Файл: Клинические и дополнительные методы обследования детей с хирургическими стоматологическими заболеваниями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 344
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 1947 г. М.Д. Дубов, продвинув иглу по Верше на 2-2,5 см, заметил обезболивание нижнего альвеолярного нерва, а если углубить иглу на 3-3,5 см, происходит обезболивание и язычного нерпа.
Необходимо указать, что в клинической практике у детей до 12 лет метод Ду-бова и, тем более, метод Уварова практически не используются, в то время как предложение Берше проводить анестезию с целью снятия воспалительной контрактуры нижней челюсти используется довольно широко. При этом иглу углубляют на 1,8-2 см и вводят 1,2- 1,5 мл анестетика.
2. Ментальная
Большая часть нижнечелюстного нерва в проекции между двумя постоянными премолярами (у детей ближе к первому малому коренному зубу, а при временных зубах — ближе к первому моляру).
Целевой пункт. В связи с ростом тела нижней челюсти в дистальном направлении месторасположение подбородочного отверстия изменяется с возрастом ребенка: от положения посреди тела нижней челюсти в проекции от первого моляра До второго во временном прикусе и в постоянном — между премолярами. Обычно по так называемой зрачковой линии расположены подглазничное и подбородочное отверстия ("зрачковая линия" проводится, когда ребенок держит голову ровно и смотрит прямо; от зрачка условно опускают линию книзу). Это еще
один ориентир места выхода подбородочного нерва. Следует помнить, что подбородочной
отверстие открывается спереди назад, то есть приблизиться иглой к нему можно с дистальной стороны — от больших коренных зубов.
Техника анестезии. Внерото-вой метод. В области подбородочного отверстия делают укол в кожу по направлению к кости, где и вводят 1-1,2 мл обезболивающего раствора. После Рис. 22. Место укола и положение шприца при инъекции необходимо, прижимая там- проведении ментальной анестезии внерото-поном мягкие ткани и кость, локализо- вым путем вать пропитывание анестетиком ткани, окружающие целевой пункт.
Внутриротовой метод. При наличии очага воспалительного процесса на коже в проекции ментального отверстия анестезию можно провести интраорально по типу фокальной инфильтрационной. При закрытом рте шпателем или крючком Фарабефа отводят нижнюю губу и щеку в участке премоляров. Укол в слизистую оболочку делают немного ниже переходной складки по направлению к целевому пункту, где вводят 0,5 мл раствора.
Зона обезболивания. Кожа подбородка с соответствующей стороны, половина нижней губы, слизистая оболочка альвеолярного отростка со стороны преддверия в проекции от первого резца до второго премоляра, частичное обезболивание премоляров, клыка и резцов.
Ментальную анестезию у детей чаще применяют для обезболивания кожи подбородка, красной каймы и слизистой оболочки губы, альвеолярного отростка со стороны губы.
5. Местные осложнения местной анестезии в челюстно-лицевой области. Причины, профилактика и лечения. Общие осложнения местной анестезии у детей. Клиника, профилактика и лечение.
Местные:
-
Занесение инфекции в крыловидное пространство (при туберальной) – абцесс -
После анестезии прикусывание губы -
Повреждение тканей глазного яблока -
Попадание анестетика в глазницу – диплопия -
Парез неба -
Ишемия тканей -
Тризм ( ограниченное открывание рта после мандибулярной) -
Временный парез и паралич мышц подбородочной области (при ментальной)
Общие:
Обморок — кратковременное нарушение сознания, которое связано с временным нарушением поступления кислорода в головной мозг или с острыми нарушениями притока крови к сердцу. Различают нейрогенные и соматогенные обмороки. Факторами, вызывающими нейрогенные обмороки у детей, являются разные эмоциональные состояния (возникновение боли при проведении, например, укола или хирургического вмешательства, боязнь врачей). Соматогенные обмороки могут быть обусловлены снижением тонуса периферических вен и артерий при инфекциях, интоксикациях, аллергических реакциях, перегреваниях и т.п.
Жалобы. Ребенок или его родители чаще не успевают предупредить врача об ухудшении общего состояния. Иногда врачу удается установить, что у ребенка возникли тошнота, боль в животе, шум в ушах.
Клиника. Клиническая картина складывается из трех стадий: стадии предвестников, собственно синкопы и стадии восстановления.
Стадия предвестников начинается с развития слабости, тошноты, неприятных ощущений в животе, сердце. Появляются шум в ушах, подергивания губ, век, рук и ног. В дальнейшем эти явления нарастают. Возникают резкая бледность, снижение мышечного тонуса и, как следствие, ребенок падает или "оседает", если он стоит, теряет сознание. Это стадия собственно синкопы. При потере сознания ребенок лежит неподвижно, глаза открыты, зрачки (чаще) расширены, роговичные рефлексы сохранены, дыхание поверхностное, пульс слабый. Бессознательное состояние длится от нескольких секунд до 1-1,5 мин. После возвращения сознания ребенок ориентируется, где находится, и даже помнит, что обусловило это состояние (страх и т.п.).
В стадии восстановления наблюдаются слабость, вялость, головная боль, но ребенок в полном сознании, вступает в контакт с врачом, родителями. Могут быть бледные кожные покровы и видимые слизистые оболочки, неуверенность в движениях.
Лечение обычно сводится к таким действиям:
— придание ребенку горизонтального положения, лучше, если ноги будут подняты выше головы, что способствует усилению притока крови к ней;
— обеспечение доступа свежего воздуха ребенку;
— дать ребенку вдохнуть пары нашатырного спирта и растереть ему виски.
Проведение этих мероприятий достаточно для вывода ребенка из обморока.
После восстановления сознания ребенку необходимо
полежать 1-2 ч. На протяжении этого времени нужно наблюдать за ним, мерять артериальное давление и подсчитывать частоту пульса. При значительных нарушениях дыхания, сердечно-сосудистой деятельности при длительной потере сознания показана госпитализация.
Коллапс — это сосудистая недостаточность, остро развивающаяся и связанная со снижением сосудистого тонуса и уменьшением объема циркулирующей крови вследствие с депонирования последней в периферических сосудах. Он проявляется резким снижением артериального и венозного давления, признаками гипоксии головного мозга и угнетением жизненно важных функций организма. Такое состояние требует неотложных мероприятий: введения средств, улучшающих деятельность сердца, устраняющих дилатацию периферических сосудов; проведения симптоматической терапии. 11еобходнмо внимательно относиться к детям, которые недавно переболели разными заболеваниями, и если стоматологическое вмешательство не срочное, то на некоторое время следует отложить его. Лучше, если подготовка такого ребенка к вмешательству будет проводиться вместе с педиатром или профильным специалистом по основному заболеванию.
Анафилактический шок — острая, генерализованная аллергическая реакция организма, сопровождающаяся разной степени декомпенсированным нарушением гемодинамики на тканевом уровне.
Жалобы. Родители или ребенок жалуются на покалывание в мягких тканях, куда был введен препарат, а позже — вокруг рта; зуд кожи лица, шеи, конечностей, тошноту, чиханье, боль в животе, ощущение сжатия в горле, за грудиной, на тяжесть вдоха. Симптомы шока быстро прогрессируют, поэтому (иногда) дети не успевают известить врача об изменениях своего состояния.
Клиника. Тяжесть анафилактичного шока обычно прямо пропорциональна времени, прошедшему от момента контакта с аллергеном до появления первых клинических симптомов. Кожа и видимые слизистые оболочки лица становятся бледными, отекшими. Пульс частый, слабого наполнения и напряжения. Вены спавшиеся, артериальное давление снижено. Возможны ктонические судороги, непроизвольное мочеиспускание и дефекация, потеря сознания.
Лечение. Неотложная помощь в случае анафилактического шока включает
такие последовательные действия:
1) прекращение введения препарата, послужившего причиной шока;
2) ребенка укладывают на бок для предотвращения
асиирационной асфиксия рвотными массами, а если есть угроза дислокационной — фиксируют язык;
3) вводят 0,1 % раствор адреналина или 1 % раствор мезатона (0,2-0,5 мл) в место инъекции препарата и подкожно в дозе 0,01 мл/кг массы тела;
4) при незначительном нарушении общего состояния ребенка и наличии кожных проявлений внутримышечно вводят антигистаминные средства (димедрол, супрастин 1 мл/кг; циметидин 5 мл/кг, ранитидин 1 мл/кг);
5) применяют кортикостероиды, хотя они и не являются препаратами, которые выводят из шока, но их антиаллергическое, антитоксическое, антигистамин-ное действие предотвращает осложнения его. Поэтому лучше ввести сразу внутримышечно гидрокортизон (4-8 мл/кг) или внутривенно 3 % раствор преднизо-лона (0,1-0,2 мг/кг), или метилпреднизолон (20-40 мг);
6) независимо от того, где возник анафилактический шок, а чаще это в амбулаторных условиях, ребенка госпитализируют в педиатрическое или челюстно-лицевое отделение для проведения интенсивной терапии.
6. Показания к общему обезболиваю у детей при хирургических вмешательствах в плановом порядке. Виды наркоза, применяемые в детской стоматологической практике их преимущества и недостатки. Премедикация.
Классификация общего обезболивания:
1.ингаляционный наркоз:
а)масочный
б)эндотрахеальный (назотрахеальный, ортотрахеальный, через трахеостому)
2.неигаляционный наркоз:
А)внутривенный
Б)внутримышечный
В)электронакроз
3.Комбинированные методы общего обезболивания:
А)нейролептаналгезия
Б)атаралгезия
В)центральная аналгезия
Г)комбинированная общая электроанестезия
При ингаляционном наркозе вводят общие анестетики в виде пара или газа в дыхательныепути с последующей диффузией их из альвеол в кровь. Развитие наркотического эффекта и выход из наркоза зависят от концентрации анестетиков во вдыхаемой смеси, их растворимости в крови и тканях, состояния дыхания и кровообращения. Ингаляционный наркоз более управляемый, чем неингаляционный. К ингаляционным анестетикам относятся диэтиловий эфир, фторотан, этран, наркотан, закись азота, трихлорэтилен. Чаще всего используется закись азота (в смеси с кислородом в соотношении 2:1 или 3:1) в комбинации с другими анестетиками. Для неингаляционного наркоза широко применяются барбитураты — гексенал и тиопентал натрия, виадрил, альгезин, стероидные наркотики, а также кетамин, кеталар, кетанест. Последние чаше используются у детей в качестве вводного, базисного и мононаркоза. Препараты кетаминового ряда имеют сильный анальгетический эффект, но они являются галлюциногенами. Сознание полностью восстанавливается через 30-40 мин после введения разовой наркотической дозы. Введение дроперидола и седуксена предотвращает побочные явления п потенцирует анестезию. В последнее время широко применяют препараты ультракороткого действия (мидазолам, пропафол), "выключающие" сознание. ЭТИ лечебные средства имеют преимущества перед другими при использовании их в условиях амбулатории, в особенности в комбинации с местной анестезией. Современная комбинированная общая анестезия предусматривает три обязательных компонента действия на организм: аналгезию, выключение сознания и релаксацию. При комбинации нескольких средств, предопределяющих общую анестезию, снижается токсичность каждого вещества и происходит не суммация, а потенцирование. Типичным примером для достижения аналгезии и сна может быть комбинированная анестезия наркотаиом и закисью азота с добавлением в ходе операции промедола или фентанила. Третий компонент анестезии - релаксация — достигается путем применения мышечных релаксантов.