Файл: 1. Предмет методики обучения истории. Развитие методики в России в xviii xx вв. Историческое образование в России на современном этапе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
Фактология в обучении истории делится на три вида:
Факт - это действительное, реально существующее событие, явление; факты являются наиболее доказательными аргументами.
Работа с фактами требует установления между ними и взаимозависимости. Метод отработки фактического материала включает четыре этапа:
Основные приемы изложения главных исторических фактов.
Одним из приемов изложения фактического материала является повествование. В преподавании истории это рассказ об исторических событиях. В повествовании даются конкретные исторические характеристики времени, пространства, людей. Исторические факты учитель излагает в их своеобразии, что способствует развитию у учащихся представления о специфичности каждого исторического факта по сравнению с другими.
Сюжетный повествовательный рассказ — это подробное эмоциональное повествование, имеющее определенный исторический сюжет, нередко отличающийся драматизмом. Главные исторические факты воссоздаются в нем образно, динамично, захватывающе, как в художественном рассказе. В основе рассказа, как правило, лежит конфликтная ситуация, развивающаяся в соответствии с сюжетной схемой событий и поступков героев: завязка—кульминация—развязка. Такой рассказ применяется при изложении наиболее крупных событий.
Нетрадиционными формами сюжетного повествования являются персонификация и драматизация, применяемые в средних классах. Персонификацией называется форма сюжетного повествования о действиях вымышленного человека. В ее основе придуманный сюжет о его судьбе, условиях жизни, поступках, диалогах и т.д. Рассказ о положении отдельного человека, его делах дает возможность понять типичные явления жизни общества.
При драматизации повествование ведется в виде диалогов двух лиц, пытающихся разрешить конфликтную ситуацию. В ходе диалога раскрывается сущность типичного социального явления. Часто сами учащиеся бывают участниками этих диалогов. Ведь всегда лучше уясняется все то, что выявлено при активном личном участии.
В отличие от сюжетного повествования, имеющего конкретную фабулу, образное повествование содержит больше теоретических идей и передает главные исторические факты в спокойной бесконфликтной форме. Такой прием чаще всего применяется для изложения явлений и процессов различных сторон жизни общества. Прием сочетается, как правило, с графической наглядностью.
Изучение теоретического учебного материала.
Цель: проанализировать иинтеллектуальные приемы и умения учащихся.
Объяснение – один из распространенных приемов при изложении главных фактов и теоретического материала. Это та часть информации, которая должна быть усвоена в виде понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Понятия (барщинное хозяйство, ремесленное производство, мануфактура) и причинно-следственные связи (предпосылки феодальной раздробленности) учитель раскрывает при помощи объяснения. Объяснение помогает раскрыть внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов и явлений. При объяснении один ряд умозаключений четко отделяется от другого, каждый из них вытекает из анализа фактов.
Прием объяснения для учащихся наиболее доступен, поэтому используется во всех классах. Ученикам сообщается суть изучаемых событий и явлений, их связей в готовом, разъясненном виде и им надо ее понять и запомнить. Таким образом, объяснение не требует от учеников поиска существенного, что ограничивает их самостоятельную познавательную деятельность и является минусом данного приема.
Рассуждение (рассуждающее изложение) - это вариант объяснения, применяемый при выявлении причинно-следственных связей, существенных черт понятий. Одновременно используются документы, статистический (диаграммы, графики) и картографический материал.
Этот прием позволяет показать ученикам ход рассуждений учителя, его размышлений, дать образцы анализа фактов. Учитель как бы ведет учащихся за собой, вовлекая их в активную познавательную деятельность. Он показывает, как решали эту проблему ученые, как ее надо решать. Рассуждением мы
называем последовательное развитие положений, доказательств, подводящее учащихся к выводам и заключениям.
Рассуждение сопровождается постановкой вопросов, что позволяет привлечь внимание учащихся. На каждый вопрос учитель дает ответ в форме размышления, сопоставляя факты и мнения. В результате учащиеся без затруднений осмысливают теоретическое содержание учебного материала. Минус этого приема получение учениками готовых знаний.
По ходу рассуждения ученики могут составлять сопоставительные таблицы, например на тему «Россия после октября 1905 г. и после февраля 1917 г.».
Вместе с приемом рассуждения применяются такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, аппликации текстовые таблицы. Прием рассуждающего изложения допускает деятельность учащихся на преобразующем уровне, когда по ходу объяснения учителя они составляют смысловые планы, логические схемы, сравнительно-сопоставительные таблицы.
Сравнительная и обобщающая характеристики. При изложении теоретического содержания учебного материала используются сравнительные характеристики. Сравниваются формы государственной власти, типы хозяйств и многое другое. При этом следует выделить существенные сопоставимые признаки исторических объектов; затем сравнить их, найти общее, особенное, единичное и сделать вывод. Вместе с приемом используются такие средства обучения, как текстовые сравнительные таблицы и учебные памятки, показывающие прием сравнения.
Совершенно иные задачи у обобщающей характеристики. Она подводит итог изученному теоретическому материалу, формирует понятия. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явления, самое существенное в нем, Например, рассказав о коллективизации, называют характерные черты колхозного строя: директивное планирование; изъятие произведенного продукта; прикрепление работника к земле; отсутствие его социальной защиты.
Обобщающая характеристика применяется, когда закончено объяснение сложного исторического события и в обобщенном выводе надо подчеркнуть его сущность или выявить существенные признаки и связи.
Обобщающая характеристика применяется при индуктивном и дедуктивном изложении главных фактов, понятий сжато, в виде перечисления существенных связей и признаков. Например, закончив объяснять сложный материал, в обобщении учитель выделяет сущность события (прием индукции). Поскольку индуктивное изложение мало вносит в развитие познавательных возможностей учащихся, при объяснении оно дополняется дедукцией и проблемным изложением фактов. Дедукция позволяет использовать содержание обобщающих характеристик в качестве теоретического знания.
Наглядность в обучении истории. Картографические наглядные пособия. Приемы и средства изучения хронологии, исторических документов. Использование художественных произведений на уроках истории
Наглядность в обучении истории.
На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности сформулировал и обосновал в XVII в. Я.А.Коменский. Этот принцип актуален и в наше время. Он находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций. В классификацию по внешним признакам ученые и методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя предметную, изобразительную, условно-графическую наглядность.
Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины — наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Чтобы учебные картины можно было легко воспринимать с любого места в классе, тематические коллекции картин делают достаточно большими и выполняют яркими, сочными красками.
Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты. Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающей момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В.А. Томби «Саламинский бой», М.Г. Ройтера «Вступление Жанны д'Арк в Орлеан», Т.И.Ксенофонтова «Бой Спартака с римским отрядом» и т.д. Содержание картин включается в рассказ тогда, когда наступает изображенный на них момент.
Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы К.В.Лебедевым; среди них — «Полюдье», «В усадьбе князя-вотчинника», «Вече в Новгороде».
Культурно-исторические картины знакомят учеников с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены
Фактология в обучении истории делится на три вида:
-
Факты–события единичные. -
Факты–явления, многократно повторяющиеся.
-
Факты–процессы, отражающие взаимосвязи и причинно-следственные связи.
Факт - это действительное, реально существующее событие, явление; факты являются наиболее доказательными аргументами.
Работа с фактами требует установления между ними и взаимозависимости. Метод отработки фактического материала включает четыре этапа:
-
Уяснение сущности факта. -
Выяснение причин его происхождения. -
Уяснение процесса взаимодействия факта с окружающей действительностью. -
Определение значения факта для времени его происхождения и для современности.
Основные приемы изложения главных исторических фактов.
Одним из приемов изложения фактического материала является повествование. В преподавании истории это рассказ об исторических событиях. В повествовании даются конкретные исторические характеристики времени, пространства, людей. Исторические факты учитель излагает в их своеобразии, что способствует развитию у учащихся представления о специфичности каждого исторического факта по сравнению с другими.
Сюжетный повествовательный рассказ — это подробное эмоциональное повествование, имеющее определенный исторический сюжет, нередко отличающийся драматизмом. Главные исторические факты воссоздаются в нем образно, динамично, захватывающе, как в художественном рассказе. В основе рассказа, как правило, лежит конфликтная ситуация, развивающаяся в соответствии с сюжетной схемой событий и поступков героев: завязка—кульминация—развязка. Такой рассказ применяется при изложении наиболее крупных событий.
Нетрадиционными формами сюжетного повествования являются персонификация и драматизация, применяемые в средних классах. Персонификацией называется форма сюжетного повествования о действиях вымышленного человека. В ее основе придуманный сюжет о его судьбе, условиях жизни, поступках, диалогах и т.д. Рассказ о положении отдельного человека, его делах дает возможность понять типичные явления жизни общества.
При драматизации повествование ведется в виде диалогов двух лиц, пытающихся разрешить конфликтную ситуацию. В ходе диалога раскрывается сущность типичного социального явления. Часто сами учащиеся бывают участниками этих диалогов. Ведь всегда лучше уясняется все то, что выявлено при активном личном участии.
В отличие от сюжетного повествования, имеющего конкретную фабулу, образное повествование содержит больше теоретических идей и передает главные исторические факты в спокойной бесконфликтной форме. Такой прием чаще всего применяется для изложения явлений и процессов различных сторон жизни общества. Прием сочетается, как правило, с графической наглядностью.
Изучение теоретического учебного материала.
Цель: проанализировать иинтеллектуальные приемы и умения учащихся.
-
Объяснение, рассуждение, характеристика, доказательство. -
Проблемность в обучении истории. -
Интеллектуальные приемы и умения учащихся. -
Деятельность учащихся при изучении теоретического материала.
Объяснение – один из распространенных приемов при изложении главных фактов и теоретического материала. Это та часть информации, которая должна быть усвоена в виде понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Понятия (барщинное хозяйство, ремесленное производство, мануфактура) и причинно-следственные связи (предпосылки феодальной раздробленности) учитель раскрывает при помощи объяснения. Объяснение помогает раскрыть внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов и явлений. При объяснении один ряд умозаключений четко отделяется от другого, каждый из них вытекает из анализа фактов.
Прием объяснения для учащихся наиболее доступен, поэтому используется во всех классах. Ученикам сообщается суть изучаемых событий и явлений, их связей в готовом, разъясненном виде и им надо ее понять и запомнить. Таким образом, объяснение не требует от учеников поиска существенного, что ограничивает их самостоятельную познавательную деятельность и является минусом данного приема.
Рассуждение (рассуждающее изложение) - это вариант объяснения, применяемый при выявлении причинно-следственных связей, существенных черт понятий. Одновременно используются документы, статистический (диаграммы, графики) и картографический материал.
Этот прием позволяет показать ученикам ход рассуждений учителя, его размышлений, дать образцы анализа фактов. Учитель как бы ведет учащихся за собой, вовлекая их в активную познавательную деятельность. Он показывает, как решали эту проблему ученые, как ее надо решать. Рассуждением мы
называем последовательное развитие положений, доказательств, подводящее учащихся к выводам и заключениям.
Рассуждение сопровождается постановкой вопросов, что позволяет привлечь внимание учащихся. На каждый вопрос учитель дает ответ в форме размышления, сопоставляя факты и мнения. В результате учащиеся без затруднений осмысливают теоретическое содержание учебного материала. Минус этого приема получение учениками готовых знаний.
По ходу рассуждения ученики могут составлять сопоставительные таблицы, например на тему «Россия после октября 1905 г. и после февраля 1917 г.».
Вместе с приемом рассуждения применяются такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, аппликации текстовые таблицы. Прием рассуждающего изложения допускает деятельность учащихся на преобразующем уровне, когда по ходу объяснения учителя они составляют смысловые планы, логические схемы, сравнительно-сопоставительные таблицы.
Сравнительная и обобщающая характеристики. При изложении теоретического содержания учебного материала используются сравнительные характеристики. Сравниваются формы государственной власти, типы хозяйств и многое другое. При этом следует выделить существенные сопоставимые признаки исторических объектов; затем сравнить их, найти общее, особенное, единичное и сделать вывод. Вместе с приемом используются такие средства обучения, как текстовые сравнительные таблицы и учебные памятки, показывающие прием сравнения.
Совершенно иные задачи у обобщающей характеристики. Она подводит итог изученному теоретическому материалу, формирует понятия. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явления, самое существенное в нем, Например, рассказав о коллективизации, называют характерные черты колхозного строя: директивное планирование; изъятие произведенного продукта; прикрепление работника к земле; отсутствие его социальной защиты.
Обобщающая характеристика применяется, когда закончено объяснение сложного исторического события и в обобщенном выводе надо подчеркнуть его сущность или выявить существенные признаки и связи.
Обобщающая характеристика применяется при индуктивном и дедуктивном изложении главных фактов, понятий сжато, в виде перечисления существенных связей и признаков. Например, закончив объяснять сложный материал, в обобщении учитель выделяет сущность события (прием индукции). Поскольку индуктивное изложение мало вносит в развитие познавательных возможностей учащихся, при объяснении оно дополняется дедукцией и проблемным изложением фактов. Дедукция позволяет использовать содержание обобщающих характеристик в качестве теоретического знания.
- 1 2 3
Наглядность в обучении истории. Картографические наглядные пособия. Приемы и средства изучения хронологии, исторических документов. Использование художественных произведений на уроках истории
Наглядность в обучении истории.
На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности сформулировал и обосновал в XVII в. Я.А.Коменский. Этот принцип актуален и в наше время. Он находит свое отражение в многообразии видов наглядности и их классификаций. В классификацию по внешним признакам ученые и методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя предметную, изобразительную, условно-графическую наглядность.
Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины — наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Чтобы учебные картины можно было легко воспринимать с любого места в классе, тематические коллекции картин делают достаточно большими и выполняют яркими, сочными красками.
Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты. Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающей момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В.А. Томби «Саламинский бой», М.Г. Ройтера «Вступление Жанны д'Арк в Орлеан», Т.И.Ксенофонтова «Бой Спартака с римским отрядом» и т.д. Содержание картин включается в рассказ тогда, когда наступает изображенный на них момент.
Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы К.В.Лебедевым; среди них — «Полюдье», «В усадьбе князя-вотчинника», «Вече в Новгороде».
Культурно-исторические картины знакомят учеников с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены