Файл: 1. Предмет методики обучения истории. Развитие методики в России в xviii xx вв. Историческое образование в России на современном этапе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей. Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.


3. Учебник истории как источник знаний и средство обучения. Методы и приёмы обучения

Школьный учебник и его компоненты

Учебник — важнейший источник знаний и поэтому к нему предъявляются значительные требования.

Характеристика школьного учебника. К учебнику предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. В дидактике утвердилось такое определение школьного учебника: это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей.

Часто учебник выступает в качестве основы построения урока. Но есть уроки, на которых он играет вспомогательную роль или бывает вообще не нужен. Существует мнение, что применять учебник в процессе обучения вообще не нужно. Даже Н. В. Гоголь считал, что воспитанник не должен иметь у себя книги, поскольку она будет «умерщвлять» его воображение.

В наше время раздаются призывы отказаться от традиционного учебника (например, Ю. Троицкого и К. Умбрашко). И все же большинство педагогов, методистов и учителей считают, что учебник нужен и полезен. Ученые выделяют следующие основные функции школьного учебника:

  • 1.информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);

  • 2.систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его);

  • 3.обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);

  • 4.воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).

Компоненты учебника. Существует множество школьных учебников, имеющих самую разную структуру. Идет процесс создания многоуровневого учебника, учитывающего дифференциацию обучения.

Каждая его глава может начинаться с плана-схемы — своеобразного логического конспекта. В тексте книги выделяются и разъясняются понятия, термины, ключевые слова. В основной текст включены отрывки документов, справочный аппарат, вопросы и задания, отличающиеся по типу и уровню сложности. Вопросы логически продолжают или уточняют содержание. В конце тем для старшеклассников даны рекомендации: что нужно вспомнить из предшествующих тем, как выполнить задания. Вопросы для обобщений, дополнительный текстовый материал содержится в конце разделов. Этот материал выполняет роль книги для чтения или служит основой для подготовки к семинарам.



Но как бы ни различались школьные учебники, в них много общего. Учебник состоит из текста, который определяется системой отбора фактов. Его содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновеликими и иметь законченный, целостный характер. Число параграфов должно соответствовать учебному плану по предмету.

Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности. При анализе содержания учебника во время подготовки к уроку учителю важно выявить основные, базовые знания. Это примерно треть содержания. Остальное при объяснении на уроке составит дополнительный материал, помогающий ярко и убедительно раскрывать базовые знания.

К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности.

Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.

Перечислим наиболее общие черты учебников нового поколения (после 90-х гг):

  • 1.отказ от моноидеологии;

  • 2.реализация по преимуществу цивилизационного и культурологического подходов (а не формационного как ранее);

  • 3. в центре внимания современных авторов – люди как продукт своего времени;

  • 4. цель и стратегия авторов – обратившись сначала к образному восприятию (а не понятийному как ранее), воображению, и памяти учащихся, пробудить чувства, эмоции, обогатить и разнообразить запас представлений школьников об историческом прошлом, укрепить интерес к предмету и уже на этой основе формировать теоретические знания, стимулировать собственные суждения и личностное отношение к фактам минувшего;

  • 5.усиление доли фактологического материала в информационном блоке учебников и неизбежная при этом информационная избыточность текста;

  • 6. новые, выразительные способы изложения материала, более яркие художественные приемы;

  • 7.новый способ формулирования названий параграфов и разделов – изначальное наличие проблемы в названиях, сильное эмоциональное воздействие;

  • 8. дополнительные тексты становятся не приложением, а самостоятельным источником знаний. Вводятся новые документы, т.о. учебники собмещают в себе черты хрестоматии, учебника, книги для чтения, они превращаются в многофункциональные учебные пособия.

  • 9. изменился пояснительный текст, комментарии стали развернутыми, появились постраничные словари;

  • 10. становление новой иллюстративной метасистемы, признаки которой подлинность, документальность изображения, его способность быть равноценным тексту источником (а не иллюстрацией), средством эстетического воспитания;

  • 11. наличие сквозной сети вопросов и заданий, что рассматривается как постоянная связь автором с читателем.


Несмотря на то, что произошли значительные улучшения учебников по истории, следует отметить, что использование школьного учебника в качестве ценнейшего источника знаний по истории обществознанию требует знаний о системе работы с учебником на уроках и определенного опыта.

Методы и методические приемы обучения истории в школе, критерии их отбора для работы.

Методы обучения –это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Методы дают ответ на вопрос «Как учить?».

Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения.

Классификация методов:

  1. По дидактическим целям: методы изучения материала, закрепления, проверки знаний.

  2. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

  3. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.

  4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе:объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

  5. По принципу расчленения или соединения знаний:аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

Составной частью методов являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся.

Методические приемы – это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий.

К письменно-графическим приемам относятся составление календарей событий, таблиц, словарей новых слов, планов, логических схем, выполнение рисунков, заполнение контурных карт.

Существуют приемы работы с учебником, с различными печатно-словесными текстами. Например, учащиеся анализируют документы в хрестоматии или в учебнике, составляя синхронистическую таблицу.

Классификация методов обучения по источнику получения знаний.

Методы обучения по источнику получения знаний делятся на:

  1. Словесный.

  2. Метод наглядности.

  3. Практический метод.


Словесный метод применяется в устном обучении, когда учитель и ученики работают совместно и общаются друг с другом при помощи слова. Печатно-словесный способ предполагает использовании в обучении печатных (письменных) текстов вместе с устным словом.

4. Структура исторического материала и способы его изучения. Основные приемы изложения главных исторических фактов. Изучение теоретического учебного материала.

1. При подготовке к вопросу необходимо составить структуру учебно-исторического материала и структуру исторических знаний учащихся.

Структура учебного исторического материала состоит из следующих элементов:

1. Фактический материал:

  • - образы материально-пространственной среды;

  • - образы материальных предметов;

  • - образы людей, типичные личности;

  • - образы статичные целостные;

  • - образы динамичные целостные;

  • - хронологический материал;

  • - статистический материал;

  • - статистические и динамические факты.

2. Теоретический материал:

  • - понятия - сущность исторических явлений;

  • - суждения - причинно-следственные связи и отношения;

  • - умозаключения - закономерности исторического развития.

Структура исторических знаний учащихся представлена тремя направлениями:

  1. исторические понятия (частные, общеисторические, социологические);

  2. исторические представления (о фактах прошлого, об историческом времени, об историческом пространстве);

  3. знания по методологии познания истории (о причинно-следственных исторических связях, о закономерностях исторического развития, знания об исторической науке).

На основе вышеизложенного материала необходимо основательно охарактеризовать представленные элементы структур.

Следование структуре учебного материала и исторических знаний обеспечивает эффективный подбор методов, приёмов и средств обучения.

2. Фактический материал в исторической науке является первым уровнем знания на основе которого строятся различные суждения и умозаключения