материала - вопросно – ответная. Главный метод изучения – зубрешка.
Первым, кто критиковал этот метод, стал Ломоносов, написавший обобщающий труд древне – российская история. В 1786 г. – реформа образования. История России стала изучаться как отдельный предмет, чтобы было закреплено уставом народных училищ, связано это с развитием капиталистических отношений и ростом самосознания.
В начале 19 в. Была проведена еще одна реформа образования – было создано Министерство народного просвещения – 1802 и изменения в структуре образования. Основная цель – борьба с революц-демократической идеологией, насаждение монархических религиозных взглядов во всех типах школ, училищах, гимназиях. Основной проводник монархической концепции Карамзин.
История как деятельность монархов, полководцев, духовенства и знати и отрицание роли народных масс. Эта концепция отразилась в школьных учебниках по истории: учебник Кайданова, в нем была исключена тема «Афинская демократия», в нем нет иллюстраций, документов.
В методике – основной прием – краткое комментирование учебника , опрос только для контроля.
Особенности содержания исторического образования:
-
Нет социально – экономических вопросов. -
Не раскрывается закономерности исторического развития. -
В основе – теория официальной народности – схоластическое обучение, подавление самостоятельности мышления.
В 1840 -1860-е г. большое внимание историческому образованию уделяли революционеры – демократы – Белинский, Чернышевский, Добролюбов:
-
Главная движущая сила – трудовые массы. -
Преподавание истории должно вооружать знаниями, которые помогают понять современную жизнь. -
Школьный курс истории должен соответствовать современным требованиям науки и возрасту учащихся. -
Изложение – сжатое, без ненужных подробностей и второстепенных фактов, но в то же время связным и полным. -
Все факты в учебнике должны освещаться общей идеей.
Этот период характеризуется развитием империализма – классовой борьбой, революцией. Открывается много частных школ с прогрессивной постановкой исторического образования. Возникают общественные педагогические организации и выделяется 2 направления в школьном историческом образовании.
Либеральное: Виноградов, Калеев, Платонов. Задачи: Воспитывать хорошее отношение людей к друг другу. Учебники: факты политической, историко-культурной жизни. Элементы экономического развития, но не должно быть классовой борьбы. Изложение – систематичное не только для запоминания, но и для сознательного усвоения путем причинно- следственных связей. Содержание исторического образования с позиции буржуазного эволюциониста. Методика: наглядность, образность, активизация мышления. Учебник Виппера по всеобщей истории. | Радикальное: Покровский, Рожков, Коваленский Задачи: Материалистическое понимание истории, решительнее пересматривали методы обучения, чем либералы. На первое место – источник, документ. В содержании больше внимании вопросам экономики и классовой борьбы. Учебник Виппера – даны типичные явления. Использовал индуктивный метод – социологическая школа. Методика: реальный, лабораторный метод – основа документы. Самостоятельная работа с документами и научно – популярной литературы. Метод рефератов – устных и письменных. Учебник Виппера по всеобщей истории. Метод драматизации инсценировки, игры. Он приводил к искажению материала. Средства обучения: издание карт и картин. Привлечение краеведческого материала |
В 1913 году разработаны новые программы и учебники. Учебник Иловайского заменен учебником Иванова, который разгрузил текст от объема фактов и дат, гибко обходил политические вопросы
, «оживил» учебник за счет включения в него мифов и легенд, а так же иллюстраций. В это время появляется первое методическое пособие для учителя – Покатила и Кралюницкий. Основанные не только на личном опыте, ориентирующие на усвоение исторического курса, путем создания исторических представлений. Выяснение причинно – следственных связей, сопоставление исторических событий, разъяснение исторических понятий и терминов. В нем разработаны причины работы учителя, создана типология учебников, учебных книг и наглядных пособий, но в нем еще не было теоретических обобщений.
После установления советской власти происходит пересмотр системы образования и воспитания, но трудности гражданской войны отсутствие средств, не позволяют довести дело до конца.
Ведущее направление, содержание и методов обучения – связь обучения с жизнью. История должна помочь понять новую политику, увеличивается количество времени на изучение современной истории, которая заменяется изучением социологических схем и изменяет названия на обществоведенье
Новая программа 1920 года декларирует новые основы революционного образования и на первое место выходит ознакомление истории развития производительных сил и производительных отношений, история развития класса и классовой борьбы, теории научного социализма и деятельности народных масс.
В 1923 вводятся новые комплексные программы и ликвидируются предметные программы, главное в обучении теоретическая самостоятельность:
-
Исторические сведенья давались кратко в связи с изучением какого – либо вопроса современности. -
Давались обобщение знания, факты только для иллюстраций. -
Изучались вопросы происхождения капитализма , борьбы, труда и капитала, революционное рабочее движение на Западе и в России.
Методы: трудовой, бригадно-лабораторный, исследовательский, т.е. методы преподавания заменяются на методы работы.
Учебное пособие – Виденский, Предтеческий – материал представлен по отдельным темам. Изучается самостоятельно и проводятся конференции. Учебники отменены и классно – урочная система. Отсутствует система знаний по истории, учащиеся не понимают развитие исторического процесса, вместе с тем ученики получают широкий общественный кругозор и происходит разрыв с монархически – религиозным содержанием.
В 1932 году происходит возврат к уроку как к основной форме обучения. Возврат как к основной форме обучения.
1934 год – постановление членов Народ. Комиссаров и ЦК ВКП(б) о преподавании в гражданских школах и истории СССР. Новый этап в развитии исторического образования и методике обучения истории.
В этом постановлении:
-
Вместо терминов историко-классовой борьбы, термин гражданская история – история народа, непосредственного производителя всех материально-духовных благ. -
Введен принцип историко-хронологической последовательности, линейный принцип. -
Выделен курсы Отечественной и Зарубежной истории. Очень большими были курсы древнего мира и средних веков.
Задачи изучения истории: Подвести учащихся к научному, материалистическому пониманию гражданской истории, раскрывал в совокупности экономические, социально политические и культурные явления.
Обучение должно быть доступным, наглядным и конкретным. История должна повысить качество образования и идейно-политического воспитания учащихся, что было обусловлено международной обстановкой.
С 1935 по 1941 количество часов истории было увеличено с 14 до 25,5 в неделю.
Были введены новые программы с 3-4 классы.
В 1937 году введен курс конституция СССР, в связи со сталинской конституции. Создаются учебники и программы, в основе изучения, по которым лежала марксистко-ленинская историческая наука – краткий курс истории Шестакова.
В 40-е годы в результате создания новых учебников все курс истории были обеспечены учебниками. Были обеспечены условия для формирования системы исторических знаний для формирования системы исторических знаний на методологической основе марксизма – ленинизма.
Методика обучения истории разрабатывает следующие вопросы:
-
Формирование марксистко-ленинского мировоззрения. -
Методика формирования понятий и пед. понятий -
Психологические основы восприятия исторического материала. -
Появляются пособия Андреевская и Бернадского.
В 1959 г. «Постановление о некоторых изменениях преподавания истории в школах». Молодежь должна воспитываться в духе коммунизма, идейности, социалистического патриотизма и т.д. Обучение истории переводилось на концентрическую систему – до 8 класса учатся вся история, с 9 – повторение всего на более обобщенном уровне. Изменения:
-
Больше внимания современной эпохе. Был проведен конкурс учебников. -
Введен курс обществоведения. -
Введено изучение истории союзных республик.
-
В 1965 г. «Постановление об изменении порядка преподавания истории в школе».
Стали изучать общеобразовательные предметы в проф. учебных заведениях ( новая программа исторического образования). Переходят к линейной структуре исторического образования. но она отличалась от прежней:
-
Более экономный отбор фактов и понятий. -
Сократилось изучение ранних этапов общества, подробнее стала изучаться современность. -
Установилась синхронность изложения отечественной и зарубежной истории. -
Появились факультативные курсы. -
Изучение первоисточниковой идеи марксизма-ленинизма.
Новый тип учебников, в которых содержалось сообщение знаний, закрепление и развитие учащихся, в учебниках появились документы, схемы, таблицы, иллюстрации, справочные материалы, вопросы и задания.
Были созданы учебники по истории союзных республик, были введены темы в новые программы «Наш край», по которым тоже готовились учебники.
В учебнике по истории Древнего мира Коровкина были реализованы идеи развивающего обучения.
Учебник по истории средних веков Огибаловой и Донского удостоен гос. премии 1973 г.т
1975-1976 учебный год – введен курс основы Советского государства и права.
В 1980 г. приняты усовершенствованные программы по истории, по которым:
-
Принят идейно политический уровень содержания исторического образования. -
Четко по годам разведены воспитательные и развив. задачи -
Вводились основные идеи и понятия. -
Межпредметные и межкурсовые связи, умения и навыки.
В конце ХХ — начале ХХI в. наиболее заметные изменения произошли в системе историко-обществоведческого образования большинства стран мира. Эти изменения затронули как теоретические основы, так и практику обучения. Можно назвать несколько комплексных факторов, которые обусловили трансформацию историко-обществоведческого образования в России:
-
процессы глобализации и курс на интеграцию нашей страны в мировое образовательное пространство; -
радикальное преобразование всех сторон общественной жизни, что стимулировало поиск новой образовательной политики; -
новый этап развития исторической науки, которая является базовым основанием для системы школьного исторического образования; -
новый этап развития теории и методологии педагогической науки, которая также является базовым основанием для построения современной системы школьного исторического образования.
В структурно-содержательном плане система школьного исторического образования включает в себя следующие основные компоненты: